(17 - 25 июня 2022)

Идея: разведать новый интересный, насыщенный достопримечательностями веломаршрут на территории Тверской и Новгородской области. Маршрут проложен вдоль знаменитых рек Мсты, Мды, Печевжи, Колпинки, Волхова. Ведь наши предки именно вдоль рек вели свои торговые пути, потому что река никогда не даст заблудиться. Эти дороги - самые древние.

Тип похода: автономно – (палатки), но возможен и смешанный вариант ночевок с использованием гостиниц\гостевых домов. Магазины и вода по пути есть.

Итог разведки: маршрут разведан и достоин дальнейшей разработки и использования. Дороги приемлемые, стоянки есть, достопримечательности отличные. Бюджетно.

Наша группа
Нитка маршрута
День Маршрут Километраж

1-й день 17.06.2022

В.Волочок –Солнечное - Большой Городок (Дача Репина) – Стоянка в районе Перевоз.

45 км

2-й день 18.06.2022

Стоянка у Перевоз – Поляны – Городище (Кизикино) – станция Мста - Сельцо- Карельское – Березовский рядок – Перелучи - Полное

3-й день 19.06.2022

Полное – Великий Порог – река Понеретка – кемпинг Бели (музей) – Боровичи.

65 км

4-й день 20.06.2022

Боровичи – лесная дорога (через Тини) – Кончанское-Суворовское – Сопины.

48 км

5-й день 21.06.2022

Сопины – Любытно.

92 км

6-й день 22.06.2022

Любытно. Полудневка (музей "Славянская деревня") - Неболчи

51 км

7-й день 23.06.2022

Неболчи – Водогон – деревня Дуброва (река Пчевжа)

92 км

8-й день 24.06.2022

Дуброва – Будогощь – Оскуй – Грузино (река Волхов) – ночевка в районе деревни Марьино (Волхов мост)

9-й день 25.06.2022

Стоянка на Волхове - Селищи

30 км

Итоговый трек маршрута

Общий километраж: 545 км

Логистика

Подъезды (старт\финиш\ аварийные выходы): Наиболее бюджетно купить билет на поезд дальнего следования\"Ласточку"\электричку Санкт-Петербург - Валдай, Санкт-Петербург - Вышний Волочек. Железнодорожное сообщение имеется и с Вышним Волочком (старт), и с В.Новгородом (финиш). Плюсы жд: бюджетно. Минусы: заморочно (если едет группа), т.к. билеты нужно покупать сильно заранее (на "Ласточку" точно - не менее чем за неделю-десять дней, потом их просто нет), ну и погрузка с велосипедами и велорюкзаками на поезд дальнего следования - то еще приключение. Кроме того, на подъезд к старту уходит практически целый день.

Разведка маршрута показала, что из минусов нужно извлекать плюсы. То есть если закладывать первый день на дорогу (поезд), то нужно ночевать в гостинице В.Волочка, чтобы вечер посвятить пешеходной прогулке по компактному историческому центру, а утром посетить краеведческий музей. После чего наутро следующего дня выходить на веломаршрут.

Я бы воспользовалась этой схемой независимо от времени и способа прибытия на старт. В.Волочек - город интересный, с богатой историей, следы которой тут сохранились, так как эта территория не была оккупирована во время Второй мировой войны.

Мы же использовали любимое средство доставки на старт – это машина с прицепом (несколько дороже, но удобнее). И быстрее по времени с учетом новой трассы СПб - Москва.

Маршрут удобен тем, что имеется возможность сойти и\или присоединиться к нему, так как проходит через несколько жд станций: жд станция Мста (расписание причудливое - см. ниже в отчете), чуть в стороне от трека, но близко жд станция Окуловка (к ней можно подъехать от Боровичей), жд станция "Неболчи", жд станции Водогон (но поезда ходят тут не каждый день) и жд станция Будогощь.

Описание маршрута по дням
1-й день
В.Волочек – Солнечное - Большой Городок (Академическая дача Репина) – Стоянка в районе деревни Перевоз.

Выехали на машине из СПБ в 7.00, проезд по платной дороге СПб – Москва, прибытие в В. Волочек в 12.30.

Этот вариант удобен, если нет планов подробно исследовать город, так как сделать это за пару часов и на велосипеде нормально все равно невозможно. Мы, конечно, проехались по знаковым точкам В.Волочка, но очень поверхностно. Вариант более подробного знакомства с городом возможен при ночевке в гостинице. По уму я бы сделала так: прибытие на «Ласточке» в 18.30, ночлег в гостинице. Вечер – пройтись пешком по компактному историческому центру, полюбоваться на сохранившуюся застройку богатого купеческого города. (К слову сказать, в парке мостики пешеходные и на велосипедах там делать нечего).

Вышний Волочек

Знакомиться с городом помогает ресурс izi.travel Поразительное дело: местные краеведы сделали маршруты по всем значимым улочкам города. Потрясающе!

Утром посетить стоило бы краеведческий музей, где расположена интересная современная экспозиция, которая качественно знакомит с главной достопримечательностью города – Вышневолоцкой водной системой. После чего сесть на велосипеды и посетить дачу Рябушинского - особый арт-объект – неформальная такая достопримечательность, лучше накануне позвонить обитателям дома и договориться о визите. На этот же день запланировать визит на Академическую дачу Репина,что в 35 км от В.Волочка -это уже на маршруте.

Подробнее о В.Волочке и его водной системе здесь: https://geocaching.su/?pn=101&cid=853

Музеи В.Волочка https://otzyv.ru/review/213810/

Рассказ о В.Волочке в блоге https://kirill-moiseev.livejournal.com/222575.html

Выгружать велосипеды и стартовать удобно в конце ул. Урицкого (если приехали на машине). Тут расположен знаменитый Казанский монастырь с красивейшим собором. В полной мере рассмотреть храм не удалось - он весь в лесах. Но впечатляет колокольня.

Собор был построен по проекту московского зодчего А.С.Каминского, автора здания Третьяковской галереи.

Значительную роль в жизни обители играл Иоанн Кронштадский (памятник которому стоит около второго храма обители).

Проехавшись по улочкам В.Волочка, составили о нем некоторое представление - стало понятно, что городок стоит изучить подробнее.

Особенно удивляет то, что берега Тверецкого канала отделаны гранитом, а перила набережных идентичны петербургским.

После Вышнего Волочка наш путь лежал вдоль берегов озера Мстино. Название озера напоминает о том, что из него берет свое начало река Мста, длина которой 445 км. Именно вдоль этой реки мы будем ехать первые дни. Вышний Волочёк уникален тем, что стоит на водоразделе бассейнов Балтийского и Каспийского морей. С двух сторон от этого города начинаются реки Цна (переходящая во Мсту - Балтийский бассейн) и Тверца (Каспийский бассейн).

Озеро Мстино можно объезжать и с запада, и с востока. Дороги проложены не у самого берега озера, поэтому это не панорамный маршрут, но периодически к озеру можно подъехать.

1) Наш путь (вдоль западного берега). От центра В.Волочка, минимально используя Ленинградское шоссе (объезжаем трассу по второстепенным дорогам), едем в сторону поселка Солнечный. На трассу пришлось выйти, чтобы переехать через реку Цна, для чего мы долго ждали зеленого сигнала светофора (трасса оборудована пешеходными переходами и именно по ним велосипедистам безопаснее всего ее пересекать). Но разумнее было бы пройти пешком мост как пешеходы, не пересекая трассу (как бы навстречу движению), и сразу снова уйти на второстепенную дорожку. Трасса достаточно оживленная, и хотя имеется очень широкая полоса для велосипеда, ехать по Ленинградке не самое большое удовольствие.

Перед дамбой на поселок Приозерный есть возможность уйти на деревенские грунтовые дороги и далее двигаться по ним через поселок Лютивля до поселка Солнечный. После чего до самой Академической дачи Репина (поселок Большой Городок) идет прекрасный асфальт (трафик небольшой). От Солнечного до Большого Городка вдоль дороги стоят интересные дома, многие из которых, как нам сказали в Академичке, обжиты многочисленными художниками.

В пользу трека по западному берегу Мстино может быть и наличие в поселке Солнечный Народной художественной галереи(выставочного зала). Раз тут художники везде живут, появление такой галереи не удивляет. Но мы в галерею, естественно, не успевали. Рассказ о галерее можно почитать здесь: https://nord-traveller.livejournal.com/55791.html.

2) Второй вариант начала маршрута от В.Волочка (вдоль восточного берега озера Мстино). Он проходит по частично грунтовым дорогам. Описание есть в блоге https://nord-traveller.livejournal.com/61793.html.

В этом случае нужно ехать от центра В.Волочка через вокзал (достоин внимания как архитектурный памятник) – посетить дачу Рябушинского (она по пути как раз), далее через деревни Тверца – Пашино (есть выход к озеру) – Быстрое – Терпигорево – Рудневка – Желниха – Садовый, где переехать по плотине Мсту и чуть-чуть вернуться по противоположному берегу к Академической даче Репина, которую обязательно нужно посетить, мне кажется. Лучше с экскурсией (а ее можно заранее заказать по телефону - см сайт Академической дачи.

Мной был выбран первый путь, поскольку изученные мною карты и треки показывали, что после деревни Алексеевское (на восточном берегу) невнятная тропа и непонятно, как ехать. А на западном берегу дорога тянется несколько дольше. Описание маршрута (майские праздники), на который я ориентировалась, показывал, что все проезжаемо и не предвещало никаких ужасов. Что же в итоге?

