Ростовский Борисоглебский мужской монастырь Находится в 18 км от Ростова Великого дороге из Ростова в Углич , в поселке Борисоглебский (местные жители называют его Борисоглеб), на берегу озерца.. Туристов сюда автобусами не возят, хотя это древнейший монастырь, основанный в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского. Местные подвижники-пустынники Павел и Федор попросили Сергия (который приходил в Ростов на богомолье, к мощам ростовских чудотворцев) указать место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба и последующего создания в их честь обители. Знаменитый русский подвижник-чудотворец привел отшельников на берег лесной реки Устье, с того момента ведет историю Борисоглебский монастырь. (К слову, сам Сергий родился и вырос в селе Варницы, в 4 км от Ростова Великого, в этом селе есть монастырь его имени, куда мы тоже отправимся).

Начиная с XV века Борисоглебский монастырь был очень любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим «домашним». Не однажды цари использовали монастыри в качестве укрытия от преследования врагов в ходе фамильных распрей, в том числе Василий II Тёмный. В монастыре был крещен его сын, в будущем царь Иван III, а его сын Василии III в 1522 построил каменные соборы, а в XVII веке были сооружены крепостные стены и башни. Под этими стенами ни разу не стоял иноземный захватчик - после 1700 года военные действия Россия вела уже на других своих рубежах.

До эпохи Петра монастырь процветал: богатые вклады в него делали цари Иван IV Грозный (более 20 вкладов: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов), Иоанн Грозный жаловал в обители громадные средства на помин душ убиенных им же самим нескольких тысяч бояр, князей, воевод и членов их семей, жаловал монастырям и конфискованное имущество казненных. Такие были нравы. Делали пожертвования цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие.

В первые годы XVII века тут жил затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Он прославился своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития — затвор и прожив в веригах 38 лет. Скит Иринарха и сейчас на месте. Его мощи под спудом находятся в паперти соборного храма монастыря

Иринах обладал даром прозорливости: предсказал царю Василию Шуйскому «пленение Руси поляками». Те не замедлили явиться и подивились смелости Иринарха. Польский воевода Ян Сапега был поражен бесстрашием Иринарха, когда тот смело вышел к захватчикам Увидев вериги Иринарха, Сапега спросил: “Как ты сию муку терпишь?” На что получил ответ:”Бога ради терплю сию муку и темницу в келии своей”. Пан Сапега был потрясен силой русского духа, пощадил монастырь, пожертвовал Иринарху пять рублей денег и в качестве охранного знака оставил знамя. Эта реликвия «охранное знамя Сапеги» хранилось в монастыре вплоть до революции 1917 года. Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с рус. войсками (более вероятно, что это произведение годуновской школы шитья происходит из суздальского Покровского монастыря, разграбленного поляками). Сейчас знамя находится в ростовском музее, а в монастыре - копия.

В Борисоглебский монастырь летом 1612 года, перед освободительным (и окончательным) походом на Москву против польских интервентов, пребывая в смятенных думах после известия об измене казацких атаманов, на помощь которых он рассчитывал, обратился за советом, духовной поддержкой и напутствием князь Дмитрий Пожарский, ополчение которого в ту пору находилось в Ярославле. Для предков наших небесное заступничество значило очень многое – вдохновляло на победы, придавало уверенности в своих силах, сплачивало.

После восшествия на трон в 1613 году Романовы продолжали поддерживать монастырь щедрыми вкладами, а постригавшаяся в монахи знать жертвовала обители свои сбережения и земельные угодья. Борисоглебская обитель скопила громадные средства и вполне могла себе позволить каменное строительство на широкую ногу. Все отдельно стоящие сооружения и мощнейшие стены были построены именно до церковной реформы Екатерины Второй 1764 года.

