Отчет о велопоходе Коломна - Константиново - Солотча

21.07.2021 - 24.07.2021

Идея: Проехать по российским просторам на велосипеде, ибо что же нам еще остается. Протестировать возможности велопохода в районе Мещеры, Рязани, Подмосковья.

Формат: Некатегорийный. Автономно. Ночевки - 1 раз в кемпинге (Коломна), остальные в палатке в местах возможного кемпингования.

Нитка маршрута:
День Маршрут Ночлег

1 день 21.07.2021

Коломна - Староголутвинский монастырь - Пирочинское шоссе - Белоомутская переправа (стоянка рядом)

66 км

2 день 22.07.2021

Переправа Белоомут (рядом) - Перевицкий Торжок - (Алпатьево - Ганькино - Ивашкно - Вакино - Федякино) - Константиново (музей Есенина) - (Кузьминкое - Аксёново - Иванчино) - Новоселки

54 км

3 день 23.07.2021

Новоселки - паром - Окская пойма (Тропа Паустовского) - Солотча (Музей Пожалостина и Паустовкого) - тропа Паустовского (до деревни Полково)

17 км

Общий километраж: 137 км

Наша группа:
1 день. 21 июля
Коломна

Небольшой походик вдоль реки Оки мы начали в Коломне, откатав предварительно 4 дня по "Зеленому кольцу Москвы".

Прибыли в Коломну на последней электричке около 23.30 и каким-то чудом, а точнее, милосердием хозяев кемпинга, заселились-таки в него глубокой ночью. Хозяева - молодая семейная пара. Кемпинг в Коломне - это отдельное и очень положительное впечатление похода. Он очень хорош и внешне похож на Амстердамский.

Претендует на европейский: дизайн, рецепшен, организация, флаги, пляж, домики и места для палаток. Домики (в зеленой части кемпинга) имеют только спальные места и столик на улице, а кухня и туалет находятся в общем корпусе. Другие домики (в асфальтовом дворе) - с кухней и туалетом. Из них есть два попросторнее с двумя комнатками-шкафчиками, остальные покомпактнее - 1 комнатка на троих. Все с мини-кухней и туалетом. Габариты комнатки по типу каюты на пароме. Получается, живешь как в игрушечном домике. В Амстердаме нам такой был не по карману.

Ночной велосипедный спринт по безлюдной Коломне от вокзала к кемпингу дал первое и яркое впечатление от города, в котором я оказалась впервые. Вообще, часто в наших велопутешествиях города открываются нам сначала своей ночной сущностью (как правило добираемся до значимых пунктов к вечеру), и только потом - дневной. И ночная всегда оказывается в чем-то предпочтительнее - город как бы открывает доверительно, на ушко какие-то секреты.

Уже ночью удивило то, что в маленькой Коломне есть несколько протяженных велодорожек. Днем удалось их идентифицировать. Велодорожки (на Османде не все они обозначены) проложены по ул. Зайцева, Пушкинской, Полянской.

Заявлен некий веломаршрут от моста через Москву-реку в сторону монастыря Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря. Там тоже покатались, виды на город красивые, но велодорожка заканчивается внезапно, как бы у смотровой площадки (обозначена на карте). Виды на Коломну отсюда неплохие, но выходы на берег не очень цивильные.

Чтобы получить удовольствие от видов с этого берега, достаточно пересечь мост и немного проехать вперед.

Мост, кстати, разводной.

Около моста на городской стороне возведено кафе на большой деревянной площадке, нависающей над берегом. И рядом экотропа - 100 метров деревянных мостков вдоль реки Москва. Экотропой это назвать сложно, но это деревянное сооружение красиво светится в лучах закатного солнца.

Покататься на велосипеде по городу приятно, так как есть инфраструктура, поэтому ты не мешаешь пешеходным туристам, а они тебе.

Но изучать город все же лучше пешком, что позволяет расположение кемпинга - он в шаговой доступности от исторического центра. Поэтому, оставив велосипеды в кемпинге, целый день исследовали Коломну. Город заслуживает отдельной статьи.

2 день. 22 июля
Коломна - Староголутвинский монастырь - Пирочинское шоссе - Белоомутская переправа (стоянка рядом)

От кемпинга выезжаем в сторону центра Коломны, едем мимо Новоголутвинского монастыря (идет велодорожка), мимо древней воротной Пятницкой башни, далее по ул. Пушкина (велодорожка) - по ул.Посадской (мимо красивейшей церкви Николы на Посаде, дома Б.Пильняка, музеев Игрушки и пастилы) - до жд вокзала (есть несколько магазинов) и возвращаемся на основную магистраль ул. Октябрьской Революции, по которой едем до поворота на Староголутвинский монастырь. Важное уточнение: ехать лучше по правой стороне улицы (направление из Коломны в Рязань), по левой стороне много препятствий.

По пути местная достопримечательность и ориентир - Памятник паровозу Л-0012 на бульваре Лебедянского. Л.С.Лебедянкий - главный конструктор этого типа паровозов, который был разработан после войны и выпускался на Коломенском заводе до 1955 года. Памятник установлен в 23 июня 1989 года в честь 100-летия Л.С.Лебедянского.

Староголутвинский монастырь отдан церкви недавно, восстановление началось в конце ХХ века, исторического внутри ничего не осталось, как я поняла. Полюбовались живописным силуэтом монастыря. Внутрь не заходили.

Вдоль стен монастыря идет разбитая грунтовая дорога на стрелку слияния рек Москва и Оки. Ничего особенного там нет, ездить не обязательно. Имеется пляжик.


Участок маршрута, который не отражен на треке, ибо ошибочный: От Староголутвина монастыря идет дорожка на пешеходный через Москву-реку.

По мосту перебрались на заливные луга вдоль Оки. Дорожка есть, но в никуда.

Вышли на дорогу (Советская ул.) вдоль деревни Пестриково, потом пришлось ехать по оживленной трассе и мосту через Оку - это стрессово. Лучше так не делать. Правильный вариант - см.трек.


Предпочтительный вариант: После Сатроголутвина монастыря нужно вернуться на ул.Октябрьской Революции, проехать по мосту через Оку и далее двигаться по Пирочинскому шоссе.

На Пирочинском шоссе трафик не очень серьезный, но хотелось попробовать ехать еще более второстепенными дорожками, попытались это сделать в деревне Пирочи: хотели выехать на Лесную улицу. Но ехать по ней не получилось из-за песчаного покрытия. Вернулись на шоссе.

