Интерьер

Текст статьи составлен на основе книги Никитина Т.Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом.,М., 2002

Галереи

Как и церковь Воскресения, этот храм окружен галереями. Роспись в галереях сохранилась плохо. Сюжеты, которые видны – «Деяния и Страдания Апостолов», этот цикл редок в стенных росписях, к тому же из известных наиболее ранний.

Северная гелерея

В северной галерее справа от портала три сцены исцелений апостолами Петром и Иоанном – исцеление хромого у храма (это самое первое чудо, совершенное апостолами именем Иисуса после Сошествия на них Святого Духа).

Слева от портала – «Крещение самарян Петром и Иоанном» (три сцены крещения народа на фоне города, над которым парит Святой Дух), «Видение апостола Петра». В этом видении к Петру спускается сосуд, наполненный разнообразными животными и птицами, глас Божий повелевает взять их в пищу, в том числе тех, кто считался нечистым для иудеев. Петр недоумевает, но Господь запрещает Петру считать нечистым то, что очистил Бог. Идея в том, что нельзя считать ни одного человека скверным или нечистым, потому что всех очистил Христос. Очевидна связь этой сцены с предыдущей – крещения самарян, ведь самаряне тоже были «скверным» народом, с точки зрения иудеев.

Цикл страданий состоит из двенадцати сюжетов, посвященных двенадцати апостолам. Открывает цикл сцена проповеди и "Суда над апостолом Петром", затем сюжет «Распятие Петра вниз головой на кресте», последний сюжет цикла – «Усечение мечом апостола Павла». То есть обрамляют цикл сюжеты про первоверховных апостолов Петра и Павла.

Западная галерея

В западной галерее полустертая композиция из медальонов с полуфигурами святых. Идентифицировать можно только Авеля, который держит ягненка, у других святых в руках свитки (тексты стерты), то есть это могли быть пророки или праотцы. Это «Древо Иессеево», подобная композиция есть в галерее Благовещенского собора Московского Кремля.

Особый цикл изображений располагается на оконных откосах. Как и в Воскресенской церкви, это собор всех святых, расположенных в иерархическом порядке. В восточной паре окон – апостолы, в средней – святители, в западной - преподобные. На западной стене в откосах боковых окон изображены мученики, а в центральном – архангелы и ангелы в предстоянии Нерукотворному образу.

Из галерей, которыми окружен храм, в интерьер церкви ведут три портала. Западный и южный очень красивы, выполнены из фигурного кирпича в виде балясинок, дынек, валиков и покрыты цветной росписью.

Росписи широких внутренних откосов порталов – это травный орнамент и фигура ангела с обнаженным мечом.

Там, где композиции цикла Страданий апостолов соседствуют с богато украшенными западным и южным порталами, на лопатках рядом помещены фигуры нечестивых правителей, повернутых спиной ко входам. Это контрастирует с надписью (она есть на западном портале) «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся».

Росписи храма

Интерьер церкви оформлен в том же духе, что и остальные храмы Кремля. Особенно похож на интерьер Воскресенской церкови, которую мы смотрели первой. Это неслучайно – обе церкви надвратные, у них и внешнее оформление сходно. Тут также имеется каменный стенописный иконостас с аркадой в нижнем ярусе; сводчатые сени над царским вратами и алтарем, также роспись по всему пространству стен. Стенопись состоит из трех комплексов, в соответствии с делением пространства храма: алтарь, церковь и галереи.

Роспись алтаря скрыта от глаз посетителей, сказано, что она мало чем отличается от алтарных росписей храма Воскресения (и выполнена, вероятно, по её образцу). Впрочем, их мы тоже не имели возможности лицезреть – в алтарь любопытствующих не пускают. Можно разглядеть издалека алтарную конху с феской «О Тебе радуется», которая иллюстрирует песнопение, прославляющее Богоматерь, которая окружена «собором архангелов» и частью человеческого рода в лице Иоанна Предтечи и апостолов.

Иконостас и сень

Роспись восточной стены церкви Иоанна Богослова (аналог иконостаса) почти идентична росписи восточной стены церкви Воскресения (о которой шла речь выше). Над местным рядом иконостаса во всех домовых храмах (коим является и эта церковь) располагается особо важный ярус изображений.

В данном случае это изображения на тему Спасения, начало которому послужило появление на свет Богородицы, а продолжением – искупительная смерть ее Сына. Поэтому смысловой центр ряда «Распятие» и «Причащение апостолов» - над царскими вратами.

