Текст статьи составлен на основе книги Никитина Т.Л Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом, Москва, Северный паломник, 2002.

К югу от Самуилова корпуса находится церковь Спаса на Сенях — одно из интереснейших сооружений кремля. Построенная в 1675 году, она служила личной церковью митрополита Ионы. Прежде здесь была деревянная церковь, стоявшая на стенах каменных палат XVI века. Фасады храма трудно обозреть с ближних точек зрения. Хорошо видна только верхняя часть храма – барабан с главой, то есть самое важное и самое высокое здание ансамбля оказывается самым незаметным.

Домовая церковь митрополитов сооружалась с особенной любовью. На всех кремлевских церквях были поставлены простые железные кресты, а на Спасе – позолоченный. Спас на Сенях стоит на высоком подклете рядом с Белой палатой, и раньше особыми переходами соединялась с жилыми палатами митрополитов. Это самый удивительный храм Кремля.

У храма непростая судьба (впрочем, как и у всего архитектурного комплекса). Несколько раз храм страдал от пожаров; после переноса архиерейской кафедры в Ярославль, Спас на Сенях, как и все кремлевские храмы, остался без богослужений и был отдан под склад соли и вина. Так что не только в советское время пренебрегали храмами. Реставрация началась лишь в конце XIX веке, после визита великих князей в Ростов и личного распоряжения государя. До революции кремлевские здания имели музейный статус, а богослужения проводились периодически, после революции тут открыли краеведческий музей. В 1953 году после сильнейшим смерчем снесло главку церкви Спас на Сенях. Реставрация проходила в конце 50-хгг. прошлого века и вернула храму первоначальный вид, а в 90-х годах были восстановлены храмовые росписи, которые теперь поражают зрителя. Состояние настенной росписи храма весьма хорошее. Кроме всего прочего реставраторы извлекли из стен тысячи железных гвоздей и заменили их керамическими. Образцы этих железных и керамических гвоздей представлены в витрине у южной стены церкви.

Наружный вид церкви очень будничный, сдержанный. Единственный купол высоко стоит над гражданскими постройками этой части Кремля. Стена ничем не украшена – только чуть намеченные пилястры, карнизы и пояс арочек. Наличники окон тоже очень скромные. В отличие от других храмов Архиерейского двора, в архитектуре Спаса на Сенях преобладают формы, которые к XVII веку устарели и почти не употреблялись – это одноглавие, пощипцовое покрытие, крещатый свод.

По контрасту с внешним видом поражает пышная красота интерьера. Сама церковь и вход в нее – низкий сводчатый коридор, глубокая ниша с потемневшим образом, железная дверь с огромным замком – все это сохранилось с XVII века. Интерьер делится на три части: алтарь, солея (возвышение перед алтарем) и пространство для молящихся. В храме 24 окна. Фресковая роспись храма посвящена Христу.

Над входом в церковь с внутренней стороны – триптих «Деисус» - Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей.

Интерьер

Интерьер изначально был задуман несоразмерным человеку. Пол алтарной части и граница между ярусом «полотенец» и сюжетными росписями – почти на уровне человеческого роста. Световое отверстие в центре свода небольшое, отчего свод кажется еще выше, и где-то высоко-высоко в куполе видно изображение Бога Отца. Высота фигур стенописи нижнего яруса выше человеческого роста. Внутреннее убранство Спаса на Сенях уникально.

Алтарь. Иконостас. Солея

Значительную площадь храма занимает высоко поднятая солея (возвышенная часть перед алтарем). Она отделяется от остальной части храма мощной и богато украшенной аркадой на золоченых столпах. На солею ведет лестница из восьми ступе-ней. Сам алтарь тоже приподнят. Такое решение часто объясняют желанием Ионы Сысоевича возвысить себя над народом, но это вряд ли так. Ведь на высокой солее во время службы стоял не только митрополит, но и весь клир. И даже хор. Скорее всего, символика тут иная: она отражает идею превосходства духовного начала над мирским, идею отрешения от мирской суеты для божественной службы.

Вообще, устройство храма насквозь символично, поэтому странно было бы интерпретировать архитектурные формы иначе, как через выявление их иносказательного смысла. Поэтому, вероятно, восемь ступеней солеи прямо указывают на райскую символику алтаря, к которому они ведут, поскольку число 8 символизирует рай. Кроме того, это число указывало на принадлежность Спасской церкви самому Ионе, поскольку митрополитов в XVII веке поставляли на особом возвышении-амвоне, имевшем восемь ступеней.

