Рассказ о поездке в Италию.

1-я часть летнего мегапутешествия 2017 года.

«Трое из авто» + велосипед,

или креативная доброска к началу итальянских веломаршрутов

Это первая (рабочая – т.к. подъезд) часть летнего мегапутешествия, растянувшегося почти на полтора месяца и включающего в себя несколько походов. Нужно было как-то добраться до Италии, добросить туда 4 велосипеда, снаряжение, поэтому решили, что на машине будет проще. Заброску совмещаем с прогулками по местам, которые давно стояли отмеченными точками на карте, и с посещением друзей.

Нас пока трое: Саша, Уля и Таня (я). Едем так: Финляндия – Германия – Швейцария – Австрия – Италия.


9 июня 2017

Отплытие: Хельсинки – Травемюнде.

Выезд из Рощино в 9.00, к парому прибыли в 15.30 по местному времени. И не стоила бы упоминания уже ставшая привычной паромная часть поездки, если бы не случайная деталь. Паром имеет порт приписки итальянский город Анкона, а это ведь начальная точка первого нашего похода «От моря до моря»! О нем см. отчет: http://velocrunch.ru/travels/italy-coast-to-coast-2017-start

Где Хельсинки и где Анкона? И мы – связующее звено! Ну и, кроме того, – начало похода совпадает с полнолунием. Это уже почти традиция.


10 июня 2017

Плавание на пароме занимает по времени столько же, сколько поездка на поезде до Сочи. Но в поезде (как и в самолете) невозможно передвигаться свободно и располагать собой. А паромное время полетело быстро, и даже кино смотреть не пришлось. Роман Е.Водовозкина «Авиатор» + роман Марии Парр «Тоня Глиммердал» – и приплыли.

Вечерний Травемюнде приветливо махал рукой – мы давно не были в Германии и обрадовались ей.

Встречу решили отметить на Ратушной площади в Любеке. Что и произошло. В полночь с субботы на воскресенье тут совсем еще не пустынно. Приятно чувствовать себя в далекой точке на карте под названием Любек так уверенно! Парковку знаем уже, как родную. С закрытыми глазами приведу на старинную улочку с музеем марионеток, к собору св. Николая, на Ратушную площадь и к чертику у стены собора.

Третий раз в Любеке. Первый раз был 10 лет назад: Ульяне 2 года и она не дает спокойно изучить исторический центр, возим ее в коляске и ждем, когда уснет, тогда можно начать что-то смотреть внимательнее. Потом посетили Любек после 5-дневного намокания в польско-немецком походе, кодовое название которого было «Штральзунд». Из тех дней в памяти солнечный Любек сверху. Сегодня пару ночных фото на память – и поехали дальше. Вот они знакомые желтые немецкие указатели «Ausfert» - съезд с трассы. Километраж уже 450 км, в 3.00 ночи встаем на парковке в полях, которые пахнут свежим навозом, так по-весеннему и по-деревенски. Еще 150 км с утра и мы в Эрфурте. Ночная езда не затруднила, под итальянские песенки Челентано не уснешь. Вслушиваюсь в слова, и наслаждаюсь началом путешествия.


11 июня 2017

Эрфурт

В 9.00 прибыли в пригород Эрфурта, где живет Миша. Встреча, кофе, поболтали о том, о сем и гулять – осматривать невеликие, но симпатичные деревенские окрестности. В Эрфурт не поехали, т.к. 10 лет назад были в нем.

Жаркий день после питерской непогоды радует, лето полным ходом – цветут маки, поют птицы, журчит ручей.

Лея (маленькая дочка Арины и Миши) довольно быстро осваивается с нами и мы играем, в последнее время люблю играть с детьми от 0 до 3, вероятно, солнечное тепло этого возраста, их непосредственность и близость к жизненному первоначалу меня очень воодушевляет. Фиби (эмоциональная собака Миши) радуется каждому движению гостей.

На прогулке находим огромный белый гриб, из которого получается полная кастрюля грибного супа.

Встречаем коз и козла, которые пасутся неподалеку, кормим их травой. Солнце припекает, идем домой, Лее пора спать. Потом снова выбираемся на воздух, уже с велосипедами, Арина садится на него после долгого перерыва, но ничего – осваивается быстро, наматываем круги по деревне и соседним, болтаем о разном, час проходит незаметно.

После обеда и непринужденных разговоров снова выбираемся прогуляться, теперь уже за земляникой. Деляночка совсем близко от дома, но нужно преодолеть жд пути, причем в не приспособленном для этого месте. За путями первозданное и дикое по местным меркам место. Этим и привлекательно для русского человека, который любит свободу, стремится к ней всю жизнь, отправляется за нею в страны иные, но в них как раз свободы не так уж и много. Все регламентировано: от места для купания до правил жизни. Поэтому, наверное, столь отрадно перейти через жд полотно эдак по-нашему: где считаешь нужным, а не где написано. Ну, кроме того, там, за путями вкусная земляника.

Нашла вечером огромный том Д.Пригова у Миши на столе. Уткнулась и читала, пока не заснула. Утром - снова за книгу. Еще одно приятное книжное событие поездки. Оказывается, у Пригова есть и такие стихи:

Утренняя

Я вижу долины, за ними вдали

Я вижу холмы незнакомой земли,

Растенья и воды и говор чужой,

И маленький город внизу за спиной.

И темное вижу стоянье огня…

Какая внимательность носит меня?

И чей это глаз без изъяна живой,

Собрал их по крохам и дал мне с собой?!

Я вижу огромную птицу внизу,

Над тенью летящую, верес в лесу,

Подземные норы, корней кутерьму,

Я вижу к корням подступившую тьму,

Над нею – сверканье камней в глубине.

Как все это разом! Как видно все мне!

Как сам отовсюду я виден, мой Бог!
Как страшно и радостно, и нелегко!