Думаю, можно было бы попробовать проехать вдоль Оки - на карте нарисованы весьма крупные грунтовые дороги (впрочем, это ничего не значит, качество их может быть разным вплоть до отсутствия). Можно было бы заложить петлю вдоль Оки и выйти снова на шоссе около Церкви Иконы Божией Матери Казанской (что у переправы Дединово).

Хороший асфальт тянется до Городца, потом резко заканчивается. Направо уходит грунтовка к Голубым озерам, где можно встать лагерем (это был наш вариант ночевки (55.022383, 39.025350), если мы бы не задержались в Коломне на целый день. Первоначально планировалось выехать из города после обеда и к вечеру добраться до Голубых озер). Говорю об этом тут теоретически, потому что до озер мы не доехали, решив не делать лишнюю петлю.

После Городца трек проложен по лесной дороге, которая местами совсем не читается, ибо идет по полю. Впрочем, этот 3-х километровый участок по хорошей погоде нормально преодолевается, и даже красивые кадры получаются.

На обед стали у родника (54.994050, 39.100767) в районе поселка Красная Пойма сразу за рекой с чудным названием Вобля. Местечко хорошее - есть небольшое озерцо и сосновый лесок. Даже можно палатку поставить при необходимости.

От родника до поворота на Белоомутскую переправу 13 км по хорошему асфальту. На шоссе нанизаны деревни с замысловатыми названиями: Двуглинково, Горетово, Выкопанка, Псотино, Ивняги, Озерицы, Буково. Они сменяют друг друга незаметно, добротные, красивые дома тянутся по обе стороны старинного тракта. Практически все дома с причудливо оформленными мезонинами - просто музей деревянного зодчества. Даже если дом реконструирован, мезонинчик все равно сохраняют - это лицо дома.

Кроме того, тут огуречные места (неподалеку огуречная столица Луховицы с памятником огурцу). Огурцы продают вдоль дороги - они вкуснющие. Помидоры заодно тоже.

После деревни Буково поворачиваем к парому на Белоомут. По небольшому полуострову, образованному меандром Оки, идет отличная асфальтовая дорога среди полей ржи. Трафик небольшой.

Паром регулярно ходит, есть расписание в интернете. После отворота к переправе асфальт заканчивается, дорога становится грунтовой.

На противоположной стороне Оки, на ее левом берегу и старице видны пляжи, места для палаток и палаточные лагеря. На машинах туда как-то попадают, вероятно, со стороны дороги (ул.Пески 54.935385, 39.356266).

Мы остались на этой стороне, на покрытом золотистой рожью полуострове. Пляжи и стояночные места, как и обозначено на карте, есть. Но очень многолюдно, весьма много мусора, часть стояночных мест в кустах, темные. Но есть и на открытых местах, на пляжах. С трудом нашли свободное место. Ночью, правда, приехали отдыхающие, напились, и, как водится, орали матом около нашей палатки всю ночь.

Но до их приезда мы-таки успели насладиться купанием в теплой лунной дорожке реки и наблюдением за проплывающим по Оке пароходиком, словно бы из песни на стихи Д.Сухарева:

Не тает ночь, и не проходит,
А на Оке, а над Окой
Кричит случайный пароходик -
Надрывный, жалостный такой. ...\ И тихо шлепает в Голутвин глотая вздохи на ходу.

Слушать песню

Проехали 66 км. (без ошибок логистики должно быть 58 км) Рабочий трек любезно предоставлен Еленой Осиповой.

3 день. 23 июля
Переправа Белоомут (рядом) - Перевицкий Торжок - (Алпатьево - Ганькино - Ивашкно - Вакино - Федякино) - Константиново (музей Есенина) - (Кузьминкое - Аксёново - Иванчино) - Новоселки.

Солнце очень рано будит всех, кому не нравится стоять в темноте кустов. То-то это открытая полянка была свободна. Местные в кустах встали, в тени. Но нам пораньше и нужно. Несмотря на раннее утро, вода теплая, рыба плещет огромная. Задерживаемся из-за вчерашней поломки велосипеда (петух сломался еще вечером уже перед самой стоянкой).

Запасного петуха нужной модели, как назло, не оказалось, и пришлось применить известную в этом случае тактику - цепь протянуть напрямую, игнорируя передачи. Как в старом советском велике "Десна". На таком режиме Саша проехал оставшиеся полтора дня.

Дорога огибает полуостров, на котором мы ночевали, завершаем по ней круговой его объезд и возвращаемся на трассу.

На противоположном берегу Оки тянутся какие-то всхолмления - это древние курганы в районе села Петровицкий Торжок, расположенного на горке.

На въезде в Петровицкий Торжок - смотровая площадка Бастанова гора (54.928933, 39.255317): под ней скрываются остатки крепости Перевитск. Однако раскопки почему-то тут никогда не велись.. Вроде бы, в конце XIV века в битве у крепостных стен рязанский князь Олег разбил войско московского князя Дмитрия Донского. Говорят, что город был разобран и отправлен вниз по реке, потом постройки легли в основу крепости Свияжск. Из того, что осталось после города, получилась небольшая деревня Перевицкий Торжок.

Тут очень красивый вид на Оку и Окские дали. Камень с есенинской строчкой:" Как прекрасна земля и на ней человек".

Асфальтовая дорога идет до жд станции Фруктовая. Перейти железнодорожное полотно можно не через верхний переход, а там, где местные ходят, - через пути.

От станции Фруктовая 9 км по дороге хорошего качества до поворота к бывшей переправе (после села Ганькино). Дальше грунтовка идет мимо садоводств до села Ивашково, далее выходит на асфальт. В село Ивашково есть современной постройки храм Бориса и Глеба.

В следующей деревне Вакино сохранились кирпичная колокольня храма Бориса и Глеба,более старого 1890 г. Огорожено, законсервировано.

Константиново

Около 15.00 добрались до есенинского Константиново. Музейный комплекс довольно протяженный: музеефицирован километровый участок села.

Основная масса туристов заходит со стороны парковки и музейного центра, мы заехали с противоположной стороны, ближе к церкви и дому семьи Есенина. Тут небольшой домик с сувенирами, где тоже можно купить входные билеты, но заказать экскурсию возможно только в центральном здании. Мы оставили велосипеды (сцепив) с вещами около этого домика и пешком осматривали заповедник.