Участок Солнечное - Большой городок прекрасен. Хороший асфальт, машин мало.

Интересные места на этом участке:

По пути красивый белоснежный храм Преображения Господня (57.666548, 34.461087) 1877 г.

(В поселке Ново-Почвино имеется некий Экопарк (гостиница).

Немного не доезжая Большого городка есть родник, на картах не обозначен ( к роднику справа от дороги отходит тропинка) 57.724533, 34.466150

Академическая дача Репина (Академичка). Тут мы задержались на пару часов. Экскурсия была заказана заранее, по пути пришлось несколько раз уточнять время нашего прибытия, так как мы не очень вписывались в график. Нас любезно встретили и обо всем рассказали. И наконец-то мы вышли на берег Мстино.

Академическая дача Репина

Когда-то этот парк вместе со всеми постройками принадлежал Министерству путей сообщения и был взят в аренду Академией художеств. В 1884 году в заброшенном доме управляющего Вышневолоцкой водной системой (уже тогда не работающей) была открыта дача для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Они могли жить на природе и совершенствовать свои навыки работы на пленере. С 1964 года Дом творчества носит имя И. Репина, который принимал непосредственное участие в организации и открытии дома творчества. Среди постояльцев этой дачи были не только студенты, но и великие художники: Куинджи, Рерих, Левитан, Серов, Бродский (художник). А также, кстати, и знакомый нам по походу прошлого года гравер И.Пожалостин

Сохранились разные артефакты со времени пребывания на Даче советских художников.

И. Репин приезжал сюда не раз, жил в соседней деревне Котчище или на даче в верхней комнате жилого дома, из окна которого открывается живописная панорама озера Мстино. Сейчас эта "репинская"светелка представлена в одной из комнат музея Академической дачи.

«7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче…". Упомянутый в письме студента Академии этюд Репина "На Академической даче" хранится в Государственном Русском музее. Копия ее в размер оригинала экспонируется в "репинской" комнате Музея Академической дачи. Репинская традиция писать всем вместе тематические этюды под открытым небом сохранилась в Доме творчества до наших дней. Подробнее см. https://www.shr.su/news/v-domakh-tvorchestva/dom-tvorchestva-chelyuskinskaya/

Сразу привлекает к себе внимание восьмигранный деревянный павильон.

Перед павильоном, естественно, стоит памятник И.Репину.

Восьмигранник – павильон, выстроенный к приезду Президента Императорской Академии художеств Великого князя Владимира Александровича на фундаменте времен Екатерины II. На стене восьмигранника установлена памятная доска, посвященная В.А. Кокореву, основателю Дачи.

Хорошо бы попасть внутрь - интерьер завораживает. Нужно попросить администратора дачи открыть, если вы без экскурсии.

Есть также здание музея и конференц-зал, столовая. В музее представлены разные материалы, связанные с жившими тут художниками, и их картины.

Но самое интересное, что по-прежнему сюда могут приезжать художники (в любое время года) и работать.

Дом для художников построен так, что все комнаты на несколько человек снабжены мастерскими. Впрочем, приехать сюда пожить могут, кажется, не только художники. Бронирование на сайте доступно.

Прогуливаясь вокруг академического холма, можно заметить и памятный знак лоцманам, которые были в этих местах главными людьми, без их участия не обходился провод ни одного судна.

Небольшой мостик соединяет полуостров Академички с материком и считается волшебным. На нем можно загадывать желания.

А чуть поодаль от поворота на Академичкку на автодороге стоит часовенка Николая Чудотворца с деревянной галереей вокруг (57.731926, 34.474897).

Внизу дверцы небольшое отверстие, значение которого не сразу очевидно. Оказывается...

Прочитать про Академическую дачу можно здесь: https://nataturka.ru/muzey-usadba/akademicheskaya-dacha.html

Интересный рассказ также здесь https://vikni.livejournal.com/147845.html


Академическая дача Репина - ключевое культурное событие первого дня маршрута.

Нe менее эмоционально сильным было и окончание дня, когда мы искали первую ночевку.

Достопримечательности закончились после Большого Городка и моста через плотину около поселка Садовый (на противоположной стороне реки). Есть еще нечто не оформившееся в деревне Подол, где пытаются восстанавливать дом лоцмана и старинную школу.

Предполагаемая ночевка была отмечена мною около мостика через Мсту в районе Алексеевское (57.794133, 34.509517). Я наивно предполагала, что если есть мостик от деревни на другую сторону реки, то через него кто-то ходит и есть тропа. (Впрочем, попадалась информация, что мостик шаткий и хлипкий). Еле угадываемая тропа в траве была, но к нашему велоформату она не подходила. Трава по пояс, к тому же начался дождь.

Асфальт благополучно дотянулся до деревни Гирино и чуть за нее. Потом резко превратился в плохую грунтовку, а затем в ужасно грязную после дождя (а то и в принципе) лесную дорогу с гатями, колеями, лужами и прочими радостями. Плюс жуткое количество комаров.

Все стоянки, запримеченные мною, не имели смысла, так как трава по пояс заполонила собой все.

Есть одно место на берегу реки (57.841000, 34.517900), которое могло бы претендовать на стояночное, но, похоже, что тут любят гулять коровы, ибо трава прям как на английском газоне выщипана.

Место стоянки в конце концов было обнаружено у деревни Перевоз. Кострище, лесная дорога к стоянке, подход к реке (травку пришлось немного покосить на месте. Да, путешествуя по России, беру с собой серп).

Но если уж кого-то угораздит проехать вслед за нами этот путь, лучше, не сворачивая на стоянку, проехать еще несколько метров до начала елового леса, где можно встать лагерем с бОльшим комфортом. Но без воды под боком. (За водичкой по полевой дорожке к реке). Дальше, до поселка Поляны тянется чудесный лес, идет прекрасная лесная дорога (57.8585, 34.5241).

Проехали: 45 км

Характеристика покрытия в течение дня:

В.Волочек(асфальт), второстепенные дороги вдоль Ленинградского шоссе, поворот с Ленинградского шоссе на Лютвиля и до Солнечного (грунтовки), Солнечное - Гирино (хороший асфальт), далее 4 км полевая разбитая дорога.

2 день
Стоянка у Перевоз – Поляны – Городище (Кизикино) – станция Мста - Сельцо- Карельское – Березовский рядок – Перелучи - Полное.

Сразу после выезда от стоянки на реке начинается прекрасная лесная дорога до Полян: красивый сосновый\еловый лес. Есть возможность для стоянок (но без воды).

Деревня Городище оправдывает свое название, ибо расположена у подножия огромного холма – древнего Городища, а курганы поменьше живописно раскиданы на противоположном берегу в деревне Кизикино.

Испокон веков главным селом в округе было Млево. Там есть интересный храм, и вероятно, маршрут можно строить как раз через Млево. "Когда-то Мста была глубже и по ней проходили караваны судов, перевозившие грузы в Новгород, а все местное население занималось обслуживанием судоходного пути. Курганы, сохранившиеся неподалеку, относятся к VI-VIII векам н.э. Говорят, что эти курганы татарские, так как Млево – это одно из мест, дальше которого татаро-монголы не пошли, повернули после сражения в этих местах, пошли другой дорогой". Информацию про городища Верхней Мсты нашла здесь: https://geocaching.su/?pn=101&cid=3174

Между деревнями первый увиденный нами на Мсте висячий мост. Этими старинными мостами увешана вся Мста, ее можно назвать рекой висячих мостов. Помимо своей практической необходимости эти мосты очень украшают пейзаж и развлекают велосипедистов.

По мосту можно перебраться и с велосипедом, но нам нужно было попасть на станцию Мста (посмотреть там магазин, станцию жд - расписание, водонапорку), поэтому поехали далее по тому же берегу.

Между Городище – Мста 2 км тянется хорошая проселочная дорога или даже, кажется, асфальт.

Мста – два магазина (тот что у станции попроще, но нам хватило), расписание поездов со станции Мста – весьма причудливо, но при необходимости уехать\приехать можно.

У станции Мста возвышается старинная водонапорная башня в карельском стиле. Может, оно и не случайно так: впереди Сельцо-Карельское – одно из мест обитания переселенцев из Карелии.

От Мсты вдоль железной дороги около километра идет грунтовка, а потом начинается асфальт до Сельца-Карельского. Трафик очень низкий. Виды на Мсту чудесные, ехать хорошо. Можно сказать – панорамная дорога.

В поселке Ножкино делаем разведку к т.н «Броду смелых» (57.939750, 34.512467). Тут речка мелкая, и при низкой воде бывает по колено\по пояс. Местный житель сказал, что на машине можно двигаться, если виден камень в русле.

На противоположном берегу горка Воссиян с поминальным крестом.

В Сельце-Карельском остановились для небольшой починки велосипеда около колонки с водой, но чуть подальше после храма есть святой источник Казанской Иконы (на гуглкартах отмечен) примерно в километре от дороги. Указатель с дороги есть (58.013233, 34.499883).

Сельцо-Карельское, древнее село, встречает путника голубыми куполами храма, которые видны издалека.