Непривычное отсутствие высокого резного иконостаса возвращает нас к древней византийской храмовой традиции, которая возродилась после изданной в 1656 году по указу патриарха Никона книги «Скрижали», в которой были символически растолкован смысл алтарной преграды.

Иконостас на каменной преграде – также типичная деталь ростовских храмов. Но иконостас Спаса на Сенях имеет уникальные особенности, а именно: три верхних ряда - праотеческий, пророческий, деисусный написаны на сплошной стене, а праздничный чин помещается между арками, занимая как внешнюю, так и внутреннюю сторону аркады.

Галерея необычной конструкции перед амвоном также расписана. Она отделена от церкви двойным рядом золоченых арок, над которыми написаны головки херувимов с раскрытыми крыльями (именно таких В.М.Васнецов воссоздал позже во Владимирском соборе Киева). Аркада действительно выполняет роль преграды для непосвященных, подобно тому как алтарная стена закрывает алтарь.

На склонах арки над солеей изображены Учители Церкви великие каппадокийцы - Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и ростовские святители.

Роскошное оформление царских врат, великолепие солеи, пышные паникадила перед иконами – все это свидетельствует о наивысшем месте храма в иерархии церквей кремля. К сожалению, неизвестен порядок службы в этих храмах, а ведь, возможно, архитектурные особенности определялись и каким-то специальными богослужебными функциями.

Аркада солеи, закрывая собой от молящихся иконостас, одновременно частично его как бы и замещает – на арке имеется подобие деисуса (молитвенное предстояние перед Христом). Изображение Иисуса Христа с расположенными по сторонам от него Богоматерью и апостолами, размещенное на лицевой поверхности стенки над аркадой солеи, отсылает к евангельскому пророчеству о том, что в день Страшного суда Христос с апостолами будет судить «двенадцать колен израилевых», то есть все человечество.

На каменном парапете солеи изображены 12 сыновей праотца Иакова – родоначальники 12 колен Израилевых. Это изображение соотносится с изображением Христа и 12 апостолов в сцене «Страшного Суда». Ведь, согласно пророчеству, 12 апостолов будут судить 12 колен Израилевых, имена этих колен написаны и на вратах Небесного Иерусалима, а на стенах Града - имена 12 апостолов.

Картина Страшного суда разворачивается напротив, на западной стене храма: образы судей и судимых, по воле заказчика росписи митрополита Ионы, соотносятся друг с другом с предельной наглядностью.

Как водится, фрески алтарной части нам не доступны, они описаны в книге Никитиной Т.Л. «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом» (М., 2002), книжка продается в сувенирном магазине музея. Собственно, вся информация о храме взята мною из этой книги. Исследуем основное пространство храма, которое доступно в летний сезон всем. (Зимой храмы закрыты)

Купол и своды

В куполе храма Господь Саваоф. Как уже было казано, создателям храма был необходим визуальный эффект максимальной высоты купольного пространства, что и было достигнуто. Поэтому рассмотреть что-либо на куполе невооруженным взглядом довольно сложно, фотоаппараты тоже не берут. Главная идея росписи купола – Троица, правда, три ипостаси – Бог Отец, Бог Сын и Святой дух расположены в разных зонах купола.

Схема росписи купола.

1.Евангелист Иоанн. 2.Евангелист Матфей. 3.Евангелист Марк. 4.Евангелист Лука. 5. Воскрешение Лазаря.6.Вход в Иерусалим. 7.Распятие. 8.Снятие с креста.9. Положение во гроб. 10.Сошествие во ад. 11.Уверение Фомы. Явление ангела женам-мироносицам. Апостол Петр у пустого гроба. 12. Явление Христа Марии Магдалине. Исцеление расслабленного.13.Господь Саваоф.14.Беседа Христа с самарянкой.Исцеление слепорожденного.15.Сошествие Святого Духа на апостолов.16.Вознесение.

Купол всегда символизирует небесную сферу, пространство между Небом и Землей, в храмовой архитектуре - это зона сводов (символически – видимое небо), кроме того, своды - это и переход от Ветхого Завета в Новому, от прообразов и пророчеств к их исполнению с приходом в мир Христа. Херувимы образуют ярус, разделяющий эти зоны.

