Александров, Сергиев Посад
Александровская слобода - Средневековая столица Русского государства
Александров был мне интересен двумя объектами - Музеем М. и .А Цветаевых, и, конечно, Александровской слободой – излюбленным местопребыванием Ивана Грозного, про которого частенько приходится вспоминать в городах «Золотого кольца».
Готовясь к поездке, узнала много нового (или хорошо забытого старого) про Грозного, Опричнину и русскую государственность в целом. Полезно освежать в памяти историю - многое начинаешь понимать в современности.
Первым обозначился в Ал.слободе царь Василий III, с тех пор стоит тут церковь Покрова (нынешний Троицкий собор). Расцвет слободы пришелся на время пребывания тут Ивана Грозного. Царь Иоан Васильевич самолично на некоторое время (точнее, на 17 лет, однако) перенес сюда столицу Руси (ибо, по русском разумению, где царь, там и столица). В конце 1564 году Грозный в любимом им жанре театрализованного представления со своим двором покинул Москву и «скитался», но, как бы вняв мольбам москвичей, вернулся в столицу, четко проговорив условия своего дальнейшего царствования, а именно: вытребовал себе земли, войско и исключительные права по наказанию неугодных – все это названо было Опричниной. Опричники клялись «без страха и упрека» искоренять крамолу, точнее, выгрызать ее и выметать. Отличительными знаками их были песья голова и метла. Так Годунов стремился расправиться с инакомыслием бояр, уничтожал древние богатые роды на корню, а все имущество конфисковывал, часто жертвуя награбленное в монастыри. Такие были нравы. Опричники развратились вседозволенностью и не смогли отразить нападение крымских татар на Москву в 1572 году (то есть 8 лет понадобилось, чтобы опричники показали свое истинное лицо), после чего Опричнина была отменена. О нравах эпохи написал М.Ю. Лермонтов в поэме «Песня про Купца Калашникова».
Во время пребывания тут Грозного Ал.слобода превратилась в настоящую крепость. Как вспоминал в своих записях один из опричников, Генрих Штаден, вокруг нее стояли крепкие заставы, въезд и выезд находились под строгим наблюдением вооруженной стражи. Бревенчатые стены кремля снаружи были обложены в один ряд кирпичом. Новую царскую резиденцию окружали ров и вал. В слободе были построены дворец, палаты для опричников, приказы. После походов Ивана Грозного на Великий Новгород, Клин, Тверь, Торжок все награбленные богатства были привезены именно сюда.
Но, с другой стороны, эта крепость претендовала на большее. Ал.Слобода – это первая попытка построить с европейским комфортом роскошную великокняжескую резиденцию - «русский Версаль», настоящие Версаль сооружался примерно в это же время (в 1661 году) под Парижем по повелению «короля-солнца» Людовика XIV. Уж не соревноваться ли Грозный ли тогда задумал с Европой, как это у нас принято?. Тут работали лучшие русские и итальянские мастера и создали дворцово-храмовый ансамбль. Не случайно именно в Ал.слободе впервые после ордынских событий оживились международные связи России с европейскими странами (послов принимал Грозный).
В хорошо защищенной от врагов Ал.слободе Иван Грозный прятался от нашествия крымских татар, т.к. не был уверен в боеспособности опричников (и оказался прав - татары Москву-таки сожгли). Молодой царь Петр также укрывался здесь от стрелецкого бунта, а его дочь Елизавета (будущая императрица) отсиживалась здесь во время царствования Анны Иоановны.
При всем своем деспотизме и жестокости, Грозный был инициатором и весьма передовых начинаний. Так, в 1576 г. в Ал. Слободе открыта первая провинциальная печатня - «печатная слободка», где в 1578 Андроник Невежа (ученик первопечатника Ивана Федорова) напечатал «Псалтырь Слободскую» – повторное издание Московского «Псалтыря Учебного» (1568)- первого русского учебника. Здесь же хранилась позже без следа исчезнувшая библиотека царя. Тут же по инициативе Грозного была создана одна из первых в России певческих школ.