Храмы Сельца-Карельского

Каменный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделами Обновления храма Воскресения (Воскресение Словущее) и Казанской иконы Божией Матери был устроен на средства прихожан в 1840-1847 гг., очевидно, по проекту известнейшего и талантливейшего русского архитектора И.Ф.Львова. Церковь представляет из себя великолепнейший пример большого ампирного храма, хорошо сохранившего облик, близкий к первоначальному.

Храм Сельца-Карельского огромный (на большой приход), недавно восстановлен, на двери трогательное объявление для тех, кто хочет попасть в храм, когда нет службы. В интерьере сохранились главный иконостас XIX века с иконами этого же времени и живопись конца XIX века провинциальной мастерской, бежецкой или весьегонской. Кстати, храм в Сельце-Карельском не закрывался даже в 1930-1940-х гг. Подробнее о храме читать http://www.tversvod.ru/page334/?full=1

Сельцо-Карельское расположено на границе губерний, в бывшей Тверской губернии, на ее самой северной границе. По левому берегу Мсты напротив него начинается уже Новгородская губерния (теперь Бологовский район Тверской области), а почти напротив Сельца расположен древний погост Сеглино, куда можно попасть по подвесному мостику.

"Застройка по обоим берегам Мсты одинаковая. Она представляет из себя живописно разбросанные непараллельные ряды довольно крупных домов удомельского типа, характерных для большинства сел в округе, в виде двойных изб с общими сенями сзади или в середине", Подробнее об исторической деревянной застройке здесь:**http://www.tversvod.ru/page334/?full=1**

Чуть дальше по деревенской дороге за каменным храмом есть остатки более древнего деревянного Казанского храма. Деревянная Воскресенская церковь с приделом Рождества Иоанна Предтечи построена в 1719 году и в 1882 перестроена. (58.018733, 34.488667). Именно в этой церкви когда-то находилась уникальные иконы кисти Андрея Рублева «Воскресение Христово (Сошествие во ад)» и «Спас в силах», обе XVI в. Сейчас они находятся в московском Музее А.Рублева.

О храмах читать здесь http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1199199


По пути ставила точки в основном там, где намечалась какая-то полевая дорога, уходящая в лес, или где мне виделась полянка для отдыха или лагеря. Не доезжая Березовского рядка в районе Косино возможные стоянки (58.064783, 34.507450). На Мсте имеется стоянка на реке (58.070133, 34.490617).

До поселка Березовский рядок идет хороший асфальт. В поселке есть симпатичный храм Успенкско-Никольская церковь (построен в 1851 году, закрыт в 1932 году, с 2009 на реставрации).

Около храма магазинчик по типу вагончик, но с большим ассортиментом. Мы попали еще и на момент завоза продуктов. Перекусили тут же на полянке около храма и двинулись далее на дорогу, о которой было сказано в изучаемом мною отчете много недобрых слов.

Это песчаная дорожка в мокрую весеннюю погоду, наверное, ужасна. Нам же она не показалась такой уж трудной. Да, лесовозы ездят иногда. Разрыхляют песчаное покрытие.

От поворота с асфальтовой дороги (то есть от моста через Мсту) до Избищ идет укатанная твердая песчаная грунтовка, которая после Избищ становится более рыхлой, теперь действительно по песку ехать сложно + небольшой рельеф. Но длится это от силы 2 км, потом дорога уходит в лес, становится снова твердой и приятной для езды. А слева еще и виды на Мсту чудесные и леса-поля-перелески. Короче говоря – очень хорошо.

От Избищ до деревни Малые Семерицы несколько мест для возможных стоянок: 58.120583, 34.548267 \ 58.133483, 34.564500 \ 58.133483, 34.564500\ 58.138233, 34.561283

В Малых Семерицах красивый висячий мост. Рядом с ним площадка со средствами пожаротушения. Такие предметы есть в каждой деревне, бесхитростные в своей простоте: ведерки и шпала (типа, гонг).

Еще список точек для возможных стоянок (между Малые Семерицы и Большой Глинец):58.159533, 34.531083\58.167500, 34.529367\ 58.172633, 34.521417\ 58.197400, 34.479067

Дорога на этом участке - это асфальт среднего качества.

После поворота на Перелучи – отличное шоссе, асфальт, машин почти нет. Катуха.

Самая чудесная стоянка нашлась там, где я ее и ожидала увидеть – после деревни Полное 58.207517, 34.426867

Довольна обширная поляна, столик один, но чуть поодаль вторая поляна и еще длинный стол, а также остатки какого-то лагеря (три деревянных укрытия для ночлега). И рыбак–березовик.

Есть подход к воде, можно купаться.

Была возможность по времени и дальше еще немного поехать, но такой чудесной стоянки нам было бы не найти.

Если эта будет занята, есть несколько возможных стоянок на участке от деревни Большие Чернецы примерно до Жадины. От шоссе отходят дорожки в сторону реки (вероятнее всего, к стоянкам).

Проехали: 58 км

Характеристика покрытия в течение дня:

От стоянки до Полян хорошая лесная дорога. Поляны - станция Мста асфальт(?). Станция Мста - поворот на шоссе грунтовка (1 км). До Березовский Рядок асфальт. После него от моста через Мсту до Избищ идет укатанная твердая песчаная грунтовка. Далее 2 км рыхлое песчаное покрытие. Следующие 5 км до поворота на Перелучи - хорошая грунтовка. Перелучи - стоянка отличный новый асфальт.

3 день
Полное – Великий Порог – река Понеретка – кемпинг "Бели" (музей) – Боровичи.

По плану было много чего, но жизнь внесла свои коррективы. И правильно сделала. Должны были: доехать к обеду до Боровичей, к ночи в Суворово-Кончанское. В реальности: доехали до Боровичей. Ночевали там. Так и надо делать, а то и еще интереснее.

По результатам разведки вижу этот участок таким образом:

День А: Доехать до кемпинга "Бели" (по пути осмотр Большого Порога, реки Понеретки). В кемпинге "Бели" можно остановиться на ночь (милое место – можно со своими палатками). Тут два аж музея – музей порога (интересно рассказывают обо всем) и музей палеонтологии. Можно один день (день Б) у них передохнуть от велосипедов, воспользоваться услугами рафтинга с инструктором, а потом ехать дальше в Боровичи. В Боровичах можно переночевать в гостинице, чтобы вечером погулять по историческому центру (милый парк, знаменитый мост, Духов монастырь – виды на Мсту, историческая сохранившаяся застройка, не разрушенная войной и временем). В кемпинге и гостинице, кстати, можно подзарядить уже выдохшиеся к этому моменту гаджеты и воспользоваться душем (что бывает невредно).

Гулять по Боровичам стоит пешком или на негруженых велах, ибо городок рельефный. День В. Утром посетить краеведческий музей (о нем хороший отзывы и интересная коллекция), а потом уже шпарить в Суворово-Кончанское.

Мы скукожили все эти дни,и Боровичи увидели мельком, но на то и разведка. Если ночевать в гостинице Боровичах не хочется, то про возможные места диких ночевок близ Боровичей – см. описание следующего дня.

В Боровичах есть несколько сетевых магазинов ("Пятерочка" и "Магнит"), поэтому тут можно докупать раскладку по приемлемым ценам. (Кстати, в Боровичах есть даже охраняемые автостоянки по смешным ценам).

В 10.00 вышли с чудесной стоянки и летели по отличному шоссе.

В этой точке (58.253117, 34.203567) Святой источник Параскевы Пятницы с купальней. Вода со своеобразным минеральным привкусом.

От шоссе на участке между деревней Большие Чернецы и Жадины в сторону Мсты отходят дорожки, вероятно, к стоянкам. Далее по пути деревня со смешным названием ЖадИны.

Тут была когда-то усадьба С. Вострикова, построенная в XVIII веке. Кто такой этот самый Востриков и что-то про усадьбу узнать не удалось. Сохранился парк и в нем советская заброшка (пансионат\интернат – про него даже воспоминания какие-то попадались). Мы посмотрели на очередной висячий мост и выкатили назад на асфальт. Мосты не надоедает смотреть. Они все, вроде бы, похожи, но разные. Вот на этом мосту живут чайки.

Как мы позже узнали, где-то в Жадинах есть местечко, которое содержит артель ремесленников из Боровичей. Типа там можно ночевать в палатках и всякие услуги – от резьбы по дереву до шашлыков. https://vk.com/mdwoodcowork

На самом деле заезжать в парк усадьбы совершенно необязательно, тем более делать эту петельку к висячему мосту (как на треке), потому что, чтобы вернуться к шоссе, дорожка ведет через пешеходный мостик, а потом на горку. Приключения довольно-таки излишние. Впрочем, можно от моста вернуться на шоссе той же дорогой.

Еще в Жадинах указан магазин, но я его не увидела, но могла просто не заметить. Довольно шустро долетели до поселка Опочинский рядок. Место знатное. Тут жили лоцманы, которые проводили барки через пороги. Сохранилась каменная набережная с 50-ю тумбами для швартовки барж(!). Тумбы нужно отыскать в траве, каменная кладка хорошо видна с моста.

"Сохранившаяся километровая набережная из тесаных гранитных валунов с причалами свидетельствует, что Опеченский Посад играл большую экономическую роль в России. Чтобы поднять уровень Мсты для прохода судов, открывались плотины многочисленных водохранилищ на ее притоках. В ожидании этого момента в Опеченском Посаде собиралось до 1500 барок. Они швартовались к укрепленной набережной". Источник:

Начинается набережная сразу после Дендрариума, который встречает вас на въезде в городок.