Сразу скажу, что брать первого попавшегося экскурсовода - была плохая идея. Нам достался молодой человек, который хвастливо сообщил, что ведет уже 10-ю экскурсию за день. Ну, понятно, какого качества была его речь и познания. Впрочем, несмотря на это, в Константиново нам понравилось. Удалось главное: почувствовать есенинскую "синь, упавшую в реку"(Оку).

Нужно просто погулять, подышать этими просторами. Представить себе деревенскую жизнь столетней давности и деревенского мальчишку, который потом, став известным поэтом, в суете иной жизни хранил в себе эти просторы, эти пейзажи, и они питали его душу.

Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, — Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня ещё мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.

Константиново

Отрывок из книги Круглякова М.Ю."Земля Рязанская. Исторический путеводитель" - М.,Вече, 2020.

Из истории села

Село Константиново впервые упоминается в письменных источниках в 1619 году. Тогда местные крестьяне подали жалобу царю Михаилу Федоровичу на грабежи жителями соседней деревни.

Считается, что село названо по имени Константин или по фамилии Константинов. Одно время его хотели переименовать в Есенино. Эта идея возникла в мае 1926 года, после смерти поэта. Но наверху инициативу снизу не поддержали и порекомендовали «ограничиться присвоением имени поэта местным культурно¬просветительским учреждениям». Но название прижилось, в народе и даже в печати село стали именовать Есенино. Когда отмечали 70-летие со дня рождения поэта, энтузиасты опять обратились с просьбой официально переименовать село в Есенино, но получили отказ. Так оно и осталось — Константиново.

Село принадлежало Голицыным, потом Нарышкиным, Долгоруковым. В конце XIX века его приобрели братья Куприяновы из Богородицка В 1880 году они построили кирпичный дом — он сейчас известен как усадебный дом последней помещицы Констаниново — Лидии Кашиной. Ее отец Иван Петрович Кулаков купил дом в 1895 году и пристроил к нему веранду и балкон. После его смерти имение перешло к дочери. Зимой хозяйка жила в Москве, а на лето приезжала в Константиново.

В революционные годы Кашина уехала в Москву, ее усадьбу конфисковали. С 1918 по 1923 год в ней размещался детский дом. Затем там жили сельские учителя, находился комбинат бытового обслуживания.

В доме родителей Сергея Есенина была библиотека. В 1955 году в ней устроили выставку, посвященную жизни и творчеству Сергея Есенина. В 1965 году году здесь открылся Дом-музей поэта, а в усадьбе Кашиной — литературная экспозиция с необычным названием: музей поэмы "Анна Снегина". Литературный музей, посвященный поэме, - редкая штука. Хотя на самом деле он посвящен, конечно, быту и жизни владелицы дома, которая стала героиней поэмы.

Музей поэмы "Анна Снегина"

Музей поэмы «Анна Снегина» располагается в усадебном доме Лидии Кашиной. Здесь с 1916 по 1917 год бывал Сергей Есенин, и его хозяйка стала прототипом главной героини его поэмы «Анна Снегина».

Посетители входят в дом с черного входа и сразу попадают в людскую, бывшую, конечно. Кашина держала большой скотный двор, огороды, сад. Только дом обслуживали десять работников. Прачка, садовник, конюх, кучер постоянно жили здесь. В экспозиции представлены манекены некоторых из них. Например, кучера Ивана Миронова. Зимой он становился еще истопником и сторожем. На кухне выставлена посуда и другие бытовые предметы. Посуда в доме была разной для прислуги и для господ. Для прислуги ее приобретали в соседнем селе Кузьминском, а господа ели из тарелок и пили из чашек, изготовленных из дорогого фаянса и фарфора, которые покупали на различных заводах. На столе стоит кузнецовский сервиз начала XX века. На стене висят старинные часы, по ним слуги ориентировались, когда подавать хозяевам и их гостям еду. Под ними — мороженица с ручками, рядом — ведерко из меди для охлаждения шампанского. На печи вы увидите кофеварку, которая работала на сухом спирте.

Тут же стоит манекен в темном платье — это образ экономки дома, крестной матери помещицы, Екатерины Ивановны. Другой — в светлом — образ горничной Анюты.

В кухню можно было пройти через ванную комнату для господ. Кстати, во время реконструкции нашли кусок напольного покрытия из нее, а также осколок трубы канализации.

В кладовой хранили продукты. Стояли бочки с мочеными яблоками, солеными огурцами и квашеной капустой. Лидия Ивановна много путешествовала, поэтому в экспозиции выставлены ее чемоданы, лари и сундуки из различных материалов. В доме действовала система воздуховода. Когда кухарка начинала готовить в небольшой печи, ею заодно отапливался весь первый этаж при помощи калориферов.

В музее выставлено множество фотоматериалов, документов, а также посмертная маска Есенина.

Земская школа

Константиновскую земскую школу открыли в 1879 году. Имение тогда принадлежало купцу Куприянову. Занятия начались в сентябре. Изначально они проходили на территории усадьбы в специально выделенном хозяином помещении. Неподалеку, во флигеле, жил учитель. Когда число учеников увеличилось до ста, построили деревянное здание школы с двумя классными комнатами. В нем же находились квартиры учителей.

В 1885 году сюда поступили учиться Александр и Дмитрий Есенины — отец и дядя поэта, а в 1904 году — и сам Сергей Есенин.

Сотрудники музея постарались воссоздать обстановку времен учебы Сергея Александровича. Два ряда парт, посредине — большая доска, на стенах — портреты царствующих особ, уголок с иконами — каждый учебный день начинался и заканчивался молитвой.

Здесь же представлены вещи того времени. С плетеными котомочками, лежащими на учительском столе, дети приходили в школу. Бумага стоила дорого, поэтому тренировались писать на грифельных дощечках. Чернильницы-непроливайки, перьевая ручка, учебные пособия — нехитрый школьный набор дореволюционного школьника. В списке учеников, окончивших школу, можно прочитать фамилию Есенина. Он ее закончил на одни пятерки, за что и получил большой похвальных лист, хранящийся сейчас в доме его родителей. Хотя вместо положенных трех лет Сергей Есенин проучился четыре. Он был оставлен в третьем классе на второй год за плохое поведение.

Сохранилась единственная фотография, где Сергей Есенин снят вместе со своими односельчанами. Она постановочная. Это видно по одежде деревенских девушек. Они явно принарядись специально для снимка. В те времена народные костюмы уже не носили даже самые бедные крестьянки. На другом фото удивляет высокий рост Есенина, но объясняется все просто. Он встал на какую-то подставку.

