Маршрут: Куйвола – на Аньяла дорога 367 - дорога 3593 (вдоль реки Кюми ) – Мулукоски – дорога 353 - Аньяла – Инкеройнен - музейная территория «Анккапурха» - пос. Вилькала – Элимяки – «Мустила» - дорога 360 – Каусала – Itti – Кусанкоски – Реповеси – Куйвола.

(11 июня 2013 – 16 июня 2013)

Поход рассчитан на возможности 8-10-летних детей, запланирован изначально как детский. Вполне подойдет для взрослых велотуристов средней степени подготовленности ( километраж – 40 км. в день). Этот маршрут может стать ядром для более обширного маршрута полноценной километровой раскладки (70-80 км. в день).

До Куйволы добрались на машинах, далее – велосипеды.

Состав группы: 5 взрослых (две женщины, мужчина, двое юношей), две девочки 12 и 7.5. лет.

Особенности прохождения маршрута: на этом локальном отрезке нет кемпингов, поэтому планировались стоянки «дикарем».

1 день. 11.06.2013

11 июня. В середине дня прибыли в Коуволу. Всю дорогу, пока добирались, лил дождь. Солнце выглянуло только ненадолго. Около 16.00 по местному припарковались около здания мери г.Куйволы, там раньше была информация. Но мы ее не обнаружили. Антон спросил у первого попавшегося велосипедиста, где информационный пункт, нам показали. Оказалось, они и впрямь переехали на новое место. Близко от старого. Адрес: Kauppalankatu 5. (Это в пешеходной части центра)

В центре информации с нами сразу перешли на русский два молодых человека, там работающих. Ответили на все наши вопросы:

  • где бесплатно поставить машины на неделю (а именно: у вокзала на грунтовой парковке – если стоять лицом к зданию ЖД вокзала – то самая правая парковка),
  • можно ли ночевать с палаткой на берегах Кюмийоки (можно),
  • как гулять по заповеднику Риповеси (дали план заповедника).

Нам продали ( 10 евро) карту вело\водно\пеших - маршрутов района Коуволы. После чего мы оставили свои адреса эл.почт, чтобы нам присылали новости жизни Коуволы, а за это нам подарили банданы с символикой Коуволы. Еще порекомендовали посещение музея жд макетов.

Запарковали машины, нашли жд музей (буквально напротив здания жд вокзала – пройти во двор нового дома – там деревянный желтенький домик).

Название музея звучит громко, реально и там представлен один большой макет (метров 5 в длину) по типу макетов на Цветочной улице: поездка ездят, маленькие фигурки людей, убедительно сделан городской ландшафт. Макет был выполнен когда-то в Германии, потом как-то оказался в Куйволе. Также показан макет сортировки вагонов (аналогичный, но большой такой есть в питерском жд музее на Садовой), также много всякой всячины про жд дорогу и виды поездов, вагонов. Видно, как это все программируется с помощью компьютера. Музей малюсенький, обслуживает его преданный своему делу пожилой человек. При музее - маленькое кафе, дешево и вкусно.

Музей «Samaforo» Asemakatu,2.

В Куйволе есть еще музей быта Дом-музей «Пуолакка». Мы туда не успели.

Пока мы изучали музей, дождь перестал. Мы вернулись на парковку, собрали велосипеды, погрузились и поехали. Это случилось около 18.00.

Выезд из Коуволы на маршрут:

под жд мост - ехать в сторону Аньяла по 367 дороге, потом по дороге 3593 (вдоль Кюми ) Везде велодорожки. На реке встать оказалось не так просто - либо жилье, либо узкий берег и криво. Но не доезжая завода… увидели базу туристов-водников, которая была пуста в это время. Вечером приезжали дамы купаться (там купальня), но нам ничего не сказали. Наутро народ приехал забирать лодки, началось оживление , но на опять же никто ничего не сказал. Мы переночевали, пользуясь удобством подхода к воде, туалетом, скамейками.

Проехали 12.5 км.

Карта Куйволы с точками и маршрутом.

2 день. 12.06.2013

Наутро выехали поздно - в 11.30. Через пару км. достигли поселка Мулукоски. Там церковь, нас радушно приняли, предложив пройти внутрь, сняв обувь. Шло занятие какой-то детской церковной студии. (Церковь построена в 1936 году по проекту арх. В.Г.Палмквиста).

Потом заехали на музейный мост (поворот на дорогу 359), вернулись на свою дорогу 353 и по ней до Аньялы.

Далее поехали до Аньялы, в поселке, Инкеройнен остановились около церкви в стиле модерн (была закрыта). (Построена в 1909-1910 гг. Арх. Биргер Федерли. В алтаре красочные витражи).