12 июня, 2017

Эрфурт - Швебишь-Халль - Базель

Миша убежал на работу, мы собираемся потихоньку, стараясь не разбудить спящих детей и Арину. Солнце не припекает больше, похоже, мы притащили за собой из Питера облачность. Но пора ехать дальше. Через 500 км. новая встреча – в Базеле. Хорошо, как говорится, что на свете (и в разных его точках) есть друзья!

Выехали все же не так рано, как предполагали: невозможно было отбыть, не простившись лично с хозяйкой мансарды на Flurzaun,12. Расстались тепло. Обещали как-нибудь еще заглянуть.

500 км ночью, как ни странно, преодолелись легче, чем днем. По жаре ехать в машине все же утомительно, посмотрим, как это будет позже на велосипеде. На этот отрезок дороги не было никаких заранее приготовленных точек остановки, поэтому пошла импровизация. В какой-то момент понимаю, что совсем где-то рядом дорогой моему сердцу маленький немецкий Швебишь-Халль, в котором была дважды по школьному обмену с самыми родными классами. И точно, городок оказался в 30 км, и даже поворот еще не пролетели. Решено: заезжаем. Ведь и Антон, и Пашка побывали в этом городке, а Ульяна, поскольку сменила школу, вряд ли с одноклассниками здесь окажется, значит, посетит его сейчас с нами. Встали не очень близко от центра – у магазина «Алди», где мы, голодные, покупали когда-то с Пашкой продукты. Помню, что минут за 15 доходили до дома, а жили тогда в самом центре.

Ну, здравствуй, соляной городок на горе, почти не тронутый временем! Летом ты так же хорош, как и весной или зимой. В начале мая 2003 г., когда мы увиделись с тобой впервые, для меня многое было внове, и впечатления от города навсегда соединились с образами моих десятикласснников.

Вот лестница с упрямой козой и ослом, которые никак не хотят идти туда, куда им предлагают – тут мы фотографировались всем классом, смеясь над таким точным образом отношений учителей и учеников. Повторить фото через 10 лет в 2013 г. полностью не удалось, т.к. другие акценты отношений, другой класс, хотя не менее родной.

Летом тут как-то иначе, нет такого волшебства, как заснеженными вечерами марта.

Деревянный театр-Глобус (по модели шекспировского) разобран, и, судя по всему, его хотят сделать стационарным из более современных материалов.

А вот и площадь, непонятно какой формы с брусчаткой, уходящей вверх к собору, и незаметно становящейся лестницей к храму. Площадь расположена на склоне холма, а собор на его вершине. На лестнице (с неё хорошие виды на здания площади) посидеть не удалось, потому что шла подготовка (о! ура, я это наконец хоть одним глазком увидела!) к очень известному театральному фестивалю, который проходит периодически в Швебише. Сценой являются ступени храма. Судя по кусочку репетиции, это выглядит необычно и увлекательно.

Знакомые уголки города, лесенки, мостик с марионетками часовенке, что на мосту… Все на своих местах. И даже в книжном магазине, с которого началось моя велосипедная европейская устремленность, нашелся очередной интересненький велоатлас. Ведь с покупки десятка таких синеньких атласов все и пошло: не сам велотуризм мой, конечно, но необычные идеи маршрутов – они родом отсюда.

Коротали дорогу еще и чтением чудесного романа М.Парр «Тоня Гриммелдал»… На немецких дорогах не укачивает, когда читаешь. Я успешно заменила собой аудиокнингу, которую мы не прихватили.

Через 50 км. Базель. Почти два часа крутились в его окрестностях, пытаясь избежать проезда на территорию Швейцарии по автобану, чтобы сэкономить 40 евро. Крупные трассы в Швейцарии платные, в отличие от бундестрасс. Проезд через немецкий приграничный Городок Вайль-Ам-Рейн дает возможность сэкономить. Заезжаем в Базель как бы со двора, достигаем цели около 22.30. Гриль около дома на горке пышет теплом – нас давно уже ждут к вкусному ужину.

Встреча с Олей, Антоном и Лео, как всегда, теплая, непринужденная и веселая. Анекдоты у Антона припасены на любой случай, а у Оли сыры на любой вкус.


13 июня 3017

Базель

Начало путешествия ознаменовано встречей не только со знакомыми людьми, но и со знакомыми местами, поэтому каждый раз хочется произнести сакраментальное: «И вновь я посетил…»…

Утром прогулка до замка в ближайшей деревне, утренний кофе в самой хорошей местной кафешке. Кофе подается в таких больших пиалах, его много и хватает почти на весь вкусный ореховых кусочек пирога. Боже мой! А ведь, это отпуск наступил!

Антон говорит, что немцев в Швейцарии недолюбливают. Естественное напряжение между соседями. Поэтому благодарить в кафе можно не только на швейцарском наречии, но и на итальянском языке. Италия рядом, поймут, и это даже лучше, чем на немецком.

Переходы по каменным и земляным ступенькам в скале под замком – и вот старинные руины. Напитываемся жарким дыханием летнего 25-градусного дня. В Питере 8-10 тепла, вспоминая об этом, сдерживаем выдох: «Жарко!», потому что +25 лучше, чем +8 в середине июня.

Дома смотрим фото из Англии и Шотландии, где побывали летом Оля, Антон и Лео. Особенно впечатлила усадьба Вальтера Скотта. Велопрогулка по окрестностям Базля не состоялась, т.к. не вписалась по времени. Просто общались, благо Антон был свободен от работы.

Вечером поехали отыскивать замок Neu Falkenstein в 35 км от Базеля, в нац.парке Тульн. Построен на перекрестке дорог с целью их жесткого контроля. Недолгий подъем - и мы на руинах, которые вполне убедительно дают представление о том, каким замок был когда-то.