Дендрологический парк Ушанова

Основателем дендропарка стал местный житель – Семён Андреевич Ушанов. Он самостоятельно сооружал парк на протяжении 50-ти лет. Сейчас дело жизни Ушанова продолжает его дочь, дама в летах. Помочь парку можно донатами. А посещение бесплатное. Парк разместился на узкой прибрежной полосе. Это памятник природы регионального значения. Очень хорошее и воодушевляющее место. Тут много интересных растений (115 видов), деревянных скульптур и всяких придумок.

Например, наиболее шустрые участники могут пролезть внутри ствола дерева. Ну и желание загадать по пути. Двигаться по сужающемуся стволу приходится немного вверх.

Неподалеку от дендропарка на набережной стоят добротные старинные деревянные дома с резьбой (про резьбу - отдельный сюжет, даже книжку купила про нее). Война сюда не докатилась (Вторая мировая), поэтому деревянная застройка в приличной сохранности.

В частности, можно видеть дом, где жил писатель В.Шишков, автор романа «Угрюм-река». Висит мемориальная доска, как и на соседнем доме лоцмана.

Мост в Опочинском рядке стоит посетить, чтоб с него полюбоваться каменной набережной, напоминающей о былом величии этого места.

Напротив моста интересный храм (остатки монастыря?). История храма тесно связана с историей села.

Опочинский Посад

Крупное купеческо-мещанское село Опеченский Посад в XVIII – XIX вв. было важным лоцманским центром Вышневолоцкой водной системы. Точное название села во времена активного использования системы – «лоцманская слобода Опеченский Посад». В Российской Империи посадами назывались поселки городского типа с ярмаркой и более чем одной церковью.

Опеченский Посад (ранее Опеченский Рядок или Опеченская Пристань) стал важным лоцманским центром Вышневолоцкой водной системы благодаря своему расположению выше Боровицких (Мстинских) порогов, которые значительно усложняли судоходство по Мсте. Здесь суда нанимали до 60-70 рабочих, но даже такой большой команды с лоцманами часто не хватало. У больших порогов суда ожидали множество местных жителей, готовых за плату вычерпать из барок набравшуюся воду, помочь с перегрузкой товара, с ремонтом повреждений.

В Опеченском Посаде была создана удобная, хорошо оборудованная пристань. протяженностью около 900 метров с чугунными тумбами (кнехтами), с двумя арочными мостами. Она сохранилась здесь до наших дней. Село застраивалось по образцу Васильевского острова в Петербурге: улицы в нем идут параллельно реке и называются линиями" Подробнее читать источник: https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/borovichy/opechensky_posad/

"Опеченский Посад. Это село получило статус «посада» в 1820 году. Тогда же в нем была учреждена ратуша (орган самоуправления). Опеченский Посад играл важную роль в истории Вышневолоцкой водной системы. Вышневолоцкий водный путь в конце XVIII века был крупнейшей гидротехнической системой Европы, способной за короткое северное лето пропустить огромную массу судов с миллионами пудов самых разнообразных грузов. Создание Вышневолоцкой водной системы связано со строительством Санкт-Петербурга – новой Российской столицы.

Украшали Опеченский Посад две церкви, воздвигнутые в честь Пресвятой Богородицы и стройная трехъярусная колокольня, которая заканчивалась высоким шпилем. Главным храмом Опеченского Посада являлся большой каменный трехпрестольный однокупольный Успенский храм. На колокольне были устроены часы-куранты на две стороны. Они, по преданию, были сделаны пленным французом в 1812 году. Колокольня с многочисленными колоколами была особой гордостью жителей Опеченского Посада. Звон ее колоколов был слышен в Боровичах. Кроме главного престола, храм имел еще придел в честь св. Николая.

Снаружи сохранилось изображение св. Николая-чудотворца, который спасает моряка от потопления (сейчас оно закрыто слоем побелки). Известно, лоцманы, отправляясь в опасный путь через пороги, всегда накладывали на себя крестное знамение, глядя на это изображение. Третий престол был в честь преподобного Нила Столбенского. Первоначально храм находился в ведении Министерства Путей Сообщения, т.е. принадлежал лоцманам. Они имели большие средства на содержание храма, кроме того, многочисленные пожертвования поступали и от купцов, грузы которых провозили лоцманы через пороги". Подробнее истории храма см. http://pocad.cerkov.ru/


Едва перебрались по мосту на правый берег Мсты, как повернули к висячему мостику в поселке Большой Порог. Сверху река тут не кажется страшной и непроходимой (это чуть дальше станет понятно). Участок между селом Опоченский Посад и деревней Шиботово называют "Горной Мстой". Эти 30 км относятся к природоохранной зоне, при этом являясь популярным местом сплава.

Не доезжая реки Понеретки, есть стоянка 58.276267, 34.050683 (и впрямь местечко тут хорошее: река показывает свой нрав, можно полюбоваться порогами, и есть полянки для лагеря).

Через 1.5 км от этой стоянки дорожка к смотровой площадке у подземной реки Понеретка. Указателей никаких нет. Поворот с дороги тут 58.281733, 34.035133.

Собственно, летом впадение Понеретки в Мсту выглядит как небольшой водопадик. Весной, говорят, поток воды, льющийся прям из высокого берега Мсты, смотрится более внушительно. "Понеретка - левый приток Мсты, памятник природы, образует одну из крупнейших пещерных систем в центральной части Русской платформы. Название реки, предположительно, произошло от слова «поноры» - отверстия в земле, в которые река скрывается за 2 км до впадения в реку Мста". Подробнее см. https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/borovichy/gornaya-msta/

Аэропанорама места https://panorama.novgorod.ru/view/75.html?pp=120000;81002;-2336

К берегу Мсты с дороги можно подъехать на велосипедах (и на машинах). Потом чуть дальше полянки (58.283600, 34.037900) видна лестница, ведущая вниз, к выходу водного потока из берега. С противоположной стороны выхода воды есть крутая тропа.

Далее маршрут ведет в сторону деревни Ровное. Через 2.5 км от поворота на Понеретку у деревни Ровное имеется указатель на кемпинг «Бели»

Кемпинг отличный, предоставляет палатки (но можно и в своих), услуги рафтинга.

Но это не просто кемпинг. Он возник около Большого Мстинского порога, который имеет давнюю и увлекательную историю. Поэтому логично, что тут имеется музей, в котором интересно рассказывают о Вышневолоцкой системе и конкретно о функционировании этого порожистого участка водного пути. Наконец-то мы получили ответ на мучивший вопрос: как возвращали барки по реке назад? Неужели против течения? Выяснилось, что нет, не возвращали. Барки шли только в одну сторону и были одноразовыми(!), некоторые купцы делали их разборными и каким-то способом переправляли по земле на точку старта, но это уже скорее исключение, чем правило.

Музей открыт сб\вс, в остальные дни под заказ. Есть книги по краеведению, работают заинтересованные своим делом люди. Можно заказать экскурсии

На противоположном берегу планируется обустройство экотропы "Горная Мста", которая уже обозначена на гуглкартах. Но тропы, как я понимаю, еще нет. Она только в планах. А веревочный парк, вроде бы уже есть.

Кроме того, в поселке Ровное есть два храма, которые издалека привлекают внимание своими кирпичными стенами, не вполне еще отреставрированными.

После кемпинга "Бели" движемся в сторону деревни Золотово и на мостик через Мсту и далее на автомобильную дорогу (ул.Советскую ), что ведет через деревню Егла. Тут важно не пропустить поворот на улицу Молодежную, которая приводит на улицу Набережная и к смотровой площадке (58.320783, 33.974200). Кроме того, в деревне Егла есть красивая церковь Тихвинской Иконы Божьей матери(1874 г.)

Церковь Тихвинской Иконы Божьей матери

По преданию, на этом месте в конце XIV в., произошло, возможно, одно из первых явлений чудотворной иконы Божьей Матери, впоследствии названной Тихвинской. Церковь на этом месте стояла издревле, но была разрушена в 1612 году во времена «шведского разорения». Строительство современного каменного пятиглавого храма на месте часовни завершено в 1874 году. В 1938 храм был закрыт, территория вокруг храма переоборудована под лагерь НКВД, во время войны перепрофилированный в лагерь военнопленных. В 1990 отдана церкви. Реставрацией храма занимались в том числе ребята из художественной школы Боровичей. Подробнее о храме здесь Фото из интернета

Храм и смотровую площадку рекомендую, хотя мы не успели их посетить. Пришлось заниматься починкой велосипеда и пережидать проливной дождь.

Далее без остановок докатили до Боровичей (асфальт, трафик приличный, рельеф равнинный). Ехать парком и потом набережной, как я планировала, не очень получилось, потому что город рельефный, кое-где тропки-лесенки, не стали экспериментировать (велопрогулку по этому городу нужно выстраивать не по карте, а после реального знакомства на местности), только поехали посмотреть на знаменитый стальной арочный мост Н.Белелюбского.

Арочный мост Н.Белелюбского в Боровичах

В 1905 году в городе Боровичи был торжественно открыт железный арочный мост через реку Мсту, построенный по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского. Это первый арочный мост в России. Оригинальность его конструкции состоит в использовании принципа напряженного лука. Позднее по этому инженерному плану были возведены мосты во многих европейских странах.