Поехали далее и промахнули маршрутный переезд через речку (Около завода надо повернуть направо, а мы поехали в центр поселка прямо к круговому движению), проехали поселком – (тут есть веломагазин и мастерская).

Потом переехали реку по дальнему мосту, и поселок Аньяла остался где-то за спиной. Мы его не видели, проехали по внешней дороге, что сразу ведет к Элимяки.

Это мы сделали зря, т.к. пропустили интересную достопримечательность – музейную территорию «Анккапурха» (она находится на территории действующего завода-концерна «Stora Enso», мы не смекнули, что туда можно ехать, а указателей особо не видели).

Центр музейной территории «Анккапурха» промышленный музей. Главный экспонат его отреставрированная первая в Финляндии картоноделательная машина непрерывного действия. Она была запущена в 1897 и остановлена в 1978 гг. В музее представлены экспонаты, рассказывающие о жизни рабочих фабрики и региона в целом на протяжении 100 лет.

Kuitutie, 2 Inkeroinen. Музей открыт 15.5 – 15.8, ср.-вс. 11-17, тел. 358 20 462 6814

На выезде из поселка магазин СИВА, докупились, поели мюсли с йогуртами. Место нашего привала я не сочла примечательным и не сфотографировала. Каково же было наше удивление, когда позже, посетив экспозицию в Кусанкоски, мы увидели на выставке фотографий наш заброшенный ларек, где мы отдыхали!

И далее по дороге (сначала трасса 354), потом веломаршрут уводит на второстепенную дорогу, что идет параллельно трассе. Грунтовка. Ехать хорошо. Поняли, что до Элимяки не доедем – Уля устала. Решили, что встанем, не доезжая поселка, чтобы с утра точно к открытию приехать в парк Мустила. Примерно в районе пос. Вилькала нас застал проливной дождь, мы резко упаковались под тент и пережидали дождь в чистом поле. Потом удачно вычислив на карте озерцо, пригодное для ночевки, доехали до него, благо оно оказалось в лесу (оазис среди полей). Вода нормальная, купаться можно (глубокое) есть мостки. Напротив лесопилка и какой-то жилой дом. Лагерь поставили в лесу на вырубках близ старого карьера, что не доезжая озера на лесной дороге влево от основной грунтовки. Вечером гуляли по карьеру камней. Вокруг хороший ягодный лес и болота. В августе, наверное, много ягод (справа от грунтовки)

Проехали 38 км.

3 день. 13.06.2013

От места стоянки до центра пос. Элимяки совсем близко - 2.5 км. Подъехали к центру, там церковь деревянная, серого цвета, крыш из лемеха. Зашли - церковь оказалась знаменита.

Сохранились на дереве росписи 17 века. И барочные детали интерьера. Нас радушно встретили в храме, пригласили прочитать историю церкви на русском и записаться в книге посетителей. Видимо, такой порядок принят в храмах, которые выполняют роль придорожных храмов для путешественников. Есть такая функция. Девочкам подарили по маленькой шерстяной овечке.

Церковь в Элимяках – гордость поселка и самая старая деревянная крестообразная церковь Финляндии. Была построена в 1638 году и имела изначально прямоугольную конструкцию. Церковь расширена и реконструирована в 1678 году, а колокольня (стоит через дорогу) построена в конце 18 в. Последний ремонт был осуществлен самим жителями коммуны в 1994 году.

В Элимяках есть еще музей школы, в который мы не попали, и музей народного быта с мельницей во главе (видели его на подъезде к «Мустиле»). Целью был все же парк с рододендронами – «Мустила», куда мы и прибыли. Цветы, увы, эти быстро отцветают, праздник их цветения отмечали в этом году 1.06, так что мы опоздали на две недели. Но удивляет сам факт произрастания таких южных экзотических растений в данном месте. Там их очень много. Ветки с плотными, словно покрытыми воском листьями рододендронов причудливо переплетаются с ветвями сосен и елей. Выглядит очень необычно. Мы хотели посмотреть сразу два маршрута: красный и желтый, чтобы сэкономить силы и время, но заплутали совсем, в результате, устали, а желтый маршрут так и не посмотрели. Идти надо все же по стрелкам указателей, а не против них.

Карта

Удивительное впечатление производит лесная церковь. Вот такая:

Стоит предварительно скачать на сайте заповедника аудиопутеводитель по парку на родном языке, и тогда прогулка по природному заповеднику приобретет больший смысл. А так не очень понятно, что растет и чем это уникально. А уникальных растений предостаточно. Есть экскурсии на финском точно, про остальное надо договариваться.

