Сигулда (Sigulda) – Алуксне (Alūksne)

18.08 – 25.08.2019

Поход некатегорийный с элементами 1 кс. и 2 кс. (7 дней, 275 км)

Руководитель: Шелыганова Татьяна

Наш велопоход - это вторая часть комбинированного маршрута «Байдарка + велосипед». Первая неделя – водный поход по реке Гауя (в идеале до Сигулды, в реальности до Цесиса). Вторая неделя – на велосипеде по национальным маршрутам Латвии + частично по внедряемым в Латвии «Зеленым маршрутам», которые проложены по бывшим узкоколейкам страны.

Латвия, конечно, не балует нас какими-то умопомрачительными архитектурными и природными достопримечательностями, но чистый воздух, высокое небо и близость к природе бывают нужнее перед трудным учебным годом. Кроме того, маленькие скромные страны таят в себе множество открытий. Опять же преимущество Прибалтики в том, что она очень близко от Питера.

Формат похода, как всегда, - автономка. Скромный бюджет. Ночлеги в палатках, снаряжение на себе. Рельеф в целом несложный.

Идея похода: протестировать Латвию как место для велосипедных маршрутов. Опыт катания по этой стране был давно, вдруг что-то поменялось? Эстония обкатана весьма, Литва – по Неману и по Куршской, а Латвия – только вдоль моря. А что таит в себе сердце страны? Карты с маршрутами есть – значит, надо ехать.

Наша группа:

Нитка маршрута

Дни Маршрут Ночевки / Координаты Км
18.08 Цесис (Cēsis) - Лигатне(Līgatne) Стоянка - 57.249117, 25.004800 31
19.08 Лигатне (Līgatne) - Сигулда (Sigulda) Кемпинг "Сигулдский пляж",(57.158630, 24.836867) 22
20.08 Сигулда (Sigulda) - Кейпене (Ķeipene) Стоянка - Plauzu Ezers 71
21.08 Дневка - -
22.08 Plauzu Ezers - Эргли (Ērgļi) – озеро Кала (Kala Ezers) Вестиена (Vestiena) Kala Ezers кемпинг 41
23.08 Вестиена (Vestiena) - Тирза (Tirza) Тирза (Tirza) 70
24.08 Тирза (Tirza) - Гулбене (Gulbene) - Алуксне (Alūksne) Алуксне (Alūksne) кемпинг 40
25.08 Трансфер в С-Петербург - -

Альбом похода: https://vk.com/album19390502_265948922

1 день.18.08

Цесис (Cēsis)- Лигатне (Līgatne)

Байдарки сложены и упакованы в машину, часть участников уезжают, один новый присоединяется к нашей компании. Начинаем веломаршрут по весьма туристическому региону Латвии Видземе Первый день пути невелик по километражу, т.к. нужно приспособиться к новым нагрузкам и посмотреть город Цесис.

Выезд из кемпинга по хорошей велодорожке (проложена по пешеходному тротуару) - 3 км до центра города. Велосипеды можно оставить на площади недалеко от инфоцентра, но мы оставили под присмотром еще не уехавших в Питер товарищей около магазина Maxima X. Кстати, в Цесисе есть и веломагазин.

Цесис

https://www.latvia.travel/ru/gorod/cesis-cesis

http://turisms.cesis.lv/ru/ganzejskij-gorod-tsesis/

Цесис - один из старейших городов Латвии , бывшая резиденция магистра Ливонского ордена и участник старого Ганзейского союза. В Средние века у города была собственная валюта, а в ХХ веке Цесис два дня был столицей Латвии. До сих пор в Цесисе работает одна из старейших пивоварен Северной Европы — «Cēsu Alus». Истории Цесиса посвящена целая книга (даже на русском есть), которую можно купить в информационном центре.

В Старом городе рядом с инфоцентром привлекает внимание фигура древнего Хранителя, держащего в руке один из символов Цесиса — фонарь, от которого загораются все фонари города.

Прогулялись до парка, обошли кругом замок (внутрь не стали заходить, время поджимало, оставили на следующий раз, а он неизбежно случится - городок понравился). Цесисский замок

Выходим на маршрут №6 , движемся в сторону Лигатне, руководствуясь описанием маршрута И.Гуревича Цесис - Сигулда

Через 10 км. проезжаем мимо зоопарка Ракши “Rakši” (57.276223, 25.198544) Тут пасутся экзотические животные – верблюды и ламы. Полно машин и детей с родителями. О наличии верблюдов сообщает дорожный знак.

Еще через 5 км на пути препятствие в виде реконструируемого моста через речку Амата. Кстати, Амата очень интересна для сплава. Правда, поход рассчитан всего на пару дней, а пороги - для опытных. Красные скальные берега очень красивы. Рядом с мостом есть кемпинг. Хорошо, что для велосипедистов проход через мост не закрыли. Фотографии даже очень красивые получились.

