Маршрут:Федорова часовня - Федоровский женский монастырь – Горицкий монастырь (музей) – Веськово (Музей Петра I - Ботик) - Красная площадь (собор во имя Владимирской иконы Божией матери и церковь Александра Невского) - Спасо-Преображенский собор - крепостные валы – Рыбацкая слобода (Храм Сорока великомучеников) - Никитский монастырь – музей Смекалки

Если выезжать на маршрут «Золотого кольца» из Твери, то первым по пути будет Сергиев-Посад, но мы миновали его и оставили на финал. Т.о., второй день нашего путешествия был посвящен Переславлю-Залесскому.

Чтобы интереснее было гулять по городу и знакомиться с ним, накануне вечером смотрели заранее скаченные видеофильмы о Переславле. Нас виртуально сопровождали два замечательных (каждый по-своему) гида: это Михаил Жебрак (цикл передач «Пешком» телеканала «Культура») и Павел Любимцев (цикл передач «Городские путешествия с Павлом Любимцевым»).

Немного из истории Переславля-Залесского

Переславль-Залесский был основан Юрием Долгоруким в 1152 году. Город должен был защищать Ростово-Суздальское княжество, а вскоре сам стал столицей удельного кня-жества. Обычно, если город основан князем, он отражает это в своем названии. Тут другая история. На Руси это третий город с таким именем. Почему оно было так популярно? Оказывается, буквально слово «переяславль» образовано от «перенять славу», т.е. победить. Т.е. название города напоминает о победе над врагом. Первым таким городом был Переяславль, возникший на реке Трубеж близ Киева в 907 году (ныне Хмельницкий на Украине). В 1095 г. на карте возник еще один Переяславль-Эрзянский (ныне это Рязань). И третьим появился наш Переславль-Залесский (буквально «за лесами» от Киева). Есть версия , что Долгорукий, завладев киевским Переяславлем, как бы перенес его за леса, да и жителей частично переселил.

Памятник основателю города Юрию Долгорукому стоит в Горицком монастыре. Это авторское повторение статуи на Тверской площади Москвы. Только там скульптор Орлов поставил конную статую, а здесь - бюст, но в тех же доспехах и шлеме.

Постепенно буква «я» из названия выпала, и теперь это Переславль. Город всегда имел важное значение, т.к. через него проходил тор¬говый путь к Белому морю. В 1608 году Переславль был захвачен польскими интервентами, но уже в сентябре следующего года русские войска во главе с М. В. Скопиным-Шуйским освободили его. Летом 1611 года отряды литовского магната Яна Сапеги осадили крепость, однако овладеть ею не смогли. Безуспешной оказалась и попытка захватить город и в1618 году.

Еще стоит напомнить, что в Переславле родился Александр Невский, здесь прошли его детские годы. Отсюда он отправился с дружиной защищать русские земли от немецких крестоносцев. А еще Переславль-Залесский - родина русского флота, который создал на берегах Плещеева озера Петр Первый.

Федорова часовня

От Клина до Переславля-Залесского ехать 3 часа. Чтобы начать прогулку как можно раньше, выехали из гостиницы в 7.30 и в 10.20 уже сделали первую остановку на подъезде к городу у Федоровой часовни (иначе часовня «Крест» - 56.698532, 38.774100). Мимо нее трудно проехать - стоит прямо у шоссе по левую руку. Справа от шоссе (напротив часовни) приметный , оформленный рыцарями, въезд на территорию мотеля «Лесная сказка». Рядом с часовней - парковка и кафе (есть туалет 20 руб.).

Согласно преданию, 31 мая 1557 году на месте, где сейчас стоит часовня, появился на свет первый сын Ивана Грозного Федор (в будущем царь Федор Иоанович). Свою первую жену Анастасию Романову Иван Грозный очень любил и возил везде с собою. Сопровождала она его и накануне первых родов. Не на лесной опушке, конечно, рожала царица, была тут все же деревня - Собилка. На месте рождения сына приказал царь Иван (еще не Грозный) поставить крест. А позже, в XVII веке, тут соорудили белокаменную часовню, которую стали называть по имени царя, которому она посвящена, Федоровской. В честь рождения сына царь повелел также возвести собор в Федоровской обители, что в трех километрах от этого места. Царь Федор Иоанович - загадочная личность. В известной пьесе А.К. Толстого «Царь Федор Иоанович» явлен образ доброго и слабого человека, который хочет всех согласить и все сгладить, отчего всем становится только хуже. Доброта, набожность показана как слабость, лишнее для государственного человека качество. Был ли Федор «умом не бодр» или просто был хороший человек не от мира сего, трудно сказать. Вероятно, ужас правления отца жил в нем, и, став царем, Федор посвятил все время отмаливанию его грехов. Федор, действительно, не был создан для трона. Так, во время коронации он устал держать державу и скипетр и дал их кому-то из приближенных – неслыханное дело. Федор, несмотря на слабость здоровья, правил-таки 14 лет.

Часовня - это небольшое кирпичное сооружение: на четырех массивных стол¬бах, перекрытых сводом, над которым возвышается резной шатер.

Федоровский женский монастырь

Через 3 км справа от шоссе находится Федоровский женский монастырь (ул. Московская, 3) (56.698532, 38.774100). Зимой главный большой храм в честь Федора Стратилата закрыт, а в маленьком служат. В трапезной продают пирожки. Все тихо-мило – спокойно. На территории можно фотографировать.

Монастырь был основан в 1304 г. в честь великомученика Феодора Стратилата, воина и христианина IV в., обезглавленного по приказу римского императора за то, что не отрекся от своей веры. В праздник его поминовения объединенное войско Москвы и Переславля под предводительством московского князя Ивана Даниловича Калиты в первой половине XIV в. одержало победу над дружиной тверского боярина Акинфа (возможно, что бой происходил на месте последующего основания этой обители).

Позже в 1557—1562 гг. по велению Ивана Грозного был построен пятиглавый собор во имя Феодора Стратилата (сохранился до наших дней в перестроенном виде), собор был посвящен рождению первого сына царя Федора неподалеку от монастыря (о чем мы уже говорили). В начале XVII в. во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен. В 1667 г. в Переславле вспыхнула моровая язва (чума), множество женщин, оставшихся вдовами, или сироты, скитались по монастырям, и им была передана Федоровская обитель (первоначально монастырь был мужским).

В 1681 г. построили каменную ограду и начали строить колокольню. Сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна (1673—1716) выделила средства на строительство новых Введенской (1710) и Казанской (1714) церквей. В конце XIX в. монастырь достиг пика своего развития, в нем жили 400—450 монахов, был великолепный хор, который особенно любил слушать последний царь Николай II; он даже брал с собой этот хор в зарубежные поездки. В 1913 г. старица этого монастыря предсказала мученическую судьбу Николаю II и его семье.

