Отчет о велопоходе по Сардинии 2017
Отчет о велопоходе по Сардинии
24 марта - 9 апреля 2017
15 дней, 777 км.
“Эта земля не похожа ни на какое другое место,
волшебное пространство вокруг человека
и просторы для путешествий.
Ничего законченного,
ничего определенного,
как сама свобода”
(Д.Г. Лоренс)
Подъезды туда: Roma - Civitavvecchia (поезд). Traghetto Civitavvecchia - Cagliari (паром)
Назад: Olbia – Civitavvecchia (паром) – Roma (поезд)
Маршрут: Cagliari – Chia - Telauda - Sant Anna Arresi - Lago di Monte Pranu - Tratalias - San Giovanni Suergiu - Portpscuso – Fontanamare – Nebida - Masua - Buggerru – Arbus - Montevecchio - Portp Palma - Sant'Antonio di Santadi – Siris - Uras-Mogoro - переезд на поезде в Oristano – Riola - Guglieri - Tinnuria - Flissio – Turas - Bosa Marina - Bosa – Alghero - Sassari – Castelsardo - Valledoria - Santa Teresia – Capo Testa- Palau - Capo D’Orso - Porto Cervo (Stella Maris) - Golfo Aranci - Punta Bados - Olbia.
Почему Сардиния? Неисповедимы причины, побуждающие отправиться в то или иное место. У кого-то это случайно найденные дешевый билет на самолет, у кого-то горящая путевка или совет друга, у кого-то город его детской мечты, а то и просто навеянные просмотром интернет-фоток желания… Сардиния не попадает ни под какой из этих примеров. Во-первых, до недавнего времени я вообще не очень хорошо представляла, где находится этот остров, немного путая его с Сицилией…
Мечталось вообще проехаться в середине января по Кипру на велосипеде, но Кипр оказался не по зубам, в смысле не по деньгам, Сицилия слишком близка к Африке, а велоатлас, прибывший вместе с Пашей из его немецкой командировки, предлагал попробовать именно Сардинию.
Опять же давно хотелось изменить настроение мартовских школьных каникул с зимы (Хибины-лыжи) на лето (куда-то с велосипедом)… На самом деле каникул-то, собственно, ни у кого из нас и не было (Антон работает, Паша студент - им не положено, я свободный учитель на дому), но привычка проводить конец марта вне дома оказалась очень устойчивой, и билеты были куплены.
Итак – медитация лета как ответ промозглому питерскому марту. Вместо покорения гор на лыжах, покоряем их на велосипеде – и это совсем не легче.
Идея похода проста, очевидна и продиктована формой острова – большого, вытянутого с севера на юг, в конце марта уже принявшего в себя тепло солнца, но закрытого из-за низкой температуры моря для отдыхающих богатых людей. Хотелось увидеть островную Италию такой, какая она есть на самом деле, - без суеты и сувенирных базаров, без посторонних.
Хотелось впитать в себя лето, наматывая километры по красивым дорогам, вьющимся вдоль моря, острова с таким знакомым по баночкам рыбных консервов названием – Сардиния. Сардин здесь, конечно же, нет, рыбу ловят, но не эту. Остров так назван потому что…. Однозначно, трудно сказать почему. Ученые, правда, не сошлись окончательно в едином мнении по поводу происхождения названия «Сардиния» . Одни считают, что название свое остров получил от племен сардов, обитавших севернее Египта и, возможно, живших на острове, другие считают, что название произошло от древнего карфагенского слова «сарадо» , то есть ступня, так как остров имеет на карте конфигурацию ступни. Возможно, оба эти фактора, слившись, и явились причиной того, что остров, в конце концов, стал называться Сардинией. Кстати, по-итальянски он произносится «сардэнья».(https://otvet.mail.ru/question/6305199)
Интересна и легенда о флаге Сардинии… Происхождение знамени четырех мавров, символа Сардинии, до наших дней окутано тайной. Изначально, значение флага Сардинии было связано с военными событиями союза Арагонской короны, который правил на Сардинии с 1324 до 1479. История демонстрирует, что четыре головы мавров на флаге представляют собой победы, одержанные каталонцами и арагонцами над маврикийскими захватчиками.
В то время как легенда придает другое значение сардинскому флагу: это знамя было создано для празднования победы, которую принес Педро I (король Арагона) в 1096 году из Алькарас (Alcoraz), города, который обороняли мавры; арагонская армия одержала эту победу только благодаря вмешательству San Giorgio, который внезапно появился на поле битвы в белых одеждах с красным крестом на груди, и отрубил головы четырем мавританским принцам.
И когда в дальнейшем, Сардиния станет владением Савойской династии в 1718, символом флага останутся четыре мавра.
Несмотря на то, что происхождение знамени имеет арагонские корни, для народа Сардинии флаг имеет более античную историю, которая предшествовала арагонскому господству: считается, что знамя изображает четыре Юдиката, четыре маленьких независимых государства, которые в период с IX и по XV век управляли Сардинией и защищали от постоянных захватов мавров.
См. https://www.sardegna.com/ru/blog/flag-sardinii/
Погода на острове в конце марта - начале апреля уже вполне хорошая. Днем до 20 и более, ночью прохладно, но комфортно. Остров благоухает и тянется желтыми, розовыми, алыми, лиловыми и белыми своим цветами к солнцу, которое пока еще ласковое, а не палящее.
Сардиния – это большое ухо земли, которое слушает море.
А ты, велосипедист, море только слушаешь или наблюдаешь издалека – оно внизу, а ты значительно выше, на огибающей отроги гор дороге. Море тут, но оно недосягаемо, от моря отделяют или километр-другой песчаной дюны, или сотня-другая метров высоты. И готов пожертвовать морем, только бы не сбрасывать набранные с таким трудом метры рельефа.
Рельеф и дороги, по нему проложенные, давали себя почувствовать каждый день.
Ночевать старались, конечно, на пляжах, столь вожделенных и дорогих в сезон, и столь пустынных сейчас. На огромных пустых spiaggo, сохраняющих еще на себе следы зимнего своеволия моря - к сезону весь этот природный беспорядок будет устранен, пляжи выметут и почистят, уставят зонтиками и лежаками… А сейчас, в марте, мы ставили палатку в уголочке песчаного пространства, и никто не делал нам никаких замечаний, несмотря на таблички с запрещением кемпинговаться на пляже. Это все запреты начинают работать в сезон, а не теперь, когда все свои, все дома…
Весь остров уставлен вдоль берегов сторожевыми башнями. Попасть внутрь можно только в музейную башню археологического заповедника Нора, а в основном башни или вообще не имеют входа (заложен), или этот вход закрыт. Да и что там было бы внутри смотреть? Сторожевые сооружения эти дают красивый силуэт, романтизируя береговой пейзаж. Построены для охраны острова от пиратов и морских разбойников. Особенно хороши башни в лучах закатного солнца.
Фауна острова, которая была нам представлена, это фламинго, периодические попадающиеся то тут, то там. Это змеи – на наших стоянках их ни разу не было, но вообще-то они тут запросто живут и ползают. Ну и самые главные и привилегированные жители острова – барашки-бяшки, пасущиеся везде и всюду.