Замок имеет интересную историю. Построен был, вероятно, в начале XII в. и два века принадлежал баронам Бекбургам. Имя это известно, благодаря т.н. «шафранной войне». Базельский епископ Иоанн Вьенский (1365-1381) чем-то не угодил Герману фон Бекбургу, вследствие чего барон в 1374 году под Сент-Вольфганом совершил набег на караван базельских купцов и захватил большое количество дорогого шафрана. Результатом этого стала 14-дневная осада, захват замка и обезглавливание шестнадцати наемников, которые замок защищали. С 1417 года замок перешел во владение города Золотурн, а затем был использован в качестве места казней. После революции 1798 г. замок превратился в руины. Сегодня осмотреть стены можно круглый год. Расположен в природном парке Thul, Hölzlistrasse 57.

http://www.naturparkthal.ch карта интерактивная https://www.naturparkthal.ch/karte

Сейчас тут можно хорошо провести время: разрешается разводить костер (есть места для гриля), есть вода, ну и виды на долину, конечно, - швейцарские.

Когда мы залезли на самый верх дозорной башни, в воздухе над головами что-то зажужжало. Прямо в лицо внимательно смотрел зависший над башней квадрокоптер, неизвестно кем запущенный с непонятной целью. Нам оставалось только внимательно посмотреть ему в камеру и улыбнуться удивленно.

Замок, словно выросший из скалы на месте прохода, прорубленного в горах в какие-то давние времена, смотрится неплохо с разных точек. Вот так, например, с отрога противоположного холма.

Стемнело, когда приехали в центр Базеля. Самая хорошая парковка вдоль набережной Рейна под мостом, что рядом с Мюнстером.

О Базеле см.: http://www.mishanita.ru/2012/12/22/18108/ и мои фото с подробными комментариями с прошлой поездки: https://vk.com/album19390502_224201651

Вечером в городе пусто, только запоздалые студенты проезжают мимо, светя белыми и красными фонариками. Город велосипедный донельзя.

Желтоватая стена собора со смешным св.Георгием- змееборцем… Змей напоминает собачку, с которой производят какие-то манипуляции: то ли горло люголем мажут, то ли зубы лечат (гуляем по городу в сопровождении Антона-врача).

Направо пойдешь в Эразму Роттердамскому попадешь (в соборе похоронен), налево пойдешь - к Гольбейну попадешь.

Прямо пойдешь, к зданию гимназии попадешь, где преподавал Ницше, а учился Юнг и Дрейфус.

Сейчас тут тоже гимназия, в учительской горит свет и стоит забавная фигура рыцаря в доспехах с нечеловеческим лицом. Мы решили, что это преподаватель, которого довели ученички, или просто такая вот возможная униформа учителя, чтобы ученики не забывали о благородной и опасной по-своему миссии их наставников.

Посреди площади на этот раз не колесо обозрения, а какое-то деревянное чудо.

На противоположном берегу Рейна фантастическое полупрозрачное здание. Сквозь него просвечивают горы… Странно, днем здание выглядит совершенно плотным и реальным… Потом выяснилось, что все же на здании отражается город и гора, просто так вот совпали линии.

Ярко-красное здание ратуши на Ратушной площади, и Василиск у моста – символ города Базеля.


14 июня 2017

Базель – Бодензее - Иннсбрук

Рано утром выехать не удалось, выехали в середине дня. Решили снова сэкономить евро и двигаться не по автобану, а ехать второстепенными дорогам по немецкому берегу Рейна. Трасса Е54. Не знаю, правильно ли это, т.к. тут пробки и едем довольно медленно. Но все время видим Рейн, что развлекает. Долго ли коротко ли, добрались до Бодензее.

Импровизация продолжилась. Решено было отдохнуть от сидения в машине на Бодензее. Ну, и открыть купальный сезон. Вычислили по карте место купания и попали удачно между двумя кемпингами. В одном пляж платный, в другом – нет. Примерно тут: 47.671016, 9.328210

После купания повернули на местную трассу 12, потом на 309 , по которой и добрались до границы с Австрией. Горы приближаются, пейзажи все ярче.

Вот он Тироль. Эти места требуют отдельного экскурса и проработки, можно составить самостоятельный маршрут и на машине и на велосипеде. Вот еще одно местечко с красивыми водопадами и мостами над ущельем по дроге 179 - Stuibenfälle (47.494263, 10.750145) . Подробнее см. https://www.reutte.com/highlights/stuibenfaelle/

Почти сразу после границы вижу перекинутый через трассу на какой-то огромный высоте пешеходный мост…Ну и ну!!! Знала бы, обязательно запланировала бы тут остановку. Мост новый, о нем информации пока немного. Зрелище и снизу вверх впечатляющее, а уж сверху вниз – и представить не могу. См. ниже ссылки.

Австрия: пешеходный мост "Highline 179" и замок Эренберг (47.465620, 10.717622)

Расписание работы и цены см. https://www.highline179.tirol/en

Фотографии русского путешественника см. тут: https://chronograph.livejournal.com/301340.html

Не смогли пройтись по мосту, потому что уже наступал вечер, приходилось торопиться искать ночлег. Имели в виду несколько кемпингов около Инсбрука. В результате со второй попытки (первый кемпинг Camping Tiefental (47.290365, 11.164441) http://www.camping-tiefental.at/ был очень невелик и весь заполнен народом), нашли себе ночлег – в кемпинге Camping Innsbruck – Kranebitten (47.264256, 11.326093) http://www.camping-hall.at/de/Camping-Hall

Дополнительная информация:

Кемпинг Camping Inntal

47.405507, 11.806671

camping-inntal.at

Кемпинг Инсбрук рядом

47.284276, 11.496465

camping-hall.at

Кампинг Инсбрук / Фёльс

47.254453, 11.327249

camping-stigger.at

Camping Innsbruck - Kranebitten

47.264256, 11.326093

http://www.camping-hall.at/de/Camping-Hall


15 июня 2017

Инсбрук ( гора Seegrube) - Zell am Ziller

Этот день решили посвятить восхождению на гору Seegrube (1905 м).