Дореволюционное здание земской школы простояло до 1956 года, пока председатель местного колхоза не распорядился разобрать ее на телятник. Современное строение возвели к 100-летнему юбилею поэта, в 1995 году.

После отмены крепостного права в школах стали заменять розги на более гуманные наказания. Провинившихся учеников после уроков оставляли на дополнительные занятия, правда, порой они длились до вечера. Сергей Есенин был их завсегдатай. Например, однажды зимой он увел весь класс кататься с горок. Прокатались большую перемену, два урока... В ярости преподаватель оставил будущего поэта в школе после занятий... Есенин обычно быстро выполнял задания, но его всегда заставляли ждать, пока их сделают остальные ученики. Говорят, двоечников тогда не было — у детей было большое желание учиться.

Усадьба Есениных

Напротив церкви расположен дом родителей Есенина. Здесь в 1895 году и родился поэт. Правда, тот, еще дедовский дом, где он появился на свет, был уничтожен пожаром, и в 1909 году Есенины построили новый. В семье было семеро детей, выжили из них только трое.

Воспитывался Есенин у своего деда по матери, у которого было трое взрослых сыновей. «Дядья мои, — вспоминает поэт, — были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлёбывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками».

В экспозиции выставлены предметы быта и вещи, принадлежавшие семье Есениных. Подлинные иконы, медный крестик матери поэта, старинное зеркало, часы его отца Мебель, привезенная им из Москвы, дубовый раскладной стол с керосиновой лампой под зеленым абажуром говорят о достатке семьи. Александр Есенин, отец поэта, занимался отхожим промыслом. Всю жизнь трудился в мясной лавке в Москве, дослужился до старшего приказчика, затем работал заведующим советской мясной лавкой. Он часто навещал семью. Окончательно же вернулся в Константиново в Гражданскую войну, когда наступил голод и мяса уже не было в продаже.

В доме две печи. Голландка поддерживала тепло в доме. Рядом с ней, на деревянной кровати, Сергей Александрович спал, когда приезжал домой. На русской печи готовили еду. Печь, ухваты и другая утварь — это вотчина Татьяны Федоровны, матери Сергея Александровича. Здесь же висит ее шуба — шушун. На столе стоит самовар, он принадлежал еще деду Есенина, но есть предположение, что, возможно, даже и прадеду.

За домом стоит амбар, построенный в 1913 году, где поэт жил летом. Напротив установлен бронзовый памятник Сергею Есенину работы скульптора А.А.Бичукова (2007 год). Вокруг него разбит парк, посажены березы, клены, сирень, рябина...

Прямо напротив дома стоит Константиновская церковь Казанской иконы Божьей Матери. Ее построили в 1779 году. Она интересна тем, что центральный купол выполнен в виде свечи. Здесь венчались родители Сергея Есенина, тут поэта крестили и заочно отпевали в 1926 году.Сюда богомольная бабка водила маленького Сергея молиться «кроткому Спасу». Мальчик был впечатлительный. Он с робостью и страхом косился на расписанные богомазами своды, откуда величественно взирали на него царственно равнодушные лики христианских святых.

Дом священника И.Я. Смирнова

Культурным центром Константиново был дом священника Ивана Яковлевича Смирнова. Он слыл гостеприимным и радушным. Дом восстановлен в 2010 году. В центре расположены утепленные сени. Строение развернуто на сельскую улицу кухней, а не горницей, как принято в крестьянских домах. Она для Смирнова была местом уединения, где хотелось скрыться от посторонних глаз, и поэтому ее окна выходят на Оку. На кухне отец Иоанн принимал гостей и просителей. Иван Яковлевич Смирнов родился в семье пономаря. С детских лет помогал отцу в церкви, его будущее было предрешено. Закончил Рязанское духовное училище и начал служил в Преображенском храме села Лучинское Рязанской губернии. Женился.

В конце XIX века Синод провел реформу, по которой сокращалось количество приходских храмов. Ивану Яковлевичу пришлось искать новое место. От родственников он узнал, что в Константиново освобождается место, и подал прошение в Рязанскую епархию. В 1877 году он поселился в Константиново. Сергей Есенин часто бывал в его доме. Священник воспитывал внучатого племянника, слабого и болезненного мальчика. Отец Иоанн понимал, что ребенку нужен приятель. Он часто приглашал в гости будущего поэта, хотел, чтобы дети подружились. Сергею Есенину нравилось бывать в его доме. У отца Иоанна была хорошая библиотека, и Сергею разрешали ею пользоваться. Здесь собиралось сельское интеллигентное общество. Звучала музыка. Играли на гитаре, баяне, скрипке, фисгармонии. Последняя была вывезена из Германии и куплена у одного из коллекционеров.

В соседнем селе Кузьминское было две церкви и жили несколько священников. Их дети приходили в гости к Смирнову. Потомки одной из семей передали в музей подлинную одежду начала XX века — наряд девушки-гимназистки и платье в народном стиле, принадлежавшее барышне из зажиточной семьи. В годы Первой мировой войны в обществе были сильны патриотические настроения. Даже самые богатые люди носили одежду в фольклорном стиле, пытаясь подчеркнуть свою связь с народом.

В экспозиции дома священника представлены подарки, которые привозили ему прихожане из дальних странствий. Сам хозяин дома тоже .любил путешествовать, часто отправлялся в паломнические поездки. Собраны журналы, где публиковались произведения Сергея Есенина.

Как добраться:

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина работает ежедневно с 11:00 до 18:00, кроме понедельника. Билеты продаются до 17:00.

Село Константиново находится в 43 км от Рязани. От Центрального автовокзала ходит автобус Рязань — Рыбное — Константиново — Вакино. Из Москвы с Казанского вокзала можно доехать электричкой до станции Рыбное, далее на автобусе или маршрутном такси № 132.


Напротив современного здания музейного центра находится кафе "Чайная" (в восстановленном доме Минаковых и Дорожкиных). Сюда стоит зайти, чтобы попробовать кушанья и напитки, характерные для сельских заведений общественного питания начала ХХ века. Тут предлагают «крестьянские обеды» и «угощение бабушки Тани», которые нравились Сергею Есенину и его односельчанам.

В Константиново нас застала гроза. Ливень был коротким и не очень помешал нашему распорядку дня, зато грозовые тучи создали необычный фон, и фотографии получились сочными и атмосферными.

После Константиново вдоль Оки "за горами, за желтыми долами\ Протянулась тропа деревень", как писал Есенин. Это череда сел, протя­нувшихся вдоль правого высокого берега реки Оки: Вакино, Федякино, Константинове, Волхона, Кузьминское, Аксенове.