Остров славится своими археологическими памятниками, прежде всего нурагами – древними жилищами или местом культа неких аборигенов острова, подробности никому не известны. Раскрученные музеефицированные нураги находятся внутри острова, но по всему пространству Сардинии разбросаны остатки более простых нурагов, на которые всегда есть указатель с дороги, но не всегда есть доступ и смысл, собственно, к этому нурагу идти. В основном нураги оккупированы бяшками, они кучкуются вокруг этой древности, создавая дополнительный композиционный фотосюжет – круглые спинки барашков + круглые камни нурагов.
Про нураги см. здесь: https://www.sardegnaturismo.it/ru/sredizemnomorskiy-stounhendzh?cookie-not-accepted=1
Помимо нурагов, есть и другие интересные объекты – в береговых скалах гроты, внутри острова – несколько римских и средневековых памятников, есть какие-то музейчики и атмосферные городки. Но все это в формате автопутешествия – разброс и рельеф. Я даже не планировала особо посещение разных культурных достопримечательностей, т.к. Сардиния привлекательна не этим. Чем же?
Очень часто возникали ассоциации с Крымом. Островное и полуостровное положение, синее такое море, сельское хозяйство на плодородной цветущей земле и виноградорство, невысокие старые горы, древние тавры и не менее древние финикийцы, традиции народных промыслов. И даже своя сардинская «Долина Привидений» тут есть - на полуострове Санта-Терезия.
Практическая информация
Велосипед
Ездить по острову на велосипеде хорошо, т.к. асфальтовые дороги, небольшой именно в это время года (!!) трафик, автомобилисты вежливые, нас берегли, объезжали и приветствовали. В городах, куда все же приходилось попадать, уже значительно труднее - улицы узкие, рельефные, брусчатка, машин много, развязки. Для велосипедистов не приспособлены эти города в принципе. Кстати, шоссе на юге острова в районе Кальяри, значительно качественнее по покрытию, чем на севере, где располагаются фешенебельные курорты.
Если планировать смотреть остров с его исторической и культурной точки зрения и иметь в виду основные природные достопримечательности, то это не на велосипеде, а на машине, мотоцикле и т.д. Расстояния приличные, рельеф тоже – на велике тяжело. Кстати, никаких указателей и разметки веломаршрутов на острове нет. Очень неприятен выезд и въезд в крупные города – Ольбию и Кальяри. Развязки автомобильные, не автобан, но чувствуешь себя на велосипеде незащищенным. Указателей, запрещающих ехать на велосипеде, именно тут не видели, а вот на автобане Сардинии, который был на пути, такие указатели с угрозой штрафа за нарушение, имелись.
Ночлег в палатке
Ночлег в кемпингах - вполне рядовая ситуация на Сардинии, кемпингов очень много по побережью, указатели на кемпинг на трассе все однотипные, сразу видны. Можно даже не планировать жестко конкретный кемпинг, он всегда обнаружится в нужное время вечера. А вот чуть вглубь острова отъедете, и уже кемпингов нет вообще. Появляется зато разветвленная сеть ночлегов типа «Агритуризм», т.е. ферма, при которой устроен миниотель. Судя по ценам Букинга, совсем недешево. Ночевать с палаткой дикарем у нас получалось, но с трудом находили места. Либо заборы-сетки +проволока от животных, но и нам нельзя. Либо частная собственность, сады, поля и прочее. Ну и камни-горки-неровности – не все места тут ждут нашей палатки. Вставали на ночлег или в укромных местах в кустах, либо у закрытых кемпингов (наиболее лояльная ситуация), либо на пляжах, где кемпинговаться в обычное туристическое время запрещено, но в столь низкий сезон, который выбрали мы, как бы никому нет дела до одной палатки на одну ночь.
Питание в походе
Питались своими базовыми запасами – крупа, докупая вкусные итальянские продукты в магазинах. Которые, кстати, закрываются на сиесту именно тогда, когда нам хочется пообедать. Поэтому обед закупали себе накануне вечером. Готовили на горелках, питьевая вода всегда была в каком-то количестве с собой на случай внезапно найденного безводного места ночлега. Но, как правило, проблем с пресной водой не было. В городах есть питьевые фонтаны, как-то так получалось, что около места ночлега оказывалась либо речка, либо озерцо. Проезжая местные центры культурной и прочей жизни – БАРЫ – не забывали попросить налить воды. В Италии есть закон, по которому воду должны наливать бесплатно всем. Даже на вокзале дежурный сам подошел ко мне и предложил налить воды из крана, который он контролирует. Места на трассе, где есть источники, отмечала на треке. Также отмечала места, где возможно остановиться с палаткой. (см. трек похода)
Транспорт
Запасные варианты выезда с маршрута на Сардинии – автобусы, которые ходят по всем асфальтовым дорогам между населенными пунктами. Кое-где маршрут также пересекался с линией ЖД.
На крайний случай есть такси, услугами которого, мы, кстати, удачно воспользовались дважды.
Транспортная система Сардинии довольно разнообразна: самолеты, паромы, автобусы, поезда разного характера, такси. Практически все эти формы нам удалось изучить.
Самолет. Летели по маршруту СПб – Рим. Лететь прямо на Сардинию можно, но в сезон. Т.к. мы хотели делать не круговой маршрут, то авиаперелет СПб – Кальяри и обратно (Аэрофлот продает билеты только туда и назад) нам не подходил. В декабре можно было найти билеты за 22 тыс. туда-назад. Самолет-таки вошел в нашу логистику, т.к. доставил из Рима в Кальяри потерянные Аэрофлотом в Москве при пересадке наши велосипеды. Так что в аэропорту Кальяри мы побывали. Добираться туда нужно на электричке.
Паромы. Огромный терминал в Чивитавеккьи и в Ольбии. В Кальяри поскромнее и понятнее устроен. Правила паромных перемещений совсем не такие, как в Финляндии и Швеции. Нет разных входов для людей и машин в сам паром, поэтому мы завозили велосипеды через автопроезд, ставили в какой-то каморке, а не на палубе, и тут же лестница для пеших пассажиров парома. Билеты лучше покупать на сайте компании перевозчика, дешевле и есть предложения по скидкам. Например, если вы купили билет в одну сторону по полной стоимости, то следующий билет вы покупаете со скидкой 25%, а потом вам снова дают скидку, и т.д. Сайт: http://www.tirrenia.it/
При бронировании билета с велосипедом есть особенности. Какие-то паромы дают возможность забронировать билет на велосипед, причем не там, где транспортное средство, а где спортивный инвентарь. Какие-то паромы не имеют велосипед в качестве бронируемого объекта, тогда оплатить велосипед (3 евро) нужно в офисе паромного терминала перед посадкой, причем там же нужно обязательно распечатать электронный билет, если ранее это не было сделано.
Поезда. Подробнее о них на сайте ЖД Италии http://www.trenitalia.com/ Цены, расписания, маршрут следования. Есть разные – современные скоростные, старые потертые электрички, туристические поезда.
Автобусы. Современные и вместительные. Опять же подробности нужно смотреть на сайте, но вполне можно засунуть и велосипед в багаж, если необходимость возникнет.
Такси. Вызывается по телефону, коороый берется из Гугл и Яндекс карт или по объявлениям, висящим на баре, или просто спросить в баре.