После реформы Борисоглебская обитель резко превратилась в заурядный второклассный монастырь. А на 561-м году своего существования, в 1924 году, монастырь был упразднен. Каким-то чудом после революции не были разрушены и взорваны никакие здания. Но большевики вынесли абсолютно всё (в том числе драгоценнейший иконостас XVI века из собора Бориса и Глеба), оставив голые стены. Советская власть быстро нашла применение опустевшим помещениям: отделение Сбербанка, пионерский клуб, общежитие милиции, склады зерна и льноволокна, колбасный и кондитерский цеха, автогараж, ледник…

В 1928 году в монастыре работал П.Д.Барановский – легендарный реставратор. Возможно, благодаря ему архитектурный комплекс упраздненной обители получил статус музея и некоторую охранную грамоту. Музей просуществовал тут до 2014 года, когда монастырь был полностью передан РПЦ, 20 лет музей и возрожденный монастырь сосуществовали рядом. План музейного комплекса монастыря (сейчас музейные залы, смотровая площадка и прочее музейное - все упразднено).

Современное состояние монастыря вызывало у меня недоумение. На фотографиях и в путеводителях о нем сказано как о прекрасно сохранившемся комплексе, прообразе Ростовского кремля. В реальности мы увидели огромную территорию с хаотично разбросанными зданиями, на которую не хватает ни рук, ни денег. Я не люблю вылизанные отреставрированные до потери смысла стены, но и осыпающаяся штукатурка как-то угнетает. Спишем это на ветреный зимний вечер 29 декабря. Думаю, что летом впечатление должно быть иным.

Попасть на территорию можно через северные ворота – это вход с улицы поселка, либо через южные ворота. См. схему.

Над обоими воротами возведены храмы, архитектура самих ворот и галерей над ними тоже одинакова - их строили почти одновременно, с перерывом в 10 лет. Мы зашли с севера (южные ворота были закрыты для прохода - это я видела, когда подошли к ним с внутренней стороны монастыря).

Северные ворота и церковь Сретения

Сретенская надвратная церковь (1690 г) над северным въездом в монастырь, над бывшими Водяными воротами. Река Устье давно изменила русло, и теперь за этими воротами торговая улица поселка Борисоглебский с сохранившейся булыжной мостовой. Магазинчики лепятся прямо к подножию монастырских стен (торговые лавки были построены в XIX веке на средства монастыря и сдавались местным купцам в аренду).

Северные въездные ворота строились последними, замыкая периметр крепостных стен в единое целое. Сретенская надвратная церковь, освященная в 1692 году, своим силуэтом с башнями и галереей напоминает Сергиевскую – но лишь на первый взгляд – в точности одинаков лишь декоративный узор барабанов.

Различаются и окружающие ворота парные башни – у Сретенской церкви круглые в плане, у Сергиевской – шестигранные. Церковь для посещений закрыта (как и Сергиевская), хотя, если верить описаниям, в ней сохранились какие-то остатки росписей. Вот так выглядели ворота в начале ХХ века (фото С.М.Прокудина-Горского)

Несмотря на некоторую запущенность, а может быть, благодаря ей, Северные ворота с церковью выглядят внушительно-легендарно.

Войдя не территорию монастыря, оказываешься в очень большом и неуютном пространстве. Каменные стены с 15 башнями, возведенные в XVII веке огородили большую территорию, оставив внутри на пригорке старинную часть монастыря. Внутри обители образовалось большие пустынные участки, на которых были разбиты сад, огород, высажена кедровая роща, выкопаны пруды. Увеличившаяся внутренняя территория позволила в 1690 году поставить и звонницу. Простора в монастыре много и поныне, но в темное время суток, особенно в холодную пору, здесь не слишком уютно.

Как уже было сказано, каменное строительство в монастыре велось в два этапа, с полуторавековым перерывом – в 1520-х и в 1670-1690-х годах, благодаря чему в камне запечатлелись черты, присущие архитектурному стилю соответствующей эпохи. Архитектура “первой волны” включает в два каменных храма – Собор Бориса и Глеба (1524 г) и Благовещенскую церковь (1526 г) (оба сохранились), 2 корпуса настоятельских покоев (сохранились), просфорный корпус (пекарня, сохранилась) и кельи первых насельников.