Фуникулер расположен удобно. Нижняя станция – в центре города,

Средняя станция (рядом с зоопарком) чуть выше – нам удобно к ней от кемпинга ехать (47.282558, 11.400611). Поставили машину (парковка платная) и на гору. Фуникулер работает с 7:15–19:15 ежедневно. Цены на билеты см. https://www.nordkette.com/en/

От верхней станции (47.286314, 11.400296) можно перейти на следующий подъемник и подняться еще выше. Итого, станций фуникулера четыре: в городе, у зоопарка, на горе и на самой вершине.

Вид с самой верхней станции на ту, что чуть ниже.

От самой верхней станции до самой вершины горы, где установлен крест на смотровой площадке, нужно идти минут 15 пешком.

На самом верху крест, снежники и на 360 градусов обзор.

Hafelekarspitze - Туристическая тропа на гору и с нее. Трек.

https://www.gpsies.com/map.do;jsessionid=50A430EA358B401502D4FD56347ED622.fe3?fileId=kdwdlnubwiaksmva&language=ru

Насладившись видами, собрались спускаться. Но без специальной обуви верхний отрезок спуска мне показался опасным. Мы проехали чуток вниз на фуникулере. А вот уже дальше шли пешком. Довольно долго и утомительно. Хотя ради таких пейзажей стоит потрудиться.

Маршрут предполагает не только пешеходов, но и велосипедистов - некоторые смельчаки были. «Мамочки мои!» - думала тогда я, глядя на этих героев, еще не зная, что подобные подвиги скоро буду совершать сама в Италии, Грузии и на Дальнем Востоке.

Спускались часа два. С непривычки ноги ужасно устали, палки мы забыли взять из машины. Тренировка получилась на славу. Нам ведь еще на Триглаф предстоит идти.

Полеты во сне и наяву. Тут тебе и самолет, тут тебе и параплан. Тут и мы где-то только что ходили.

Вот так преодолеваются последние километры.

Инсбрук – все о городе.

https://www.innsbruck.info/ru/gorod-insbruk/znakomstvo/dostoprimechatelnosti-insbruka/interesnoe-v-insbruke.html#c6065

К сожалению, в этот день в Инсбруке проходил как-то местный национальный праздник, поэтому все совершенно от церквей до магазинов и музеев было закрыто. Слава богу, фуникулер хотя бы работал. Поэтому пришлось поглазеть на город из окна машины (парковаться в центре совсем не получилось), и оставить знакомство с городом на следующий раз.

Вдоль реки Инн по А12, далее на 169 дорогу до Zell am Ziller (Целль-ам-Циллер). Куда ни глянешь – красота альпийская.

Тут встаем в кемпинге Campingdorf Hofer (47.228410, 11.887118) campingdorf.at

Еще были намечены пункты, но не осуществились:

*Живописный городок Schwaz (N47.34490° E11.70806°)

https://www.silberregion-karwendel.com/

*Schloss Tratzberg https://www.schloss-tratzberg.at/(!!!)

*Schloss Tratzberg (N47.38428° E11.74270°)

* Музей «Кристальный мир» Swarovski Kristallwelten (N47.29399° E11.60262°)

swarovski.com

*Кемпинги: Schloss Camping Aschach N47.28734° E11.57220°

Camping Inntal N47.40551° E11.80667°


16 июня 2017

Zell am Ziller - Wasser Welten Krimml - Zell am See

+ велопокатушка

Вот уж неделя, как мы в пути. А кажется, прошел месяц. Сегодня едем к знаменитому австрийскому водопаду Wasser Welten Krimml . Узнала о нем, конечно же, случайно, пока разрабатывала в прошлом году веломаршрут: есть ответвление Альпен Рад Вег в сторону Кримля. Это одно-двухдневный маршрут.

Набор высоты со стороны Zell am Ziller такой неслабый, что предусмотрительные австрийцы-велосипедисты начинают и заканчивают трек у водопада. Ну, хорошо, на сей раз проеду, как рекомендован: все вниз после осмотра водопада. Сегодня частично будет велодень! А начинаем подъем по одной из панорамных трасс Австрии (хорошо, что я все-таки решила проехать по ней на машине, если бы не Ульяна, то включила бы в веломаршрут). 150

Панорамная дорога Gerlos Alpine Road

https://www.gerlosstrasse.at/gs/de/index

Высокогорная 12-кметровая дорога через перевал Герлос (Gerlos Alpine Road) — это извилистая дорога, которая ведет к водопадам Кримль, частично проходит по региональной дороге 165. Максимальная высота 1630 м. Открывается вид на долину Зальцах (Salzach Valley), а с другой стороны — на долину Циллерталь (Zillertal Valley). На пути к вершине 8 поворотов с максимальным уклоном в 9%.

Исчерпывающая информация тут:

https://autotraveler.ru/austria/gerlos-alpine-road.html#.WloR9Df-vIU

Описание на русском тут: https://venagid.ru/26404-gerlos-alpenstrase

Останавливаемся у такого вот озера. Очень напоминает Норвегию. Облака вытягиваются вдоль гор в совершенно невообразимых формах, изумрудная зелень травы и темная елей, домики и отражающиеся в воде горы.

Итак, сначала нужно забраться по серпантину дороги к водопаду. Наша машина не приспособлена к горным дорогам, колодки горят, едем трудно, пыхтим. Остужаемся.

Вот уже и водопад показался. Автостоянка у водопада (47.214078, 12.169363).

Krimml Watefall ( wasserwelten-krimml.at ) Кримльский водопад пользуется большой популярностью не только в Австрии (входит в 10 самых посещаемых в стране мест), но и в России, судя по количеству русскоязычных качественных рассказов путешественников в Сети. Все подробности: как добраться, как что выглядит – см. здесь:

http://www.himchistka-daugavpils.eu/austrija-6.html

http://travel2travel.ru/krimml-waterfalls/

https://varlamov.ru/1843802.html

Это самый большой водопад в Европе (европейская Ниагара) и один из пяти крупнейших в мире. Высота 380 метров, ширина достигает 15 метров. Имеет три уровня, вдоль водопада проложена отличная тропа, до конца которой доходят, конечно, далеко не все. Организованные туристы не имеют на это времени, пожилые – сил, избалованные европейцы – желания.