В 1923 г. Феодоровский монастырь закрыли. В 1931- 1932 гг. разрушили монастырскую колокольню — главную высотную доминанту в Переславле-Залесском, позже в монастыре разместили военную часть, а в Феодоровском соборе устроили тир.

В 1998 г. Феодоровский монастырь возродили. Сейчас в нем несколько монахинь. Сохранились основные храмы: Феодора Стратилата (отличается удивительной акустикой), Введенский, Казанский, а также Святые ворота, стены и башни, часовня-колодец, жилые монастырские корпуса, кельи и странноприимный дом, трапезная.

Федоровская икона Божией Матери

Феодоровский монастырь имел чудотворный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая получила свое название в XII в. от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца князя Александра Невского, при крещении получившего имя Федора в честь Феодора Стратилата. Феодоровская икона, как благословление отца, постоянно находилась при Александре Невском, была его моленным образом. Широкое почитание Феодоровской иконы началось в XVII в, после прекращения Смуты в России и избрания на царство первого представителя династии Романовых — 17-летнего Михаила Федоровича Романова. С тех пор считалось, что Феодоровская икона является главной покровительницей царствовавшего рода Романовых. Поэтому родовитые иностранки, становившиеся русскими царицами и великими княгинями, приняв православие, отчество себе брали, как правило, Федоровна.


Рядом со Святыми воротами обители стоит памятник доктору и священнику В.Ф. Войно-Ясенецкому - о нем интересно рассказывается в передаче М.Жебрака «Пешком» и очень подробно в статье «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ» Земский врач, который вылечил огромное количество людей, в 1920 году – во время антирелигиозной пропаганды - стал священником (в те годы это был смелый шаг). Студенты потребовали уволить профессора-епископа, потом пошли аресты, годы гонений и ссылок. Везде – на этапе, на каторге - он служил и лечил. Удивительный был человек.

Неподалеку от Федоровского находится основанный в 1508 Данилов монастырь (56.720660, 38.836681) с интересной историей. В Троицком соборе сохранились фрески, которые иногда можно увидеть. В монастырь не заезжали, экономя светлое время дня. Как-нибудь летом досмотрим. О монастыре есть у https://nantik7.livejournal.com/106012.html

План Переславля-Залесского

Горицкий Успенский монастырь

(Музейный пер. - 56.720208, 38.825242). Успенский монастырь имеет второе имя, светское, - Горицкий, т.к. стоит на горе, возвышаясь над городом. Монастырь древний, но сейчас можно видеть только довольно поздние постройки XVII - XVIII вв.

Сейчас тут музейный комплекс.Сайт музея(Вход на территорию 50 руб, можно покупать билеты на отдельные выставки, общий билет стоит 500 руб.) Я знала, что особенно интересна экспозиция икон, резной скульптуры и живописи. Эти выставки находятся в здании Духовного училища (№ 9 на плане) и в Трапезной палате (№ 10). Туда и купили билеты. Кстати, как написано в объявлении, в начале каждого часа можно попасть на обзорную экскурсию (группа от 5 человек, стоимость 200\300 руб.) Фото-видеосъемка: на территории монастыря бесплатная, на выставках за 20 руб.

План монастыря. Объекты: 1.Въездные ворота (XVIIв.) 2. Часовня из деревни Старово (XIX в.) - касса музея. 3.Палата привратника (XVIIв.) – оформление экскурсий 4.Бюст Юрия Долгорукого (Скульптор С.Орлов) 5.Святые врата. Никольская Надвртаная церковь (XVIIв.) 6. Церковь Богоявления. Колокольня (XVIII в.) – выставочный зал, смотровая площадка (лето) 7. Церковь Всех Святых (XVIIв.) Выставки: «Венок усадьбам», «Серебряная кладовая», «Посторонним вход разрешен», «Переславль в конце XIX -начале ХХ вв.» 8. Успенский собор (XVIIIв.)(лето) 9. Духовное училище(XIX в.) Экспозиции: Древнерусская живопись XV – XVIIIвв., Русская живопись XVIII – ХХ вв., Медное литье XVIII – ХХ вв. Мемориальные экспозиции Д.Н.Кардовского и Ф.И.Шаляпина 10. Трапезная палата (XVIIв.) Выставки:«Искусство русской деревни», «Грани войны», «Деревянная скульптура и резьба XVII – XIX вв.», «Бигль отправляется в плаванье» 11. Часовня из деревни Фонинское (к. XIX.в.) 12. Звонница (XIX.в) – смотровая площадка (зима, лето) 13. Башни (XVII – XVIIIвв.), 14. Баня (XIX.в) – администрация музея. 15. Могила Д.Н.Кардовского 16 «Утиный остров».

Первое, что охватываем взглядом, - протяженные крепостные стены монастыря с башнями. Воздвигнуты в первой половине XVII века и значительно перестроены в XVIII веке. Крепостная ограда не одинакова по своему облику. Более ранние стены прорезаны рядами боевых отверстий — бойницами «подошвенного боя», наклонными верницами и верхними стрельницами.

На боевой ход ведут лестницы, расположенные в толще стен. Здесь еще приспособлено для обороны, хотя наружные фасады башни уже потеряли суровый военный облик. По боевой галерее вдоль стены можно пройтись.

Иначе выглядят стены и башни, построенные в XVIII столетии, когда огневая мощь артиллерии стала уже настолько сильной, что легко могла разрушить кирпичную стену. В это время надобность в крепостных сооружениях вокруг монастырей отпадает, и монастырские ограды теряют военно-оборонительный характер. Стены XVIII века в Горицах значительно ниже, бойниц в них меньше и они, скорее, дань традиции, чем средство обороны. Северные башни Горицкого монастыря уже совсем не имеют бойниц, стены их прорезаны широкими окнами с наличниками.

В башне галереи, что за Успенским собором (№ 12 на плане) есть смотровая площадка, она открыта зимой. Вторая смотровая башня на звоннице открыта только летом, говорят, что с нее прекрасный вид на окрестности, Плещеево озеро и саму территорию монастыря.

В юго-восточном углу монастырской ограды вместо традиционной башни расположены построенные, вероятно в 1770-е гг., двое ворот: на юг обращены Святые ворота, парадные, их отворяли лишь для знатных персон, а в восточной стене - Проездные ворота, которыми пользовались ежедневно. Декоративные детали, выложенные из фигурного («лекального») кирпича, напоминают своеобразный каменный ковер и дают интересную игру светотени на солнце. Между воротами - палата с тремя окнами, а над Святыми воротами — Никольская надвратная церковь.