По бокам от царских врат аркада обрамляет проемы алтарных дверей и ниши двух окон. В круглых и овальных обрамлениях создан как бы дополнительный праздничный ряд, сюжеты которого связаны с Богоматерью и с миссией сына ее Христа: «Зачатие св. Анны», «Рождество Богоматери», «Воскрешение Лазаря», «Уверение Фомы».

В откосах окон, которые находятся у алтарной части (солеи), изображены (как и в церкви Воскресения) святители - на южной стороне, у правого клироса – ростовские, а на противоположной стороне – вселенские. Южное окно выше и поэтому фигуры ростовских святителей оказываются более масштабными, чем фигуры вселенских иерархов в северном окне. Иконостас идентичен иконостасу церкви Воскресения.

В куполе - поясное изображение «Отечества». На стенах барабана херувимы, праотцы, пророки. В основании барабана в парусах евангелисты с символами (крупные). Между евангелистами - «Нерукотворный Образ», «Богоматерь Знамение» и ангелы.

На склонах свода – иллюстрации к Символу Веры, важнейшей молитвы христиан, в которой в сжатом виде изложены все истины и догматы вероучения. Первая часть молитвы написана у изображения Троицы и далее по тексту. Традиционные для ростовских кремлевских храмов сюжеты «Распятие», «Воскресение», « Вознесение», «Сошествие Святого Духа» расположены под распалубками свода. Отсутствуют сцены «Страшного суда», а центральное место - изображение Страстей Христовых, его земное служение. Фреска «Увенчание терновым венцом».

Фраза из Символа Веры про «единую апостольскую церковь» проиллюстрирована композицией «Учение трех святителей».

Отличительная черта интерьера храма – больше окон и света, другой колорит росписи. Судя по тому, что солея (алтарная часть) приподнята только на одну ступеньку, в иерархии архимадричьих храмов этот храм занимал последнее место. И это единственный храм, фрески которого не реставрировались. Т.е. мы видим фрески, уцелевшие со времен Ионы. Краски пестры, сочны, ярки – росписи, по мнению исследователя Ю.Шамурина, «выполнены в «народном русском вкусе». Поэтому стенопись производит несколько кустарное, деревенское впечатление, особенно благодаря преобладающему синему колориту».

Кто был автором росписи неизвестно, предположительно те же мастера, что и в храме Воскресения. Впрочем, стиль фесок церкви Иоанна Богослова имеет свою особенность – это живописность, мягкость линий, обилие криволинейных очертаний и сложных поворотов фигур. Главная идея росписи храма – победа христианства над язычеством ( который отождествлялся с демоническим миром, отсюда так много бесов на стенах храма).

Южная, западная и северная стены разделены на шесть ярусов, не считая нижней части стены (т.н. полотенца – нарисованные драпировки). Два верхних яруса - Евангельский цикл (19 сюжетов). Верхний ряд непрерывный, второй состоит из сцен, расположенных в простенках окон. Эти два яруса читаются как одна строка. Цикл открывается «Проповедью Иоанна Предтечи о Христе» (это начальный сюжет Евангелия от Иоанна) Эта сцена - предисловие к рассказу о деяниях Христа, кроме того, она обозначает связь с ветхозаветной историей. В этой сцене главная тема – проповедь и крещение, которая будет развиваться в нижних ярусах росписи. Евангельский цикл охватывает основные сцены исцелений, прощенией и воскрешений.

Самый большой цикл росписей в церкви Иоанна Богослова, естественно, – житие Святого. Это 36 композиций, три яруса (в соответствии с трехчастностью самого жития), верхний ярус размещен в простенках окон. Литературный источник – «Житие и хождение апостола Иоанна Богослова», составленное его учеником Прохором. Он, кстати, повсеместно на фресках изображен с книгой, в которую записывает деяния Иоанна.

В первом ярусе жития дана предыстория и завязка действия: Иоанну выпадает жребий проповедовать учение Христа в Азии, апостол приплывает на корабле в город Эфес, нанимается работником в бани (термы) и совершает первое чудо – воскрешает отрока. После этого начинает проповеди, разрушает идолов, изгоняет бесов, терпит побои и изгоняется на остров Патмос.