Еще через 6 км подъезжаем к поселку Skaļupes, где в советское время находилась воинская часть и Бункер. Сейчас тут санаторий и одновременно туристический объект Soviet Secret Bunker (57.255814, 25.068902).

На глубине девяти метров под землей находится благоустроенный бункер площадью более 2000 квадратных метров, с которого гриф секретности снят только в 2003 году. Одно из стратегически важных мест в Советской Латвии в случае ядерной войны. Мощнейшая автономная хозяйственная структура со всем необходимым и современнейшим оборудованием тех времен. До наших дней сохранилось все оригинальное подземное оборудование Экскурсии для групп по предварительным заявкам http://www.visitligatne.lv/pub/?id=42 Экскурсия длится 1.5. часа, стоит 13 евро.

Мы не пошли, т.к. по времени уже не укладывались.

Еще через 5 км прибываем в Лигатне – центр туристической жизни. Тут тебе иНародный музей ремесла рыболовства, и Исторический центр поселка Лигатненской бумажной фабрики. Скалы, пещеры и погреба.

О Лигатне подробнее читать

Оставили велосипеды на парковке, сцепили и спокойно пошли гулять. Сначала к шлюзам и каналу, который снабжал бумажную фабрику водой. Фабрики находились тут более двух веков назад в 1815-16 гг. Но, как пишет путеводитель по веломаршруту, бумагу производят в Лигатне до сих пор, причем тем же способом, что и раньше. И этот процесс даже можно увидеть.

В скале рядом со шлюзом находятся галереи и небольшие гроты, которые использовались для различных нужд. Сохранилось много объектов.

Проложены маршруты.

По деревянной лестнице можно подняться к оборудованной тропе вдоль пещер, выдолбленных в известняке. Пещеры эти использовались и раньше, и сейчас как погреба или хранилища. Некоторые на замочке.

Тропа приводит к мосту, одному из многих бывших здесь когда-то. Всем им присваивались имена людей. Мостик «Эйжен» проектировал инженер Эйжен Ирмей, поэтому так он и назван. Сейчас в Лигатне восстановлены два мостика – «Эйжен» и «Вильгельм».

Сохранилась деревянная застройка одного из холмов Лигатне. Около каждого из объектов маршрута есть таблички с пояснениями на русском языке. Очень интересно ходить , читать и проникаться атмосферой этого исторического вполне себе места.

Все тропы выводят к пруду, вокруг которого сконцентрирована жизнь городка.

Небольшой паромчик на ручном ходу - хорошее развлечение для ребят.

На берегу рядом с ним небольшой домик, в котором раньше находилась сторожка, жилой дом, почта, а где сейчас инфорцентр.

Напротив пруда через дорогу возвышается скала Лустузис. Наверх скалы ведет тропа, там издавна находилась беседка, где когда-то проводил свои концерты духовой оркестр. А теперь просто смотровая площадка.

В скале также находятся пещеры-погреба. С 18 века местные жители традиционно в них хранят овощи.

По совету компетентной работницы инфоцентра решили изменить первоначальный маршрут (по асфальту доехать до Сигулды), и отправились в Сигулду берегом Гауи (словно не желая расставаться с рекой после водного похода), маршрут проложен по асфальту и грунтам. По этой дороге можно доехать до уникальной старинной паромной переправы через Гаую (57.255133, 25.044383). Рядом есть кемпинг

Но мы поворачиваем в сторону Лигатненских природных троп. Поначалу отличная дорога, которая приводит к парковке около Ligatnes Dabas Takas (57.247967, 25.015617).

Тропы тут около 5 км. посещение занимает часа 2. Тут живут звери, которые были привезены из разных концов страны. Это когда-то раненные или прирученные человеком детеныши животных, которые не могут выжить без помощи и заботы человека.

Дорога подходит совсем близко к берегу реки. Отличный вид на нее сверху. Забавно видеть Гаую в ином, чем до этого в водной походе ракурсе.

Неподалеку одна из лесных стоянок вдоль Гауи, которые нам столь знакомы(57.249117, 25.004800). Стоянка не пустовала, но мы заняли свободный ее участок. Есть пляжик. Место красивое.

На противоположном берегу реки одно из красных песчаных отложений Gūdu klintis Скала напоминает нос корабля.

Проехали за день: 31 км

2 день.19.08

Лигатне (Līgatne) - Сигулда (Sigulda)

22 км. предстояло проехать по вело-пешеходной лесной панорамной тропе вдоль самого берега Гауи. Виды прекрасные, едешь – радуешься.

Мечта велотуриста – один на один с природой.

По-прежнему периодически попадаются стоянки, и я по инерции смотрю, хорошо ли тут парковать лодки.