Вот первый равнинный участок на пути к чуду природы.

План маршрута. Стоимость посещения – 3 евро.

Мы же, ясное дело, дошли до самого верха. Точнее, Уля сошла с дистанции перед последним взлетом, пришлось ее оставить в кафе с папой. А я добралась до того места, где река Зальцах, спокойно несет свои воды, не подозревая, о том, с какой высоты ей предстоит вскоре низвергаться.

Верхний участок водопада.

Ниже.

Виды на долину сверху – с каждым шагом чуть меняются и снова просятся в камеру.

Одеваться нужно, как для дождя, т.к. брызги летят мощно, влажность 103 процента.

На прогулку вдоль водопада ушло часа 3.5 - 4. После перекуса около машины бросаю прощальный взгляд на водопад, сажусь на велосипед и выхожу на трек.

Участки 1-5 веломаршрута « Tuern Cycle Path »

Krimml – Zell am See (67 км .)

Маршрут «Tuern Cycle Path». Треки, ссылки, ночлеги и т.д. см.:

https://www.esterbauer.com/db_detail.php?buecher_code=TRW

Полезные ссылки о нац.парке Высокий Тауерн:

https://www.nationalpark.at/

http://www.nationalparkzentrum.at/

Я «продегустировала» небольшой фрагмент маршрута Krimml – Zell am See (67 км.). Этот путь можно проделать и в обратном порядке. Если соединить его с маршрутом Via Claudia Augusta \\ Виа-Клаудиа-Августа. https://www.esterbauer.com/db_detail.php?buecher_code=VCA

Собственно, водопад – наиболее значимая цель, которая вполне достигается за один ходовой велосипедный день. Ничего более сильного на этом участке маршрута я не обнаружила. Но ехать хорошо.

Велодорожка идет вдоль речки Зальцах все время вниз, проехала за 5,5. часов 70 км. Совершенно легкий прогулочный формат. Кое-что стоило бы посмотреть повнимательнее, но, в целом, маршрутик не отягощён культурными достопримечательностями.

Долина симпатичная, ручей бодрый, велодорожка с автотрассой не связана – отличный вечерний променад.

Из того, что стоило бы посмотреть, но я этого не сделала из-за вечернего времени:

В районе города Lan - музей минералов Mineralienmuseum (47.246346, 12.215235) http://www.pinzgauer-mineralien.at/

Неподалеку водопад Sulzbachfall (N47.23640° E12.26128°).

Полезная информация:

Рядом кемпинги 1) (47.242987, 12.211096) snp-camping.at

2)(47.242339, 12.210785) campingviktoria.at

Крытый плавательный бассейн (47.247692, 12.225119) https://www.kristallbadwald.at/ )

Я промахнулась с дорожкой, уехала в какие-то дебри (зато нашла место, чтобы стоять в лесу, если понадобиться – N47.21795° E12.24625°), но к водопаду Sulzbachfall уже не поехала, т.к. была одна и не имела запасного времени. Вот такие первозданные места.

В городе Neukirchen am Großvenediger есть подъемник, можно прогуляться в горы. Зимой – отличный горнолыжный курорт. https://www.wildkogel-arena.at/de

Не доезжая Bramberga есть кемпинг Camping Eckhäusl (47.262324, 12.323985)

В самом Bramberg – музей народного быта ( http://www.museumbramberg.at/ )

Городок Hollerbach – австрийское народное деревянное зодчество.

Рядом есть кемпинг Dorfcamping Hollersbach (N47.27473° E12.42015°)

Городок Mittersill (47.277964, 12.492199) http://www.museum-mittersill.at/

Тут Museum Im Felberturm (N47.27790° E12.49156°)

Рядом есть кемпинг (N47.27788° E12.49246°)

По дороге – может пригодиться: место отдыха на озере 47.282336, 12.578812 uttendorf.com

И гастхаус (судя по всему недорогой) Austraße 12, 5721 Lengdorf, Австрия

Далее по пути замок Burg Kaprun (47.274877, 12.770994). Виден издалека.

Самая древняя башня замка относится к XII в., т.к. кладка ее типично романская «в елочку». Сейчас тут проходят всякие мероприятия. Хорошо полюбоваться издалека.

http://www.burg-kaprun.at/pages/de/home.php

В Kaprun есть также музей транспортных средств. Vötter’s Oldtimer Museum Kaprun

Vötters Fahrzeugmuseum, Schloßstraße 32, 5710 Kaprun. На площади 1400 м² представлено более 200 экспонатов (автомобили, мотоциклы, тракторы, паровозы и раритеты), которыми могли пользоваться обычные люди в 50-х – 70-х гг. и позже. Показана также старинная канатная дорога ледника Китцштайнхорн, квартира 50-х годов и самый большой в мире кабриолет. Вход: взрослые 9,90 евро, дети (7-14 лет) 4,90 евро; Семейный билет € 19,90; Группы по 20 человек по предварительной записи. Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00.

В этом же городке Kaprun есть музей быта в деревянном доме. http://www.kaprunmuseum.at/de/kaprun-museum/das-museum/geschichte/

Парк развлечений Familienberg Maiskogel (Einödweg 3, 5710 Kaprun)

Информация о городе: https://www .zellamsee-kaprun.com/de/region/orte-berge/kaprun

Еще из полезной информации по этому дню:

Кемпинги по пути N47.24312° E12.21156°

N47.23881° E12.24147°

http://www.uttendorf.com/de/sommer/rad-bike/ велосипедные короткометражки

Пейзажи долины:

Засветло докатила до кемпинга, в котором уже поставили палатку, сварили гречку и успели отдохнуть Саша и Уля.