Стены барабана купола – это зона «видимого мира», тут появляется фигура Христос – Великий Архиерей (центр деисуса). Это смысловой центр купольной росписи. На нем сходятся вертикальные сюжеты композиции (Отец – Святой Дух) и горизонтальные ( молитвенное предстояние святых в Деисусе - молении). К сожалению, увидеть эти изображения снизу невозможно в силу конструкции купола.

Зато хорошо можно рассмотреть многочисленные изображения свода. Это праздники Пасхального круга - от «Воскрешения Лазаря» до «Сошествия Святого Духа на апостолов». В восточной части свода сюжеты, которые предшествовали Воскресению Христа («Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Снятие с Креста», «Положение во гроб»), а в западной части свода - события, после Пасхи («Уверение Фомы», «Явление Христа женам-мироносицам», «Исцеление расслабленного», «Беседа с самарянкой», «Исцеление слепого», «Сошествие Святого духа»).

Сразу обращают на себя внимание очень крупные (уникальные в этом смысле) изображения евангелистов. Таким образом усиливается тема благой вести миру и значение апостольской проповеди.

Южная и северная стены

На южной и северной стенах пять ярусов стенописи. Сюжеты – земная жизнь Христа.Тут два цикла. Деяния Христа (проповеди, беседы с учениками, прения с фариесями, чудеса, исцеления) занимает верхние три яруса, Страсти (страдания)Христанижние два. Среди сюжетов нет ни одной притчи или иносказания, а также отсутствует история Иоанна Предтечи. Композиции последовательно иллюстрируют текст Евангелия от Матфея. Одни композиции довольно компактны, другие, соединяются с соседними и превращаются в целые фризы. Например, «Исцеление больных у моря Галилейского» и «Умножение хлебов» на южной стене.

Неравнодушны художники к изображению архитектурных деталей и интерьеров. Внутри зданий изображаются полы с узорными плитками, используется перспектива. Возможно, это влияние западно-европейской гравюры, с которой были знакомы живописцы. Последняя сцена деяний на южной стене – «Изгнание торгующих из храма». Вся северная стена посвящена беседам, поучениям, наставлениям.

Композиции Страстного цикла в нижних ярусах легче рассмотреть, фигуры тут крупные, роспись производит сильное впечатление. В цикл включены наиболее значимые сюжеты, действие очень динамично. «Читать» цикл начинаем с южной стены, потом переходим на северную.

Схема расположения фресок на южной и северной стене.

На южной стене:

  1. Тайная вечеря 12. Омовение ног 13. Моление о чаше 14. Целование Иуды 15. Привидение Христа к Анне. 16. Привидение Христа к Пилату.

Целое море голов, остроумно нарисованное, изображает воинов Пилата и иудейскую толпу. Сам Пилат представлен в пестрых одеждах, что подчеркивает его власть и язычество.

На северной стене:

  1. Раскаяние Иуды 15. Поругание Христа 16. Христос перед народом и Ведение на казнь 17. Несение креста 18 Распятие.

То что последней ценой оказывается «Распятие», кажется странным – история как будто не завершена. Поэтому зритель невольно ищет ее окончание и поднимает взгляд на свод храма, где и находит продолжение («Снятие с Креста» и последующие события) То есть невольно от земного нас направляют к небесному, от видимого к символическому и умозрительному.

"Страшный суд"

Ну и, конечно, уникально исполненный сюжет церкви – это "Страшный суд" на западной стене. Необычность именно в самом исполнении - сцена занимает всю огромную цельную стену без каких-либо проемов и отвлекающих архитектурных деталей (есть только одно окно), мешающих цельности впечатления. Правильный прямоугольник напоминает огромную икону, собственно, иконографическая схема взята из иконописи.

По центральной оси расположены ключевые сюжеты, каждый из которых является ядром горизонтальной композиции своего яруса.

Как известно, «Страшный суд» - это второе пришествие Христа и суд над живыми и мертвыми. Иконография основана на литературном источнике - это «Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» Ефима Сирина, которое он создал, собрав все пророчества, апокрифы, предания.