Третий ярус цикла иллюстрирует самое важное чудо жития - прения Иоанна Богослова с языческим волхвом Кинопсом. Этот Кинопс жил себе на острове Патмос, его считали покровителем острова и почитали, как бога, потому что он повелевал бесами. Конечно, не понравилось Кинопсу появление нового проповедника, поэтому отправил Кинопс на нового проповедника бесов. Но Иоанн изгнал бесов с острова. Тогда Кинопс впервые покинул свою пустыню и пришел в город. Событие собрало кучу народу. По традиции античности, любой спор мог быть разрешен в честном диспуте или соревновании. Кинопс пригласил Иоанна посоревноваться в чудесах. Иоанн вызовы не принял, следуя примеру Христа не творить чудеса напоказ для искушавших его фарисеев. Тогда Иоанна схватили, а Кинопс стал показывать чудеса воскрешения умерших. Но являлись не сами воскресшие люди. А бесы, принявшие их облик. Кончилось дело тем, что Кинопс утонул, а Иоанн вновь изгнал с острова всех бесов и убедил людей в правоте своей веры.

В житие Иоанна особенно интересна тема неприятия проповеди, столкновения истинного и ложного учений. Создатель цикла видит причину враждебности людей в действии злых сил, настоящими противниками апостола становятся бесы. Обилие изображений бесов в помещении церкви – уникальная особенность церкви Иоанна Богослова. Бесы становятся персонажами каждой композиции в последней части цикла жития Иоанна Богослова, а также в следующем житийном цикле Авраамия Ростовского. Иконография бесов любопытна: фигуры и одежда их человеческие, но они ростом они выше людей. Бесовскую сущность выдает неестественный (белый, багровый или серо-зеленый) цвет лица, искаженного злобной гримасой, и короткие крылья. В изображении бесов нет оттенков юмора. Это страшные и сильные враги, которых, однако, побеждает сила Бога. Фото этих сюжетов взяла отсюда.

Уникальность церкви Иоанна Богослова в том, что на ее стенах представлено два жития. Второй цикл – житие преподобного Авраамия Ростовского, одного из первых проповедников христианства в Ростове. Это нижний ярус росписи.

Иконография фресок сходна с житийной иконой, которая восходит к эпохе Ивана Грозного. Фресковый цикл отражает только основные эпизоды жития. Открывает его сцена пострижения Авраамия в монахи. Действие происходит в большой пятиглавой церкви. Странно то, что пострижение происходит в обществе мирян, кроме Араамия нет ни одного монаха.

Следующие эпизоды представляют, как Араамий молится в келье о сокрушении идола Велеса, вскоре идол будет разрушен. Араамий получил совет от старца идти в Царьград за помощью к Иоанну Богослову (вот теперь понятно, почему эти два жития рядом), Араамий отправился в путь, но не успел далеко уйти от Ростова, как на реке Ишня святому самолично явился Иоанн Богослов, дал Араамию трость и повелел возвратиться в Ростов и сокрушить идола. (Деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне в селе Богослов до сих пор радует глаз. Она поставлена как раз на том самом «историческом» месте, где Араамий получил волшебную трость). На фреске Араамий представлен дважды: стоящим и коленопреклоненным перед апостолом. В руке Иоанна тонкий жезл с крестом.

В следующей сцене этим жезлом будет сокрушен идол. Авраамий и впрямь вернулся в родной город, и сразу же сокрушил идола. Вот он стоит в короне на пьедестале, а вот уже внизу от него только кусочки остались - сокрушение идола показано покадрово. В сцене встречи Авраамия и Иоанна изображен Ростов, огражденный крепостной стеной с башней. Сцена сокрушения идола Велеса тоже написана на фоне города.

Остальные композиции на западной стене посвящены устройству монастыря на месте сокрушения идола: вот Араамий поучает братию, а вот (на следующей фреске) в Успенском соборе Ростова Араамия рукополагают в священники.

Интересен сюжет с уловлением беса. Авраамий заточил беса в сосуд и накрыл крышкой, чтобы тот помучился в неволе. Ростовский князь, зашедший к Авраамию, случайно открыл сосуд и освободил беса. Бес решил отомстить Араамию и, переодевшись в воинские доспехи, «настучал» князю на Преподобного, оклеветал его.

Араамия вызвали на суд к князю. Авраамий едет на убогой кляче с понурой головой, рядом с ним княжеский посланник на красивом коне. Араамий одет во власяницу, на ногах женские сапожки на высоких каблуках, в таких изображались только блуднцы, то есть бес обвинил Араамия еще и в блуде. Вся эта история кончилась посрамлением беса и извинениями князя, но этого на фресках нет. Завершает цикл погребение Араамия.