На легком велосипеде езда по тропе вообще не представляет труда. А вот на груженых велосипедах отдельные эпизоды пути затрудняли. Как вот, например, этот – вдруг бац: такая лестница.

Безусловно, ехать по тропе в три раза дольше, чем по асфальту основного веломаршрута. Но где бы мы нашли такие и классные виды, впечатления и приключения на свою, да… Именно. Вот и половина пути.

А как красиво группа идет!

Некоторое время все отлично.

Но вот опять подъем по крутой тропе.

Так и докатили до границы Гауйского национального парка - стоянка Berzi (57.216350, 24.902417). Обширная поляна, столы, навес, туалет.

Далее тропа идет полем. Эти места, оказывается, называли раньше Лифляндской Швейцарией. Во как!

По-хорошему тут (57.214517, 24.902617) или тут (57.207283, 24.899517) имеет смысл повернуть налево и выехать на основной веломаршрут, ибо впереди снова лестница и трудный завоз велосипедов наверх. Кроки и карты местности:

После нелегкого подъема на очередной верх, оказываемся около тропы на смотровую площадку.

Тропа-лестница ведет к могиле Крoпоткиных. О Кропоткине как основателе Сигулды интересно написано тут.

Отсюда великолепный вид на Турайский замок.

Крoпоткины в 19 в. сделали Сигулду популярным курортом, именно благодаря им эти места стали сравнивать со Швейцарией.

Обнос оврага был последним препятствием на пути к цели – впереди Сигулда. Заселились в кемпинг Кемпинг "Сигулдский пляж" (57.158630, 24.836867) довольно просторный, но холмистый. Места для палаток нужно выбирать. Есть туалет и душ, небольшая кухня. Имеется прокат снаряжения. Полагаю, что тут было не очень много народу, т.к. автомобильная дорога к кемпингу была закрыта на ремонт, поэтому останавливаться в кемпинге могли только водные и велотуристы. В обычное время, вероятно, стоит бронировать места. Оставив велосипеды в кемпинге, отправились на исследование Сигулды.

Сигулдa

От кемпинга совсем недалеко прогулочная тропа-пандус, 57.163967, 24.840633 поднимающаяся в верхний парк Svētku laukums.

Закончив подъем, оказываемся на знаменитой по множеству фотографий смотровой площадке.

По пути до замка есть ряд фотогеничных местечек: например, арт –объект: скульптуры из проволоки и камней «Парад рыцарей».

Площадка со знаменитыми сигулдскими тростями (символ фешенебельного курорта,прогулочные трости — традиционный промысел местных жителей с XIX века, когда Сигулда стала популярным местом отдыха. Трости и сейчас можно купить в нескольких местах в Сигулде — от сувенирных размером со спичку до полноразмерных).

Ну, и памятный знак велосипеду.

Посещение Сигулдского замка Ливонского ордена оставило самые приятные впечатления. Во-первых, перед входом в замок есть приятные лавки ремесленников. Во-вторых, вход в замок очень дешев (1 евро с человека). В-третьих, в замке можно подняться на смотровую площадку , пройти по галерее. (Замок открыт май-окт. 9.00 – 20.00, нояб. – апр. 10.00 – 17.00).

Замок построен в 1207 году рыцарями Ливонского ордена в противовес Турайдскому замку на противоположном берегу реки, который контролировался рижским духовенством. Во время Северной войны разрушен и больше не восстанавливался. До наших дней сохранился юго-западный корпус с огромными готическими окнами и надвратная башня. В восстановленной северной башне построены деревянные лестницы и даже лифт: сверху открывается вид на долину Гауи и Кримулдскую усадьбу. На одном из бастионов также оборудована обзорная площадка.

Можно даже сфотографироваться в кресле магистра Ордена. Сколько эмоций за одно посещение!

Посмотра Сигулдского замка часть группы отправилась в Парк развлечений приключений «Тарзан» что рядом с кемпингом. Открыто с 10.00 до 20.00, Целью была бобслейная трасса.

Другая часть группы возмечтала покататься на сигулдском летающем трамвайчике – то бишь в вагончике фуникулера переехать на противоположный берег Гауи. Но мы опоздали. Последний вагончик в 18.30 мог бы нас увезти на ту сторону, но назад уже не повез бы, и вернулись бы мы в кемпинг своим ходом совсем поздно. Стоимость воздушной прогулки в одну сторону 5 евро, в две 8.

Таким образом, птица Обломись-ка пролетела-таки над нашей головой, но утешиться удалось прекрасно сваренным кофе в сквере около станции фуникулера.

Перед возвращением в кемпинг сделали рейд в магазин – благо, тут все близко и удобно.