Ворота и палата привратника — это памятники русского зодчества второй половины XVII века. Именно вход в монастырь, расположенный у московской дороги, нужно было сделать как можно более нарядным и привлекательным. (Но все же вычурной формы фронтон над воротами — поздняя надстройка).

Фигурный кирпич – это прием, характерный для русского зодчества. Применяя одни и те же фигурные кирпичи, но располагая их в различных сочетаниях, талантливый мастер создал нарядные разнообразные фасады, так что кажется, будто использовано большое количество различных деталей. В игре солнечного света этот декор смотрится, вероятно, еще любопытнее.

Очень интересно сочетание насыщенной декоративным убранством верхней части сооружения, где красуются изящные лепные коньки (единственные детали, выполненные не из кирпича) с массивными, как бы осевшими под тяжестью стены круглыми столбами.

Надвратная Никольская церковь резко отличается от ворот и палаты. Оформление ее менее сложно и плохо увязано с нижними строениями. В прошлом у западной стены церкви проходила галерея, по которой можно было попасть в храм через ныне заложенную западную дверь. По галерее можно было также пройти с южной крепостной стены на восточную. Надвратная церковь сейчас восстанавливается, в ней проводят службы. Подняться в храм можно по крутой лесенке вдоль стены.

Из истории монастыря

В давние времена это место называли Шутовой рощей, здесь до основания монастыря местные жители-язычники поклонялись идолам. По легенде, Горицкий монастырь в XII в. основала княгиня Евдокия (в иночестве Ефросиния), жена Дмитрия Донского в благодарность за чудесное спасение от татар во время бегства в Кострому. Плот, на котором она находилась вместе с сыном, неожиданно отплыл на середину Плещеева озера и там за¬мер, недоступный для татарских стрел. Великая княгиня Евдокия Дмитриевна какое-то время спасалась от ордынцев в Переславле и взяла под свою опеку Успенский Горицкий монастырь. С этим чудесным спасением связана еще одна церковь города - Знаменская.

Успенский Горицкий монастырь был самым знаменитым, большим и влиятельным из всех монастырей Переславля. 30 лет в этом монастыре жил, был его архимандритом Даниил Переяславский (1460—1540 гг.). 26 лет его келейником в этом монастыре был Герасим Болдинский (1490—1554 гг.). В конце XIV в. монастырь разрушили войска ордынского хана Тохтамыша.

В середине XVIII столетия Горицкий монастырь стал центром вновь созданной Переславской и Дмитриевской епархии, в которую входила огромная территория от Гжатска и Можайска на западе и до Киржача и Покрова на востоке. В это время начинает осуществляться грандиозный план перестройки монастыря.

Сносят ряд древних строений, начинают сооружать новые здания и перестраивать старые. Строят барочный собор по проекту московских архитекторов и Гефсиманию – большое здание, соединявшее собор и трапезную. Но завершить задуманное не удалось, так как в 1788 году епархию, а вместе с ней и монастырь упразднили. Большинство зданий остались беспризорными и начали ветшать. Поддерживался лишь новый Успенский собор, который на протяжении нескольких десятилетий был главным храмом Переславля — городским собором.

Успенский собор

Это самое любопытное здание монастыря. Построенный в 1753—1762 гг., на протяжении ряда лет он продолжал достраиваться и украшаться. Композиция Успенского собора довольно необычна для русской архитектуры. К центральному прямоугольному в плане пятиглавому собору с севера и юга примыкают приделы-галереи, с востока — полукруглая апсида с низкой аркадой, по краям ее два восьмигранника, завершенные главами.

По замыслу зодчих, к собору должно было примыкать высокое и тоже сложное в плане здание, получившее название «Гефсимания», которое соединяло его с Всехсвятской церковью и трапезной палатой. Строительство Гефсимании не было завершено, здание простояло сто лет и было разобрано в конце прошлого века. Следы примыкания Гефсимании отчетливо видны на западном фасаде собора.

Наружное убранство главного монастырского храма несложно, зато интерьеры поражают богатством и роскошью. Зимой увидеть их невозможно, нужно приехать летом в сухую погоду. В дождливую храм также будет закрыт. Описание интерьера впечатляет, как и фотографии

Стены и своды украшены разнообразной белой лепниной, которая эффектно выделяется на голубом фоне. Тут фигурные пояски, тяги, картуши, растительный орнамент, а также скульптурные изображения — головы херувимчиков с плутоватым выражением лиц. На сводах центрального храма эмблемы императриц Елизаветы и Екатерины II. (Лепнина была выполнена лепщиками Ново-Иерусалимского монастыря под руководством Алексея Петрова). Со сводов храма спускаются на затейливых длинных цепях большие нарядные люстры-паникадила, подобные сказочным цветам. Фото из данного ресурса

В центральном храме и северной галерее — живопись XVIII века. Известно, что над убранством интерьера собора трудились мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Алтари главного помещения и приделов закрыты от взоров молящихся великолепными резными золочеными иконостасами. Иконостас Успенского собора (1759) - особое явление, главное украшение храма и выделяется своим великолепием даже на фоне пышной отделки стен. Иконостас поднимается от пола алтарного возвышения до основания главного свода. Его составляют пять рядов икон (мастерской Ново-Иерусалимского монастыря), а всю резьбу выполнили мастера московской артели Якова Жукова. Фото отсюда

Успенский собор был неотапливаемым летним храмом, что, к сожалению, не способствовало сохранности барочных росписей, украшавших стены. И тем не менее, внутреннее убранство Успенского собора сейчас - один из самых ярких памятников русского барокко середины XVIII в. Фотографии интерьера Успенского собора.

В Успенский собор можно попасть летом и осенью (с мая по октябрь) в теплую сухую погоду.


Музей Горицкого монастыря. Экспозиции

Экспозиции размещены в нескольких зданиях бывшего монастыря. Мы посетили только интересующие нас. В здании бывшего Духовного училища и бывшей Трапезной палаты размещены экспозиции: Древнерусская живопись XV – XVIIIвв., Русская живопись XVIII – ХХ вв., Медное литье XVIII – ХХ вв., Мемориальные экспозиции Д.Н.Кардовского и Ф.И.Шаляпина, Деревянная скульптура и резьба XVII – XIX вв.

Музей появился тут после революции. К 100-летию музея в 2019 году был подготовлен прекрасный музейный проект, удостоенный награды фонда культуры "Гений места. Новое краеведение.