Следующая за Константиново деревня Кузьминское также связана с биографией Есенина. Это самое большое из всех сел, оно было центром волости (района) и насчиты­вало в начале XX века свыше шестисот дво­ров. Волостной комитет находился в сохранившемся на центральной площади села двухэтажном камен­ном доме (сейчас тут аптека и библиотека). По всей вероятности, здесь бывал С.Есенин. В волостном комитете у него вполне могли найтись дела: взять справку, заплатить налог. В Кузьминском также жили знакомые учительницы, которых навещал Есенин, об этом сохранились воспоминания. Подробнее читать здесь: http://www.museum-esenin.ru/publish/1769

Ранее в селе стояли две церкви: Ильинская и Воскресенская. Трехъярусная колокольня Воскресенской церкви была са­мым высоким строением в округе. Ее было видно даже из Белоомута. Но храмы разрушили в советское время. Сейчас построена небольшая деревянная церковь Петра и Февронии.

В Кузьминском есть паромная переправа на левый берег Оки. По нему можно проехать до Солотчи.

Если планировать ночлег где-то неподалеку, то на Оке между Константиновым и Кузьминским есть пляжики; цивильный вариант - база отдыха «Ока» около Иванчино.

Не доезжая Иванчино, по обе стороны дороги поля, поля, поля.

После Иванчино дорога поднимается в гору и вскоре налево от асфальта уходит грунтовка к Смотровой площадке (54.861050, 39.744367). Внизу, у реки, судя по карте, есть пляжи, то есть и тут можно палатку поставить. Но не очень понятно, как туда с велосипедом попасть.. Скорее всего, только пешком - крутоват спуск.

Виды со смотровой площадки на Оку уникальные.

После нескольких километров езды вдоль полей, начинаем спуск к Оке и старинному селу Новоселки.

Издавна эти места славились своей малиной, которую подавали даже на царский стол. В 19 веке из Новоселок по Оке в Москву шли баржи, груженные первосортной малиной. Малину выращивают здесь до сих пор. Вот уже 10 лет в Новоселках проводится фестиваль малины.

В Новоселках есть интересный музей братьев Пироговых. Оказывается, это знаменитые оперные певцы-басы. Открыто со вторника по воскресенье с 9.00 до 18.00

Издалека хорошо видны блестящие на солнце купола церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (1912 г.), которую восстановили в 2003 г. На домах советской постройки привычные с детства слоганы.

В Новоселках есть паромная переправа, которой нужно воспользоваться, если нужно попасть в Солотчу. Паром Новоселки (54.834833, 39.778683). Паром представляет собой небольшое суденышко, которое может перевезти парочку легковушек или один грузовик. Расписание имеется, наверное, только в голове у паромщика-узбека. Нас в 19.00 везти не захотел. Сказал утром приходить.

В следующей деревне Пощупово также имеется паромная переправа (54.816900, 39.736367) и возможные места стоянок. Но до Пощупово ехать не пришлось, нашли место на берегу неподалеку от переправы.

А съездить в Пощупово стоило бы, вообще-то. В Пощупово есть Иоанно-Богословский монастырь с красивой колокольней, которую видно издалека. А также гостиница.

Если приехать к паромной переправе чуть раньше и перебраться на противоположный берег, то мест для ночлега с палаткой там достаточно.

Пощупово.Иоанно-Богословский монастырь

Это древнейшая обитель на Рязанской земле. Да и во всей России сохранилось очень мало монастырей домонгольского периода. Никаких документальных свидетельств об основании монастыря не сохранилось. Но доподлинно известно, что в 12 веке он уже существовал.

Первоначально монастырь, скорее всего, был пещерным. До наших дней сохранился комплекс пещер, датируемый 12 веком. Но вход туда запрещен из-за угрозы обвалов.

Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения язычников. Они принесли с собой икону Иоанна Богослова, привезенную из Константинополя. Апостол Иоанн Богослов особо почитаем на Руси. Это самый юный ученик Христа, к которому у Спасителя было особое отношение. Именно Иоанну Христос поручил свою мать, и тот да самой смерти Богородицы заботился о ней. Самыми известными трудами Иоанна Богослова стали откровение «Апокалипсис», 3 послания и Евангелие. Евангелие от Иоанна начинается с описания божественного происхождения Христа: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно поэтому этого апостола называют Богословом.

За много километров видна колокольня в русско-византийском стиле. Это вторая по величине колокольня в Рязанской области. Первая находится на территории Рязанского кремля. Она была построена в 1901 году по проекту рязанского архитектора В. Цеханского. При строительстве использовались самые современные на тот момент инженерные технологии.

Главный храм обители – Иоанно-Богословский собор. Он был построен в 1689 году на месте дуба, на котором был найден образ Иоанна Богослова. В этом храме расположена братская костница, устроенная по образцу афонских. В начале 21 века в церкви был установлен уникальный фаянсовый иконостас.

В наши дни в Пощупове находится небольшой, но очень интересный сказочный музей игрушки. Пощуповская игрушка авторская, единственная в своем роде. Родилась она в семейной мастерской художников Ивановых — лауреатов международных выставок народного творчества. Каждая придумывается и лепится самим художником. Все герои традиционно русские животные.


Проехали: 54 км

4 день. 24 июля
Новоселки - паром - Окская пойма (Тропа Паустовского) - Солотча (Музей Пожалостина и Паустовкого) - тропа Паустовского (до деревни Полково)

Изначально планировалось максимально покататься вдоль Солотчи и по Окской старице, все разведать, закладывая петли вдоль речных лабиринтов, но как-то так получилось, что проехали насквозь и быстро.

Также планировалось после Солотчи прокатиться по участку тропы Паустовского и вечером закончить веломаршрут, но и это не вполне получилось. Последний день несколько скомкался, во-первых, по причине того, что один велосипед ехал без важной детали - петуха, а во-вторых, потому что все же тропы в Мещере очень песчаные. На легком велосипеде еще можно как-то катить, а вот груженый едет так себе. Закончили день (и весь маршрут) чуть раньше намеченного.

Сориентироваться на местности помогает аудиогид, составленный на основе произведений и воспоминаний Паустовского. Их несколько, в соответствии с разными участками тропы.