Из дневника Ульяны: «Сегодня, несмотря на дождь, мы смогли добраться до водопада Кримль (какое-то знакомое название?). Видовые площадки «свешивались» над потоками водопада. Поднимаясь по серпантину вдоль водопада, мы очень устали. Недавняя прогулка с горы давала о себе знать. Мы с папой остались отдыхать и кушать, а мама полезла дальше. Когда возвращались к машине, уже светило солнце. Потом мы высадили маму с велосипедом, а сами поехали искать кемпинг. Поселились за 28 евро. Самое трудное испытание дня(точнее, ночи) – это то, что всю ночь из соседней палатки доносился мощнейший храп».

Ночевка: кемпинг (N47.30139° E12.81549°) Panorama Camp Zell am See


17 июня 2017

Zell am See - Großglockner High Alpine Road – Lienz - Forni di Sopra

Zell am See первоначально назывался «Целль-им-Пинцгау», издревле был рыночным городом. Но из-за своего расположения на озере и благодаря развитию туризма, постепенно приобрел новое название. Городок «заточен», прежде всего, на активные виды туризма: летом - трекинг и велосипед, зимой - горные лыжи. Но посмотреть, наверное, кое-что и можно было бы. Например, в башне на центральной площади Turm Platz есть городской музей (открыт с мая по октябрь). Информация о городе и регионе: https://www.zellamsee-kaprun.com/de/region/orte-berge/zell-am-see

см. http://www.taxenbach.at/

Город не посетили, т.к. хотели оставить побольше времени на панорамные горные дороги. Порадовалась, что совершили пешее восхождение в Инсбруке, т.к. первоначально планировала покорять горы тут, в Zell am See.

Канатка наверх: https://www.schmitten.at/de/sommer

Любопытный проект «Искусство и горы» - « Kunst am Berg» (похоже на то, что мы когда-то видели в Норвегии). Некие инсталляции, выполненные современными художниками, расположены в пейзаже, они создают некое эмоциональное поле и привлекают туристов.

Этот уникальный проект, запущенный в 1995 году, является неотъемлемой частью Zeller Hausberg. В пяти проектах художники разработали более 30 негабаритных предметов и скульптур. Они распределены по всей горнолыжной и пешеходной трассам, создают диалог между природой и произведениями искусства.

https://www.schmitten.at/de/sommer/kunst-kultur/kunst-am-berg

https://www.schmitten.at/de/winter/kunst-ski-alternativen/kunst-am-berg

Есть также Крытый плавательный бассейн (Leisure Center Zell am See) freizeitzentrum.at

Кемпинг на озере с возможностью купания. Campingplatz Seecamp (47.339771, 12.809359)

http://www.seecamp.at/

Неподалеку от Zell am See водопад Kitzlochklamm (47.289046, 12.975770

Но сегодня нас ждала уже высокогорная панорамная дорогаGroßglockner High Alpine Road (48 км.). Großglockner.

High Alpine Road - одна из самых знаменитых горных дорог в мире. Это одно из самых посещаемых мест Австрии: ежегодно около 900,000 человек. https://www.grossglockner.at/gg/de/index

Проезд с мая по октябрь: до 31 мая с 6:00 до 20:00, с 1 июня по 31 августа с 5:00 до 21:30,с 1 сентября с 6:00 до 19:30. Последний въезд за 45 минут до закрытия.

Цены: https://www.grossglockner.at/gg/de/preiseoeffnungszeiten

Исчерпывающая практическая информация о дороге тут: https://autotraveler.ru/austria/grossglockner-high-alpine-road.html#.WloRFzf-vIU

Пункт оплаты при въезде в заповедник. Велосипедисты, кстати, бесплатно. Да уж, герой, кто сюда на велике едет.

Тут все больше мотоциклисты гоняют. Их так много, что просто даже слишком. Может быть, тут слет у них в этот день?

Машины пыхтят, едут медленно, чувствуется, что у многих отдышка.

Сразу скажу, что машинка наша совсем не была готова к таким горным испытаниям. Везя на крыше 4 велосипеда, снаряжение и нас, «Шкода Фабия» удивленно глядела своими фарами на серпантин асфальта и всячески норовила нам показать, что она хочет назад, на равнину. Пришлось прихватить с дороги камень… Нет-нет, ничего плохого: просто нужно было подкладывать его при каждой остановке под колеса нервно норовящей скатиться вниз машины. Камень на месте – под правым колесом, и тогда можно выйти из авто полюбоваться видами.

А полюбоваться есть на что. Даже несметное количество народу на смотровых площадках не мешает… На фоне величественных гор все превращается в стаффаж и люди, и машины, и пасущиеся горные козы. (Стаффа́ж - нем. Staffage, от staffieren — украшать картины фигурами) — в пейзажной живописи небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение)

По-итальянски «serpente» - «змея». И понятно, почему горная дорога называется «серпантин»: они словно длинные змеи, извиваясь, складываясь в кольца, заползают на гору – красиво и немножко страшно.

Так красиво, что просто дух захватывает, хочется прыгать, вбирать в себя эту мощную поразительную силу гор, удивляться и навсегда унести с собой увиденное.

Панорамы, пожалуй, лучше всего передают необъятность простора горного пейзажа.

А вот этот вид мнет что-то очень напомнил… Я сфотографировала, но не вспомнила. И только сейчас через полгода, посмотрев ретроспективу фильмов Тарковского, понимаю, что это почти кадр из его фильма…

Впереди последний рывок – виднеется смотровая площадка с приметной башенкой.

В башне имена тех, кто погиб на строительстве дороги. А строили ее во многом каторжане. Об этом рассказано чуть дальше на стендах у перевала. А у горного озера (тоже дальше по дороге) стоит вагонетка – «рабочая лошадка» горняков.