Над всей композицией – изображение Бога Отца - Сафаофа. В верхней части изображены небеса, рай, и Христос-Судия во славе.

Ангелы свивают небо, подобное свитку с двумя светилами – Солнцем и Луной. Христос в золотой одежде восседает на радуге. Правой рукой благословляет праведников, а в левой руке его меч, обращенный к грешникам. Его окружает сонм ангелов с мечами, над головой - Святой дух в виде голубя. Христу предстоят молящиеся за род человеческий Богородица и Иоанн Предтеча. По сторонам от Христа на двенадцати престолах восседают двенадцать апостолов с раскрытыми книгами. Ниже фигуры Христа (а по логике перед ним) изображен Престол уготованный с Крестом и Евангелием. К престолу припадают Адам и Ева, которые первые нагрешили и первые пришли на суд.

Ниже престола – рука Божия с судными весами. Если приглядеться (лучше в бинокль или хорошую фотооптику), то видно, что ладонь руки наполнена маленькими человечками –это души праведных. Рядом надпись: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется им мука».

Судные весы – древний символ беспристрастного сравнения добрых и злых дел человека. Судимая душа изображена в виде нагого юноши, который стоит пред всеми покаянно скрестив руки на груди. Многочисленные бесы цепляются за левую (правую от зрителя) чашу весов, стараясь , чтобы тяжесть грехов перевесила добрые дела. Но ангел кладет на другую чашу белый плат, и весы склоняются, и душу юноши оправдывают. Этот сюжет оправдания грешника восходит к «Прологу», книге XVII века, где рассказывалась история о том, как некий разбойник повинился, был прощен, но заболел и не успел до смерти свoей сотворить добрые дела во искупление грехов. Перед смертью он плакал и молился. На чашу весов положили только платок, смоченный слезами покаяния, но этот платок перетянул все грехи, посрамленные бесы исчезли, крича: «Победило человеколюбие Божие».

По правую руку от Христа изображены праведники. Они чинно, в строгом порядке предстоят Христу. Ближе всех к Нему цари, потом праотцы, пророки, мученики и святители, среди которых выделяется иерарх с округлой бородой, в митре.

Ниже Апостол Петр с ключом в руке возглавляет шествие святых к вратам рая (их символизирует башенка). Над ней в круглой клейме три старца среди райских деревьев – это «Лоно Авраамово» - символический образ посмертного блаженства праведников.

Вдоль левого края композиции прямо над райскими вратами изображены фигуры монахов, которые на крыльях, словно ангелы, взлетают на небеса. Их встречает ангел, с золотыми венцами. Это изображение контрастно сцене низвержения бесов, ибо монашеский образ жизни подобен ангельскому житию – это самый верный путь к спасению, в то же время монах постоянно осознает себя наибольшим грешником, поэтому для монашествующих вопрос о загробной участи души всегда был очень важен. Кроме того, существовало мнение, что Страшный Суд настанет только тогда, когда святые праведники заполнят на небесах место, освободившееся после падения станы и всех, кто был с ним. Поэтому в композиции подчеркнута связь между падением бесов и вознесением монахов. В то время, когда создавалась фреска – во второй половине XVII века – вопрос о конце света был крайне актуален на фоне сложной политической и церковной жизни, в этих событиях видели свершение апокалиптических пророчеств.

Собственно, Рай во фреске изображен не очень явственно – он представлен столами , за которыми пируют святые. Традиционно Рай символизируется изображением Богоматери и собора архангелов, которые находятся в верхних углах фрески.

По левую руку от Христа изображены нестройная толпа грешников. Заметим, насколько чинно и аккуратно выстроились праведники, настолько бестолково и хаотично грешники. Это собрание разных народов. Ближе всех к престолу Судии евреи, которым указывает на Христа Моисей. Ниже европейцы, затем азиаты и «арапы». Кроме одежды, которой различаются народы, художник пытается передать и физиогномику типов – узкие глаза и широкие скулы азиатов, темные лица «арапов».

Сюжет с грешниками предельно декоративен, занимателен, что, конечно, должно было привлекать внимание зрителей, кроме того, именно в этом сюжете художник имел возможность изобразить окружающую его действительность. Но этих «красивых» грешников сопровождает тем не менее невеселая надпись: «Идут сии в муки вечные». Возникает противоречие между приподнятым настроением изображения (разнообразные лица, красивые одежды) и непреклонностью приговора – всех в ад. Возможно, это отражение представлений о суетности мира и тщете жизни эпохи барокко. Впереди всех, прочем, в ад идут люди в монашеских одеждах – этакое монашеское самоосуждение.