Вечером еще прокатилась дальше вдоль Гауи. Обнаружила там тропы и велодорожку. Судя по карте , по ней вполне можно проехать вдоль реки еще какое-то количество километров, пока не выйдешь на нац.веломаршрут, в сторону Риги. В следующий раз попробую. В Сигулде осталось много недосмотренного.

Проехали за день: 22 км.

3 день. 20.08

Сигулда (Sigulda) - Кейпене (Ķeipene)

Утром отправились в Турайский замок на велосипедах, налегке: удобно, когда кемпинг в таком хорошем месте расположен. Велодорожка идет по правой стороне моста и далее какое-то время парком. Потом заканчивается , и ехать в горку приходится по шоссе. Это не очень приятно, но совсем недолго. Первая остановка – знаменитая пещера Гутмана (Gūtmaņa ala).

Это самая крупная пещера Латвии и всей Прибалтики, хотя по сути и не пещера вовсе, а грот : глубина почти 19 метров, максимальная ширина 12 метров, высота 10 метров. Стены пещеры из красного песчаника, сформировавшегося в девонском периоде (около 400 миллионов лет назад). Из пещеры вытекает ручей. Стены пещеры и перед входом в нее сплошь покрыты различными надписями на разных языках и изображениями, например, гербов рыцарских родов, некоторые из них деланы аж в XVII веке и охраняются государством; в числе надписей есть вырезанный в песчанике герб владельцев Турайды.

Слева от пещеры находится петляющая деревянная лестница, состоящая из ступеней и мостков. Она ведет на гору, над пещерой, наверху видов особых нет – все закрыто деревьями, но по этой верхней тропе приятно пройтись в обе стороны.

По верхней тропе можно дойти до Турайского замка, а можно пойти в обратную сторону до замка Кримулдского. Все это возможно, если иметь в Сигулде как минимум целый день, а то и два. Вообще, музейный комплекс Сигулды включает в себя три замка: Сигулдский,Турайский и Кримулдский. Вот так они когда-то выглядели.

Турайдский музей-заповедник

+371 (67) 972-376. Май-октябрь: 10:00 – 18:00, ноябрь-апрель: 10:00 – 17:00, территория: 9:00 – 20:00. €5 за все экспозиции, €2.85 за вход на территорию.

Читать подробнее A

Читать подробнее B

На территории Турайдского музея-заповедника площадью 43,63 гектара находится Турайдский каменный замок, место памяти Турайдской Розы, церковь с холмом Базницкалнс, Парк народных песен с холмом Дайн и здания хозяйственного центра поместья. Довольно обширный объект для осмотра. Поставив велосипеды на парковке перед зданием касс, пошли на экскурсию. Повезло, что был свободен русскоязычный гид. Очень интересная 40-минуная экскурсия. Но лучше, конечно заказывать заранее.

Прекрасный вид с башни на замок и окрестности.

На одном из камней замка сохранился крест. (Подобный камень есть в Ленобласти , он стоит на древней границе России и Швеции, это т.н. Рубежный камень — Граничный валун. Там два креста – с одной стороны православный, с другой стороны условно католический).

Экспозиция не очень богатая, поэтому экскурсовод просто необходим. Узнали много интересного.

Рядом с замком расположен обширный Парк народных песен, посвященный латышским народным песням (дайнам) и их собирателю Кришьянису Баронсу. В парке установлены скульптуры, иллюстрирующие сюжеты песен. Автор скульптур из валунов Илдунис Ранка. Парк был открыт в 1985 году.

С другой стороны дороги по отношению к замку, на парковке экскурсионных автобусов, понятное дело, находится сувенирный рынок. Трости, платки, льняные изделия и проч.

На этом мы попрощались с Гауей, после возвращения в кемпинг, обеда и сборов мы едем на восток, чтобы потом повернуть на север и практически замкнуть кольцо маршрута , начатое в Вереши. **[СМ отчет__]( )

Самый трудный эпизод дня – резкий, но короткий подъем от реки в центр Сигулды. Минуя центр Сигулды с магазинами, жд станцией, выходим на маршрут №6. Сначала движение машин весьма активное, но после выезда из города стихает. Едем практически по пустой дороге. Иногда делаем остановки около приметных мест. Коими здесь являются церкви и замки-поместья.

Первая остановка у церкви Allažu baznīca. Построена была в 1926 году в стиле национального романтизма на месте древнего деревянного храма, который сгорел во время Первой мировой войны. Новая церковь спроектирована по типу традиционного латвийского гостевого дома. Из старинных артефактов сохранился церковный колокол весом 544 кг. От церкви аллея ведет к остаткам каменной часовни 18 века. Обо всех соседних достопримечательностях сообщается на стенде.

Через 30 км пути прибываем в поселок Сунтажи (Suntaži). Внушительный замок в данном случае – это симпатичный дом, в котором сейчас находится школа. Где есть публичная обсерватория. О замке читать подробнее здесь

Еще через 20 км ровного хорошего асфальта. Едем быстро, слаженно. Вечером дороги пусты абсолютно.