Сразу от Северных ворот открывается перспектива двух древних храмов – слева Бориса и Глеба, справа – Благовещенская церковь.

Самый древний храм - Бориса и Глеба (холодный – летний). Конечно же, искажен поздними перестройкам , зачастую совершенно неразумными. Чтобы представить себе, каким он был изначально, воспользуемся профессиональным руководством см. https://lidushka-39.livejournal.com/ и https://lidushka-39.livejournal.com/tag/

Цитирую: "Внимательно смотрим на здание - сейчас будем устранять все поздние дополнения, не относящиеся к памятнику 1524 года, причем делать это будем в обратном порядке – двигаясь вспять от нашего времени вглубь веков. В 1810 году к западному фасаду Борисоглебского собора (для торжественного упокоения под спудом мощей легендарного борисоглебского чудотворца - затворника Иринарха) был пристроен придел Ильи Пророка – совершенно диссонирующее с древним зданием низкое сооружение с портиком – этот кричащий "новодел" мысленно разбираем, заодно восстановив разрушенный в ходе пристройки западный портал".

В 1778-1780-х годах был надстроен барабан собора, а его шлемовидная глава заменена на ”луковичную с перехватом” меньшего в сравнении с барабаном диаметра (ликвидируем, корректируем). Древнерусское позакомарное перекрытие, завершенное десятью кокошниками, декорирующими снаружи арки крестовых сводов, заменили на более практичное четырехскатное, закрыв при этом щелевидные окна барабана (всё возвращаем на исторические места).

Окна всех средневековых храмов изначально были узкими, в большинстве своём растесаны впоследствии – не стал исключением и наш Борисоглебский собор, для лучшего освещения которого в 1690-х годах были расширены окна основного объема, а вдобавок еще и прорублены новые – над южным и северным порталами (воссоздаём исходные параметры и закладываем лишние проёмы). Увы, все архитектурные вмешательства не могли не отразиться на прочности конструкции – в стенах появились трещины. В результате нашего архитектурного расследования, после ликвидации чуждых элементов, перед нами предстаёт детище “церковного каменного здателя" Григория Борисова – аскетических форм, лаконичных пропорций, полностью соответствующее духу монастырского жития и богослужебному назначению.Отдельно необходимо упомянуть переделку, осуществленную в 1836 году (мы её не увидим, её последствия уже устранены) – по углам кровли (не иначе как для украшения) были надстроены четыре деревянных барабана (на фотоснимках Прокудина-Горского они присутствуют). Простоял собор в таком виде до 1925 года – пока в Борисоглеб не приехал Петр Дмитриевич Барановский, в ту пору занимавшийся изучением архитектуры нашего древнего монастыря. Разумеется, восстановить полностью первоначальный облик собора в те годы не было никакой возможности – но вот разобрать нелепые угловые барабаны ему удалось».

Чудесным образом попали внутрь храма – дернули дверь и нам открыл батюшка. Даже рассказал о храме (довольно долго говорил). Иконостас тут теперь старинный, но из какой-то другой церкви. Изначально храм не имел внутри живописи, только в 1783 г. собор был расписан полностью, включая купол и своды. Сейчас на стены остатки росписей вроде бы нач.ХХ вв. в духе Нестерова. В приделе выставлена копия стяга, подаренного Сапегой во время смутного времени, и вериги Иринарха.

Церковь Благовещения (1524—1526 годы)

Находится чуть западнее собора, также была сооружена Григорием Борисовым, Это теплая церковь (зимняя). К ней примы¬кает трапезная (пристроенная позже), с красивым парадным крыльцом, которое похоже по своему оформлению на звонницу. Его открытые арки также имеют висячие гирьки, а стены первого яруса расчленены вставками с цветными изразцами, пышно декорированы второй ярус крыльца и оконные наличники. Корпус бывших настоятельских покоев отно¬сится к XVI веку, но значительно утратил прежний вид. Из-за сильного ветра и наступления сумерек не было возможности вглядеться в особенности архитектуры церкви и трапезной, поэтому отсылаю к прекрасному подробному живому журналу и рассказу

