Кидекша, Суздаль
Выезд из гостиницы Волгореченска в 9.10. До Суздаля два часа ехать. В 11.00 прибыли в Кидекшу. Знаменито место тем, что в XII веке в Кидекше находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого. Сейчас – небольшое село и храм, над ушедшей далеко от прежнего своего русла рекой. Изначально-то место было стратегическим: у впадения реки Каменки в Нерль.
За ночь нападал снег: былые стены на белом и графический узор ветвей деревьев. Смотрится изысканно. Храм Бориса и Глеба – это музейный объект, работает и зимой.
Вход: 150 руб взрослый, дети до 16 бесплатно. Есть туалет - только для посетителей музея (в кассе дают под залог карточку для входа). Открыто: ежедневно 10.00 – 17.00, вых.: вт. и последний пн. месяца.
Важно то, что Храм Бориса и Глеба в Кидекше - это первый белокаменный храм на Руси. Он стал образцом для всех последующих. Согласно легенде, именно в этом месте произошла встреча святых князей Бориса и Глеба, направлявшихся в Киев и убитых в 1015 году своим старшим братом Святополком. Они стали первыми русскими святыми, небесными покровителями Русской земли.
В храме фрагменты фресок 12 века (все показано и подписано на табличках). Тут можно увидеть амфал – место служения (такой сохранился еще только в Киеве). Придел храма (через который входим) – поздний 1913 год, посвящен 300-летию династии Романовых.
Рядом зимняя церковь - в данный момент приходская. На своде придела (у входа) современные фрески, рассказывающие подробно об истории этих мест и о событиях тут происходивших.
Суздаль
Спасо-Евфимиев монастырь(музей)
К 11.45 прибыли к Спасо-Ефимиеву монастырю Каждый час тут концерт колокольных звонов. Поскольку экскурсия длинная, то пропустить невозможно, а то и раза два даже можно послушать.
Это огромный музейный комплекс: восемь экспозиций разного характера. Без экскурсии вход для взрослых 400 руб, детям до 16 беспл. С экскурсией 800 руб взрослый, 600 ребенок. Но экскурсия того стоит. Сайт музея.
Наша экскурсовод Елена Вячеславовна (видимо, научный сотрудник, сказала, что водит экскурсии очень редко, наверное, нам просто повезло). Рассказывала два часа удивительно интересно и глубоко (хоть я тут уже была, но все как в первый раз). Два часа пролетели незаметно.
На входе над Святыми воротами изображены два козлика «отпущения» – шутят, что они предназначены для очищения грехов мужчин. Шутки шутками, но устройство пространства храма и монастыря действительно имеет эту направленность - очищение от грехов.
Второй шаг очищения (уже не шутка) - беседка–сень (около звонницы), тут раньше стояла чаша со святой водой для паломников. Нужно умыть себя лицо и руки перед входом в храм. Третий шаг очищения (души) – в самом храме.
Монастырь напоминает кремль гораздо больше, чем настоящий суздальский Кремль. В Спасо-Ефимьевском монастыре розоватые башни – аж 12 штук, они построены после Смутного времени. Изначально монастырь, конечно, построен был как северный страж города и крепостные функции выполнял.
Их рассказа экскурсовода узнали, что до XVI века включительно строго соблюдались каноны строительства монастырей, и что интересно: самое высокое здание в монастыре – это собор, а не звонница, как может показаться.
Оказалось, что трапезные появились в монастырях не сразу, а только после «Стоглавого собора (проходил в эпоху правления при Петра I), где было разрешено монашеской братии сообща принимать пищу, для этого срочно потребовалось построить трапезные. Трапезная украшена очень красивой (но стилистически иной по сравнению с собором) Успенской церковью с кокошниками.