Газовые баллоны
Газ. Можно купить в Риме в «Декатлоне». Так и хотели сделать. Но из-за разных накладок не успели, пришлось искать в Кальяри. В инфопункте нас направили в разные магазины, ни один не был открыт. Есть спортивный веломагазин, но был закрыт на перерыв.
В итоге баллоны купили в «Ашане», о котором нам сообщил не Гугл и не навигатор, а добрые местные. В «Ашан» (39.232199, 9.091289) можно добраться только на такси, на велосипеде или пешком. От вокзала Кальяри примерно полчаса-сорок минут пешком, 10 минут на велике.. Также на острове существует система магазинов «Кемпингаз», которые обслуживают местных, пользующихся газовыми баллонами по типу наших дачных. Но в этих магазинах можно купить (и потом сюда же сдать неиспользованные перед отлетом) туристические газовые баллоны. Адрес такого магазина «Кемпингаз» недалеко от Ольбии (41.107851, 9.438557).
Информация по Сардинии: https://www.sardegnaturismo.it/it/luoghi
Интересный отчет: http://kotovski.net/yuzhnyiy-put/
Отчет по дням
0 день. 24 марта, пятница
Перелет СПб – Рим (с пересадкой в Москве) - порт Чивитавеккья – отплытие в Кальяри
Перелет «Аэрофлотом», т.к. велосипеды перевозить в этой авиакомпании считается более удобно. Велосипед при условии бронирования для него багажного места (по телефону) проходит как обычный багаж 23 кг. Без доплаты. + 8 кг ручной клади. Брали один допбагаж на группу со снаряжением. Его тоже нужно заявлять заранее, но оплачивается в аэропорту при регистрации. 50 евро по курсу. 24 марта почему-то все решили прилететь в Рим, поэтому паспортный контроль проходили 2 часа, потом наши велосипеды были не найдены нами и выяснилось, что они остались в Москве. Велосипеды досматривают, и, видно, не успели запихать их обратно в чехлы и в самолет. Задержки в аэропорту Рима помешали осуществить прекрасный план посещения «Декатлона» (41.874020, 12.522481). Планировалось доехать из аэропорта до станции Roma Tuscolana, сходить в магазин за газовыми баллонами, далее на этой же станции сесть на поезд до Civitavvecchia. Пришлось исключить покупку баллонов и сразу ехать в порт. Паром отправлялся в 19.30. В низкий сезон он ходит в Кальяри только в пятницу, опаздывать было нельзя. Ехать от Рима до Чивитавеккья примерно час. От станции ЖД до терминала километр-полтора. Можно было бы подъехать на такси, но решили сэкономить и быстро собрать велосипеды, в чехлах их не дотащить было бы. К паромному терминалу прибыли в 19.15, был риск, что нас не пустят. Пустили.
Паромчик не такой фешенебельный, как «Викинг», но вполне приличный. Можно всю ночь сидеть в общем зале, можно в кресле (на него нужно билет), можно в каюте (этот несколько дороже). Паром в это время почти пустой, но каюта была кстати – душ, сон, розетка для чайника и возможность поужинать своими припасами.
Плыть до Кальяри 14 часов. Выспаться вполне было время.
Паром Чивитавекья – Кальяри на одного 55 евро +велосипед. Это если с каютой на 4 человека.
Электричка Аэропорт – Чивитавекья 12 евро.
1 день. 25 марта суббота
Cagliari – Sarroch (парк)
Паром прибывает в Кальяри в 10.30. Изначально планировалась экскурсия по Кальяри, город, замок Михаила и прочие интересности. Но в связи с нарушением плана – нет велосипедов, нет баллонов, нет еды – пришлось забазироваться на ЖД вокзале около …ну, конечно же, у паровоза (похож на своего собрата, что в Петрозаводске стоит), сразу почувствовали себя как дома.
Кальяри устроен удобно. Паром прибывает в центр, рядом ЖД вокзал, информационное бюро (39.215168, 9.110329) в красивом палаццо на площади Piazza Giacomo Matteotti. Там нам дали адреса магазинов, где можно купить кемпинггаз (bombola di gas или campingaz) пояснили, как добраться до аэропорта. Хороший сетевой веломагазин находится на Corso Vittorio Emanuele II, 296, 09123 Cagliari, Италия (см. сайт http://www.runnersrl.it/ +39 070 669218, Открыто: 9:15–13,16:15–20, координаты: 39.219826, 9.108123)
Все данные адреса оказались непригодными к использованию. Что-то закрыто вообще, что-то на перерыв, чего-то не нашли. Как уже писала, случайно узнали про существование «Ашана», где и купили баллоны. На велосипеде 10 мин. от вокзала, пешком 30 мин. Оттуда на такси (общественный транспорт туда не ходит), поехали в аэропорт за велосипедами. Вернулись на электричке из аэропорта к паровозу, где скучали Лиза и Аня. Группа была готова к выходу на маршрут только в 18.00, т.е. за час до наступления темноты.
Принять решение было непросто. Ведь предстояло преодолеть 30 км. по трассе в наступающих сумерках и уже совсем в кромешной темноте искать ночлег. Решили ехать, т.к. ночевать в Кальяри в отеле мы ну никак не планировали. Переезд преодолели успешно, и за смелость свою были вознаграждены первой встречей с колонией фламинго.
Кальяри - крупный промышленный центр Италии, огромная индустриальная зона, которую мы проехали, тянется на 5 км. и в ночи выглядит как фантастический город инопланетян. Я бы даже сказала, что красиво. Ночевали на берегу моря в парке (39.060141, 9.042448). Буквально в двух шагах от нашей палатки наутро обнаружилось место для отдыха со столиками, кострищами. Кемпинговаться там нельзя, но в марте вряд ли выгонят.
2 день. 26 марта, воскресенье
Sarroch (парк) - Torre di Chia
Вдоль моря идет Via Al Mare, по которой при свете довольно жаркого солнца сделали свой первый подъемчик по дорогам Сардинии.
При этом пейзаж - летний, пахнущий, желтый, после холодного Питера просто фантастический. Подъем заканчивается и вполне можно ехать, наслаждаться пейзажем.
Довольно быстро приезжаем в Пулу(Pula), где можно набрать воды, купить фруктов. Магазин, туалет, вода, заправка, бар (N39.00894° E8.99605°). Бар в несезон закрыт, но мы сами себе бар. Дешево, вкусно и полезно.
Информация по коммуне Пула см. http://www.comunepula.it
Основные примечательные места острова связаны с археологией. Главная достопримечательность этих мест – археологический заповедник Нора(Nora) (N38.98591° E9.01603°). Это затонувший античный город. Часть города находится под водой — это музей для любителей подводного плавания, часть - на суше. Судя по изображению, комплекс чем-то напоминает крымский Херсонес. С римскими мозаиками на уцелевших полах некогда стоявших тут зданий. Интересно попасть также в дозорную башню (на острове их очень много, но все закрыты).
Посетить этот большой археологический комплекс, безусловно, интересно. Большая часть построек - древнеримские, есть и финикийские следы. Сохранились улицы со значительной частью стен, римский театр. Большая часть развалин находится на территории военной базы, поэтому недоступна. Рядом на песчаном пляже византийская церковь Св. Эфизия (Sant Efisio) 1089 . Открыта сб. 14.30 – 17.30, вс. 10.00 – 12.00, 14.30 – 17.30). На кассе музея есть информация по Сардинии – книги, карты, и проч., а также кафе, туалет.