Первый на нашем пути - это маршрут по берегам река Солотчи и Солотчинской старице реки Оки

Солотча

Симпатичный русский (и при этом вполне себе курортный) поселок, сохранивший колорит прошедших эпох. Кажется, К. Паустовский, написав "Мещерскую сторону", дал надежный хлеб местному населению - внутренний туризм тут заметно развивается. Осенью золотятся леса, зимой, думаю, на лыжах тут славно, летом само собой - простор и свобода: хочешь пешком, хочешь на велике, хочешь на авто. Солотча – это посёлок художников и писателей, который создали образ этакой Рязанской Швейцарии.

Солотча

Oтрывок из книги: Круглякова М.Ю."Земля Рязанская. Исторический путеводитель" - М.,Вече, 2020.

Когда возник поселок Солотча, точно неизвестно. Но, судя по археологическим раскопкам, поселение существовало еще со времен неолита. В XVI—XVII веках оно называлось просто Селом или Сельцом.

Существует несколько версий появления названия Солотча. По одной из них, реку и поселок назвали Солодча, потом что местные крестьяне вымачивали в реке ячмень для производства солода. И действительно, в старинных документах название поселения писалось через «д».

По другой версии, во время татаро-монгольского нашествия воины хана Батыя заметили вдали синеющий лес. Долго шли до него, а когда приблизились, восхищенно воскликнули: «О, Солодча!» В переводе это значит «красивое, прекрасное место».

Третья легенда как раз связана с появлением в этих местах князя Олега. Охотился князь Олег на кабана. Поскакал он вперед и далеко оторвался от своей свиты, преследуя животное. Раненый зверь задел его клыком. Истекающего кровью князя нашла дочь лесника Аграфена. Принесла его в дом, долго лечила различными травами. Наконец пришел в себя Олег. Вышел из дома, увидел Аграфену, обнял, поцеловал и погладил по голове, приговаривая: "Солодка ты моя!". «Солодка» означает «сладкая». С тех пор эти места так и стали называть.

Скорее всего, появление названия действительно связано с рязанским князем Олегом. Как и многие поселения по реке Оке, Солотча играла роль сторожевого поста, охраняющего подступы к Рязани и Москве. Хотя на Куликовом поле в 1380 году татары и потерпели сокрушительное поражение, их набеги на русские земли не прекращались. К этому времени и относится основание рязанским князем Олегом Ивановичем Солотчинского монастыря (1390 год). Перед смертью Олег постригся в монахи и был в 1402 году похоронен в Солотчинском монастыре. Там же хранилась и его кольчуга, которая после революции была передана в Рязанский краеведческий музей.

По легенде, князь Олег принял в монастыре тайную схиму и проложил подземный ход от Солотчинского монастыря до своего дворца в Переславле-Залесском. Эту легенду писатель С.П. Бородин использовал в своем романе «Дмитрий Донской».


Рождества Богородицы монастырь

Солотчинский монастырь — одна из самых интересных достопримечательностей этого небольшого, ныне курортного посёлка. Стоит он на крутом обрывистом берегу, поросшем вётлами и тополями. Внизу блестит излучина старицы Оки, в которую справа впадает река Солотча. А дальше, насколько хватает глаз, раскинулись бескрайние окские луга со стогами сена и блюдечками пойменных озёр.

Село Солотча было вотчиной монастыря. Жители занимались земледелием и различными ремеслами. Особо славились местные иконописцы, работавшие в монастыре. Существовали династии мастеров иконописи — Поповы, Жуковы, Люхины.

В Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре находится храм Иоанна Предтечи, построенный в 1696—1698 годах.

Солотчинские каменщики были искусными строителями. Шедевры русского зодчества созданы в конце XVII века известным крепостным архитектором Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Это устремлённая ввысь одноглавая надвратная церковь с пышными белокаменными наличниками и нарядная торжественная трапезная с высокими решётчатыми окнами, украшенными вставками из разноцветных изразцов.

Едва выкатившись из полей и рек в Сотолтчу, оказались прямо у ворот дома-музея И.П.Пожалостина. Страница музея в ВК https://vk.com/club43792890.

Музей очень интересный, весьма неожиданно было встретить в такой глухомани полноценную художественную экспозицию. И.П.Пожалостин был великолепным мастером, стены его дома украшают уникальные авторские гравюры. А кроме того, именно в этом доме снимал на лето в течение многих лет сначала баньку, а потом и комнатку в доме К.Паустовский, гостили подолгу А.Гайдар и Файерман (автор популярнейшей у советских детей книги "Дикая собака Динго"). В 1932 году был опубликован рассказ К.Паустовского «Медные доски» о том, как хотели медные доски изъять у дочерей Пожалостина, да нашелся умный человек и спас их. Про экспозицию музея можно почитать тут

Иван Пожалостин в Солотче

Oтрывок из книги: Круглякова М.Ю."Земля Рязанская. Исторический путеводитель" - М.,Вече, 2020.

Знаменитый гравер Иван Петрович Пожалостин родился в 1837 году в селе Еголдаеве Рязанской губернии. Его отец рано умер, и Иван Петрович жил в семье дедушки с бабушкой. Его дед, мягкий и добрый человек, свое обращение обычно начинал со слова «пожалуйста». Например, стоя в церкви на службе, унимал детей: — Пожалуйста, дети, не шалите. Пожалуйста, не деритесь. Слово прилипло. — Вот Пожалостин пошел, — кричали мальчишки вслед старику. Когда дед привел внука в церковно-приходскую школу, священник внес его в список учеников как Ивана Пожалостина. Так прозвище деда стало фамилией внука.

После окончания сиротского пансиона Иван поступил волостным писарем в Солотчу. Здесь он женился на дочери местного иконописца из Солотчинского монастыря.

С детства Иван Петрович очень хорошо рисовал и вместе со своим приятелем, будущим художником Ефимовым, все свободное время занимался живописью. От Министерства государственных имуществ его и Ефимова в феврале 1858 года отправили учиться в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств. Тогда требовались мастера-граверы, поэтому Пожалостин попал в граверный класс. Так как обучение оплачивало министерство, он не мог выбирать, хотя Пожалостин был рад и этому, для него главным было — заниматься любимым делом.

Когда его тесть узнал об отъезде — так надолго и далеко, он хорошенько оттаскал зятя за волосы, приговаривая: — Женился, так не бросай жены! Ефросинья Алексеевна, жена Ивана Петровича, очень любила его, верила в него и понимала, насколько для него важна учеба в академии. Они бежали из дома, переночевали в управе, и наутро Иван Петрович уехал в столицу. Позже художник писал в своих воспоминаниях: «Каждый штрих карандаша отразился царапинами на сердце жены моей, да и на моем — тоже». Они провели в разлуке 12 лет.