Перед Собором между трапезной и колокольней – Соборная площадь. Слева дом митрополита – напротив братский корпус и кельи монахов. Захоронений на территории монастыря не делали. Он считался образом Небесного Иерусалима на земле. Но были исключения. Например, для рода Пожарских, которые вели родословную от Рюриковичей и 200 лет поддерживали монастырь финансово. Тут около алтарной апсиды была родовая усыпальница Пожарских. И мавзолей, где был похоронен и Дмитрий Пожарский, – русский национальный герой. Мраморный мавзолей был сооружен на деньги казны, присланные Александром II после того, как граф Уваров доложил царю о запущенном состоянии могилы героя. Настоятель монастыря лично ездил в Италию выбирать каррарский мрамор. О том, как без знания языка в Италии русские покупали мрамор, можно написать роман.
Удивительную резьбу по мрамору выполнили русские резчики. Мавзолей был разрушен после революции, когда в монастыре находилась тюрьма.
Пожарского на Руси всегда чтили. И большевики тоже. Но мраморная красота была уничтожена не столько из идейных, сколько из эстетических соображений – несовпадение стиля памятника с тем, что происходило вокруг. Недавно мавзолей был восстановлен, но немного на новом месте. Объясняется это чисто технологически: новое сооружение уже не из настоящего мрамора, а из искусственного (на основе мраморной крошки), этот материал плохо относится к влаге, а на прежнее место у алтарной стены с крыши собора вода текла бы постоянно. Фрагмент настоящего мраморного памятника (белая мраморная плита) стоит на прежнем месте.
Спасо-Преображенский собор.
Храм внутри удивительный. Расписан сплошь сделана Гурия Никитина за один сезон ( костромские мастера эти были нарасхват). Многие фрески 17 века сохранили свое первоначальный облик. Говорят, что росписи этого храма очень напоминают росписи храма Ипатьевского монастыря того же Гурия. Даже ангелы у северного входа в храм похожи на тех, что изображены в Ипатьевском. Ангелы: стоящий с мечом в руке напоминает о грехах и не пускает грешников, а сидящий записывает все. Интересно, что ангелы эти охраняют северный вход из обходной галереи в храм (через него попадало внутрь главного помещения храма духовенство), с южного входа – князь и его приближенные. С западного (что напротив алтаря) входа попадали все остальные.
Руководитель артели – мастер Гурий Назаров никогда сам не писал красками. Оказывается, он только процарапывал фигуры. Дальше брались за дело т.н. доличники – художники, которые писали одежду и все, кроме лиц. После них начинали работать личники – они прорабатывали лица.
Отдельно нужно сказать о том , что далеко не каждый допускался к такому делу как роспись храмов или создание икон. Перед этим нужно было совершить паломничество очиститься душой – тогда приступать.
Внутри храма есть только одно захоронение (опять же как исключение) т.н. монаха Павла I (он был иноком монастыря, потом отправлен на служение в Сибирь и Тобольск. Совершил много подвижнических дел). Интересно, что эту плиту над захоронением не тронул никто во время пребывания в монастыре разных карательных организаций.
Привлекают внимание и завладевают им росписи храма - сверху донизу. Ряды четко разделены по сюжетам. Третий ярус – страсти Христовы.
Фрески – это Библия для неграмотных. И, пожалуй, нам, образованным людям XXI века , стоит овладеть элементарными знаниями, чтобы понимать то, что понимали неграмотные русичи в XVI веке. Фрески сохранились только благодаря тому, что в XX вв. были забелены (а не сбиты).
Справа от входа в храм небольшой придел, посвященный основателю обители – св.Ефимию. Устроен над его могилой (снаружи – вход в крипту обозначен небольшой сенью). Фреска, где Ефим кадет кирпичи, символически обозначает значимость его в появлении обители. Хотя он ее не строил буквально. Просто над его могилой стали происходить чудеса, потом его тело найдено было спустя много лет нетленным и решено было построить тут храм (это XVI век). Стены придела расписаны сценами жития св. Ефимия. Тут же стоит мозаика на бетонном основании – оригинальное оформление первоначального мавзолея Пожарского.
Колокольня и звоны.
В монастыре два звонаря – один бывший историк, другой-джазист. Тренироваться и разучивать новые мелодии можно внутри звонницы – есть специальные тренажеры, но реально репетировать – только на звоннице. Что и происходит в часы, когда монастырь закрыт для публики. Экскурсовод рассказала, что новых звонарей подбирают из тех, кто способен выучить специальную скороговорку и одновременно произнося ее простукивать ритм мелодии.