В 1582 г. (после убийства сына) Иван Грозный навсегда покинул слободу и начался период ее упадка. (В 1581 г. в припадке гнева Иван Васильевич наносит своему старшему сыну Ивану смертельный удар в висок. Вместе с гробом убитого сына Грозный покидает слободу и больше никогда сюда не возвращается).
Музейный комплекс Александровская слобода
План музейного комплекса Александровская слобода
Троицкий собор
Вход на территорию Александровской слободы свободный, можно беспрепятственно посмотреть интерьер Троицкого собора – самого древнего сооружения комплекса. Изначально это домовый великокняжеский храм, одноглавый. Раньше был окружен галереями со всех сторон и расписан не только внутри, но и снаружи. Во время реставрационных работ удалось открыть над входом в собор фрагменты фресок XVI века. Внутри собора нужно обратить внимание на старинные двери в правой южной галерее (в самом конце ее).
Это знаменитые Васильевские ворота Софийского собора в Великом Новгороде (1336г), выполнены старинной техникой, при которой по предварительно сделанным прорезям растиралось жидкое золото со ртутью, и старинные врата из тверского Спасо-Преображенского собора (1344). Эти произведения древних мастеров оказались здесь после «карательных экспедиций» Ивана Грозного в Тверь и Великий Новгород.
Покровская церковь
Неплохо сделана экспозиция в Покровской церкви, «Государев двор в Александровской Слободе». Есть даже аудиогид (30 мин 130 руб). Здесь сохранилась роспись шатра Покровской церкви – уникальное явление, так как шатры церквей никогда не покрывались фресками. Росписи шатра храма были выполнены в пору пребывания в Александровской Слободе Ивана Грозного. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер XVI в.
Долгое время изображения были скрыты деревянным куполом. Он был разобран лишь в 1925 году в ходе реставрационных работ. Другой уникальной особенностью росписи является то, что она никогда не поновлялась. Можно сказать, что мы с вами имеем возможность видеть то же, что видел сам Иоанн Васильевич. Работали тут лучшие художники своего времени. Образцом служили росписи Дионисия.
Про эту роспись очень подробно рассказывается в видеоролике, который демонстрируется рядом с фресками.
О росписи шатра читать далее
Три верхних яруса были выполнены в соответствии с традиционными для той эпохи представлениями об устройстве мира. Купол символ Небес, поэтому тут изображали Бога-Отца (Саваофа). Его руки подняты в благословляющем жесте. Бог-Отец – одна трех ипостасей Троицы и соотносится с первоначальным названием храма – «Церковь Троицы на дворце». На гранях барабана изображены небесные силы: херувимы и серафимы, которые передают Богу все, что видят и знают о человеке. Эти крылатые существа всегда окружают престол, а рядом с ними символы четырех евангелистов: ангел, лев, телец, орел. К сожалению, сохранились лишь контуры полусфер от их изображений. Третий ярус росписей шатра – четыре евангелиста с раскрытыми Евангелиями. Они символизирую ветры, которые разносят Благую весть (на четыре стороны света). Также в третьем ярусе изображены Архангелы, которые помогают исполнять божий промысел в мире людей и на небесах. Росписи эти трех ярусов следуют традиционной схеме росписи купола православной церкви.
Однако нижние регистры уже совершено отходят от классической иконографии и самостоятельны. Они сообщают о царском родословии. Четвертый регистр отведен 16-ти ветхозаветным святым (праотцам): просматриваются Адам, Ева, их сыновья (Авель, Сиф) и Ной. Это родоначальники человечества, предки Иисуса Христа. Пятый регистр занимают 24 фигуры праотцов и пророков. Они истолковывали волю Бога, уличали неправду, за что принимали мученическую смерть. Пророков отличала особая харизма и темперамент, ведь они должны были убеждать людей в своей правоте. Их изображали в плащах из верблюжьей шерсти (так как пророки всегда странствовали) со свитками пророчеств о приходе мессии. На восточной грани – Араам, Исаак, Иаков. Слева от Иакова 12 его сыновей – родоначальники 12 ветвей Израильского народа. Далее следуют Пророки. Начинает их череду Моисей со скрижалями. Замыкает галерею – царь-пророк Соломон с отцом своим Давидом.