Сайт Арборетума Мустила

Рядом с входом в парк и магазин саженцев, и галерея изделий ручной работы и сельхозпродуктов, и винодельня, а также кафе и ресторан.

Пока мы блуждали по парку, Антон, охранявший наши велосипеды, дал интервью местным журналистам. Которые спрашивали его буквально обо всем: кем хочет работать, где учится, что велотуристы из России любят есть на завтрак, где ночуем, как 7-летний ребенок может проехать 38 км, как нам живется в России, и много о чем еще… Нас журналистки, к их большому сожалению (да и нашему тоже) не дождались.

Перекусив после пешеходного променада по парку, мы двинулись далее по трассе 360 в направлении на Haapakimpola. Дорога с маленьким трафиком. Нормально, и, несмотря на некоторый рельеф, Уля справилась. Хотя ехать с малым ребенком не по велодорожке, даже по финским дорогам, несколько нервно. По дороге нам встречались красивые скалы, земляника на обочине (приходилось останавливаться) и красавцы-люпины по обеим сторонам трассы, а также манекены-сидельцы на качелях. Ехать было совсем нескучно.

Далее думали проехать до озера Saakjarve по дороге 3603 на случай, если встать на ночь приспичит (на озере стоит на карте знак «Место для купания»), но решили, что быстрее доедем до Itti по трассе 360 (там тоже коричневые указатели веломаршурта есть). Действительно, доехали хорошо, хотя рельефчик присутствовал и тут. Добрались до поселка Каусала, и не решились ехать далее без точного представления о возможностях ночевки. Любые лишние километры девочки уже не выдержали бы. Место для купания на озере… в 5 км. от Каусала по дороге 362 на карте информационного стенда было совмещено со знаком «Стоянка караванов», и я не стала рисковать: приедем, а там толпа народа в связи в музыкальным фестивалем в Итти. Трудно понять финнов: что у них популярно, что нет, что вызывает ажиотаж, а что нет. Позже выяснилось, что мы сильно прогадали, не поехав туда ночевать. Съездили на разведку по дороге, что отходит сразу влево от трассы 362 за развязкой с трассой 12, не нашли там обозначено на велокарте место для разведения костра и туристского отдыха, зато нашли причалы и пирсы. Апо дороге к пирсам рядом вроде бы как дикий лесочек. Одно пригодное место для ночлега там и было – на старой дороге, уходящей в болото. Привели группу сюда и вовремя: начинался затяжной дождь. Поели и улеглись спать как раз до начала этого проливного суточного действа. За водойходили к пирсу с канистрой (она у нас была складная – вещь!).

Проехали 38 км.

4 день, 14.06.2013
Дневка (поселок Каусала)

Наутро, конечно, планировали ехать дальше, но зарядил дождь, так что помыслить везти в такую мокроту детей даже не хотелось. Просидели день под дождем в лесу (благо в палатках). Сделали вылазку в магазин. В поселке обнаружился веломагазин и велосервис.

5 день 15.06.2013

Наутро, радостно позавтракав, стали собираться – выглянуло солнце, и тут прискакали два пожилых финна, дедушка и бабушка, и стали нам грозить полицией. Палатки у нас были сняты, мы стали объяснять, что уезжаем, что был дождь, но они только повторяли слово «полиция». Дальнейшие сборы проходили несколько в нервной обстановке, мы поскорей уехали отсюда. Поэтому можно, конечно, иметь это место в виду на всякий случай, но не стоит, а вот место для купания как раз обустроено как нельзя лучше. Ни одного каравана, да и вообще ни одной живой души, кроме лежащего на песке молодого человека, принимающего солнечные ванны, мы там не обнаружили, зато классный пирс, песочек, переодевалки, туалет, детская площадка и прекрасные поляны для стоянки. Мне кажется, сюда можно приезжать для ночлега – никто не выгонит.

Вдохновленные этим открытием нового места для будущих поездок, поехали дальше в идиллическую деревню Itti. Про нее написано много чего в местных путеводителях. Не знаю, что там идиллического: деревня как деревня. Навигация кошмарна. Ничего из того, про что пишут рекламные журналы для туристов, найти сразу невозможно: музейная гора - это просто погост, летний театр – закрыт, указатель на музей ведет в закрытое и необжитое пространство.