В лучах садящегося солнца прибываем к одной из наиболее ярких точек не только сегодняшнего дня, но и всего маршрута – музею великого кинорежиссера С.Эйзенштейна Находится близ поселка Ķeipene (56.895924, 25.187222). Создан в 2007 году на станции закрытой жд. Поразительнее всего, конечно, что такой вот музей находится в богом забытом уголке. В этом есть что-то почти мистическое.

Внутрь музея не попали (есть подробное описание о нем очевидцев), но и объекты, которые находятся снаружи, необычны. Их хочется расшифровывать.

Огромный монтажный стол. Возможно, он символизирует масштабность работы режиссера, который подобен демиургу, когда создает кино, возвышается над временем и пространством.

Арки в виде камеры обскура, или множества кадров, создающих перспективу фильма. И выстроены они на старой железной дороге. Ее пути – это и напоминание о самом первом фильме братьев Люмьер – наезжающий на зрителей паровоз. Это и железнодорожный мотив многих фильмов, и перестук колес, который пробуждает мысль, создает ритм, настроение. Ну и образ кинопленки возникает, конечно. Ряд ассоциаций можно продолжать. Удивительное место.

И еще тут есть огромная вышка (на самом деле аэронавигационный сухопутный маяк), на которой висят 64 почтовых ящика с именами великих режиссеров ХХ века. Образно говоря, им можно отправить письмо.

На ночлег устроились на озере. Есть какой-то гостевой дом – это частная территория. Но рядом с ним общественный пляж, туалет, парковка, мостки на озере, стол, навес. Местная жительница сказала, что мы можем тут ночевать с палатками. А потом еще и яблок привезла. Вечер на озере был чудесный. (56.887783, 25.266650)

Проехали за день: 71 км.

4 день. 21.08

По воле обстоятельств, точнее дождя, выдалась днёвка. Порадовалась, что обосновались все же в приличном месте. С утра ничто не предвещало ливня. Завтрак приготовили как обычно, подъем объявился сам, т.к. внезапно на крошечную полянку у пляжа обрушился десант газонокосильщиков. Они методично выкашивали траву и приближались к нашим палаткам. Пришлось быстро снять лагерь и переместиться в беседку, тут-то и начал накрапывать дождь. Газонокосильщики - это к дождю, поняли мы местную примету. И верно – полило без остановки. Оказалось, то протекает крыша беседки, тент приспосабливали новым способом – под ее крышей. Первую половину дня надеялись на улучшение погоды и возможность выезда. Но после обеда было решено не дергаться. К сожалению, в музей Эйзенштейна съездить не удалось, хотя был рядом. Группу все же не оставишь.

Вечером дождь закончился. Природа наслаждалась тишиной. А мы – прояснением.

Съездила на разведку до проходящей поблизости (56.896000, 25.262533) тропы зеленого маршрута (по старой линии узкоколейки). Песчаная дорожка после дождя не вызывала желания ехать по ней. Решили выйти на нее чуть позже и еще немножко потестировать веломаршрут №6.

Вечером появилось солнце, а значит, завтра – в путь.

5 день. 22.08

Кейпене (Ķeipene) - Эргли (Ērgļi) – озеро Кала (Kala Ezers) Вестиена (Vestiena)

Пейзаж умыт дождем. Стога, туман. Умиротворение. А все соскучились по велосипедам.

Продолжили движение по асфальтовой дороге веломаршрут №6. Обозначенные на карте места для отдыха велосипедистов меня насмешили. Где-то внизу от дороги – спускаться-то не захочешь туда - место метр на метр, чтобы прислонить велик к стойке. Все. М-да.

Через 5 км уходим с основного маршрута на зеленый. Участок до Эргли вполне хороший. Кстати, никаких источников воды на этом пути нет. Судя по карте зеленого маршрута Латвии, этот участок еще только разрабатывается. На него и карты нет, в отличие от других участков. О них позже.

20 км по грунтам проехали быстро. Есть небольшой набор высоты, но это незаметно почти. Прибыли на бывшую жд станцию Эргли.

Тут дежурит волонтер, который предлагает вам кофе (не бесплатно, конечно), и небольшой экскурс на английском в историю места – это безвозмездно.

Карта Эргли и окрестностей

Из интересного в городке – дом гончара Ķenguru skola, Keramikas darbnīca (56.894809, 25.660456), который могут посетить все. Открыто чуть ли не круглосуточно, тел.+371 29 188 891 [e-pasts: gushma@inbox.lv](e-pasts: gushma@inbox.lv) Ехали мимо, но не сориентировались вовремя. Да и день один был потерян, пришлось немного сжимать маршрут. Ну и, я полагаю, мастер-классы нужно заказывать. Да и полностью мальчишеская группа у нас была.