Нижний, шестой регистр фресок, некогда состоял из 16-ти медальонов с ликами новозаветных святых. Большинство из них – русские мученики и святые, облаченные в русские кафтаны. На восточной стороне сохранились изображения святого Владимира – крестителя Руси и его сыновей Бориса и Глеба.
Вертикальное расположение святых имеет определенный подтекст. Так, в линию выстраиваются царь-патриарх Сиф, царь-пророк Давид и Владимир основатель русской правящей династии, представителем которой являлся и Грозный. То есть росписи шатра подчеркивают богоизбранность Московского царя и его царства. Эту же идею усиливают ветви дерева, которые соединяют все изображения. Таким же образом было принято изображать родословие Иисуса Христа. Фрески на стенах не сохранились. Оригинальный подбор и логика изображений наводит на предположение, что роспись храма - это персональный заказ русского самодержца, для которого этот храм был местом уединенных молитв и раздумий.
Распятая церковь – колокольня
Пожалуй, самое интересное сооружение Александровской слободы времен Ивана Грозного. Это здание невозможно не заметить, а летом туда даже можно зайти и подняться на смотровую площадку, изучить экспозиции («Легенды и были Александровской Слободы», «Успенская обитель XVI - XVII вв.»). Зимой любуемся снаружи. Церковь «иже под колоколы» была выстроена с явным влиянием итальянской архитектуры. Есть предположение, что это первая на Руси колокольня с шатровым завершением (1629 – 1632 гг), хотя чаще всего первым шатровым храмом называют церковь в Коломенском (Москва). Каменные шатровые храмы появились именно на Руси не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Очень быстро «шатры» стали очень популярны в храмовой архитектуре по всей Руси, пока не были запрещены в XVII веке патриархом Никоном. Причины запрета и сам запрет – серьезная искусствоведческая проблема. СМ. здесь.
Во времена Грозного колокольня использовалась как дозорная башня. С не связана интересная и трагическая история «русского Икара» (с этого эпизода начинается знаменитый фильм А.Тарковского «Андрей Рублев»). Именно с этой башни русский крестьянин Никита, сделав деревянные крылья и смазав их в воске, потом обвалявшись в пухе, в присутствии Ивана Грозного совершил удачный полет с колокольни и приземлился на берегу реки Серой. Якобы царь одобрил увиденное и хотел продолжать летательный опыт в Москве, но против этого активно выступило духовенство и Никиту казнили за «бесовскую выдумку». Грозному приписывают слова: «Человек – не птица – крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит».
С юга к колокольне примыкает маленькая пристройка кон. XVII века (Марфины палаты) из четырех комнат, которую занимала царевна Марфа. Подробнее.
Еще одна церковь, построенная при Грозном – Успенская. Пять ее глав увенчаны крестами с миниатюрными царскими коронами, что свидетельствует о высоком статусе Ал.Слободы.
Музейный комплекс включает в себя еще несколько выставок, но внятных экспозиций нет, часть из них, кроме того, закрыты зимой (и подъем на колокольню тоже), а цена билета такая же, как если бы все они были открыты: 270 руб.(единый), и нет возможности посетить только одну экспозицию, как в других музейных комплексах, короче, обдираловка. Особенно удручающее впечатление произвела как бы «экспозиция» - подвал «Последняя тайна Ивана Грозного». Такого я еще не видала, если честно. Просто подвал с растяжками-картинками. О каких тайнах идет речь? Возможно, экскурсовод оживляет эти пустые стены рассказом-ужастиком, но все же нельзя до такой степени держать посетителей за дураков. То есть мы покупаем билет, чтобы прийти в подвал и самостоятельно подумать-представить, какие тут тайны могут быть? «Интерактивненько». Если бы вход в пустой подвал был бы бесплатным, то ладно... Короче – в подвал ходить не нужно. Ничего там нет, никаких тайн.
Я бы сказала, что музейный комплекс Ал.Слободы из всех увиденных за неделю музеев и объектов произвел самое странное впечатление.