Инженер Николай Белелюбский построил мосты чуть не через все значимые реки Российской империи: Волгу, Дон, Днепр, Иртыш, Обь, Тобол, Неман. Самый известный его мост в Петербурге – Большеохтинский, который очень похож на мост в Боровичах. Сейчас это пешеходный мост.

В Боровичах много чего можно посмотреть, но на это нужно выделить полдня: сам город (пешком или на негруженых велосипедах) и краеведческий музей прихватить.

Боровичи

1.Хороший рассказ Боровичи и окрестности https://www.tourister.ru/responses/id_16207

2 Достопримечательности Боровичи https://www.novgorod.ru/sightseen/?id=1

Изначально в Боровичах ночевать не планировалось (но если ночевать, то есть гостиницы). В Боровичах был запланирован гостевой визит, который в силу обстоятельств и благодаря гостеприимству хозяев дома дал нам возможность переночевать в человеческих условиях (и без адского полчища комаров).

Вечером после ужина в гостях мы честно попытались найти место для ночевки, но поехали (по совету местного жителя) по шоссе, а нужно было по лесной дороге, о которой даже местные не очень знают. Там вот километров через несколько можно было бы встать палатками. Точки см. в описании следующего дня. В пределах 5 км от центра Боровичей дикой стоянки для группы велосипедистов обнаружено не было. Зато выяснили, что на участке трассы Боровичи-Любытино до поворота на Окуловку (в районе аэродрома) довольно оживленно.

Проехали за день 65 км

Характеристика покрытия в течение дня:

Практически весь день асфальтовое покрытие. За исключением километра гравийки при повороте на кемпинг Бели (спуск к реке), грунтовка (меньше километра)-подъезд к Понеретке, грунтовка (2 км) между Ровное (поворот с шоссе) и Золотово.

4 день
Боровичи – лесная дорога ( через Тини) – Кончанское-Суворовское – Сопины

В 11.00 старт из Боровичей, едем по песчаной грунтовке через район Боровичей Тины, ориентир – кладбище. От него направо, а потом налево – и вот она наша дорожка. После поворота некоторое время асфальт, потом разбитая грунтовка (лесная дорога) до самого шоссе на Суворово-Кончанкое. Постоянный набор высоты, но не резко. Но на велосипеде вполне проезжаемо. Машин практически нет.

Возможности стоянок в районе деревни Бабино(сосновый лесок) и какая-то водичка протекает. Также парочка мест у поворота дороги на Юрино (но тут просто полянки без воды).

После Бабино небольшой участок дороги в лужах (после дождя), но проходимо по краю. Деревенские дома, изредка попадающиеся на этом пути, радуют своей деревянной резьбой.

Около деревни Лыткино встретили пастуха с двумя козами. Пастух шел с радио на груди, откуда доносились стихи о родной природе. Это было сильно.

С появлением жилья дорога улучшается и выводит на автодорогу Кончанское – Суворовское. По этой грунтовке от Боровичей до выхода на трассу 17 км. Ехали мы их 2 часа со средней скоростью 12 км.

Потом 20 км до усадьбы Суворова, куда прибыли в 14.30. Итого 20 км катания на горках: вот где Суворов тренировался перед своим альпийским походом! Можно назвать эту дорогу «Новгородские Альпы» - похоже на рельеф Финляндии, тут можно хорошо накачать мышцы перед трудными походами.

Трафик не очень сильный, но периодически проносятся фуры и лесовозы, обочина неширокая, так что нужно бдить особенно на подъемах и поворотах дороги.

Главной целью дня была, конечно, усадьба великого полководца Кончанское – Суворовское.

Музей Суворова в Кончанcком-Cуворовском

Экскурсии в музей А.Суворова заказывать нужно, конечно, заранее (тогда и всякие льготы типа Пушкинской карты работают), но нам пошли навстречу и провели экскурсию в промежутке между другими группами. 20 минут компактного и содержательного рассказа по домику Суворова, а небольшой парк и диораму, посвященную итальянскому походу Суворова посмотрели сами. Ну, раз мы не можем в Италию, она сама к нам придет.

1.О музее интересно здесь:**https://molodilno.ru/suvorov-museum-more/**

2.Рассказ о посещении музея с фото здесь

Посещение: школьники бесплатно (на сайте это не очень понятно изложено, сказано про студентов только), экскурсионное обслуживание + взрослый билет – все этот вместе около 1000 руб.

В своем родовом имении Кончанское Суворов поселился после того, как впал в немилость к императору Павлу, который, как известно, недолюбливал все, что было связано с матерью, Екатериной Великой. Но Павел все же был вынужден вернуть Суворова в армию, и сразу в знаменитый итало-швейцарский поход, в результате которого Суворов стал генералиссимусом. Именно в Кончанском Суворов получил приглашение императора, на которое откликнулся молниеносно. На фасадах петербургского музея Суворова есть два мозаичных панно: «Отъездъ Суворова в походъ в 1799» и «Переходъ Суворова черезъ Альпы в 1799». На первой картине как раз изображено село Кончанское и фельдмаршал, стоящий на пороге семейной церкви, в которой служил пономарем. Сейчас эта церковь, освященная во имя его небесного покровителя – Александра Невского, восстановлена.

В музее-усадьбе есть отдельное здание, где демонстрируется картина-диорама "Сражение у Чертова моста". Диорама – это эпическое 16-метровое полотно со множеством действующих лиц, частично перетекающее в инсталляцию с пушками, ядрами и "горящим" костром.

Усадьба была восстановлена в советское время. Дом Суворова поставили на старый фундамент. Построили кухонный флигель, каретный сарай, амбар и деревянную церковь. Приусадебный парк старинный и , возможно, помнит Суворова.


После экскурсии перебрались в милое место – «Светелку»(58.654427, 34.080513), это домик с галереей на горке (его видно из музея и экскурсоводы показывают).

"Светелка" не музейный объект поэтому около него (и даже на самой галерее, если что) можно расположиться на перекус. Благо, рядом есть и колодец (58.652200, 34.083200). Ну вот мы и устроили обед на даче Суворова. Прекрасное место с панорамой окрестностей (правда, панорама несколько прикрыта разросшимися деревьями, думаю, Суворов имел больший обзор).

В 17.30 выехали в строну деревни Сопины (это село тоже было вотчиной Суворова). "В названии, возможно, кроется широко употребляемое на Новгородчине слово сопка. Сопины - продукт ледниковых отложений".

Тут прекрасная недавно восстановленная церковь Троицы Живоначальной - работа гениального русского архитектора Николая Львова. Храм был построен на деньги и стараниями А.Суворова. Относительно недавно это было полуразрушенное строение. А сейчас - душа радуется.

Храм восстановлен силами некоего "Клуба лидеров", какая-то весьма официальная организация с ресурсами. Ну, спасибо, что ресурсы хоть по делу использованы. О восстановлении храма см здесь: https://leadersclub.ru/page/Sopinu/

На стенде около храма хорошая статья, посвященная Н.Львову. Воспроизвожу ее:

Архитектор Николай Александрович Львов (1753—1803)

«Не было искусства, к которому он был бы равнодушен, — писал о Львове современник, — не было таланта, к которому он не проложил тропинки; все его занимало, все возбуждало его ум и разгорячало сердце».

За годы активной творческой жизни Николай Александрович Львов: ● построил более 90 сооружений: Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, Благовещенские ворота Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, дачи, церкви, городские здания… И в том числе — Церковь Живоначальной Троицы в Сопинах. А также стометровый Чёртов мост, собранный из валунов различного размера, построеный без единой капли скрепляющего раствора. Технология его строительства до сих пор не раскрыта. Тем не менее он стоит уже 250 лет, несмотря на то что в середине XX века по нему гоняли тяжелые грузовики, развозившие урожай с окрестных огородов.

● стал одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, по сути — первым ландшафтным архитектором в стране (сохраняется понятие «львовский сад»);

● основал российскую угольную промышленность: нашел в России на Валдайской возвышенности, вблизи г. Боровичи каменный уголь и доказал его высокую теплотворность, возможность получать из него кокс, а также серу. Он нашел в окрестностях Петербурга и Москвы залежи торфа и обосновал целесообразность его использования как калорийного топлива;

● разработал новые виды строительных материалов (землебитное строительство) и по этой технологии всего за один сезон выстроил в Гатчине целый замок — Приоратский дворец, стены которого даже не дрогнули, когда во время Великой Отечественной войны, когда рядом разорвалась сброшенная фашистами бомба;

● создал в своем имении целую школу землебитного зодчества, после обучения в которой сотни крестьян могли сами сколачивать опалубку и строить себе дома буквально из суглинка и песка, лежащих под ногами; ● придумал калориферную печь и камин, который мог работать как кондиционер;

● построил уникальные по своим свойствам подземные хранилища для вина и провизии в форме правильной пирамиды. Продукты в них могли храниться рекордно долгое время, не теряя своих свойств и вкуса;

● изобрёл прообраз современного композитного материала — «каменный картон», папье-маше;

● первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом;

● создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны;

● одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки;

● первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне;

● стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки и многое другое.