Прогулка по развалинам разрешается только в сопровождении гида, стоит 7 евро+ аудиогид для тех, кто языка гида не понимает (1.5. – 2 часа).
Первые кактусы, мимо которых проехать было невозможно. Потом это стало привычным элементом пейзажа. Кактусы тут растут, как у нас подорожник.
Далее маршрут идет вдоль моря мимо Santa Margherita. Тут несколько кемпингов, хороший пляж, симпатичное место.
Снова башня, каких еще будет много на пути. Это сторожевые, сигнальные башни, построенные когда-то для защиты от пиратов. На карте показаны все башни острова.
На ночлег встаем около башни чем-то более известной, у нее есть имя и описание. Башня Киа в одноименном местечке. Есть кемпинг (N38.89648° E8.88558°). Мы стояли рядышком (N38.89648° E8.88558°), прекрасный пляж, речка (с пресной водой), башня и обзорная площадка рядом с ней. Особенно отмечу это место для тех, кто путешествует не в сезон. Кемпинг закрыт, но рядом с ним отлично можно стоять + еще и пресная вода.
О башне см. здесь: http://www.sardegnacultura.it/j/v/253?s=17857&v=2&c=2488&c1=2123&t=1
Информация по данному месту с указанием пляжей и ночлегов: https://www.sardegnaturismo.it/it/esplora/campana-dune?cookie-not-accepted=1, https://www.bbchia.it/spiagge-di-chia/
Километраж: 46 км.
Набор высоты: 524м
Сброс высоты: 553м
Относительный набор высоты: -29м
3 день. 27 марта, понедельник
Torre di Chia – бухта Telauda - Sant Anna Arresi - Lago di Monte Pranu
Маршрут дня проходил по красивым дорогам, которые траверсом огибают прибрежные невысокие горные массивы. Одна из красивейших бухт западного берега – бухта Telauda. Велосипедист вынужден иметь богатое воображение, чтобы, не спускаясь с набранной высоты и с велосипеда, полюбоваться обозначенными на карте важными точками достопримечательностей.
Вот, например, бухта Телауда (Telauda) - (38.890775, 8.827553)
А вот дорога спускается к морю на пляжи Piscinnì (N38.91381° E8.78054°) https://www.sardegnaturismo.it/it/esplora/piscinn%c3%ac?cookie-not-accepted=1
Далее, удаляясь от моря на расстояние примерно 1.5. километра, едем по трассе 195, по левую руку тянется забор военной базы (там где-то и Дюна, описанная как одна из самых больших).
Дорога приводит в городок Sant Anna Arresi.
После него маршрут велоатласа предлагает уйти с трассы на второстепенные дороги в направлении города Tratalias. Поплутав немного по полям, наткнувшись на кабанчиков (за забором),
выкатились-таки на берег озера Lago di Monte Pranu.
Ночлеги в этих местах предлагаются в формате «агритуризм», в этом формате мы и ночевали…в палатке, и питались своими запасами.
Мы поняли, что если пляжи Сардинии отданы туристам, то основная территория острова занята овцами.
Место ночевки - N39.09789° E8.59249°. Вода в озере пресная, пить можно после кипячения.
Километраж: 52км
Набор высоты: 777м
Сброс высоты: 767м
Относительный набор высоты: 10м
4 день. 28 марта, вторник
Lago di Monte Pranu – Tratalias - San Giovanni Suergiu - Portpscuso – Fontanamare – Nebida - Masua
Вдоль озера-водохранилища идет хорошая дорога, почему-то закрытая со всех сторон на въезд заборами, тем не менее по ней прогуливаются местные спортсмены, пастухи и велосипедисты. Мы начали велодень с проезда по этой таинственной закрытой-открытой дороге.
Городок Tratalias порадовал своим историческим наследием. Исторический центр - Tratalias Vecchia – (39.097980, 8.571913) с церковью Santa Maria Chiesa di Santa Maria di Monserrato. И что очень важно для путешественников – тут есть фонтанчик с питьевой водой.
Информация изложена на стендах, что можно увидеть в окрестностях. Например, нураг совсем рядом, но указатели невнятные, не нашли. Nuraghe Tratalias (N39.10686° E8.57187°).
Далее проезжаем городок San Giovanni Suergiu, в это время года ничем не примечательный. Подробнее о нем см.: https://www.sardegnaturismo.it/ru/node/13940?cookie-not-accepted=1
В центре церковь и симпатичная площадь, а также есть магазин (N39.10895° E8.52018°)
Далее, по логике веломаршрута, нужно ехать на остров Sant Antioco, а потом на пароме на остров San Pietro, затем снова на пароме в порт Portpscuso, чтобы, любуясь природой, объехать таким образом промзону, которая тянется километров на 12 перед Portpscuso. До промзоны дорога вполне симпатичная, обсаженная мимозой, и практически без рельефа.
Указатель на прибрежный парк (39.120112, 8.438126).
Расписание и цены на островные паромы см. тут:
http://www.delcomar.it/modules.php?modulo=mkNews&namecat=Tratte+e+Orari
После Portpscuso дорога идет вдоль моря, на высоте примерно 100 м., открываются красивые виды на бухты.
Карта окрестностей со стенда
Обзорная площадка:
По дороге попался очередной нураг. Честно попытались изучить эту археологическую достопримечательность, но тщетно. Забор и овцы. (N39.24881° E8.42541°)
Дорога несколько удаляется от моря, чтобы вновь вернуться к нему у местечка Fontanamare (N39.29056° E8.43860°), где мы и планировали остановиться на ночлег прямо на пляже. Это было бы возможно – пляж огромный. Но из-за сильного ветра стоянка на море вряд ли была бы хорошей.
Поехали дальше до указанного в 6 км. отсюда кемпинга. Дорога снова уходила вверх, набирая метры. Добрались до бывшего шахтерского поселка Nebida, сейчас чудесный курортный городок на горе. Кстати, именно здесь был открыт информационный пункт – чуть ли не единственный, оказавшийся нам доступным за весь поход (N39.31964° E8.43635°).
О западном береге Сардинии см. https://www.sardegnaturismo.it/ru/mjesta/zapad?cookie-not-accepted=1
На эту тему и об этих местах: http://www.parcogeominerario.eu/index.php/iglesiente/siti-culturali-67847/la-ferrovia-elettrica-di-cala-domestica?lang=it
Возможное место для ночлега не в сезон (39.371487, 8.383209), без воды. Да и просто стоит сюда заехать погулять по красивейшему каменному мысу. Чего мы, к сожалению, не сделали.
Ночевали на месте кемпинга (N39.33305° E8.42066°) в Мазуа (Masua), закрытого в это время.
Площадок для палатки много, есть пресная вода у парковки и ниже холодный поток бьет со скалы, подобно душу. Красивейшие бухты, и по дорожке вдоль моря можно пройти к музею шахты.
Чтобы попасть сюда, пришлось сбросить все набранные метры высоты… Но бухта того стоит.