Про Александровскую слободу
Рассказы путешественников
https://journal.tinkoff.ru/aleksandrov-one-day/
Зима: https://chilyaeva.livejournal.com/18104.html
Лето: https://varandej.livejournal.com/896937.html
*В.Г.Глушкова Историчсекий путеводитель «Золотое кольцо» М.»Вече» 20168 В.Попадейкин, В.Сруков «Золотое кольцо» М, 1985
«Золотое кольцо» Путеводитель серии «Вокруг света» М. 2005
Музей Цветаевых и музей 101-километра.
Музей Цветаевых находится в небольшом деревянном доме, стены которого помнятсестер Цветаевых и О.Мандельштама, бывавшего здесь.
Самостоятельный осмотр невозможен – только с экскурсоводом, это принципиальная позиция музея, и, думаю, правильная. Экспозиция задумана как некая метафора, поэтому требует расшифровки и комментирования. Особенно интересно это делает хранитель музея, и лучше бы попасть к нему, заранее договорившись по телефону. Нам просто повезло попасть на уже заказанную экскурсию для группы, к которой нас присоединили. Музей интересный, оказавшись в Александрове, не стоит им пренебрегать.
Рядом с цветаевским музеем находится еще один необычный – «Музей 101 километра»,где рассказывается о людях, селившихся неподалеку от Москвы после возвращения из сталинских лагерей. Экспозиция оформлена обычным образом – документы и предметы на стендах , но рассказ знающего человека оживляет предметы, а их владельцы предстают словно живые.
Рассказ о двух музеях: https://moscow-i-ya.livejournal.com/106305.html
Об Александрове: https://varandej.livejournal.com/896657.html
Узнать про экскурсии здесь.
Сергиев Посад
Приехали к вечеру, светового дня оставалось пару часов. Обошли обитель, где это было возможно, дошли до святого источника, откуда очень красивый вид на монастырь. Как раз от стоянки туристических автобусов хороший вид.
От источника вернулись к Уточной башне, зашли в обитель. Народу очень много было, вход бесплатный, но фотографировать просто так нельзя – за денежку. Тут же предлагают свои услуги частные экскурсоводы (думаю, в пандемическое и постпандемическое время такой свободы нравов уже не будет). Экскурсию пожалуй, стоит брать, аудиогиды поверхностны.
Троицкий собор сразу можно узнать не только по его древней архитектуре, но по очереди, которая стоит к мощам Сергия Радонежсого. Если нужно только посмотреть на иконостас Андрея Рублева, нужно подходить к входным дверям говорить, что вы на Рублева смотреть идете, вас пустят без очереди.
Про иконостас Рублева читать здесь и здесь.
На входе в обитель привлекает мозаичная икона, выполненная весьма мастерски совсем недавно.
В мозаичной иконе преподобных основателей Лавры изобразили предстоящими в молитве к Пресвятой Богородице, восседающей на престоле с Предвечным Младенцем на руках. В композиционном замысле создатели мозаики отталкивались от канонов византийской иконописи.
Создание мозаики заняло полтора года: в течение шести месяцев разрабатывался сам проект и год ушел на его исполнение. Работы шли непрерывно, иногда даже по ночам. В качестве материала использовалась смальта, природный камень, а также золотая смальта, которую пришлось заказывать в Италии, так как у российских производителей недостаточно широкая палитра цветовых оттенков. Над мозаикой трудился коллектив из десяти человек. Изображение настолько гармонично вписалось в общий архитектурный ансамбль монастыря и окружающих росписей, что многие восприняли новый образ, как исконно находящийся на этом месте, а работу бригады сочли всего лишь его реставрацией. Инициатором создания мозаичной композиции явился известный иконописец, преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии и руководитель Центра храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева (ЦХИАР) Александр Николаевич Солдатов. Источник.
О Сергиеве Посаде:
https://art.1sept.ru/article.php?ID=200901706
Татьяна Воронцова Как устроены храмы ("Искусство" "Первое сентября"N5/2015)
https://art.1sept.ru/view_article.php?ID=200900502