Рядом с восстановленной каменной церковью стоит более древняя деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы,точнее, то, что от нее пока еще осталось (построена между 1748 и 1762). Храм помнит Суворова, который неоднократно бывал в нем. Подробно и интересно об этом храме здесьhttps://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/monuments/church-sopini/ **

В малюсенькой деревне Сопины, кроме уникальных храмов, есть еще дом-музей художницы Татьяны Со-До (договариваться о визите лучше по телефону заранее, или хотя бы накануне посещения, тел: 89811979170 Татьяна Васильевна).

Этот дом (Сопины, дом 50)- огромное удивление и открытие для всех участников похода. Одно из самых сильных впечатлений маршрута. Наткнулась на информацию о музее случайно. Прочитала и захотела обязательно побывать в доме, познакомиться с художницей.

Про дом, его историю подробно изложено здесь https://velikiynovgorod.bezformata.com/listnews/muzej-v-derevne-sopini-borovichskogo/50641621/

Дом - это здание бывшей школы, которое Татьяна Васильевна реставрировала самолично в течение многих лет. В здании два этажа, которые полностью заняты коллекцией. Каждый зал оформлен в своем стиле и посвящен определенной теме. Есть зал акварелей, которые создал отец художницы в 40-60-е годы ХХ века. Есть краеведческий уголок. Художница использует разнообразные техники.

Татьяна Васильевна известный иллюстратор детских книг. Многие из них мне знакомы с детства.

Необычно оформлен и сад около дома. Про каждую работу Татьяна Васильевна рассказывает какую-то историю, делится своими воспоминаниями и ассоциациями.

И разговора с Татьяной Васильевной случайно узнали о возможности ночевки на Сопинском озерце, что рядом с поселком. Чудесное, любовно оформленное селянами место купания. Озеро, пляжик, мостки, стол, скамейка, кострище и даже дрова. Палаточки уместили. Местные приходили купаться, не ругали нас, но, надо сказать, что мы вели себя предельно аккуратно. Впрочем, как всегда.

Необыкновенный день закончился чудесным вечером у костра на берегу волшебного озера в виду острова Любви.

Первоначально планировала стоять на озере Шеригодра у поселка Жуково, что сразу за Кончанским. Там указан пляж (58.663200, 34.055150), который все хвалят и на котором можно с палатками. Также есть место для палаток у моста (58.674733, 34.071300), но это местечко больше для рыбаков, подхода к озеру нормального нет, хотя полянки для палаток есть. Чуть дальше этого места на берегу озера имеется турбаза Жуковская.

Про озеро Шеригодра попалась информация, что по нему также проходят байдарочные маршруты. Можно изучить.

Проехали за день: 48 км

Характеристика покрытия в течение дня:

Сразу после выезда из Боровичи начинается грунтовая дорога, которая через несколько километров переходит в старый, растрескавшийся асфальт. Но после подъёма на первую же гору начинается гравий, смешанный с остатками старого асфальта. В лесу исчезает асфальт и остается только гравий. Но с выездом на трассу вновь хороший асфальт. В Кончанском-Суворовском тоже асфальт, но уже старый, с трещинами. Рельеф всего пути – холмистый. Чередуются подъемы и спуски.

5 день
Сопины – Любытно

Погода наладилась, солнце осветило утренние сборы. Выехали, как обычно, в районе 10.00. Разведали стоянку на озере у деревни Жуково (предполагаемый вчерашний ночлег). Поехали далее по новгородским горкам до поворота на Любытино. От поворота до самого Любытино 40 км по с рельефом. Проценты уклона разные: от 6 до 9, но знаков никаких нет. По пути возможное место для привала\стоянки здесь: 58.475833, 33.832633

Пополнить запасы воды\еды в течение дня сложно. Есть магазинчик в селе Волок, после которого километры безлюдья и отсутствия мест для привала. Обед пришлось сооружать из своей воды около какого-то бывшего коровника (58.531183, 33.733433).

Еще парочка точек для остановки: 58.553483, 33.698733 (около деревни Немчуга) и 58.568350, 33.684583 (около деревни Торопина Мельница).

Рельеф заканчивается только при подъезде к Любытино. После Пустошки катимся красиво вниз – дорога тут хорошая и виды тоже ничего.

Прибыли в Любытино в 19.30. Сетевые магазины «Магнит» и «Пятерочка», как всегда, на одном пятачке. От магазинов едем 2 км, минуя поворот на музейный комплекс "Славянская деревня", вдоль жд к месту стоянки, которое именуется у местных «Петушок», туда все за банными вениками приезжают. Прекрасная поляна на берегу Мсты, красивый вид, можно купаться. Водятся речные мидии. Стоянка находится в 10 минутах езды на велосипеде от музейного комплекса «Славянская деревня».

Проехали за день: 92 км

Характеристика покрытия в течение дня:

В течение всего дня асфальт. Хорошая грунтовка от поселка Любытино до стоянки (2 км.)

Возможные варианты маршрута по итогам разведки:

А) После Кончанского-Сууворовского ехать до Хвойной – затем на Анфицерово (На участке Хвойное-Анциферово возможен подъезд на поезде по определенным дням), от Анциферово до Любытино – по пути как раз горнолыжка и небольшие водопады (Любытинские водопады и водопад на реке Прикша) Кооринаты: 58.819730, 33.610741. А наш путь от Боровичей до Любытино = короче и асфальт, но совершенно неинтересный: шоссе и рельеф.

Б) Можно рискнуть проехать по грунтовым и грейдерным дорогам от Миголощи через Опарино-1 - Сафоново – Городок - Ерзовка – Каменка с выходом далее на шоссе Анциферово – Любытно. Деревня Каменка – предположительно родина Суворова – там сохранился старинное строение . Данный маршрут проходит лесами, мимо нескольких озер. Возможно, это интереснее, чем движение по трассе, но, скорее всего, труднее.

6-й день
Любытно (полудневка) - Неболчи
Музей "Славянская деревня"

К 10.00 налегке, оставив вещи в лагере на стоянке в палатках, отправились в музей "Славянская деревня Х века".

Как всегда, нам сказали, что нужно было бы экскурсию заказывать заранее, и, как всегда, вошли в наше положение и провели–таки экскурсию по полной программе – с метанием копья и переодеванием.

На большой поляне представлено славянское поселение, а в каменном доме, где касса и администрация краеведческий музей: несколько залов с археологическими находками и рассказ об истории места.

Действительно, отличный музей, прекрасное экскурсионное обслуживание: все по сути, увлекательно, предметы потрогать можно, во все избушки зайти и много чего узнать. Без экскурсии, конечно. Эффект не тот. Только с ней.

Мы узнали, что в кургане славяне хоронили только старейшину рода (как и в египетской пирамиде - только фараона). Поэтому по количеству курганов можно понять,продолжительность существования рода, его влияние и статус. Столько старейшин (то есть поколений руководителей) сменилось у племен – столько и курганов. Курган – фактически та же современная могила, только больше.

Каждая избушка представляет собой тип жилья конкретной местности в зависимости от географии (север или юг Руси) особенности жилья разные.

Нам рассказали и показали, как разводили печь, ковали железо, хранили еду и развивали меткость (метание копья).

На экскурсии мы также узнали, что квасить можно не только капусту, но и обычную сныть (вдруг придется); о том, как важна была в жизни наших предков крапива – детей наказывали крапивой не по кровожадности, а чтобы беса непослушания изгнать. Что такое сусеки (и почему по ним надо скрести), кто такой (что такое) рожон, на который не стоит никогда лезть. На будущее приметила себе это местечко в зимнем варианте.

Любытино. Достопримечательности

После музея прокатились по городку – посмотрели интересные храмы, курганы, парк с деревянным модерном.

От Славянской деревни едем по улице Пионерская. Слева около школьного стадиона несколько курганов - это археологический памятник 7-9 веков. Во время археологических раскопок в них были найдены предметы быта, погребальные предметы, орудия труда.. которые мы видели в музее "Славянска деревня". Эти курганы называют «Пирамиды севера».

Сам школьный комплекс включает в себя здания церковно-приходской школы 1897 года постройки, учительского дома (конец XIX века), библиотеки. Рядом создан мемориал в честь учителей и учеников, погибших в ВОВ. Тут же находится танкетка-тягач.

По висячему мостику через реку Белая попадаем в паpк усадьбы Горемыкина.

Усадьбы сейчас - это парк, в котором каким-то чудом сохранился двухэтажный дом в стиле модерн (1897г), и здание ледника из валунов.

Поместье, известное, как усадьба Белое, начиная с XVIII века, принадлежала семейству Горемыкиных. Последним ее владельцем был Иван Логинович Горемыкин, государственный деятель времен правления Александра III и Николая II. Длительное время работал в Сенате в крестьянском департаменте, затем в Министерстве внутренних дел. В двадцатые годы прошлого столетия усадьба Горемыкиных горела, господский дом погиб в огне пожара. Уцелел дом управляющего, в настоящее время здесь размещается детская школа искусств (ул.Транспортная, 1).

Удивительное дело: на улице Советов в березовой аллее – памятник-бюст царю-реформатору Александру II. В 1911 году в Любытино в честь 50-летия освобождения крестьян был открыт памятник царю-освободителю, после революции он был утрачен. Памятник был восстановлен по инициативе жителей Любытинского района.