Путеводитель предлагает осмотреть в Эгли местную ГЭС… так это мостик такой, что прикидывается ГЭС, правда, работала аж до 1997 года. А местный замок - древний миф, т.к. поднявшись по лесенке на площадку, где он когда-то был, обнаруживаешь пустоту. Ну и, понятное дело, ведь 10-метровый холм этот относится к укреплениям железного века. Возможно, тут была когда-то крепость. Но холм (именуемый тут горой) относится к объектам исторического наследия.

В Эргли явно не заморачиваются туристами. Даже расположиться поесть в парке было негде. Ну, прилегли на траве, конечно.

Через 28 км мы достигли озера с кемпингом (56.878743, 25.839276) (маленьким и совершенно пустым в этот день и в это время). Мы в нем были единственными постояльцами. Несмотря на отставание по графику , не решилась ехать дальше, т.к. не очень понимала, где там ночевать. Остались на озере, и это был отличный день. Солнце, водный велосипед, вода теплая – купайся сколько хочешь. Столы, навесы, душ отличный, футбольное поле и мячи есть. Опять же розетки, подзарядиться было уже пора всем. Короче говоря, народ возрадовался. Хозяин кемпинга приехал через какое-то время (пыталась ему звонить, то ли поэтому, то ли просто рядом живет и наведывается постоянно), взял за все с нас 40 евро.

Неподалеку есть 56.873383, 25.832317 полуразрушенная древняя, на мой взгляд, церковь. Найти про нее какую-то информацию не удалось. Разве что вот этот сайт

Рядом с трассой более крупное озеро Кала, на котором тоже есть место для стоянки и кемпинг Ближайший магазин (маленький придорожный) в г.Вестелина (Vestiena). Тут же есть бывшая усадьба (сейчас школа). Красивые виды на поля, появляется некоторый рельеф (небольшой).

Проехали за день: 41 км.

6 день. 23.08

Вестиена (Vestiena)- Тирза (Tirza)

В силу объективных причин пришлось сократить маршрут на один день, поэтому город Мадона и замок весь симпатичненький в Цесване не увидели. Зато накатались вволю по второстепенным дорогам латвийской глубинки. И можно сказать одно: Латвия – это не только Рига, Сигулда и Цесис. Это еще и километры грейдера, по которым ехать, мягко говоря, жестко и нелегко, причем не только на велосипеде. Скорость машины на такой дороге не многим больше нашего.

Грейдер начинается почти сразу за г.Вестелина. Через 14 км пути подъехали к тому, что называют самой высокой горой Латвии. – 311 метров (!) Gaiziņkalns (56.870350, 25.959424). Ну, очень смешно, т.к. мы эту гору… не заметили. Т.е. сначала очень привлек внимание въезд в усадьбу «Шишки». Потом показалось, что вдали нечто, напоминающее подъемник. Поняли, что гора осталась позади, когда грейдер пошел на спуск. Зимой тут , говорят, горнолыжный курорт.

Доехав до охраняемых дубов региона «Дубы Валену» (56.889617, 26.049100), повернули на север, рискнув поехать по незапланированному участку пути.

Через 8 км относительно неплохой дороги прибываем на озеро, на котором и впрямь оказался кемпинг (56.952633, 26.031133) , нашла его на какой-то карте бумажной, подтверждения на других картах не было. Кемпинг новый, возможно. Домики, большая территория – мы никого не видели, проехали на пляж, там столы, навес, качели, туалет. Очень хорошо отдохнули на берегу, любуясь лилиями.

После поселка Ozoli (Дубы) снова начался грейдер, в районе поселка Pērlis вышли на наш маршрут №6. Тут лесной массив, я пыталась найти стоянку. Леса сколько хочешь, но к воде (на карте есть озера) подходов нет.

Вот тут (57.095717, 26.231983) обнаружили прекрасную новую дорогу, даже указатель веломаршрута был. Но куда эта дорога вела - было непонятно. Карты ее не отражали. Гугл сейчас показывает ее как недостроенную.

В поселке Silmači(57.088636, 26.155901) eсть какой-то забавный музей под открытым небом, связан с народной культурой. В поселке Mazvasaraudži(57.102983, 26.250283) сохранилось здание старой деревенской школы 19 в., теперь тут школьный музей. Открыт с 9.00 до 16.00, кроме выходных, стоимость посещения 1 евро. Экскурсия 7 евро. Тел. 26473671

Рядом со зданием полянки, место для костра, столы. Рядом со школой есть место для ночлега. Где именно непонятно. В атласе дан телефон: 29122179\64430765 В карте сказано, что можно ночевать в здании начальной школы Тирза Тел +371 64473934 26954827

В поселке Druviena наткнулись на открытый магазин (57.114167, 26.293050). В туристической карте Гулбене cказано, что в помещениях Друвиенской начальной школы летом работает молодежное общежитие. : +371 29465217 ( 57.115650, 26.296617). В деревне сохранились старинные деревянные дома – целая улица.