Весь нижний правый угол фрески занимает бушующее адское пламя. В этом огне на страшном звере сидит сатана, на коленях он держит душу Иуды, в руке которого мешочек с серебряниками. В адский огонь попадают и бесы, которых низвергает сюда Архангел Михаил. Из пасти зверя выходит змей, его тело – это путь загробных мытарств души. На теле змея кольцеобразные утолщения, у которых стоят бесы. Рядом написаны названия грехов.

Близ адского пламени изображены места адских мук - это семь темных пещер. Тут мучаются сребролюбцы, скоморохи, немилостивые, блудницы, клеветники, разбойники, волхвы и чародеи.

Между Адом и Раем изображен привязанный к столбу человек – рядом с ним ангел со свитком. Человек - это «милостивый блудник», который из-за невоздержанной жизни не попал в рай, но из-за того, что был милосерден, избавлен от ада.

В центре нижней части композиции мы видим круг с изображением четырех зверей, рядом с ним фигуры ангела и пророка Даниила, видения которого содержат много сюжетов, близких Страшному суду. Это огненная река, четыре трубящих ангела из сцены воскресения мертвых, четыре зверя.

Что за звери такие? Они символизируют четыре великих царства, которые должны сменить друг друга на земле. Лев – Вавилонское царство, медведь – Персидское царство, барс с четырьмя головами – держава Ал.Македонского, поделенная после его смерти на четыре царства, десятирогий зверь символизировал современное пророку Римское царство. Но есть и другая версия распределения царств – царства Навуходоноссора, Дария, Кира, Македонского. Рим в этой трактовке не считался гибельным царством, так как именно в нем явился Христос. С точки зрения «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис) последнее царство в любом случае – царство антихриста. В церкви Спаса на Сенях звери символизируют «Перское», «Македонское», «Римское» и «Вавилонское» царства. При этом Вавилонское – это дракон с семью головами (напоминает зверя-антихриста Апокалипсиса). Традиционно Вавилон - обобщенный образ большого города, где земная слава, роскошь неотделимы от греха и порока.

Интересно, как противопоставлены два круга в композиции Страшного суда: нижний с «Вавилонским зверем» (преходяшие земные царства) и верхний с Христом-Судией – царство грядущее.

Схема изображений фрески «Страшный суд» (из книги Никитиной Т.Л. «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», М, 2002)

1.Господь Саваоф. 2.Богоматерь с ангелами. 3. Лики праведных в раю. 4. Ангелы, свивающие небо. 5. Собор архангелов. 6 .Святой Дух. 7. Апостолы на престолах и ангелы. 8. Христос – Судия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. 9. Вознесение монахов. 10. Лики праведников. 11. Престол уготованный с припадающими Адамом и Евой 12. Грешники. 13. Падение ангелов. 14.Лоно Араамово. 15.Рука Божия, держащая судные весы. 16. Судима душа. 17. Шествие праведников к вратам рая. 18. Ангел указывает пророку Дааниилу на образы погибельных царств. 19. Милостивый блудник 20.Змей мытарств. 21. Земля и море отдают своих мертвецов. 22. Символы четырех царств. 23. Мучения грешников. 24.Геенна огненная. 25. Орнаментальная полоса. 26.Полотенца. 27. Херувим. 28-29.Преподобные.

Прочитав столь подробно текст этого живописного послания, можно с уверенностью сказать, что митрополит Иона вкладывал в оформление храма весь свой талант, действуя свободно – от души, избегая шаблонов и однообразия, ибо создавал храм прежде всего для себя. Это была домовая церковь митрополита, доступная только избранным, отсюда, наверное, сложная богословская символика храма, росписи храма воплощают самые важные для Ионы богословие идеи. Спас на сенях - много сообщает нам о характере богословского, эстетического и символического мышления эпохи позднего русского средневековья. Пожалуй, это одна из лучших церквей той эпохи. (Шамурин Ю.)

Рассказ о храме см также:

https://jnike-07.livejournal.com/205415.html

Фото - здесь