Со смотровой площадки открываются еще более обалденные виды. Можно свериться с картинками и определить, где какая гора.

Смотровую площадку, магазины сувениров и кафе сторожит местный абориген – горный козлик.

Вот еще виды гор.

Чуть дальше смотровой площадки (высшая точка пути) после некоторого спуска новый пейзаж – горное озеро с отражающимися в нем снежниками.

Тут тоже небольшой горный приют с традиционно раскрашенными окнами.

Можно побродить по горам. Есть маркированные маршруты.

Мы даже и хотели попробовать пройтись, у меня был скачен трек тропы, что начинается на самом перевале. Вот тут:

Саша попробовал подняться, а мы с Улей замерзли в момент и вернулись к машине – был очень сильный ветер, и с тропы просто сдувало.

Перебрались на другую сторону малюсенького тоннеля под перевалом.

Нашли указатели на тропы, но тут же висела ленточка, закрывающая проход. Снежно очень. Ну, не судьба тут побродить… Значит, отдельно приедем. Между делом трекинг, наверное, не делается все же. Начинаем спускаться с перевала. Все знакомые названия впереди: Шпиталь, Лиенц…

Спустившись до середины примерно, случайно свернули с основной дороги, ведущей в долину, а когда поняли, что снова едем куда-то наверх, было уже не развернуться. Докатили до горной гостиницы. Схем нашего движения обозначена на карте стрелками. Стрелка показывает, где мы ушли на второстепенную дорогу.

На следующей схеме видно, до какого места мы доехали и потом повернули обратно. И виден горный маршрут, до начала которого мы не смогли заехать – очень уж крутой показалась дорога. Не рискнули.

Оказалось, что мы добрались до очень интересного места в заповеднике Nationalpark Kärnten. А именно Glocknerhaus (47.070181, 12.768115). Тут отличная смотровая площадка, горный приют, начало интереснейших горных маршрутов.

https://www.outdooractive.com/de/wanderung/ferienregion-nationalpark-hohe-tauern/gletscherweg-pasterze-mit-gamsgrubenweg/1549184/

Карты маршрутов: http://nationalparkerlebnis.at/de/233-eventportal/erlebnisportal/lehrwege/1242-1242-gletscherweg-pasterze.html?newId=1242

Неподалеку внизу маленькая часовенка. Kapelle beim Pasterzenhaus Закрытая, конечно. Но гугл карты предлагают заглянуть внутрь – очень забавный интерьер.

Крытая галерея – это дорога, по которой мы не рискнули взбираться.

А жаль, потому что совсем наверху, оказывается, вот тут (47.074784, 12.753355) на Franz-Josefs-Höhe, в конечной точке Высокой альпийской дороги Grossglockner захватывающий вид на самую высокую гору в Австрии Wilhelm Swarovski Beobachtungswarte.

И отсюда начинается маршрут Alpe-Adria-Trail на самый большой Ледник Восточных Альп: 9 км вечного льда, над которым возвышается гора Гросслокнер (3,798 м). Первый этап маршрута - поездка на маленьком поезде – фуникулере, Grossglockner Gletscherbahn

http://www.gross-glockner.at/de/sommer/tickets-und-preise/grossglockner-gletscherbahn
а потом уже пешком.

Подробности можно найти на сайте: http://nationalparkerlebnis.at/de/

Остается сказать, что информацию о такой удивительной дороге я нашла совершенно случайно, когда «шарила» по гугл карте, выстраивая логистику веломаршрута. Оказалось, что в Альпах, конечно же, целая куча панорамных дорог, одна другой краше. Информацию о них собрала на вместе, привела в порядок и приготовила к использованию на будущее. Но даже если бы мы и знали обо всех этих возможностях, за раз все не успеть. Есть отличный сайт, где расписаны все дороги Евразии, в том числе и панорамные трассы разных стран: https://autotraveler.ru/


Панорамные дороги Австрии.

История всех современных альпийских дорог тесно связана с бумом туризма в 1950-х годах. Раньше люди поднимались или пересекали негостеприимные горные вершины только для торговли, для поиска полезных ископаемых или для выпаса крупного рогатого скота летом. Романтика 19-го века открыла Альпы как пригодную для жизни и привлекательную для отдыха природную территорию. Вера в сверхъестественных горных духов уступила место научным интересам, и вскоре первые альпинисты отправились открывать дикую красоты гор.

С ростом технических возможностей все сильнее становилось у людей желание «испытать» горы и себя. Материальные условия послевоенной Австрии были плохи, и именно туризм давал перспективу экономического роста страны. Это предусматривало строительство альпийских дорог. Трудно даже представить себе, насколько несовершенны были строительные средства в то время. Прославленные дорожные строители, например, Франц Уоллак, сделали так, что технологии и природа гор не противоречат друг другу, но гармонично соотносятся и по сей день.

Вот тут схема высокогорных панорамных дорог в этой округе.

Первую из указанных на схеме панорамных дорог Gerlos Alpine Road мы обкатали, поднимаясь к водопаду Кримль.

Вторую – самую длинную Großglockner High Alpine Road изучили сегодня.

Еще три небольших «панорамных» дороги располагаются неподалеку от очень уже известных нам Филлаха и Шпиталь-ан-Драу. Эти трассы можно подключить к веломаршруту Альпен Радвег. См. мой отчет http://velocrunch.ru/travels/austria-2016

О трассах подробнее см.:

Die Goldeck Panoramastraße: https://www.goldeck-panoramastrasse.at/gp/de/index

От города Zlan до города Stockenboi. 7 км. Zlan расположен между Spittal an der Drau и Villach. Можно совершить сначала автомобильный проезд по дороге, а потом от одной из парковок пойти на трекинг. Дорога открыта с мая до середины / конца октября ежедневно с 08:30 до 17:00.