Немного асфальтового покрытия - покатаемся как люди хотя бы километр!

Ну, и через 16 км. поселок Tirza. Тут была у меня отмечена запасная на крайний случай ночевка. Пришлось воспользоваться. Любезно помогла местная жительница. Обратились с вопросом к продавщице на бензоколонке, где бы нам палатки поставить. Она сказала, что в районе певческого поля можно (созвонилась с кем надо), кроме того, можно на озерце около школы где-то тут (57.144496, 26.394650) , а точнее вот тут: (57.144153, 26.398199), с гугла видно место у костра со скамейками и большая поляна – да, примерно напротив здания школы. В путеводителе по Гулбене сказано: « Место для пикника оборудовано оригинальной плитой быстрого приготовления». К школе не поехали – встали на Певческом поле (57.138633, 26.434050).

Поселок пустой, беспокоить нас некому, но нашелся какой-то местный бомжик, который решил нас курировать. Дрова ,шатаясь, притащил, потом долго развлекал разговорами, звал куда-то идти в гости. Короче, еле угомонился. Но ночью не беспокоил. Удобства места: ровная поляна, есть река, есть родник, есть подобие стола, скамейки. Где-то неподалеку есть и домик-туалет напротив кладбища, чуть в стороне. Не использовали ночью, понятно дело. Минусы места - в поселке. Поэтому встали утром очень рано и быстренько уехали.

(На реке близ поселка есть еще одно место стоянки 57.135017, 26.424300, но оно было занято отдыхающими).

В Тырзе имеются следующие интересности (при наличии времени можно иметь в виду): «Лыжный музей»( тоже в районе школы) и где-то рядом экспозиция культурного наследия - все нужно заказывать по телефону. По пути к Гулбене есть еще кемпинг, который был в качестве запасного варианта (57.181204, 26.594444).

Проехали за день: 70 км.

7 день. 24.08

Тирза (Tirza)- Гулбене (Gulbene)- Алуксне (Alūksne)

В этот день нам предстояло протестировать еще одну ветку «Зеленого маршрута» линии IERIKI – GULBENE, прокатиться на ретро -поезде по узкоколейке, закончить маршрут в городе Алуксне. Итак, подъем был в силу грандиозности планов и не вполне себе уместного места ночевки ранний.
Вышли на «Зеленый маршрут» вот тут (57.178867, 26.426683), и далее до Гулбине 24 км шпарили по бывшей железной дороге. Покрытие не очень хорошее, местами напоминает грейдер, местами грязно. Тем не менее докатили за 2.5 часа.

Достопримечательностей на пути никаких не оказалось, все же это последний кусочек трассы. Разве что столбы зеленые подновленные отсчитывали километры.

Но народ не унывал. Ехали слаженно, быстро, даже можно сказать организованно, хотя периодически приходилось выстраивать группу – однообразная дорога расслабляет и притупляет внимание.

Все ветки зеленого пути Латвии можно изучить вот в этих файлах:

Melturi-Gulbene

Lade-Rujiena

Ainazi-Valmiera

Valga-Ape

Зеленый маршрут

Финал пути по бывшей железной дороге, даже шпалы еще не все убрали.

Гулбене

В Гулбене проходили какие-то соревнования велосипедистов, мы так красиво подъехали к старту, что на нас все обратили внимание, но участвовать, понятное дело, не стали.

Гулбене – город древний, хотя вплоть до XX века это, скорее, была деревня, окруженная лесами, прудами и болотами, где во множестве жили лебеди. По-латышски – gulbis. Отсюда и название. Жизнь здесь по-настоящему кипела лишь вокруг самого роскошного в Видземе поместья, принадлежащего барону Генриху фон Вульфу. Гулбенцы, любят рассказывать красивую историю любви барона к жене, красавице Марисе фон Эттинген. Источник: https://ratanews.ru/news/handler.aspx?id_number=9161&sort_ord=17&id_language=1

На знакомство с Гулбене было 2 часа. Пытались найти то, что о городе было написано в карте. Тут и объекты осмотра, и ночлег. Короче – куча полезной информации.

Гулбене карта

А вот тут есть интерактивная карта Гулбене и всего района Стоит изучить .