Этот проект "КРАСНАЯ НИТЬ…" сообщает об истории коллекции из первых уст – дневники, записки создателя музея М.И.Смирнова и его хранителя К.И.Иванова. В залах музея висят содержательные мультимедийные витрины. Кстати, в здании музея (бывшей Трапезной) во время давней реставрации главный реставратор Пуришев обнаружил несколько рядов печей с голландскими изразцами. Возможно, что Петр I некоторое время жил здесь, когда строил свой учебный флот на Плещеевом озере.

В отделе «Древнерусская живопись» представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и округи. Ведь в древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела (ростово-суздальская художественная школа). Но есть тут и памятники московской иконописной школы. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря (в котором мы побывали утром): "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец".

Икона «Успение» (XVII в.) из Успенского собора Горицкого монастыря.

Царские врата XVII в.; иконы «Сошествие во Ад» (XVI в.), «Введение во храм» (XVI в.).

Икона с необычным названием «Богоматерь Гора Нерукосечная» (XVII в.) Это изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании Даниилом сна царя Навуходоносора, в котором сказано, что «камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, а потом камень сделался великою горою и наполнил всю землю». Иносказательно: Гора — Богородица, а камень, оторвавшийся от неё — Христос.

Из Никольского монастыря забавное «Сотворение человека».

Из Никитского монастыря «Житие Никиты». Особенно обратили на себя внимание расписные ноги святого.

В отделе «Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.» См. также печатное издание: «Попова Т.Л. Коллекция деревянной скульптуры и декоративной резьбы в собрании Переславского музея. Северный паломник, 2009»

Уникальна постоянная выставка русской деревянной скульптуры (находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в.). Резьба по дереву - нечто промежуточное между искусством и ремеслом, это традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики создавали сложные иконостасы, украшения для кораблей петровской потешной флотилии, украшали богатые палаты и крестьянские избы, резали детям игрушки. Широко известно изображение Спаса Полунощного ("Христос в темнице") и композиция "Тайная вечеря".

Самый любопытный экспонат - это фигура "Мужичок" - скульптурное украшение ограды богатого дома.

Отдел «Русская живопись XVIII - XX в.в.» В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). (И.И. Шишкин, В.Д. Поленова, В.Е. Маковский). Усилиями Д.Н. Кардовского в 1927 году музей получил картины художников "Мира искусства" и «Союза Русских художников». Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А. Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. На экспозиции есть также интересные работы художников группы «Бубновый валет» - И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В общем, весьма интересное собрание живописи. Есть целый зал, где собраны пейзажи Переславля и окрестностей, в частности, работы А.А.Осмеркина.

Оказывается, Ф.Шаляпин часто бывал в этих краях. Ему и его другу художнику К.А.Коровину посвящены отдельные залы экспозиции. В нескольких километрах севернее Переславля-Залесского шоссе пересекает Нерль Клязьминскую в ее верховье. Справа от шоссе, близ реки, расположено Охотино, где сохранился дом — бывшая дача художника К. А. Коровина. Восточнее Охотина, ближе к железнодорожной станции Итларь, находится Шаляпинка, здесь жил на даче Ф. И. Шаляпин. Дружившие между собой художник и артист часто посещали друг друга. Ныне в бывшей даче Коровина — школа, а в шаляпинской — детский санаторий.

Напротив Горицкого монастыря – музей Ал.Невского (не посещали). Тема «Александр Невский и Переславль» (в связи с фильмом Эзенштейна) освещена в проекте музея http://eizenstein.museumpereslavl.ru/

Веськово. Музей Ботик Петра

Неподалеку о Горицкого монастыря находится пос. Веськово – место, где зародился русский флот. Слева от дороги парковка (бесплатная), кафе и сувенирные магазины.

Через дорогу – музейный комплекс, по лесенке поднимаемся на холм Гремяч, откуда призывно машет юный Петр (скульптор А.Д.Казачонок).

Тут же касса музея. (Вход 50 руб. на территорию, а на экспозиции билеты продаются в здании Белого дворца. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00. Съемка – бесплатно). Сайт музея. Ежегодно в последнее воскресенье июля, в день ВМФ, тут проходит грандиозный праздник.

Схема комплекса:

Петр I в Переславле-Залесском. Первый корабль

Будучи долго не допущенным к решению государственных дел, Петр I уделял много времени своим «потешным» полкам, а потом взялся за создание «потешной» флотилии, для чего и отправился в Переславль-Залесский. В 1688 г. 16-летний Петр жил в Переславле-Залесском в Никитском и Горицком монастырях, следил за созданием судов, которые строили голландские мастера и переславские рыбаки. Строительство судов очень увлекло Петра. Ненадолго он вынужден был отвлечься от своих кораблей, т.к. в 17 лет по настоянию матери ему пришлось жениться на 20-летней дочери московского боярина Евдокии Федоровне Лопухиной (1669— 1731). Быстренько женившись, Петр вернулся к любимому делу - судостроению, проводя много времени в Переславле-Залесском и лишь изредка приезжая в Москву. Жена Петра I Евдокия была красивой, здоровой, статной, набожной, думала только о благополучии и достатке их семьи. А Петр как раз мало об этом думал, и даже рождение первого сына Алексея не изменило привычного уклада жизни царя. Евдокия писала ему в Переславль-Залесский трогательные письма, звала в Москву, но он думал только о кораблях, а затем, в том же 1690 г., добавилось и увлечение иностранкой — ловкой корыстной немкой Анной Монс (1688—1714 гг., фаворитка Петра в 1692—1702 гг.) из московской Немецкой слободы. Петр разрывался между делами кораблестроения в Переславле и компрометирующей его любовной связью с женщиной вольного поведения. Рождение еще двух сыновей — Александра (1691—1692) и Павла (1693) — ничего не изменило в его семье. Евдокия из-за духовных и физических страданий много болела, а младшие сыновья вскоре умерли; Петр даже не присутствовал на их похоронах. Все эти события не тронули Петра, он продолжал руководить строительством кораблей в Переславле-Залесском и тянулся к Анне Монс, успешно использовавшей его возможности в своих личных целях.


Для устройства «потешного и делового дворов» Петр выбрал холм Гремяч. С этой первой русской судоверфи в воды Плещеева озера спускали корабли «потешного» флота. За пять лет под руководством голландских мастеров К.Бранта, Корта и Класса здесь построили множество различных по типу и величине судов. 1 мая 1692 был спущен на воду тридцатипушечный фрегат «Марс», состоялись маневры флота совместно с пехотой и артиллерией. Этот день можно считать днем рождения Российского военного флота. Петр помнил этот «потешный» флот и в 1722 издал указ беречь и сохранять флотилию. Суда были собраны на левом берегу реки Трубеж в центре Переславля и, увы, сгорели - разделили участь деревянного города при большом пожаре в 1783 году. Уцелел только бот «Фортуна», т.к. хранился отдельно от флотилии в амбаре на холме Гремяч, где и был найден позже.