Экспозиция "Суздальская тюрьма".
"Летопись двухвековой истории".
Следующий большой этап экскурсии посвящен монастырской тюрьме. По указанию человеколюбивой Екатерины Великой было придумано раздельное заключение узников вменяемых и безумных (безумных колодников). Для сумасшедших заключенных были организованы тюрьмы при монастырях. Так, на территории «Небесного Иерусалима» и появилась белая глухая стена, а все происходившее за ней держалось в строжайшем секрете. А жили там под номерами, без имен в пожизненном заключении не столько безумные, сколько неугодные - в основном руководители раскольников, потом политические. Особенно трогательна история пророка Василия (за свои предсказания царям пожизненно заключенному в суздальскую тюрьму), гр. Шаховского, который поплатился жизнью за свои декабристские увлечения юности… Его имя упоминали декабристы (как они упоминали всех), и хотя он давно уже отошел от политики, был взят, сослан и никакие хлопоты жены (весьма состоятельной и влиятельной) не помогли. Из Сибири он был переведен сюда, где и подвинулся умом, и умер в 34 года. (Российская история ужасна и бесчеловечна. А потом уже все остальное, скажу я вам).
В суздальской тюрьме приготовили камеру и гр. Льву Толстому (!), но царь побоялся огласки в Европе и Толстой сюда не попал. Тюрьму закрыли в 1905 году, но после революции снова открыли , тут уже весь монастырь стал тюрьмой и надолго. Тут находился генеральский лагерь для военнопленных, в котором содержался генерал Паулюс. Судьба Паулюса (!!!) – это что-то потрясающее. Читать здесь . Вот за что люблю всякие поездки: и не знаешь где, а вот вдруг погрузишься то в биографию, то в эпоху, и столько всего откроется случайно!.
В 60-х гг. На территории монастыря была девчачья колония для малолетник преступников. В гости к девочкам приезжал Гагарин. Просто они ему написали. А он взял и приехал. Именно к ним. Молодец Гагарин.
Изменилась судьба монастыря в сторону сегодняшнюю, то есть музейную, только в 1967 г. после того, как в Суздале побывал один из американских миллиардеров, и сказал, что его бы воля, зарабатывал бы на этой красоте миллиарды. Наши призадумались. И решили-таки сделать Суздаль туристическим городом.
Экспозиция «История суздальских монастырей»
Еще одна экспозиция, которую мы посетили – это монастыри Суздальского края. «История суздальских монастырей». Находится на первом этаже Братского корпуса (сооружение еще допетровское). Представленa иконография главных святых Суздаля, ведь город был важным религиозным центром Руси. В городе было множество монастырей.
Еще интересный факт. Оказывается, раньше существовала практика потемневшие иконы убирать из употребления и складывать,условно говоря, в сарае. Понятно, что это были наиболее древние иконы. И вот однажды в 19 (?)в. эти иконы 40 (штук ?) были увезены в Москву в реставрационные мастерские. Очищенные от копоти и наслоений времени, они открыли свои удивительные лики. Все отреставрированные иконы остались в Москве – сейчас в музеях.
Особенно мне понравились деревянные изваяния символов четырех евангелистов, прямо как в итальянских храмах.
Из многих интересных подробностей, о которых нам рассказала Е.В., наиболее впечатлили такие: монахини женского монастыря раз в год должны были уходить на заработки – с кружкой. Должны были принести полную кружку серебра на содержание монастыря и себя самих в нем. Могли продавать свои изделия (кружева и прочее рукоделие), но, прежде всего, собираться милостыню или как-то еще. Такая монашеская работа.
При выходе из Братского корпуса (около туалета) есть лесенка на крепостные стены (небольшой участок по ним можно пройти).
В монастыре, как я уже упоминала, 8 экспозиций. В ходе экскурсии мы посетили три: Спасо-Преображенский собор (экспозиция называется«Фрески Гурия Никитина» , «История монастырей» и «Суздальская тюрьма». На визит у нас ушло 2.5. часа. Если планировать посмотреть и другие экспозиции, то время нужно увеличить.