Вернувшись из парка по висячему мостику, подъезжаем к массивному кирпичному зданию дома культуры, которое внешне очень напоминает церковное. Это здание действительно было построено в неорусском стиле, который характерен для храмовой архитектуры 19 века. Здание возводилось как храм Рождества Богородицы. Но строительство не закончили из-за революции и освятить храм также не успели.

На противоположном берегу Мсты виднеется желто-белое церковное здание. Очень петербургское по характеру. Типичный классицизм. Храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1832 году в честь победы в войне 1812 года. Заказчиком храма стал местный помещик — полковник Александр Ханыков, а автором, вероятно, известный архитектор В.П.Стасов. Необычно то, что колокольня храма размещена над главным куполом. Такие церкви специалисты называют храмами «под звоном».

Рядом маленькая церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"(1858 г), примечательна тем, что в советское время не закрывалась. Возможно, была зимним храмом при Успенском соборе. Памятником деревянного зодчества середины XIX века.

Подробный рассказ о Любытино и окрестностях здесь: https://club.silver-ring.ru/posts/lyubytino-i-mstinskie-porogi.html

Вернулись в лагерь, пообедали, собрались и далеко не в самое подходящее для выезда время (в 17.00) выдвинулись на маршрут в сторону Неболчи.

После Любытино мы уходим от побережья Мсты, меняя ее на Мду. И продолжаем логику маршрута – все время едем вдоль реки.

На выезде после Любытно указатель, что требуется объезд, ибо дорога на ремонте. Крюк делать не хотелось, потому я спросила у женщины на велосипеде, которая ехала из магазина в нужную нам сторону, как нам проехать на Неболчи. Она махнула рукой и сказала, что пропустит… Это показалось забавно (что она - хозяйка дороги?), и мы двинулись за ней. Оказалось, ее дом как раз стоит у аварийного мостика, который все никак не починят: лежат три доски. Она пускает только приглянувшихся ей – чтобы не разрушили окончательно. То есть, да, хозяйка-таки дороги. Попросила не сломать мостик и пройти с велосипедами пешком.

Дорога в сторону Неболчи хорошего качества (асфальт) с рельефом, но уклоны более мягкие, чем накануне (есть указатели с процентами уклона), ехать значительно легче, чем по предыдущей трассе Боровичи-Любытино. Машин очень мало.

Ночлег предполагала в районе деревни Верхняя Лука, там дорога близко подходит к реке Мда и есть, судя по карте, тропинки.

По пути я отмечала возможные местечки – и, как водится, их было достаточно. Но как только нам на самом деле понадобилась стоянка, все варианты словно бы закончились. Предполагаемые места оказались сильно заросшими травой и с неважнецким подходом к реке.

Итак: точки возможных стоянок по пути (до Великой Луки), но они без воды. 58.847350, 33.420683 и 58.866650, 33.438167 (близ деревни Ключёнка) 58.881900, 33.440300 близ деревни Березняк 58.932433, 33.412467 близ деревни Смолёво 58.938517, 33.417117 близ деревни Калитино 58.997717, 33.449650

Что касается стоянок у деревни Верхняя Лука (на самой Мде), то есть одна на лесной дорожке (59.056250, 33.393200), но она была занята какими-то автомобилистами (в такой-то глухомани и на буднях!). Дорога непроезжаема в середине, поэтому исследовала ее с двух концов. Но и с другой стороны этой дорожки в подходящем для нас тупичке стояла чья-то машина… Фантастическое место.

Проехав еще немного вперед по пустынному шоссе, заметила относительно не заросшее травой местечко и легкий подход к воде. Берег тоже оказался вполне приемлем для постановки лагеря. Тут мы и остановились (59.066350, 33.383683).

Вид на Мду симпатичный, речка шумит, песчаный спуск к воде. Что еще надо?

По результатам разведки:

Как посетить водопады, что в 19 км от Любытина, если не изменять маршрут? Можно сделать полноценную дневку в Любытино: первую половину дня посетить музей, а потом налегке скататься до водопадов – 19 км туда и 19 назад. Но для этого нужен дежурный по лагерю. На три часа вещи оставить без присмотра мы решились, но на полдня и более не стоит.

Проехали за день: 51 км

Характеристика покрытия в течение дня:

На выезде из Любытино грейдер, но через несколько километров он сменяется асфальтом. Рельеф холмистый. Подъёмы до 10%.

7-й день
Неболчи – Водогон – деревня Дуброва (река Пчевжа)

Этот день был ознаменован исследованием разных типов дорог и встречей с медведем. Места глуховатые. Достопримечательностей особых нет.

Погода установилась жаркая. Припекало. В 10.30 выдвинулись в сторону поселка и жд станции Неболчи. До Неболчи продолжается хороший асфальт. У самого поселка и жд станции не стоит ехать по треку (переезжать жд пути), потому что центр поселка на той стороне жд путей, с которой мы подъехали. Нужно поворачивать перед жд путями, налево и ехать прямо к «Пятерочке» (которая всегда актуальна). Примерно напротив магазина мощная старинная водонапорная башня, еще несколько магазинчиков на пристанционной площади и здание вокзала, где можно увидеть причудливое расписание поездов, которые по средам и четвергам на станции не останавливаются, но в другие дни - да. Кажется, так.

От Неболчи до Водогона на протяжении 29 км воды взять негде, стоит это иметь в виду (особенно по жаре).

Возможные места остановок\стоянок на участке между Нижняя Лука–Устье (река Мда): 59.117817, 33.264900 \ 59.106200, 33.214983 \ 59.097033, 33.178717

После Неболчи у деревни Устье мы прощаемся с Мдой и перебираемся к берегам рек Колпинка и Пчевжа.

Практически сразу за поселком Неболчи асфальт сменяется гравийкой грейдерного типа, но ехать можно (не совсем стиральная доска). Рельеф есть, но приемлемый.

Местный житель посоветовал ехать через Хилино (мол, так короче). Машины сворачивали именно туда. Но я не стала менять планы. Тем более, что по карте этот путь не выглядит более коротким.

Грейдер тянется до Водогона, и все бы ничего, но жуткое количество слепней вдруг на жаре появилось. Это сильно мешало нашей езде. Преимущества дороги в том, что машин нет и группа может ехать не в боевом строю, что утомляет целый-то день, а в свободном режиме, разговаривая друг с другом - общение, как известно, всегда скрашивает трудности пути.

На этих пыльных грейдерах найти место для обычного перекуса тоже не всегда легко, поэтому обозначаю точку, где это возможно: 59.147367, 33.089417

В Водогоне есть магазин, но был закрыт, местные помогли нам раздобыть воды. Общественный колодец находится на территории частного дома – крайний у здания клуба на повороте дороги - 59.170167, 33.008267.

Изначально мы должны были закончить ходовой день именно в районе Водогона, но я не могла найти место для стоянки, хотя прикидывала, что у мостика, у воды что-то может быть. И правда: прекрасная полянка, где можно заночевать (59.160450, 32.994817).

Женщины в Водогоне сказали, что в Талицах есть святой источник, и он там есть, только Талиц тут несколько: просто Талицы, через которые мы ехали, а также Большие и Малые Талицы, храм и источник как раз в нескольких километрах за этими деревнями 59.251639, 32.950528 и называется РОДНИК ЗДОРОВЬЯ (обозначен на гугл картах).

Мы ехали через просто Талицы, поэтому источник не видели. После Водогона дорога стала хорошей твердой песчаной грунтовкой, ехать по такой, когда нет дождя, отлично.

Ни одной машины, безлюдье, зато на обочине дороги увидели медведя. Он, услышав шуршание наших колес, моментально убежал, даже не оглянулся из любопытства. Ну и слава богу. Хуже, ели бы бежать пришлось нам. Мы не успели ни испугаться толком, ни сфотографировать мишку.

Покрытие изменилось после деревни Петровское – начался грейдер и довольно плохой. После Талиц маршрут идет вдоль берегов реки Копинка.

Но к Петровскому от Водогона можно приехать и через Малые-Большие Талицы, продолжая движение вдоль реки Пчевжа.

Прокатившись вдоль Колпинки, мы снова вышли к берегам реки Пчевжа, на которой и планировалось заночевать.

Точки возможных остановок на участке Петровское – Дубрава: 59.260033, 32.858433\ 59.261467, 32.833300 \ 59.258317, 32.825283 \ 59.253917, 32.818417

После деревни Дуброва начинаются хвойные и смешанные леса, периодически дорога выходит в поля. Чудесное место стоянки на реке Пчевжа нашлось вот тут 59.261150, 32.767133. В 3-х км от деревни Дуброва.

Кострище, подход к реке, чисто, столик, полянка. Явно место ухоженное, обустроенное. Отмечу, что все стоянки, на которых мы останавливались, были практически без мусора.

Проехали за день 66 км

Характеристика покрытия в течение дня:

Участок от стоянки до Неболчи - хороший асфальт. От Неболчи до Водогона - плохой асфальт, переходящий в грейдер (и небольшой рельеф). Водогон - Петровское - хорошая лесная грунтовка. От деревни Петровское и далее грейдер.

8-й день
Дуброва – Будогощь – Оскуй – Грузино (река Волхов) – ночевка в районе деревни Марьино (Волхов мост)

Погода солнечная. Начинается жара. От места ночевки на реке Пчевжа 25 км до Будогощи. Грейдер продолжается, но утром он как-то легче воспринимается. Местами приемлемый, местами не очень. Машин почти нет до Будогощи, а там начинается какое-то движение. Места глухие – лес и все. У населенных пунктов ненадолго появляется асфальт, но потом опять сменяется грейдером. Рельеф выражен не очень ярко.