К середине XVIII в. постройки Петровского времени на холме Гремяч пришли в ветхость. Все сохранившиеся реликвии времени Петра хранились в амбарах. Среди них в 1802 году губернатор И.М.Долгорукий обнаружил и бот «Фортуна». При поддержке императора Александра I для этого единственного уцелевшего петровского судна был построен каменный павильон – Ботный дом. На северном фронтоне есть надпись: «Великому Петру усердный Переславль». Внутри бюст Петра I работы А.М.Опекушина и повторный отлив бюста К.Б.Растрелли (был подарен музею в 1852 году Д.И.Бекетовым).

Ботик Петра "Фортуна" с 1803 году находится здесь и ни разу не покидал этого места. Именно этот ботик и является сейчас главным объектом переславского морского музея. (Чтобы посмотреть на ботик, нужно дойти до Белого дворца, что в конце аллеи, и купить билет на нужную экспозицию). Нам, приехавшим из Петербурга, конечно, стало интересно, а что за ботик в Питере-то живет? Почитается не менее. Оказывается, наш питерский ботик «Святой Николай» - «дедушка русского флота» (хранится сейчас в Центральном военно-морском музее С-Пб) - это английский ботик, который был куплен двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок. В 1688 году Пётр I нашёл бот в Измайлове. А переславский бот «Фортуна» голландской системы и создан самим Петром под руководством голландских же мастеров.

Это дубовая девятивесельная шлюпка. На противоположном от входа борту лодки есть остатки металлической надписи с названием «ФОРТУНА». Видеоэкскурсия про ботик Петра Бюст Петра I в Веськово.

Перед входом в домик, где хранится Ботик Петра, около памятника-обелиска поставлены старинные кованые якоря конца XVII в., которые сохранились от первых петровских кораблей.

Веськово стало музеем в 1919 году. Но в 1942 году тут разместили детский дом для детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. С 1950 по 1970 гг. были пионерские лагеря. Сейчас во всех зданиях размещены разные экспозиции. О них подробно рассказано на сайте музея. Экспозиции размещены в Сторожке (построена для отставных солдат, которые охраняли петровские реликвии), в Ротонде (здание для общественных приемов, сейчас выставочно-презентационный зал с экспозицией «Образ Петра в изобразительном искусстве»).

Белый дворец, в котором нужно покупать билеты на экспозиции, - приметное здание в неоклассическом стиле. Здание построено в 1853 году на добровольные пожертвования переславских фабрикантов и предназначалось для приемов дворян Владимирской губернии. В 1913 году в нем встречали Николая II. С 1925 по 1926 год в этом доме жил писатель М.М.Пришвин. Тут он написал «Родники Берендея. Из записок фенолога с биостанции «Ботик». С 2012 года тут работает экспозиция «В начале славных дел» (рассказ об истории усадьбы со времен Петра и до 1913 года) и «Колыбель под парусами» (представлено 20 моделей русских кораблей 16 – 18 вв.). На территории музея есть стенды с информацией (все по существу) и классное место для фотографирования.

Сайт музея сообщает, что на территории музея есть несколько древних славянских курганов XI -XII вв. - их не видели, а вот какие-то ракетные установки (советские утилизированные) обнаружили.

На аллее продаются таблички с мудрыми изречениями Петра I (или приписываемыми ему), например:«Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства».

Как видим, полдня прошло, а до центра Переславля мы еще и не добрались. (И не добрались бы, если бы посетили имеющие рядом с ботиком Петра музеи, а именно: «Музей чайника»,«Музей ряпушки» ,«Музей истории денег» ,чуть ближе к Горицкому монастырю «Музей радио» - все они не входили в наши планы.

Зимним декабрьским днем центр Переславля совершенно безлюден. Парковаться можно где угодно. А вот так выглядел центр города в XIX веке. Это вид части города Переславля-Залесского с Сергиевским мостом, Московской улицей, валами, зданием городской Думы и Новым Собором, церковью Петра Митрополита и Спасо-Преображенским собором. Вдали виднеется Горицкий монастырь. Снято с колокольни Сергиевской церкви.Фото из интернета.

Исторический центр Переславля

Красная площадь

Сердце древнего Переславля – это комплекс строений Красной площади. На рубеже XII— XIII вв. это главная городская площадь у северных ворот крепости. При спуске к Трубежу располагались пристань и торг. Сейчас городской площади в привычном смысле как бы нет, а есть протяженный участок между Советской и Садовой улицами, где находятся древние храмы.

Схема ансамбля Красной площади:

Церковь Петра Митрополита

(Садовая улица, 5)

Шатровая церковь Петра Митрополита (в начале XV в. возведена из дерева, а в 1585 г. перестроена в камне). Шатровое завершение храма сооружено еще до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов как не отвечавших церковному чину. Никон узаконил только пятиглавые храмы. Шатровая церковь - исконно русский и наиболее любимый издревле тип храма, своим обликом напоминающий крепостную башню. Как и башни - вежи, церкви с их высокими шатрами были местом дозора за окружающим миром. Шатер напоминал о божественном присутствии, символизировал духовное устремление ввысь, ассоциировался с мировым древом, а именно с русской елью.

Церковь имеет высокий подклет и в прошлом была с трех сторон окружена открытой аркадой с гульбищем по верхней ее части. Храм был освящен во имя митрополита Петра, причисленного к лику святых за то, что перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву (он был сторонником включения Переславля в Московское княжество). Первоначально на нижнем, украшенном открытой аркадой, этаже храма, хранилась городская казна и оружие.

Церковь Петра Митрополита не раз перестраивалась. Так, в XVIII веке в ее подклете была устроена церковь архангела Михаила. Колокольня церкви относится к XIX веку. Сейчас вид имеет запущенный.

Описание храма из старого добротного советских времен путеводителя (Попадейкин В, Струков В. «Золотое кольцо», М. «Физкультура и спорт», 1985 г. стр 116-117)

Это один из наиболее примечательных архитектурных памятников Переславля-Залесского. Первое упоминание о ней относится к 1420 году. Старые документы говорят, что стояла она «на государевом дворе».

Церковь в плане крестообразна, у нее нет обычных для русских церквей выступающих апсид. Нижний ярус, имевший в прошлом открытую аркаду, поначалу использовался для различных нужд, здесь хранили казну, оружие. В конце XVIII столетия в нем была устроена теплая церковь. Галерея, окружающая с трех сторон верхний храм, была, вероятно, раньше открытой, отчего здание выглядело более стройным и легким. Над основным объемом храма возвышается невысокий восьмерик, увенчанный рядом небольших кокошников. Все сооружения венчает шатер, завершенный небольшой главой.