Наиболее известна известняковая скала высотой 133 м., стоящая в море неподалеку от берега, т.н. «Сахарная голова» (Pan di Zucchero).
Информационные стенды:
Километраж: 65км
Набор высоты: 733м
Сброс высоты: 810м
Относительный набор высоты: -77м
5 день. 29 марта, среда
Masua – Buggerru – ночлег в горах неподалеку от г. Arbus
Это был самый Высотный день в походе. Перевал 450 м. между Masua и Buggerru. Велоатлас предлагает ехать наш маршрут в обратном направлении, т.е. наш подъем должен быть спуском, это разумнее, т.к. уж больно круто, но мы справились.
Красивейший спуск к морю около Buggerru.
Посетить пиццерию или хотя бы поесть заслуженное уже мороженое в этот полдень снова не удалось. Все закрыто – сиеста. Воду для обеда взяли у портовых рабочих, пообедали на песочном городском пляже. Вторую половину дня сначала ехали довольно комфортно по ровным красивым местам. Получали удовольствие от самого факта езды по ровному…
Затем снова начался подъем по горному серпантину.
Вода была с собой, как обычно, в достаточном количестве, поэтому встать на ночевку могли в любом месте. Темнота спускается тут быстро, палатку поставили прямо у дороги на небольшой, но вполне комфортной для ночлега полянке. Красивая ночь в горах…
Километраж: 40км
Набор высоты: 1051м
Сброс высоты: 784м
Относительный набор высоты: 267м
6 день. 30 марта, четверг
Ночлег в горах - г. Arbus – Montevecchio - Portp Palma
Утром закончили подъем и выехали к городу Arbus. Пиццерии все опаять оказались закрыты, кроме одной, в которой пицца оказалась замороженная (ну совсем не итальянская). Начали попадаться рисунки на стенах - муралес. Эта очень напомнила что-то знакомое – то ли Абхазия, то ли Армения… Вот тут в центре городочка есть фонтанчик с питьевой водой (N39.52651° E8.59912°).
Он находится в горах, продолжили движение по маршруту, снова вверх. Места первозданные, пустынно. Ни жилья, ни овец, ни людей. Можно запросто стоять с палаткой при необходимости (если вода с собой) (N39.57353° E8.54839°)
По дороге в горах попался источник. В сыром виде вроде бы пить не стоит, а обед сделать можно. (N39.54958° E8.59078°)
Далее на пути шахтерский Montevecchio городок с музеем горного дела (N39.55683° E8.57086°), затем снова рельефная дорога и перспектива долины, в которую спускаемся и по которой поедем ровнехонько уже завтра.
На ночлег спустились к прекрасному пляжу возле г. Portp Palma (N39.68534° E8.44873°), который разместился рядом с огромной дюной – местной достопримечательностью.
Красивейший пейзаж с мыса, где стоит сторожевая башня.
Рядом с дюной есть озерцо с пресной водой, но оно обнесено забором и проволокой. Палатку поставили на краю пляжа.
Километраж: 54км
Набор высоты: 1144м
Сброс высоты:1402м
Относительный набор высоты: -258м
7 день. 31 марта, пятница
Portp Palma - Sant'Antonio di Santadi - Siris
На утро, минуя Sant'Antonio di Santadi, едем вдоль глубоко врезающейся в берег бухты, где живут фламинго.
Издалека наблюдаем теперь горы, с которых спустились накануне.
В городке Mogoro снова видим муралес… Об этом см. тут: http://www.travel.ru/wow/tinnura.html
Закупаемся в наконец-то открывшемся к вечеру магазине (перерыв с 13.00 до 17.00! координаты: N39.68479° E8.77264°) и едем искать ночлег поближе к станции жд, с которой завтра часть группы отправляется назад в Кальяри. Первоначально планировалось, что расставаться будем в Ористано, но накладки первого дня маршрута вынудили изменить финал первой части.
Место для ночевки нашли с большим трудом, т.к. все загорожено заборами: пастбища, или приватные места, или просто гористо.
Километраж: 52км
Набор высоты: 681м
Сброс высоты: 508м
Относительный набор высоты: 173м
8 день. 1 апреля, суббота
Siris – ЖД станция Uras-Mogoro - переезд на поезде в Oristano – Riola - Campeggio Nurapolis
Ночевка в колючках, под блеянье пасущихся неподалеку бяшек прошла спокойно. 5 км. до станции жд (N39.69242° E8.69669°) Uras-Mogoro проехали быстро. Тут заканчивалась первая часть похода и начиналась вторая. Гриша и Лиза уезжали на поезде в Кальяри, и далее в Рим и домой. Паша приезжал на поезде из Кальяри, брал велосипед и снаряжение Гриши и выходил на маршрут. Все встретились, рюкзаки перепаковали (Паша привез крупяную заброску из Питера), попрощались (увы, без фото) быстро, т.к. вдруг мне пришла мысль подъехать в Ористано на поезде, т.к. проезд туда на велике не очень интересен.
Ористано встретил нас апельсинчиками, намеком на скорый дождик и собором с мраморным интерьером… Закончился природный заповедник и началась иная, более цивилизованная часть острова.
И вот после Ористано я мощно тупанула… Мы озаботились приближением дождя, хотя он начался только ночью, и не сориентировали навигацию закладок…Поэтому (ох…увы-увы) проехали поворот на San-Salvadore, чтобы попасть в археологический заповедник (достоин того = правда!) Tharros (39.873396, 8.441079)
И вот после Ористано я мощно тупанула… Мы озаботились приближением дождя, хотя он начался только ночью, и не сориентировали навигацию закладок…Поэтому (ох…увы-увы) проехали поворот на San-Salvadore, чтобы попасть в археологический заповедник (достоин того = правда!) Tharros (39.873396, 8.441079) https://www.tharros.sardegna.it/
И еще там интересная старинная церковь есть San Giovanni di Sinis (39.88060) и еще памятник деревянной архитектуры (39.880602, 8.440044) https://www.regione.sardegna.it/
См. об этом месте: https://www.sardegnaturismo.it/ru/mjesta/ovest/sinis
Все это рядом…. И все мимо проехали… жаль.
Был заготовлен у меня и кемпинг Camping Is Aruttas (39.949182, 8.408294) и ночевка на пляже (39.953136, 8.401303. На конце длинного мысы – маяк, пляж (39.859642, 8.436832). Да и переночевать тут тоже можно было бы… Все это осталось далеко позади, когда я поняла свою ошибку. Если бы мы ехали по трассе S7, огибая озеро с другой стороны, то увидели бы снова фламинго и колонии перелетных птиц…
А так мы приехали довольно быстро через поля маков и артишоков, минуя город Riola, снова к морю.
К месту расположения сразу трех кемпингов (N40.07175° E8.48534°) Campeggio Nurapolis (23 евро за палатку и 3 человек, душ бесплатно, кухня закрыта) и встали в одном из них, который единственно и был открыт. Как-то похолодало, небо темнело и волоклись темные тучи. Собирался приличный ливень.
Километраж: 35км
Набор высоты: 333м
Сброс высоты: 446м
Относительный набор высоты: -113м
9 день. 2 апреля, воскресенье
Дневка. Пережидаем дождь и холод.