Церковь Itti , которую я узнала по картинке, закрыта по непонятным причинам – там типа музей ведь, но и музыкальный фестиваль тоже в ней. Репетировали вроде.. Магазин «краски и цвета» ( где продаются природные красители) тоже не был обнаружен. Подняли на уши для объяснений всех тетенек кафе и магазина, но не сильно много узнали. Плюнули, и поехали по дороге на Кусанкоски, в надежде хоть там найти музей пожарного дела в скале.

Первоначально планировалось ехать дальше прямо, в сторону поселка Верла, где фабрика-музей (объект ЮНЕСКО), там же по дороге смотровая площадка красивая. Этот маршрут, безусловно, надо иметь в виду с более старшей велогруппой.

По дороге заглянули на вышку ориентологов… ничего особенного. Разве что объявление забавное про птичьи концерты в мае.

Вообще, в этот день нам не везло с достопримечательностями. Они куда-то подевались все, зато не было дождя. Добравшись до Кусанкоски, ехали строго по веломаршруту, что прорисован в карте области Коувола. Пунктир маршрута вел на гору Кутемякки с музеем под открытым небом. Упарились искать, залезли в гору, обнаружили заброшенные домики, которые должны были нести в себе музейную информацию. Нашли дом, построенный Ларсом Сонком в начале ХХ века для школы города. Здание впечатлило – деревянный модерн. Внутри как бы краеведческий музей, на самом деле – пустота. Отдельные экспонаты не создают образа интересного интерьера. Но вход в здание бесплатный.

Спустились с горки и поехали к бюро информации и в парк-променад на высоком берегу речки Кюми. Информация оказалась закрыта, а с променада нас сдуло начавшимся ветром с дождем, который, впрочем, быстро закончился. Переждать его мы смогли под крышей здания инфо центра рядом с магазином

S-маркет. Съездили на разведку, нашли-таки Музей пожарного дела в скале. (Kansantie 4). Но надпись заставила лишь ухмыльнуться: музей последний раз был открыт год назад.

Церковь в Кусанкоски – солидное здание, стилизация под средневековье.

Съев по мороженому, двинулись в сторону Коуволы. Там два пути, мы выбрали маршрут вдоль реки. И очень приятно и быстро доехали прямо до жд вокзала, где оставили свои машины.

Проехали 42 км.

В итоге за все дни проехали 130 км. Ходовых дней было четыре: 11.06, 12.06, 13.06, 15.06

Погрузив вещи и велики в машины, поехали в заповедник Риповеси. Встали на ночь в кемпинге за 18 евро ( машина+ палатка +люди).

Первое впечатление от кемпинга – очень людно. Рядом с рецепшеном и впрямь народ, ресторан, не для нас как бы. Но за дорогой на кемпинговой поляне очень даже тихо и хорошо. Прекрасная кухня, души и туалеты волне приличные.

6 день. 16.06.2013.
Реповеси. – возвращение домой.

Заповедник Риповеси заслуживает отдельного рассказа. Там в основном пешие маршруты, можно также иметь в виду водные путешествия, есть дороги, по которым можно ездить на велосипеде (на карте это серым цветом нарисованные дороги), а зимой прокладываются лыжни. Вход бесплатный.

Карта сканер

Мы прошли примерно 13-14 км., получили большое удовольствие. На маршрутах установлены домики для отдыха, есть места для разведения костра, с дровами, туалеты. Смотровые площадки и информационные стенды ( в том числе на русском). Одно из сильных впечатлений – висячий мост над проливом. В пункте Kautinkanava сохранился деревянный желоб, по которому осуществлялся лесосплав из озера в озеро.

Карта заповедника и информация о туристических услугах на сайтах:

Резюме:

Поездка удалась. Район Куйволы очень перспективен для велопоходов с детьми. Около Куйволы (на трассе 6 сеть местечко Utti, известное своим аэродромом (заправка АВС – стоит самолет), на дороге, чуть дальше в сторону Лаппиенранты музеефицированный дот линии Маннергейма. Рядом с Куйволой парк аттракционов и новое в нем – т.н. «Тарзан-парк» (лазалки для всех возрастов) и тут же кемпинг (дорогой, правда) Лустамякки.

Повторюсь, что можно смотреть еще и Верлу (кроме фабрики-музея, там есть и древние наскальные рисунки), а далее ехать в Риповеси. Стоит только иметь в виду, что на дороге 368 есть рельеф. Периодически придется преодолевать гряды метров 50-60 набор высоты. Но дорога спокойная, трафик маленький.

Еще пришла в голову мысль провести поход-триатлон: поплавать на байдарках (вокруг Реповеси или по Кюмийоки), где-то походить ногами, соединить точки маршрута на велосипеде.

До новых встреч, Финляндия!)

Автор: Шелыганова Татьяна