Одна из интереснейших выставок, как мне кажется, это «Сплетение судеб. Итальянская рапсодия». Оказалось, что выставка посвящена Андрею Тарковскому и его фильму «Андрей Рублев». Экспозиция - это подарок (художественные произведения разных жанров) Тонио Гуэрры – помощника и друга А. Тарковского. Гуэра - выдающийся итальянский поэт, писатель, киносценарист, бывший заключённый нацистского концлагеря. Гуэрра приехал в 2000 в Суздаль, проникся самобытностью города и подарил музею свои произведения. Они размещены там, где содержались итальянские военнопленные. Кстати, некоторые сюжеты «Рублева» (полет?) снимались у стен Спасо-Ефимиева монастыря.
Еще одна экспозиция, связанная с кино, так и называется «Суздаль в кино». Ведь в Суздале снималось невероятное количество очень известных отечественных фильмов.
Кремль
До темноты оставалось два часа. Погулять по старинным улочкам Суздаля уже не успевали. Впрочем, это лучше делать летом. Успели посетить Кремль.
Зайти на его территорию - 60 руб., чтобы зайти в Рождественский собор XIII века и посмотреть экспозицию в Архиерейских палатах - 400 руб.(взрослый, ребенок до 16 бесплатно). Экспозиция хорошая, но нужен или экскурсовод, или подготовка, и не торопиться.
Детали стен Рождественского собора
В Рождественском соборе многие иконы поновлены (яркий синий – режет глаз). Но есть и старинные фрески. Много фресок – полимпестов (одна под-из-под другой), они наползают друг на друга, видим много временных напластований, в отличие от стройного иконографии в соборе Спасо-Ефимиева монастыря.
В соборе хранятся несколько рак с мощами суздальских святых, о которых мы узнали на экспозиции «Монастыри Суздаля» в Спасо-Ефимевом монастыре. Нижние части столпов уже не расписаны, потому что в XVI веке перестали расписывать нижную часть столба(стены) – а стали вешать на это место большие иконы, что мы и видим в соборе ( иконы XVII века). Иконостас родной также XVII в. Царские врата – в окладе золоченом - 4 евангелиста. Особенно привлекают двери в храм (на южной стене и на западной) Выполненные в специальной технике.
На экспозиции в Архиерейских палатах можно увидеть детали декора внешних стен собора (резные детали), макет Суздаля, также хороший отдел иконописи (много икон Николая Чудотворца). Музей устроен по типу – «насквозь». Зашел и, пока весь не пройдешь, - не выйдешь.
В Новогодние праздники в Суздале весело: особенно популярно катание гостей города в санях на лошадях. Поскольку «зимы ждала-ждала природа, снег выпал только в декабре», то саночно-лошадиный бизнес бил копытом - вся площадь позади Гостиного двора была запруженa санями.
Интересная также прогулка по бывшим кремлевским валам. Валы Кремля Суздаля были насыпаны на рубеже X – XI вв., тянутся на полтора км. Разрывы в крепостной насыпи образовались на месте башен и ворот. Чтобы попасть на валы, от Кремля идти сначала по ул.Лебедева, потом мимо церкви Рождества Христова до тропинки на Кремлевские валы и по ним выйти назад к торговым рядам. Симпатичные виды особенно на Собор и слободу.
По Суздалю нужно гулять летом внутри небольшого пространства старого города, в котором нет практически новых зданий. Заглядывать в монастыри, спускаться к реке, посетить музей деревянного зодчества. Но зимний однодневный вариант знакомства, пожалуй, исчерпывается тем, что успели мы.
О Суздале:
Михаил Жебрак «Русское Ополье. Суздаль»
Городское путешествие с Павлом Любимцевым. Суздаль
Н.Н.Воронин.Владимир Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. (книга-спутник по древним городам Владимирской земли):http://rusarch.ru/voronin1.htm
Рассказы путешественников:
https://vladimirdar.livejournal.com/28982.html https://vladimirdar.livejournal.com/16892.html. https://vladimirdar.livejournal.com/61193.html.