Наружное убранство церкви Петра Митрополита довольно скромно — окна не имели узорных наличников, лишь дверные проемы (закрытые галереей) обрамлены перспективными порталами. Стены расчленяются лопатками, над которыми проходит несложный горизонтальный поясок, над ним возвышаются полукружия декоративных закомар, не связанных конструктивно со сводами, перекрывающими внутреннее пространство храма. Несмотря на сдержанное убранство, здание производит торжественное впечатление, которое создается умелым размещением декоративных элементов, всегда разнообразным светотеневым отношениям. К сожалению, не сохранились старая звонница и лестница, ведущая на галерею. Существующая колоколенка сооружена в 1821 году.

Церковь Петра Митрополита не раз поновлялась, реставрировалась, исследовалась. В восьмидесятые годы прошлого века были восстановлены сбитые декоративные полукружия, покрыт железом шатер и маковица главы; В 1957 году по старым следам восстановили первоначальную форму кровли. В 1964—1968 годах реставрировали разрушенные участки стен и сводов, восстановили древние формы окон. Вместо обветшавшей железной кровли на главе сделали новое покрытие осиновым лемехом, позолотили крест».


До 1764 г. рядом с церковью Петра Митрополита находился небольшой Сретенский Богородицкий монастырь, от которого остались пятиглавые собор во имя Владимирской иконы Божией матери и церковь Александра Невского. Оба здания построены в сороковые годы XVIII столетия, вероятно, одними и теми же мастерами,т.к. имеют много общего: высоко поднятые криволинейные кровли, большие маковки глав, скромное оформление фасадов.

Владимирский собор считался главным городским собором. От монастыря уцелел и фрагмент монастырской ограды, а вот колокольня, существовавшая между храмами, была разобрана в 1930-е гг.

Спасо-Преображенский собор

Древний сдержанный и суровый воин – резко отличается своим видом от поздних построек. Хорош. Простотой форм напоминает храм на Нерли. Только там как бы женская тема, а тут мужская.

Спасо-Преображенский собор - древнейшее здание на всей Ярославской земле, его считают фактически первым образцом владимиро-суздальской «белокаменной» архитектуры. Храм начали строить в 1152 г. при Юрии Долгоруком, а закончили в 1157 г. при его сыне Андрее Боголюбском. (Ровесником собора можно считать только храм Бориса и Глеба в Кидекше, но он не так хорошо сохранился). Собор четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый. Подобные храмы нередко возводились в XII в. из кирпича и камня. По этому типу вскоре во Владимире возникнет храм на Нерли и Дмитриевский собор.

К юго-западу от храма находился княжеский дворец, по-видимому, соединенный с хорами собора особым переходом, о чем свидетельствует заложенная дверная ниша в верхней части северной стены. В этом дворце родился Ал.Невский. Не случайно рядом с собором ему установлен памятник. Собор многократно разорялся во время иноземных нашествий и княжеских междоусобиц, но каждый раз восстанавливался. Собор возведен из блоков местного известняка — белого камня, привезенного из царства Булгарского. Интересна техника кладки стен. Камни укладывали почти насухо, заполняя промежуток между двумя рядами обломками камня, заливая их затем связующим раствором — известью (так называемая полубутовая кладка).

Внешний облик храма очень сдержанный – почти нет декора. Лишь некоторые несложные украшения: городчатый поясок, поребрик, аркатурный пояс в верхней части барабана и апсид. Узкие длинные окна расположены в верхней части основного объема здания, на барабане апсиды и на апсидах. Полукруглые покрытия закомар раньше перекликались со шлемовидными завершениями главы. Сейчас это луковичное завершение.

Надпись на стене

На стене собора есть уникальная надпись - древнейший датированный памятник северо- восточной Руси. Это нанесенное на стену официальное сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского:«Месяца июня 29 убиен бысть Андрей своими парукы (слугами) оному вечная память а сим вечная мука». Далее имена убийц князя Андрея Боголюбского и текст «…настырный убийцы великого князя Андрея будут прокляты». Надпись самостоятельно отыскать почти невозможно. Поэтому сошлюсь на рассказ более дотошного очевидца. Ибо лучше, чем Наташа https://nantik7.livejournal.com/106424.html, не расскажешь: "Известный лингвист А. Гиппиус, который и занимался этими (и новгородскими) надписями предположил (и это наиболее вероятная гипотеза), что перед нами древнейшие СМИ. Таким образом распространялась информация по Владимирским землям (к нам принадлежал и Переславль): на высоте человеческого роста, на видных местах соборных храмов (здесь у той стороны апсиды, которая ближе ко входу с памятником Александру Невскому) людям сообщали о событиях, давали понять, что произошло, кто виноват и что надо делать (молиться за князя и проклинать врагов). Проклятия, вероятно, произносились и в стенах храма, в ходе службы".

Внутрь собора зимой попасть невозможно (открыт с 1 мая по 1 октября с 10.00 до 18.00), но известно, что в нем, как и в других древнерусских храмах, имеются хоры, на которых обычно молилась княжеская семья — туда по специальному переходу можно было пройти прямо из княжеского дворца. По одной из версий, именно в этом соборе был крещен Александр Невский. (Логично, если он жил в соседнем с храмом дворце). Здесь принял сан игумена Троице-Сергиевой лавры Сергий Радонежский. Собор также служил местом погребения переславских удельных князей.

Некоторое представление о роскошном внутренним убранстве главного переславского храма можно составить по фрагментам древнего зеленого и желтоватого майоликового пола, которые хранятся в экспозиции музея Горицкого монастыря. (Нынешний белокаменный пол собора более позднего происхождения). Говорят, что восприятию мудрой архитектоники интерьера собора мешает поздний мраморный иконостас (XIX в). Еще доподлинно известно, что когда-то все cтены храма были покрыты фресками. Остатки их сняли в XIX в, хотели отправить в Москву, но не смогли найти 50 руб. на подводы до Москвы, и фрески истлели в сторожке. Сохранился лишь небольшой фрагмент – находится в Москве в историческом музее (ГИМ). Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора.

А главная храмовая [икона Преображения Господня](https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(1403,_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F)из этого собора хранится в Третьяковской галерее.

Спасо-Преображенский собор был воздвигнут на территории, окруженной земляными валами, которые более 800 лет назад защищали город.

Земляные валы

Крепость на земляных валах не сохранилась, поэтому кремля в Переславле-Залесском нет. За оборонительными стенами (о которых сейчас как раз напоминают земляные валы) был посад, к нему с запада примыкала Рыбацкая слобода (тянущаяся вдоль берегов реки Трубеж). Сейчас удобнее всего подняться на валы от собора (есть лесенка). По валам хорошо непринужденно гулять летом, но зимой долго не погуляешь – холодно.