Утром проснулись в луже. Под палатку затекла вода из-за неровностей места стоянки, вещи в тамбуре подмокли. Выезжать куда бы то ни было в такую погоду совсем не хотелось. Хозяин кемпинга, словно почувствовав наше настроение, сам приехал раненько к палатке и предложил ключ от бунгало (это старые дома-караваны на приколе). Решили переехать в домик, высушиться, передохнуть.
10 день. 3 апреля, понедельник
Campeggio Nurapolis - Guglieri - Tinnuria - Flissio – Turas - Bosa Marina - Bosa – Кемпинг в 4 км. от Bosa
Прощаемся с гостеприимным и согревшим нас домиком.
Неподалеку на мысу (N40.08579° E8.49028°) рядом с дозорной башней в каменном берегу такая вот дыра глубокая, которая ухает с каждой волной, передавая голос моря.
Следующий город на пути Guglieri. Находится на скале, над городом возвышается базилика. Улочки кривые каменные, причудливые и пустынные. С трудом нашли один магазинчик с едой (N40.18737° E8.56965°) и случайно открытый магазин плетеных сувениров.
По дороге встретился источник с водой (N40.23651° E8.58631°)
Далее городок Sagama. Храм (N40.26118° E8.57642°)
Далее переезд до города Tinnuria - главный центр муральо (расписных стен),
Пообедали и переждали дождь около источника (N40.26450° E8.56480°)
и далее в городок Flissio, который славится своими плетеными изделиями. Плетут из местного тростника асфодель.
В сезон их продают везде и мастерицы плетут тут же на улице. Не в сезон город пуст, словно вымер, мастерицу удалось увидеть случайно в приоткрытую дверь. Про мастерство плетения: https://www.sardegnaturismo.it/ru/iskusstvo-perepleteniya-umelye-ruki-i-vekovye-sekrety
Проехав еще пару населенных пунктов, спустились к морю около Turas.
Проехав вдоль моря, подкатываем к Bosa Marina и далее к самому городу Bosa. Вот тут около дороги есть колонка с питьевой водой (40.291346, 8.478684).
Городок интересненький такой. При наличии времени можно было бы и прогуляться по нему, несколько церквей, судоходная фотогеничная река со старым мостом Понте-Веккьо, разноцветные домики. Есть и средневековый замок на самой высокой точке города. Поселение было основано еще финикийцами, позже стал римский торговым городом. На берегу реки видны однотипные здания бывших кожевенных мастерских, теперь там мастерские художников.
Выехали из города в направлении моря и кемпинга
Он оказался очень дешев – 5 евро за все. Но и абсолютно спартанский. Вода и туалет были+ даже стиральная машина прямо на улице (N40.31516° E8.46533°).
Вечером наблюдали красивый закат.
Километраж: 65км
Набор высоты: 1186м
Сброс высоты: 1201м
Относительный набор высоты: -15м
11 день, 4 апреля, вторник
Кемпинг в 4 км. от Bosa - Alghero - Ночевка под автодорогой в 10 км. от Alghero
По красивой, идущей вдоль моря по горам дороге едем 40 км. до Alghero. Информация на стендах по дороге:
Места пустынные, нежилые. Источник и площадка для отдыха (N40.46953° E8.38085°).
Посередине пути между Bosa и Alghero есть дорога, уходящая на горное плато к нурагу Area Archeologica Nuraghe Appiu1 (N40.42017° E8.40686°). Поворот на эту дорогу (N40.44601° E8.42144°)
Считается, что этот нурагический комплекс один из самых интересных в Сардинии. Здесь есть менгиры – высоко стоящие каменные столбы, «гробница великанов» - мегалитическая гробница галерейного типа, небольшой нураг и целая нурагическую деревня – около 200 домов, вокруг главной башни. Время работы: летом 9.30 – 19.30, зимой 9.30 – 17.30
Alghero виден издалека, красиво расположен в бухте.
Сайт города: https://www.comune.alghero.ss.it/it/index.html
https://www.lonelyplanet.com/italy/sardinia/alghero
Альгеро - город не вполне итальянский, скорее, испанский. В 14 в. папа римский передал Сардинию, находившуюся под влиянием Пизы и Генуи, королю Арагонскому, который сделал Альгеро своим городом. Испанцы почти полностью вытеснили местное население, привезли из Каталонии 400 семей. Следы испанского влияния видны в названиях улиц, и даже мессу в церкви св. Франциска служат на каталонском. В этом храме есть крытая галерея 13 в.
Просто пройтись по узким атмосферным улочкам, пустынным в этот время, хорошо. Город живой, веселый, радостный.
Город окружен бастионами с башнями, охраняющими его с моря. Эту область Сардинии называют коралловым берегом, поэтому в Альгеро очень много магазинов, торгующих красными изделиями из кораллов.
На выезде из города есть Лидл (N40.56468° E8.32866°). Желание объехать остров максимально по краю было сильнее посещения даже самых привлекательных объектов, поэтому грот Нептуна, что в 50 км. от Альгеро, оставили на когда-нибудь потом. Решили немного срезать рельефный кусок, отправившись на северное побережье через Сассари. Выезд из Альгеро не очень приятен, много машин. Но водители по отношению к велосипедистам ведут себя аккуратно.
Ночевка под автодорогой (40.615681, 8.442661) в 10 км. от Альгеро.
Могли бы встать и на озере (40.615388, 8.452086), но не были уверены в этом.
Километраж: 63км
Набор высоты: 1229м
Сброс высоты: 1173м
Относительный набор высоты: 56м
12 день, 5 апреля, среда
Ночевка под автодорогой в 10 км. от Alghero – Sassari – Castelsardo - Valledoria – кемпинг Foce
Выехали в сторону Sassari. Веломаршрут в какой-то момент расходится с основной автодорогой, и ехать становится очень приятно. Чередуя небольшие подъемы и ровные участки, перемежая виды на долину видами на появившиеся пригороды города, приближаемся к Sassari.
На пути – «Декатлон». Посетили (N40.72761° E8.54868°). Sassari - довольно большой город, мы уж и отвыкли. Главная старая улица города Корсо Виторио Эмануэля тянется резво вверх, на ней старинные палаццо, но ехать по ней на велосипеде трудно – узко, машины, люди, камешками выложена проезжая часть.
Сассари второй по величине город Сардинии, центр образования и культуры со времен эпохи Возрождения. Устремились к витиеватому собору св. Николая, который собрал на своем фасаде все причуды и символы барочной архитектуры. Это каменные арабески, выполнены миланскими скульпторами.
Потом выехали на самую большую площадь, чтобы скорее вернуться на маршрут. В городах на велосипеде нервно. Выезд и города опять же напряженное дело. Трасса начинает подниматься вверх, машин много, тяжело. При первой возможности ушли на второстепенную дорогу. До Sorso подъем, а потом до самого побережья несколько километров спуска.
Вышли на основной маршрут по Северному побережью, оставив немного позади парк (N40.81826° E8.47121°) Platamona.
Пожалуй, проезд до Кастельсардо на этом участке не очень интересен. Просто трасса, постепенно набираем высоту до 100 м., потом 200. Встречаем город на его уже уровне – с высоты. Красивый серпантинный спуск к городу, чтобы снова подниматься вверх по его желто-оранжевым улицам. Стоило бы посетить замок и погулять по цветным улицам, наверное. Но и как единое впечатление – цветной город-замок на горе Castelsardo остается в памяти ярким пятном.