Как-то проникнуться атмосферой города нам не удалось – куда бы ни шли, ничего не находили. Пункт информации был наглухо закрыт, парк с лебедями как-то не встретился. Тропу символов (57.169291, 26.772388) в парке не обнаружили – парк был на реконструкции. Один участок реконструируют, все остальные запущены. Обед смогли устроить около ограды разрушающегося мемориала советских времен. В замковый парк не успевали. Короче, Гулбене запомнился исключительно своим вокзалом и паровозом. На вокзале , кстати, есть выставка железнодорожных приспособлений и объектов. Интересно сделано. А в старом депо можно заказать экскурсию. Собственно, в депо (большое здание желтого цвета через пути от главного действующего вокзала) есть гостевой дом и место для кемпинга. Звонить +371 20228884 +371 64473037

Попалась в городе и реклама кемпинга при кафе «Фиеста» (57.178688, 26.742478) +371 29 951 748

Узкоколейка Гулбене – Алуксне, наверное, самая известная достопримечательность . Про нее можно найти много интересной и глубоко исторической информации в разных источниках.

Узкоколейка Гулбене – Алуксне

Подробный рассказ

Про укоколейку читать здесь

Нам понравилось путешествие на старинном паровозе, что работает на дровах и заправляется водой. И, можно сказать, посчастливилось попасть на него, т.к. курсирует он не каждый день. «Разбойники» на наш поезд нападали, и не столько напугали, сколько разбудили.

Вызвало у меня непонимание следующее. Если этот маршрут рекламируют как часть «Зеленого веломаршрута» (цитирую: «Паровозик – это великолепная возможность путешествовать в пространстве и времени … вместе с велосипедом!»), то почему же не продумали, как эти самые велосипеды в узкие двери вагончика , куда люди-то еле помещаются, заносить и как их перевозить? Проводник препятствий не чинил –тащите свои велосипеды, сколько у вас их там – пожалуйста. Но их засовывали так безжалостно, что прям слезы… А иначе было и никак – двери узкие, дяденек в группе нет …

Возможно, на неисторических поездах, которые курсируют два раза в день, велосипедам лучше едется?

Алуксне

Через час прибыли в Алуксне, где финишировали и участники велозабега (параллельно с нами).

Очень подробно о городе рассказано здесь

Все достопримечательности Алуксне

Город Алуксне стоит на берегу одноименного озера, у «родника в лесу» - так с латгальского языка переводится его имя. Тут жили и финно-угры, и латгальцы, его захватывали и крестоносцы, и Иван Грозный, он входил в состав Польско-Литовского государства, им владели шведы. В 1702 году, в ходе Северной войны, его захватили русские войска во главе с графом Борисом Шереметевым. В плен тогда попали местный лютеранский священник Эрнст Глюк и его воспитанница Марта Скавронская. В истории она осталась под именем императрицы и самодержицы всероссийской Екатерины I. А пастор Глюк, перешедший на русскую службу и основавший в Москве гимназию, на родине известен как первый переводчик Библии на латышский язык. В честь этого эпохального труда в Алуксне создали музей, где собрана уникальная коллекция священных книг на 35 языках мира – от первой, переведенной Глюком, до современных. Музей находится там же, где и офис информации, - рядом с церковью (57.424500, 27.048767) Alūksnes ev. luteriskā baznīca. Экскурсию по музею Библии нам провели на русском языке. И , кстати, очень интересно.

Рядом в парке невозможно не заметить красивый неоготический Новый замок. В нем музеи – городской и природы. Последний, говорят, фантастически интересен. Там собрана огромная коллекция ракушек самых причудливых форм.

На Алуксненском озере четыре острова. Три носят причудливые имена – Шляпка, Сетка и Длинный. Самый большой – Замковый. На нем в середине XIV века крестоносцы Ливонского ордена построили мощный замок, освященный в день Благовещения Девы Марии, поэтому место это стали чаще называть Мариенбург. От старого замка, стараниями русских солдат, остались одни развалины.

Через один из островков проложена пешеходная и велодорожка. Мостик называется поющим… Но это обман. Так как просто периодически под мостом включают динамики.

Посетили с удовольствием парк горы Темпля - он начинается сразу за пешеходным «поющим» мостом. Сразу привлекает внимание Ротонда, стоящая на вершине горы. Это Храм Славы, возведенный в 1807 году бароном фон Фитингхофом в честь событий Северной войны. Рядом виднеется т.н. «Солнечный мост».

Тут же на горе возведена смотровая вышка. Смотровые вышки –излюбленная тема Эстонии и Латвии. На кассе висит целый свод этих вышек, на часть которых , кстати, за последние годы мы имели счастье восходить. Стоимость подъема на вышку 1 евро, открыта с 11.00 до 19.00

Вид с башни на озеро.

Кемпинг Алуксне (57.441585, 27.052978). Вполне себе хороший кемпинг. Недалеко от центра. Обширные поляны, туалет, душ, места для костра. С розетками только непонятно, они есть, но не работали. Неплохой ресторанчик. Все мило, вежливо. Есть возможность пеших , водных и велопрогулок.

Проехали за день: 40 км.