Крепостные валы длинны 2.5.км при 12-15-метровой высоте, ширина 10 м. Больше укрепления были только в Киеве и Смоленске. Т.е., Переславль - Залесский был огромный по тем временам город. Валы эти рукотворные (само слово «вал» происходит от глагола «валить, наваливать»). Они сделаны из деревянных, поставленных в ряд срубов, которые внутри засыпались землей. Перед валом проходил глубокий ров с вбитыми в его дно заостренными кольями. На верхней части вала стояли деревянные стены с башнями. Сгоравшие во время нападений врага, они вновь отстраивались. Последний раз заново срубили стены и 12 крепостных башнен в 1666 г. Крепость простояла до 1759 года, когда были разобрана за ветхостью.

Поднявшись на валы у собора, нужно повернуть налево. Вскоре справа под валами будет т.н. «Большая песочница», где археологи обнаружили следы поселения неолитического периода – считается, что это одно из древнейших свидетельств пребывания человека в этих местах.

В петровские времена на этой полянке велось активное строительство судов. Сейчас тут по-прежнему Рыбацкая слобода.

Знаменская церковь

С валов хорошо видна Знаменская с пределом в честь Рождества Иоанна Предтечи церковь.

Во времена Петра I Знаменская церковь получила уточненное название: «Знаменская, что при кораблях», т.к. близ этой церкви была судоверфь. Нынешний храм 1999 года постройки, и это видно сразу. Древняя деревянная церковь обветшала еще в XVIII веке и была заменена каменной, но в 30-е уничтожена советской властью, а в 60-ые на ее фундаменте выстроен винно-водочный магазин.


Возникновение первоначального храма на этом месте связано с чудесным спасением семьи Дмитрии Донского. Судя по всему, княгиня весь Переславль застроила храмами и монастырями в честь своего спасения. Оно и понятно.

При разорении Москвы Тохтамышем в Переславле-Залесском едва не попала в плен к татарам семья Димитрия Донского, который сам в это время собирал войско для отражения неприятеля в Костроме. Спасение произошло чудесным образом. Великая княгиня Евдокия, супруга Димитрия Ивановича, с малолетними детьми горячо молилась Богу о сохранении своего дорогого Отечества в любимом ею Переславском Спасо-Преображенском соборе. Неожиданно подступившие к городу отряды ордынцев имели целью захватить в плен семью донского героя – город был окружен. Тогда жители города и с ними великая княгиня Евдокия с детьми сели в лодки и, уповая только на милость Божию, выплыли на середину Плещеева озера. Татары устроили погоню. Но неожиданно упавший густой туман скрыл беглецов от преследователей. Кровожадные варвары всю свою злобу выместили на беззащитном городе – разграбили и выжгли его до основания. От Преображенского собора остались лишь одни закопченные стены. Но Димитрий Донской, через Переславль возвращавшийся в сожженную Москву, скоро отстроил и собор, и город. Княгиня же в ознаменование своего необыкновенного спасения (произошедшего в день празднования Рождества Иоанна Предтечи) построила в Переславле красивую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. В память об этом чудесном избавлении жители Переславля вплоть до революции устраивали в этот день крестный ход на лодках из всех городских церквей к середине озера. Церковь же со временем переделана и названа Знаменской, с пределом в честь Рождества Иоанна Предтечи. Читать далее на сайте храма.

Там, где валы подходят к реке, есть разрыв – можно спуститься к Рыбацкой слободе.

Рыбацкая слобода на берегу Плещеева озера издревле снабжала Москву ряпушкой - это пресноводная сельдь. Ряпушка любит чистую воду, кроме того, на 25-метровой глубине Плещеево озеро зимой не вымерзает. Ряпушка на удочку не ловится, ее ловят только сетью. Короче говоря, у нас в Питере – традиционно корюшка, а в Москве – ряпушка.

Храм Сорока великомучеников

От спуска в слободу до храма Сорока великомучеников идти далековато. Летом это занимательно, а зимой не очень. Решили доехать на машине. Сорокосвятская церковь, построенная в 1775 году стоит на берегу Плещеева озера, у устья реки Трубеж. Сорок мучеников – это воины-христиане родом из Каппадокии (нынешняя Турция). Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам, они отказались. После их отказа римские воины раздели их и поставили в покрытое льдом озеро. Но умерли они не от холода, от рук римских солдат.

На западной стене храма - традиционный сюжет Страшного суда: змей извивается и несет на себе названия всех грехов (подобного типа иконография была также в музее Горицкого монастыря). Росписи интерьера современные (до 1985 г. церковь использовалась в разных целях, в том числе была спасательной станцией, т.к. стоит на самом берегу озера у впадения Трубежа).

Никитский монастырь

Прерываем осмотр центра Переславля, чтобы до наступления сумерек успеть в Никитский мужской монастырь. Ансамбль монастыря находится на северной окраине города, у шоссе на Ярославль. Никитский мужской монастырь (Никитская слобода) — самый древний в Переславле-Залесском, в XII в. он был уже известен как лавра (т.е. привилегированный монастырь).

Монастырь основал по одной версии в 1010 г. князь Борис (тот самый, у которого был брат Глеб) - сын святого князя Владимира - для того, чтобы обратить в христианство местных жителей-язычников и посвятил его великомученику Никите Гофскому. По другой версии, менее вероятной, родоначальник обители переславец Никита Столпник (но, скорее, обитель просто стала более известна после подвига Никиты). До XVI века все постройки были деревянные. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная Никитская церковь – сейчас придел главного собора. (О Борисе и основании монастыря см. «Православные монастыри» вып 19).

Силуэт монастыря хорош. Постройки разных эпох не спорят, а дополняют друг друга. Из строений Никитского монастыря сохранились до наших дней: Никитский собор (XVI в.), церковь Благовещения с трапезной и колокольней (XVI—XVIII вв.), надвратный храм Святого архангела Гавриила, надвратная колокольня (1818), часовня над пещерой (столпом) Никиты Столпника (XVIII в, возведена по указу царя Петра I), монашеский корпус (XVIII в.), кельи и службы (XVII—XVIII в.), монастырские белокаменные крепостные стены (XVI в.) и синяя высоченная надвратная колокольня (весьма рабочая – звонарь звонил).

Никитский собор

Главное сооружение монастыря - пятиглавый собор Никиты Великомученика, возведенный в 1561-1564 гг. В XVI в. Это наиболее интересное сооружение монастыря, он был пристроен к более древней каменной Никитской церкви, ставшей его южным приделом. Для симметрии с северной стороны построен Всехсвятский придел.