Сайт города: http://www.castelsardoturismo.it/
Поднявшись вновь довольно высоко, дорога далее траверсирует горный массив, выводя в новую долину. Тут нам и попадается скала Слон (трасса 34, N40.88996° E8.74565°) , которая возвышается прямо у дороги на фоне красивейшей долины, куда мы и держим путь.
Не доезжая скалы есть бар-тратория «У слона», где можно набрать воды при необходимости.
Едем далее, оставляя правее известный город северного побережья Valledoria. Встаем около закрытого кемпинга (http://www.foce.it/)) N40.93462° E8.81540°
В сгущающихся сумерках потихоньку начинают зажигаться огоньки на горе Castelsardo.
Ставим лагерь, чиним велосипед (весь день какие-то колючки попадались и проткнули-таки покрышку с камерой), Паша режет из бамбука себе заготовку для дудочки… Тут удобный подход к воде – ступенечки пирса и даже скамейка, на которой можно расположить свое хозяйство. Красота.
Километраж: 76.5км
Набор высоты: 1338м
Сброс высоты: 1394м
Относительный набор высоты: -56м
13 день, 6 апреля, четверг
Кемпинг Foce – Santa Teresia
Наутро, как показывает трек, пытались выехать с места ночевки по тропкам, но дорожка закончилась в цветах. Кадры получились хорошие, а выезжать пришлось все же иначе.
Но так хотелось разнообразить продвижение по основной трассе вместе с машинами, что сунулись на второстепенные дороги, которые идут параллельно с трассой ближе к морю. Поначалу все было очень неплохо – ровные дорожки, дюны, виноградники, очень приятно ехать.
Но все же на трассу нужно было возвращаться. И тут мы получили сполна. Из приморских деревень дороги все равно лезут вверх к трассе, только делают они это очень резко. За час, что поднимались в гору, устали как за пол ходового дня.
Наверное, стоит воспользоваться нашим альтернативным маршрутом, если ехать наоборот, тогда это будет резким спуском, тоже непросто, но все же легче, чем резкий подъем. Небольшое примечание: точки на треке, обозначенные как КЕШИНГ, это места, где мы прятали разные артефакты (в логике известной игры ГЕОКЕШИНГ) для друзей, которые собирались проехать по этому маршруту спустя месяц. Первое место (N40.95927° E8.83978°) на пляже может стать и прекрасной ночевкой (вода с собой). Тропы, что обозначены на карте вдоль моря, – это просто песок, по которому можно идти пешком, но не с груженым велосипедом.
Ближе к морю (N41.12527° E9.08055°) были отмечены неплохие пейзажные места для пребывания или остановки. Вообще, с дороги открывались симпатичные виды и не менее симпатичный рельеф.
Встретили также сувенирную машину с плетеными изделиями. Довольно дорого, но продавец-ремесленник оказался очень приветливым, разговорчивым мы все же купили у него плетеную корзиночку.
Далее на маршруте отмечала много мест, где можно или поставить палатку или помедитировать. Т.к. наши друзья любят останавливаться вне кемпингов. Да и вообще может пригодиться эта информация. См. трек.
К Санта-Терезии прибыли вечером, рассматривать ее красоты предполагалось уже на следующий день, искали ночлег. Кемпинг (N41.21918° E9.18493°) на въезде в город был пока еще закрыт. Поэтому нашли подходящее местечко около стадиона (N41.21924° E9.19182°) Тут же рядом на трассе и магазин (N41.22101° E9.18338°).
Ночевка прошла спокойно, если не считать постоянного лая, доносящегося с площадки для дрессировки собак, что сразу за стадионом и почему-то работающая почти круглосуточно.
Километраж: 65.5
Набор высоты: 876м
Сброс высоты:836м
Относительный набор высоты: 40м
14 день, 7 апреля, пятница
Santa Teresia – Capo Testa - Palau - Capo D’Orso
Следующий день ознаменовался яркими впечатлениями от посещения мыса Капо-Теста рядом с Санта-Терезия-Галлура. Хотели подъехать к мысу через курорт Санта Репарата (он слева от трассы по ходу нашего движения), но как-то дороги хорошей туда не нашлось, поехали на Кампо-Теста через город.
Мыс Капо-Теста с его Лунной долиной (Valle de Luna ) и причудливыми скалами – место довольно посещаемое и известное, при этом денег за проход не берут, и можно везде свободно ходить и даже полазить удалось, поскольку мы были совершенно одни.
Велосипеды оставили у стенда при входе в парк (N41.24084° E9.15000°), обычно тут полно машин (судя по фото Гугл). Есть парковка и чуть дальше, там ровная площадка, можно и там поставить или у ресторана (тоже метров 100 вперед). Тропинок и дорожек на мысу много, мы не все обошли, потратив часа 2.5 на прогулку. Есть места для купания, например в самой лунной долине (N41.23863° E9.14083°), так что в жару здесь спокойно с удовольствием можно провести весь день.
Кстати, неподалеку есть т.н. парк (на самом деле просто незастроенное место, кустарник, трава, камни, две дорожки) тут можно и палатку поставить, кажется, совершенно спокойно. Где-то тут N41.24308° E9.17913°
Только иметь в виду, что парк на возвышении, т.е. нужно в него подняться по гравийке. Примерно так:
А это спуск из парка в город:
В «парке» есть и рефуджио (N41.23498° E9.16895°) и бар рядом (а там есть вода). Место для наблюдения (кого и за кем неизвестно). Домик, в котором никого не было, мы тут пообедали с чудесным видом на залив Бонифаччо и берега Корсики, до которой 178 км. (N41.23682° E9.17339°).
Есть карта этого «парка» с обозначением пешеходных и велотроп.
Да, и вот от этого места (N41.23719° E9.17771°) тропа к башне, которая находится в очередном археологическом заповеднике. При желании и возможности можно посетить. Сама башня (N41.23328° E9.17654°).
Город Санта-Терезия Галлура был основан королем Эммануэлем 1 савойским в период наполеоновских войн как оборонительным укрепление. Одна из сторожевых башен - Арагонская башня - осталась со времен испанского правления.
Во второй половине дна покидаем Санта-Tерезию и движемся по направлению к городу Palau. Рельеф вполне приемлемый. Ехать хорошо. Слева открывается вид на архипелаг Ла-Мадлена, куда, конечно, по возможности стоило бы опасть. Это природный заповедник, а также родина итальянского героя Гарибальди. Из Palau на архипелаг ходят паромы.
Пунктом нашего интересна была скала Медведь (Capo D Orso) (N41.17134° E9.41650°) около одноименного поселка. В поселке улицы забавно громко названы именами европейских столиц.
Скала Orso приняла свою необычайную форму в результате сложных процессов выветривания. Это местечко окультурено, парковка, касса, 3 евро вход, дорожка ведет наверх, к скале. Виды достойные.