Звонница

https://lidushka-39.livejournal.com/ «Строительная артель, приглашенная Ростовским митрополитом Ионой, до этого создавшая уникальную многоярусную звонницу перед Успенским собором Ростова Великого, в 1682 году в Борисоглебском монастыре повторила своё творение в несколько уменьшенном виде – лишь из двух пролётов. На третьем ярусе было предусмотрено место для часового механизма - что в глухой деревенской местности в ту пору было делом неслыханным. Само собой, часы сгинули в лихолетьи, как и старинные колокола. И то, и другое было воссоздано после возвращения монастыря РПЦ в 1994 году. Нынче каждые четверть часа отмечаются переливчатым звоном. Первый ярус - ризница-"подцерковье", второй ярус - церковь Иоанна Предтечи, на третьем ярусе установили часы, соединенные с колоколами системой канатов (подобная конструкция носит чудесное старорусское название "часозвонь")

Между арками верхнего яруса звонницы - небольшая фреска с изображением Иоанна Предтечи (написана в наши дни взамен утраченной древней). Борисоглебских колоколов до революции было десять. К 1929 году не осталось ни одного. Хотели разобрать и звонницу, но, слава Богу, не разобрали.

Восточный фасад звонницы – с опять же прямоугольной апсидой. С севера пристроено крыльцо для входа на второй ярус в церковь - живописное, жизнерадостное, привлекающее внимание всех попадающих сюда путешественников. Всё те же родные украшения - "утопленные" изразцы, арочки с "вислым каменьем", поребрики на карнизах, кокошники на окошках, обрамленных колонками. Всё нарядно, празднично, радостно. Борисоглебские крылечко трапезной и крылечко звонницы – близнецы-братья, очень схожи внешне, созданы в одно время одним зодчим».

В конце монастырского двора виднеется Сергиевская церковь и закрытые южные ворота. Это фирменный знак монастыря, но мы эти ворота видели только с тылу.

Сергиевская церковь над южными воротами

Сооружена в честь преподобного Сергия Радонежског в 1545 году, частично перестроена в XVII веке. Одновременно с постройкой крепостных стен над южными воротами монастыря была сооружена пятиглавая, 4-столпная церковь прп. Сергия Радонежского. Проезды ворот были расписаны в конце XVII в. многофигурными композициями с изображением Христа и молящихся святых.

На южной галерее Сергиевской церкви, над арками, сделаны три трехлопастных киота, обрамленных профильными тягами. В киотах изображен Деисус. В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне, в левом киоте — склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории, в правом киоте со свитком в руках изображен Иоанн Предтеча, одетый в зеленый хитон. Помимо композиций с фигурами в рост, использованы медальоны с образами прп. Сергия Радонежского, блж. Исидора Ростовского и прп. Иринарха, на внутренней арке проезда располагается образ «Спас Благое Молчание». Большая часть росписей нуждается в реставрации.

Насколько я понимаю, внешний вид постройки очень пострадал как раз от последней реставрации. Две фотографии – до и после (из интернета):

По бокам церкви стоят мощные фланкирующие башнями с четырьмя рядами бойниц для верхнего, среднего и подошвенного боя. Суровость башен контрастирует с нарядным оформлением ворот - перекрытия, окошки, рельефные узоры, гирьки. Правда, после реставрации и замазывания ровным белым этот эффект потерян.

Поскольку монастырь имеет весьма протяженные стены, невольно взгляд упирается в них. Они весьма живописны только снаружи, но и внутри, благодаря аркам. Арки устроены по всему периметру стен, утоплены вглубь на треть толщины. Для чего? Во-первых, экономия строительных материалов. Во-вторых, эффект ритмичности и упорядоченности довольно большого внутреннего пространства. И в-третьих, стены становятся резонатором: все внутренние звуки резонируют (отражаются) от арок, оставаясь таким образом внутри пространства монастыря.