Иван Петрович Пожалостин попадает в класс знаменитого художника — гравера Ф.И. Иордана — и становится его лучшим учеником. Он получает одну за другой множество наград. За гравюру с картины Л.Караччи «Несение Креста Спасителем» Ивану Петровичу присвоили звание академика Императорской академии художеств и направили во Францию для стажировки и совершенствования ремесла.

Там специалисты, глядя на его работы, были удивлены, что русский мастер может так совершенно гравировать. Ему пришлось на деле доказать авторство своих произведений. После двух лет пребывания во Франции Иван Петрович приходит к выводу, что больше ему нечего совершенствовать, и досрочно возвращается в Санкт-Петербург.

1870—1880-е годы — период расцвета творчества художника. Одно за другим поступают предложения от издательств и частных лиц. Пожалостин — мастер портретной гравюры. Современники писали, что в мастерстве он превзошел своего учителя Иордана. Он создал портретную галерею известных людей своего времени — Тургенева, Некрасова, Гончарова, Державина, Брюллова, Крамского, императрицы Марии Федоровны, матери Николая II, Батюшкова, Белинского и многих других. Он становится адъюнкт-профессором и преподает в Академии класс резцовой гравюры на медной доске.

Но в 1894 году класс резцовой гравюры за ненадобностью ликвидируют. Пожалостина отправляют в отставку с выплатой маленькой пенсии. Государственную квартиру пришлось сдать. Жизнь в Санкт-Петербурге становится не по карману, и он с семьей возвращается в Рязань. Там Пожалостины живут зимой, а на лето приезжают в Солотчу, где Иван Петрович в 1880 году построил по собственному проекту большой двухэтажный дом на каменном фундаменте с широкими окнами. В нем он провел последние годы жизни. Посаженный им у ворот дуб сохранился до наших дней.

В 1903 году Иван Петрович Пожалостин умер. Он похоронен на территории Рязанского кремля. Его могила сохранилась до наших дней.

В Солотче доживали свой век его жена и две дочери. Ефросинья Алексеевна умерла в 1920 году и похоронена на кладбище в Солотче.

Имя Ивана Петровича Пожалостина присвоено Рязанскому государственному областному художественному музею. Именем великого гравера также названа улица в Рязани. Художественный музей в Рязани носит имя И.П.Пожалостина

В конце 1920-х годов в Солотче жил и работал художник Абрам Ефимович Архипов. Портреты местных крестьянок, написанные им, хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Родился он неподалеку, в деревне Егорово, близ города Спас-Клепики.


Константин Паустовский в Солотче

Oтрывок из книги: Круглякова М.Ю."Земля Рязанская. Исторический путеводитель" - М.,Вече, 2020.

Константин Паустовский приехал в Солотчу в 1930-е годы. Сначала жил по соседству, потом попросил сестер Пожалостиных сдать ему комнату. Но получил отказ — дочери Ивана Петровича верили, что когда-нибудь в их доме будет открыт музей их отца. Они сдали Константину Георгиевичу маленький домик во дворе усадьбы. Писатель называл его «банькой». В нем еще до строительства усадьбы жила молодая семья Пожалостиных.

В баньке воссоздана обстановка деревенской жизни Паустовского. Предметы, которые окружали его, на стенах много фотографий. У окна кухни стоят бутылки с водой из разных озер Мещеры.

Солотча - это своего рода такое рязанское Переделкино.

Так, в 1932 году к Константину Георгиевичу приезжает его друг, писатель Рувим Исаевич Фраерман. Литераторов объединяла страсть к рыбалке и путешествиям. Им удается зазвать на «дачу» Аркадия Гайдара. Втроем они совершают вылазки по окрестностям Уходят на несколько дней вглубь, в Мещерские леса, бродят нехожеными тропами, ночуют в палатках, ловят рыбу на реке и в озерах. Заповедная мещерская природа рождала вдохновение. Здесь писатели встречали интересных людей, местных жителей, и они становились героями их произведений.

В Солотче Рувим Фраерман написал одно из своих лучших произведений — «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Аркадий Гайдар — «Судьбу барабанщика».

В гости к литераторам в усадьбу Пожалостина приезжали писатели Василий Гроссман, Александр Фадеев, Андрей Платонов, кинорежиссер Всеволод Пудовкин, поэт Константин Симонов, летчик Михаил Водопьянов и другие известные люди.

Различные истории, которые приключались с друзьями-писателями остроумно описаны в рассказах Паустовского. Вот, например.

Собрались однажды Константин Паустовский, Рувим Фраерман и Аркадий Гайдар на рыбалку. А лето стояло засушливое, и они не смогли накопать червей. Расстроились. Но Гайдар заверил друзей, что завтра черви будут. Наутро в ворота усадьбы раздался стук. Перед писателями стояли дети, держа баночки с червями. Оказалось, что Гайдар повесил на ворота усадьбы объявление: «Скупка червей у населения». Гайдар тут немного напоминает Шерлока Холмса, который всегда находил интересное решение, благодаря хорошему знанию психологии.

Более двадцати лет жизни и творчества Паустовского связано с Солотчей. Около 50 произведений различных жанров посвятил писатель Мещерской стороне: повести, рассказы, новеллы, очерки, статьи, пьесы, сказки и письма друзьям. В апрельском номере журнала «Наши достижения» (1931) был опубликован краеведческий очерк «Мещерский край». Следом появились циклы «Летние дни» и «Жильцы старого дома», рассказы «Акварельные краски», «Ленька с Малого озера», «Заячьи лапы», повесть «Мещерская сторона».

В годы войны и послевоенный период Паустовским были созданы «Банщик», «Телеграмма», «Ночь в октябре», «Кордон 273». Мещерские впечатления нашли отражение в «Повести о лесах», в пьесе-сказке «Стальное колечко», в очерках о Р. И. Фраермане, А. И. Куприне, К. К. Симонове, в статьях «Письма из рязанской деревни» и переписке. Жители Солотчи и ее округи послужили жизненными прототипами литературных героев Паустовского. Воспоминания об этой замечательной поре своей жизни К. Г. Паустовский в очерке о Фраермане писал: «Старый дом и все окрестности Солотчи полны для нас особого обаяния. Здесь были написаны многие книги, здесь в необыкновенной живописности и уюте сельского быта все мы жили простой и увлекательной жизнью. Нигде мы так тесно не (соприкасались с самой гущей народной жизни и не были так непосредственно связаны с природой, как там». В последний раз Паустовский навестил Солотчу в августе 1966 г., когда Ленинградская студия кинохроники снимала документ. фильм о писателе «Дорога к Черному озеру».