Иван Грозный хотел сделать Никитский монастырь, расположенный неподалеку от Александровой слободы, запасной опричной резиденцией. Он приказал заменить все деревянные постройки монастыря на каменные - одновременно с собором была построена и ограда с башнями. К югу от собора стоит церковь Благовещения с трапезной и колокольней - сама церковь располагается на втором этаже, а нижние помещения использовались для хозяйственных нужд.

«Царь Иван Васильевич Грозный учинил общежительство, строил трапезу каменную с теплою церковью и с келарьскою и колокольницей каменною. И над гробом чудотворца Никиты строил церковь во имя великомученика Никиты на два придела: один во имя всех святых и другой преподобного Никиты и святые ворота каменные и на святых воротах церковь во имя Архангела Гавриилы — и ограду каменную состроил вокруг дома чудотворца Никиты и службы все устроил по общему жительству». Монастырские постройки, возведенные при содействии Ивана Грозного, до наших дней определяют облик этой обители.

В1611 г. Никитский монастырь-крепость, оснащенный артиллерией, подвергся 2-недельной осаде польско-литовскими отрядами Я.Сапеги, был взят, сожжен и разорен, защитников его убили. Монастырь восстановили к середине XVII в. с помощью царя Михаила Федоровича. К концу XVII в. в нем возвели новые постройки, оживление строительства было связано с тем, что в Никитском монастыре в этот период какое-то время жил молодой царь Петр I, увлеченный строительством «потешной» флотилии на Плещеевом озере. В монастырской трапезной до сих пор сохраняется пышная «Петровская комната», где во время визитов в Переславль Петр I жил. Таким образом, монастырь связан с жизнью трех святых: князя Бориса Владимировича, монахов Даниила Переяславского (основал переславский Свято-Троице-Даниловский монастырь, стал в Никитском монастыре монахом в конце XV в.) и Никиты Столпника.

Часовня над пещерой – столпом Никиты Великомученика – открыта. Вниз в келью ведет каменная лесенка. Мощи и вериги св. Никиты (16-килограммовая толстая цепь с тремя крестами грубой ковки) хранятся в Благовещенской церкви, где и проходят монастырские службы. Раньше существовала традиция, по которой богомольцы, надев вериги, обходили вокруг столпа, вспоминая подвиг св. Никиты.

История сохранения вириг (весьма драматическая) изложена в "Православные монастыри" вып 19.

История Никиты Столпника

Переславец Никита, жестокий человек, сборщик налогов, вымогатель и корыстолюбец, со временем осознал свои грехи и пришел в уже существовавший монастырь, посвященный его духовному защитнику — Никите Гофскому, стал усердно замаливать свои грехи, принял монашество: возложил на себя каменную шапку весом 6,5 кг и тяжелые железные вериги, затворился в пещере (столпе), которую сам вырыл. Его стали называть Никита Столпник Переяславский (умер в 1186 г.). Он со временем прославился даром изгнания бесов и исцелением недугов (среди исцеленных им были черниговский князь Михаил). На месте его кельи сейчас стоит часовня, которая называется «столп Никиты». Внутри часовни установлен каменный столп, под которым и находилась келья.

Никита Столпник был убит людьми, которые приняли его массивные металлические вериги, блестевшие от молитвенных подвигов, за серебряные. Жизнеописанию Никиты посвящены росписи на внутренней стороне Святых ворот.

В 1920-е гг. монастырь закрыли, он был разорен и пришел в запустение. В 1980-е гг. рухнул купол Никитского собора. В конце 1993 г. Никитский монастырь возродился. В 2000 г. в нем были обретены во второй раз мощи преподобного Никиты Столпника

В Никитском монастыре отлично можно пообедать в монастырской трапезной. (На пятерых пообедали за 1000 руб).

Поблизости от монастыря (500 м) находится выкопанный Никитой Столпником колодец, его воду издавна считают целебной, при колодце устроена купальня. Однажды водой из этого колодца исцелился царевич Иван, старший любимый сын царя Ивана Грозного. Собственно, тогда и был заново отстроен в камне стоявший тут деревянный монастырь.

Но к этим близлежащим местам – святому источнику, что рядом с монастырем, к Синему камню и Александровой горе - мы не поехали, ибо стемнело. В сумерках вернулись в центр Переславля, чтобы досмотреть его забавные музеи. Они открыты до 17.30 и их много: Музей швейных машин, Музей крестьянского дизайна "Конь в пальто", Дом Берендея. Самый известный из них - это Музей утюга. О нем хорошо и подробно рассказано в обоих фильмах о городе (Любимцев и Жебрак). Музей, действительно, привлекает к себе внимание яркой раскраской наружных стен и смешными репликами на заборе. Стоит на главной улице – трудно не заметить.

Мы успели посетить только один из всех перечисленных необычных музеев города - «Музей хитрости и смекалки», что рядом с Пушкинским сквером. Музеем в привычном слове его и не назовешь – это одна комната, в которой собраны разные предметы народного быта и жизни, которые обладают разными интересными качествами: козлец (для лучины – мы уже погадали над этой штукой в музее козла); снегоступы, приспособления для ловли рыб, зверей, мышей, мух; макет ловушки для волка (целый лабиринт); кухонные приборчики для извлечения косточек из вишен и яблок; чайник с пятью носиками для совместной трапезы; вилка с раздвижной ручкой («телескопическая вилка») и т.д. Работница музея проводит короткую, но очень насыщенную информацией экскурсию. (Цена - 150 руб. взрослый, дети дешевле). В соседнем помещении сувенирный магазин, где в основном продают изделия изо льна.

На этом закончили знакомство с городом. Ночевали в Ростове на озере Неро (гостевой дом). Очень хорошие условия. Две спальни, удобства в номере. Кухня-столовая большая общая. Но мы там были одни.

На лето в Переславле остались: Дендрарий (большущий парк с аллеей сказок), Данилов и Никольский монастыри, Рыбацкая слобода.

О Переславле–Залесском

М.Жебрак. Переславль-Залесский

Павел Любимцев. Переславль-Залесский

Сукина Л. Переславль Залесский. Путеводитель

Пуришев И.Б. Переславль-Залесский. Путеводитель по историческим и архитектурным памятникам. 1989

Глушкова В.Г. «Золотое кольцо». Серия «Исторический путеводитель», М.»Вече», 2016

Попадейкин В, Струков В. «Золотое кольцо», М. «Физкультура и спорт», 1985 г.

Аудиогид izi.travel

Рассказы путешественников:

https://nantik7.livejournal.com/106012.html

https://vladimirdar.livejournal.com/81718.html