Далее небольшой переезд до кемпинга (N41.16132° E9.40268°) с одноименным названием Capo D Orso. Кемпинг солидный, ворота были открыты, мы набрали воды и пристроились на ночлег со стороны воды, зайдя на территорию с тылу (N41.16006° E9.40578°). На вторых воротах кемпинга, которые были закрыты, надпись гласила о строгости мер наказания для тех, кто нарушил границы частной собственности. Явно в кемпинге кто-то был, возможно, это работники и их приятели и приятельницы, т.к. мимо кто-то проходил, проезжал, но нам ничего не говорили. Только утром попросили побыстрее покинуть территорию, что мы и сделали.
Рядом с кемпингом небольшая заводь, по которой идет пешеходная дорожка. В этой заводи живут фламинго.
Километраж: 53.6км
Набор высоты: 940м
Сброс высоты: 980м
Относительный набор высоты: -40м
15 день, 8 апреля, суббота
Capo D’Orso - Porto Cervo (Stella Maris) - Golfo Aranci - Punta Bados - Olbia
Наступил последний день похода. Выехали рано, чтобы избежать неожиданностей. Не стали заезжать в городок Porto Rotondo, хотя и называют его сардинской Венецией. В субботнее солнечное утро на улицах было оживленно. Начались курортные места, где жизнь уже просыпалась. Появилась велодорожка в г.Laconia, на которой встретились бегуны и бегуньи.
Тут же попался специализированный пункт продажи «Кемпингаз» (N41.10772° E9.43863°), куда мы с большим облегчением сдали оставшиеся у нас газовые баллоны.
В этом же городке чудесное место для отдыха (скамейки и столики) в тени деревьев (N41.11958° E9.44099°)
Подъехали к развилке: направо Ардзакена, прямо Ольбия, налево Порто-Черво. Нам в Ольбию, но не напрямки по трассе, а через Порто-Черво. Ардзакена тоже примечательное место. Рядом с этим городом нураг, и скала «Гриб», и «могила великанов», и другие памятники бронзового и каменного века, представляющие археологический интерес.
Порто-Черво один из самых фешенебельных курортов Италии. Но мы ехали мимо, чтобы посмотреть необычную церковь неподалеку. Стелла Мария (Сhiesa stella maris porto cervo) (N41.13255° E9.53058°) см. http://www.chiesastellamarisportocervo.it/
А вот такую раковину для омовения рук мы видели в крипте Гауди, в Барселоне. Кажется, архитектор этой вот церкви находился под влиянием великого каталонца.
Кратко информация с сайта храма:
Церковь Stella Maris, расположенный на возвышенности в живописном заливе Порто Черво на побережье Коста Смеральда, в северо-восточной части Сардинии, - это шедевр современной сакральной архитектуры, выполненный архитектором Michele busiri Vici в 60-е годы. Все священное пространство заключено внутри округлости стен. Такая композиция здания ассоциируется как с движением волн неспокойного моря, так и со священной символикой, общей для всех религий: круг – символ Бога. И действительно, в церкви нет ни одного угла. Фасад церкви поддерживают каменные монолиты, обработанные ветром и другими силами природы этого места.
Большие валуны, связанны между собой бревнами можжевельника, его древесина не поддается воздействию насекомых из-за его интенсивного аромата. Архитектор имел в иду местную традицию строительства. Монолитов 7 ( Число семь по Библии-это совершенное число, это значит, семь минус один – это человечество по отношению к божеству, но положительно может означать число макрокосмоса, символизирует рисунок шестиконечная звезда или число творения).
Количество монолитов восходит и к древнему культу Сардинии, до христианизации, даже сегодня очевидно, и напоминает мегалитические сооружения, которые распространены по всему острову. Архитектор, установив эти монолиты у входа в церковь, утверждает, древняя религия становится основой для построения новой веры.
Колокольня в виде конуса с расширенным основанием с крестом из кованого железа. Крест с инициалами Мадонны, покровительницы этой прекрасной церкви и территории.
Снаружи, на фасаде, выделяются две скульптуры, изображающие Святого Иосифа и Папа Иоанна Павла II.
Далее дорога дет живописным берегом известного курорта Сардинии Коста-Смеральда.
Место для отдыха у воды (N41.02318° E9.51650°)
Ольбия уже совсем близко, но мы снова уходим налево, в сторону мыса Golfo Aranci. Время позволяет. А маршрут хочется выполнить в точности. Сначала едем по трассе 16, потом по 82, в сам городок маршрут не заводит.
Вдоль берега, обращенного к Ольбии, есть красивые пляжи (в частности Spiaggia Bianca),но это все далековато от трассы. Остановились на отдых уже ближе к Ольбии, когда веломаршрут ушел с основной трассы ближе к берегу в местечке Punta Bados (N40.95503° E9.57909°).
Ну и отсюда до Ольбии 10 км. Долетели быстро, дел было много, как раз только успели разрулить их до отбытия парома в 22.30. Паромный терминал (N40.92403° E9.52056°).
Ближайший продуктовый магазин (N40.92063° E9.50032°).
На паром загружались вместе с машинами, но велосипеды опять же поставили не на автопалубе, а в какой-то каморке-подсобке рядом.
На следующий день утром прибыли в Чивитавеккью, собрали велосипеды, поехали на электричке в аэропорт Рима с пересадкой на станции Рома Трастевере. Стоимость поездки 12 евро. Сардинский поход, такой необычный и захватывающий, закончен.
Километраж: 79км
Набор высоты: 1108
Сброс высоты: 1137
Относительный набор высоты: -29м
Итоговая стоимость похода без авиабилетов: 300 евро на человека на две недели (в стоимость входят паромы, электрички, газовые баллоны, питание, 1 кемпинг).
Нитка маршрута
День | Маршрут | Км |
---|---|---|
1 | Cagliari – Sarroch (парк) | 30 км |
2 | Sarroch (парк) - Torre di Chia | 46 км |
3 | Torre di Chia – бухта Telauda - Sant Anna Arresi - Lago di Monte Pranu | 52 км |
4 | Lago di Monte Pranu – Tratalias - San Giovanni Suergiu - Portpscuso – Fontanamare – Nebida - Masua | 65 км |
5 | Masua – Buggerru – ночлег в горах неподалеку от г. Arbus | 40 км |
6 | Ночлег в горах - г. Arbus – Montevecchio - Portp Palma | 54 км |
7 | Portp Palma - Sant'Antonio di Santadi - Siris | 52 км |
8 | Siris – ЖД станция Uras-Mogoro - переезд на поезде в Oristano – Riola - Campeggio Nurapolis | 35 км |
9 | Дневка | |
10 | Campeggio Nurapolis - Guglieri - Tinnuria - Flissio – Turas - Bosa Marina - Bosa – Кемпинг в 4 км от Bosa | 65 км |
11 | Кемпинг в 4 км. от Bosa - Alghero - Ночевка под автодорогой в 10 км. от Alghero | 63 км |
12 | Ночевка под автодорогой в 10 км. от Alghero – Sassari – Castelsardo - Valledoria – кемпинг Foce | 76.5 км |
13 | Кемпинг Foce – Santa Teresia | 65.5 км |
14 | Santa Teresia – Capo Testa - Palau - Capo D’Orso | 53.6 км |
15 | Capo D’Orso - Porto Cervo (Stella Maris) - Golfo Aranci - Punta Bados - Olbia | 79 км |
777 км |