Экспозиция «Кабинет К. Г. Паустовского» воссоздает период 40-50 гг. XX в, когда писатель жил в мезонине пожалостинского дома. Обстановка восстановлена по сохранившимся фотографиям. Она позволяет почувствовать атмосферу, в которой трудился К.Г. Паустовский. Когда поднимаешься по лесенке на второй этаж и видишь на вешалке плащ и кепку, кажется, что хозяин тут, в кабинете и вот-вот выйдет на встречу.

У письменного стола - книжная полка, на которой книги Паустовского - многие очень знакомы, потому что точно такие есть в нашей домашней библиотеке.

У окна стол с непременным атрибутом Паустовского - печатной машинкой, черновиками рукописи рассказа «Кот-ворюга» с поправками автора, настольная лампа с зеленым абажуром и, конечно же, чернильный прибор. На столе также лежит портрет И.Бунина и воспроизведены его хвалебные слова в адрес Паустовского.

Рядом стоит небольшая деревянная кровать, покрытая клетчатым пледом, два венских стула, одностворчатый черный шкаф для одежды.

В 1949 году дочь Пожалостина уже не могла самостоятельно содержать дом и заключила договор купли-продажи с Паустовским и Фраерманом. Писатели переселились в Солотчу.

«Я полюбил старый дом за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах», — писал Константин Паустовский.

Лето 1954 года — последнее, проведенное им в Солотче. Все последующие годы по состоянию здоровья он уже ездил в Тарусу.

В 1955 году выяснилось, что соглашение, подписанное писателями, не имеет силы. Существовал более ранний договор от 1918 года, по которому дом предназначался под музей Ивана Петровича Пожалостина. Начинается длительная судебная тяжба между музеем и Фраерманом...


Дом-музей И.П. Пожалостина

Oтрывок из книги: Круглякова М.Ю."Земля Рязанская. Исторический путеводитель" - М.,Вече, 2020.

В июле 1967 года Фраерманы подписали дарственную на передачу своей доли дома и усадьбы Рязанскому художественному музею. Предполагалось создать здесь его филиал, посвященный жизни и творчеству великого гравера. Но в ночь с 6 на 7 января 1970 года музей полностью сгорел. Официально причины пожара так и остались невыясненными. Хотя многие были уверены, что это поджог, но злоумышленника так и не нашли.

От старой усадьбы после пожара сохранились только каменные ворота и ледник — холодильник XIX века, который гравер сделал своими руками. Большая коллекция картин и уникальная библиотека, многие годы собираемая художником, не уцелели. Из вещей, принадлежавших Ивану Петровичу и его семье, сохранилось немного. Лампа, стол, стул, сундук, трость, ковер... Остальное сгорело и просто исчезло.

За двадцать лет сад и фундамент дома заросли бурьяном, сломался забор... Усадьба представляла собой печальное зрелище.

Только в 1992 году дом отстроили заново по эскизам и старым чертежам и открыли в нем Музей-усадьбу Ивана Петровича Пожалостина.

Здесь выставлены ученические рисунки, гравюры и инструменты художника. Сохранились 11 медных досок Ивана Петровича Пожалостина Они хранятся в Русском музее в Санкт- Петербурге.

Сотрудники музея по фотографиям восстановили на втором этаже кабинет художника и комнату дочерей Ивана Петровича. Экспонаты собирали с миру по нитке: например, некоторые из них пришли даже из кабинета Кагановича. Все вещи и мебель подобраны так, чтобы максимально достоверно показать быт семьи того времени.

Каждый год в октябре в музее проводится День Гайдара. В этот день разжигают символический пионерский костер и показывают художественные фильмы по произведениям писателя. Гостей поят чаем с яблочным вареньем, сваренным сотрудниками из яблок, собранных с дерева, посаженного Аркадием Гайдаром в 1939 году.

У калитки музея начинается экскурсионный маршрут «Тропой К.Г. Паустовского». Троп две — большая и малая, и, соответственно, две экскурсии. Малая тропа ведет через луга к реке, куда Паустовский с друзьями совершали каждое утро «вылазки рыбачьего патруля» вместе с сельскими детьми. Большая тропа — по которой писатели ходили в гости к леснику Желтову, какое-то расстояние они шли пешком, потом садились на узкоколейную железную дорогу.

Тропу вдоль реки мы уже частично изучили, предстояло прокатиться по второму маршруту до Полково, потом до Сегденского озера - через озеро Ласковое и поселок Ласково выехать снова на шоссе Солотча - Спас-Клепики, встретиться с машиной и перебраться в Спас-Клепики, где нас ждал новый поход на байдарках по реке Пра. Все подробности маршрута собраны в аудиогидах.

Аудиогид Мещерские озера

Но в реальности проехали на велосипедах только маленький кусочек леса до шоссе.

До деревни Полково мы догуляли пешочком в следующий свой приезд - осенью, через пару месяцев. Широкие лесные дороги, тут, пожалуй, прокатиться на велосипеде вполне бы и можно было. Осенние фото этого участка.

Деревня Полково - обычная такая, но примечательна легендой о своем названии, которая нашла отражение в одном из рассказов К.Паустовского «Собрание чудес». В нем рассказывается, что некогда на одном из плацпарадов император Павел, известный своим сумасбродством, остался недоволен строевым шагом гренадерского полка. Указав пальцем на юго-восток, он приказал полку двигаться в ссылку и остановиться лишь за тысячу километров от Петербурга. И замаршировал полк по матушке-Руси, пока не отмерили солдатские башмаки огромное расстояние и не задымили костры последнего привала. Вокруг глухо шумел вековой лес. И хотя всего в двух километрах было человеческое жилье, сулившее отдых, полк не двинулся дальше, не осмелясь ослушаться приказа императора. Отдохнув, стали валить лес, строить дома да обзаводиться немудреным хозяйством. А село с того времени стало называться Полково. Источник

Ближе к Солотче сохранилось здании поликлиники, в котором неоднократно бывал Паустовский и где в 1948 году проходил практику приемный сын писателя Сергей Навашин.

Рядом Сосновый бор, который неоднократно становился героем рассказов писателя.

Проехали за день: 17 км

Наш маленький велопоход по окрестностям Рязани вполне себе удался, несмотря на некоторые погрешности. С благодарностью вспоминаю сейчас июль 2021.