В Будогощи есть сетевые магазины, заметила по пути несколько симпатичных исторических домиков, о которых нужно разузнать. Подкрепляемся мороженым и едем на озера купаться и обедать.

Перебираемся через жд и оказываемся на озерах, где отдыхает весь поселок. Здесь запросто можно поставить палатку, переночевать, только будет шумновато, особенно при хорошей погоде и на выходных.

Озеро Черкизовское (второе по ходу) весьма и весьма подходит для наших походных целей. (59.282500, 32.403750).

Пока обедали и купались, познакомились с представителями группы Велокириши. Они поделились информацией по стоянкам на Волхове – эта информация совпадала с моей. Сказали также, что по старой жд Будогощь–Чудово–Веймарн можно ехать на легком велосипеде… (навигатор упорно меня туда вел), не знаю, в какой степени эта старая жд проезжаема. Около Будогощи возможно. В этой точке деревенская улица продолжается дорожкой по бывшей жд 59.294600, 32.424650

Детективная история этой узкоколейки подробно изложена здесь: http://vyritsa.ru/publication/rw-veimarn-tikhvin/index.htm

А вот довольно старый отчет о путешествии по дороге бывшей железной дороге Будогощь - Чудово - Веймарн (2003 год)

Как обычно, после обеда, выехали не рано – в 16.30, но оставаться на многолюдных озерах не было резона. Решили ехать столько, сколько нужно. Ночи светлые, день походный последний.

К сожалению, отличный асфальт заканчивается у первого же озера, то есть через 15 км катухи после Будогощи, и далее опять печальный грейдер.

На участке Будогощь – Оскуя есть несколько прекрасных мест для стоянки на озерах в сосновых лесах. На первом озерце есть хорошее местечко для стоянки (59.301483, 32.278033), а в августе тут еще и брусника-черника. Еще одно прекрасное место (59.308267, 32.227667) около карьера. Прекрасный сосновый лес большие поляны для стоянок, кострища. Похоже на место проведения слетов.

После поворота на Сребреницы дорога улучшается, Появляется асфальт. Вскоре пересекаем границу Новгородской области.

Если сил ехать более нет, то перед Оскуем есть полянка (59.282733, 32.108133),где можно встать лагерем. Воду лучше раздобыть в поселке (есть колодец - 59.277617, 32.093750). В Оскуе есть руины храма и, что немаловажно, мобильная связь.

Довольно лихо докатили по асфальту до Грузино (20 км). Попали на день выпускного вечера. В местном изводе это выглядит настолько убого, что прям печаль.

Грузино

Стоящим на фоне Волховских вод храмом Андрея Первозванного Грузино намекает на свое былое величие.

В Грузино было великолепное имение графа Аракчеева. Но увы… Сейчас только намеки. Хороший репортаж с фотографиями о том, каким было Грузино и каким оно стало здесь:

Виды села Грузино в XIX веке можно найти здесь: https://humus.livejournal.com/5287672.html

Сейчас На месте дворца убогий ДК, на месте набережной, парка и всего остального – воинское захоронение и домики, перемежающиеся пустотой. Как бы ни относиться к Аракчееву, но то, что тут было им построено, потрясает. Даже свой Невский проспект был.

Фотографии усадьбы Аракчеева увидели потом в Новгороде, наткнувшись на книгу, посвященную 250-летию со дня рождения Аракчеева.

Львы из усадьбы Грузино сейчас находятся в Новгородском Кремле.

А в Грузино остался только камень-постамент от памятника патрона Аракчеева императора Александра 1 (редкая штука – ведь памятников императору, победившего Наполеона, не так-то много на Руси. Один в Москве (открыт в 2014 г.), другой (первый по времени) в Таганроге (открыт в 1831), в СПб нет вообще. Собственно, в Грузино был установлен всего лишь второй в России (1833 г) памятник Александру I.

В заброшенной зеленой зоне на выезде из поселка как бы угадывается территория бывшего парка, но самую малость.

И вот еще интересный факт: в далеком 1930-м году почему-то именно из Грузино стартовал велопробег до Минска. Фото из упомянутой книги.

После Грузино пришлось катить 13 км. по грейдеру без малейшей возможности постановки лагеря практически до того места, где эта возможность наконец-то предоставилась. Это (59.058783, 31.829383) рыбацкая стоянка, но хорошая – есть выход к воде (скорее, для лодок – а за питьевой водой нужно разуваться и идти по воде дальше от берега), есть полянка, столик, кострище. Чисто. Связь тоже есть.

До более шикарных стоянок с видом на прекрасный Волхов было еще 10 км. Но все же ночь опускалась на землю, мы наматывали 91-й км и поэтому радостно приняли подарок свыше и встали на ночь.

Всю ночь мы слышали гудки поездов, потому что жд трасса Москва – Спб вот прям тут неподалеку.

Проехали : 92 км

Характеристика покрытия в течение дня:

Грейдер сменяется асфальтом в населённых пунктах. В Будогощи хороший асфальт, но через 15 км от Будогощи начинается грейдер и сосновые леса сменяются лиственными. После указателя на Чудово начинается асфальт. Вскоре после Грузино асфальт сменяется на грейдер.

9-й день
Стоянка на Волхове (близ станции Волхов Мост) - Селищи

Как и договаривались, машина с прицепом приехала именно к месту последней стоянки, потому что успеть доехать до Новгорода мы бы могли только очень напрягшись, но в этом не было большой необходимости. Выяснилось, что многие давно не были в самом Новгороде, и решено было предоставить ребятам такую возможность.

Если машина вас не забирает, а закончить маршрут хочется именно тут, то запасной выход с маршрута возможен через Чудово, до него от Грузино совсем недалеко.

До Новгорода ехать я не особо рвалась (напрягал с самого начала планирования маршрута участок от Савино до Новгорода по трассе "Россия"), но закончить разведку хотелось-таки очень, ну хотя бы до Селищ (дальше вдоль Волхова все вполне предсказуемо и много кем откатано – едешь вдоль Волхова мимо населенки до Новгорода).

Навигатор не рекомендовал машине ехать до Селищ тем же путем, что я планировала для велосипеда. Решено было машину отправить в объезд, а тем временем на легких велосипедах докатить до Селищ..

Мы прокатили свои 26 км до Селищ и приехали почти одновременно.

До Селищ,почти до самого поселка, грунты и грейдеры. Но не очень напряженно. И на машине тоже вполне проезжаемо. После Селищ - асфальт.

ПО пути отметила несколько возможных стоянок на Волхове: 58.997433, 31.767567 58.981617, 31.749933 58.970283, 31.742467

Довольно красивые виды открываются после выхода непосредственно на берег Волхова, примерно после деревни Высокое.

Бывшие казармы Аракчеева в Селищах

Комплекс бывших казарм Аркачеева, у которых мы закончили маршрут, можно сказать, стал достойным завершением.

Информация об истории меcта здесь: https://babs71.livejournal.com/891714.html(правда , фотографии не всегда правильно повернуты).

Когда оказываешься в таких местах, которые даже в разрушенном состоянии производят сильное впечатление, думаешь о разном... и вопросы так и остаются неразрешенными.

Мощное сооружение архитектора В.П.Стасова связано с многими известными деятелями русской культуры, около двух месяцев в 1838 году тут служил М.Ю.Лермонтов, а в 1872-м году у откомандированного сюда корнета Кавалергардского полка П. П. Дягилева родился сын, будущий великий продюсер Русских сезонов С. П. Дягилев.

Рядом с сооружением есть магазинчик и кафе, где можно пообедать.

Мы сложили велосипеды в прицеп и отправились гулять по Новгороду. Времени на подробный осмотр города не было, но успели доехать до пляжа в Витославлицах (тут хорошо, но подъезжать нужно не к музею деревянного зодчества, где главная парковка и куча народу, а с другой стороны, и идти немного пешком по тропе от шоссе к пляжу). Парковаться удобно здесь: 58.483633, 31.278117

Далее переехали в центр Новгорода и два часа успели погулять по кремлю. Если всерьез смотреть Новгород, нужно, конечно, оставаться тут еще на один день и отрабатывать культурную программу – частично на велах, частично пешком.

Если бы мы доехали маршрут до конца, то ночевка возможна около Перынского скита - тут можно стоять с палатками (58.474300, 31.276400). Или на Рюриково городище (58.494050, 31.303133), куда нам было бы более реально докатить, почти не соприкасаясь с трассой "Россия" (утром планировался трансфер велосипедов от стоянки, а участники гуляли бы по Новгороду). Не доезжая Новгорода есть, вроде бы, возможность стоянки около деревни Пахотная горка на разливе реки Волхов.

Проехали за день: 26 км

Характеристика покрытия в течение дня:

После стоянки идёт грунтовая дорога, впоследствии переходящая в приемлемый для езды грейдер. В Селищах начинается асфальт.

Полезные ресурсы:

1.Хороший краеведческий сайт по Тверской области "Тверские своды": http://www.tversvod.ru/page334/?full=1

2.Великий Новгород. История и культура: https://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/

3.Аудиогиды izi.travel

4.Описание части маршрута около Вышнего Волочка в блоге https://nord-traveller.livejournal.com/61793.html.