Строительство Goldeckstraße связано с развитием горнолыжного района Голдек, который существует уже более 50 лет. Горнолыжная зона Голдек сегодня доступна по канатной дороге от Шпитталь-ан-дер-Драу. Голдек: походные развлечение для всей семьи: геокэшинг, грибная тропа, каринтийская кухня.

Трекинг:

• Походы на вершину Голдека (без маркировки) – легко - около 40 мин.
• Поход в хижину Голдек - около 50 минут.
• Круговой маршрут Kapeller Alm-Gusenalm-Thörl-Goldeckgipfel-Parking
Замечательный пешеходный маршрут № 210 по зеленым альпийским пастбищам, прекрасный панорамный вид, время в пути около 2,5 часов.
• Обзорный тур по Hochstaff. Маршрут № 287 до Гусеналм. Затем следуйте по пути № 201 в направлении Weißensee. Под перекрестком находится соединение пути 287 слева к вершине Хохстаффа, время ходьбы около 5 часов.

Высокогорная дорога Villach Alpine Road

https://www.villacher-alpenstrasse.at/va/de/index

Находится в Австрии и имеет протяжённость 16.5 км. Начало строительства в 1912 году. Она проходит между Villach-Möltschach (550 м) через смотровую площадку Росстратте (1732 м.) ниже горной вершины и к вершине Dobratsch (1,732 м) в центре национального парка. Дорога носит исключительно туристический характер. Во время движения по дороге открываются захватывающие дух панорамные виды города Villach, Karawanken и крупнейший карст в Восточных Альпах на южном склоне Dobratsch. Открываются горы Словении и Италии. Дорога открыта для проезда круглый год. Запрещён проезд для мотоциклов с 20:00 до 07:00. Тут расположен Naturpark Dobratsch заповедник Добрач https://www.naturparkdobratsch.info/

Adventure Villach Alpine Road: 11 смотровых площадок, альпийский сад и Rosstratte
Прямо в начале горной дороги четыре изгиба ждут автомобилистов и байкеров, которые быстро ведут вверх. Дорога извивается вдоль длинного участка добрацкого хребта, проходящего через геологически интересную территорию. В верхней части маршрута лес сменяется огромными горными пастбищами и скалами.

Автостоянка P - Stadt- und Seenblick. С высоты 862 м открывается прекрасный вид на город Филлах, седьмой по величине город в Австрии.

• Вальдраст на высоте 965 м над уровнем моря (P3). Идиллическое место отдыха находится посередине смешанного леса и дает представление о разрушении замка Финкенштайн над озером Фаакер. Впервые упоминается в середине XII века, теперь замок служит местом проведения фестивальных выступлений.
• На отметку в 1000 (автостоянка P4 Schüttblick). Впечатляет вид на оползневую зону, созданную тысячи лет назад крупным землетрясением, и вид на Юлийские Альпы с многочисленными пиками.
• На высоте 1 307 -кульминация Dreiländerblick (P5) - панорама трех стран Австрии, Словении и Италии!
• Alpengarten (P6) на высоте 1 483 м. На площади в 10 000 м² около 800 альпийских растений из трех климатических зон поддерживаются и поддерживаются добровольными любителями природы. Почти половина растений находится здесь, в их естественной среде обитания: так что вы находитесь в середине настоящего природного сада! Альпийский сад открыт ежедневно с начала июня до конца августа с 09:00 до 18:00 (отдельный вход). Нужен час для осмотра.
• На автостоянке P6 «Rote Wand» предлагает великолепный вид на бездну красноватые скалы Джулианских Альпы. Могучие скальные падения привели к уникальному виду на южной стороне Добраца.
• Приют Айчингерхютте, на высоте 1650 м. Это альпийский район Добрач. Здесь есть интерактивная выставка «Правитель неба - птица в парке Добрач», информационный центр. Панорамный вид на многочисленные озера.

*Росстратте - на высоте 1732 м, автостоянка P11 - это конечный пункт дороги Villach Alpine Road. Маленькие дети будут в восторге от приключенческой площадки, а взрослые от геологической тропы «От моря до горы», рассказывающей о появлении Добрача.

• Можно дойти до вершины Добрачча (2167 м) - время ходьбы около 90 минут. Тут находятся две самые высокие паломнических церквей в Восточных Альпах. Подсказка: The Panorama Summit Trail с захватывающей платформой Gams и Summit View (примерно 20 минут пешком от P11).


Дорога Nockalm Road https://www.nockalmstrasse.at/na/de/index

имеет протяжённость 34 км и поднимается на высоту 2,042 метра. Она соединяет Innerkrems (1,500 м) и Reichenau (1,095 м). Благодаря градиенту в 10%, дорога доставляет уникальное удовольствие для водителей автомобилей и мотоциклистов, на дороге 52 витка серпантина. Дорога Nockalm Road открыта для движения с мая по октябрь. Запрещён проезд для мотоциклов с 18:00 до 08:00.

Вернувшись на основную дорогу, ведущую в долину, Саша и Уля поехали на машине вниз, в магазин, а я на велосипеде обследовать веломаршруты в этой части заповедных гор. Вниз чего бы ни покататься! Начала отсюда (N47.03984° E12.84265°). Еду по границе нац.парка Высокий Тауерн. Веломаршрут отличный. Проехала 25 километров.

На этом горные приключения дня еще не закончились. Нам нужно было добраться до кемпинга в районе Фриульских Доломитов. Минуем Лиенц, не заезжая, и вновь начинаем лезть в горы.

Вот они – Доломиты. Не спутать ни с чем эти торчащие в небо , подобно плавникам огромной рыбы, скалы.

Ночуем неподалеку от городка Forni di Sopra в кемпинге Campeggio Tornerai Di Colman Pierino (46.419585, 12.595615) http://www.campingtornerai.it/

Из дневника Ульяны: «Сегодня мы перебрались через горный перевал. Это были Альпы! Вечные снега, сильный ветер и кучи мотоциклистов! Горы 3000 метров и выше! Очень красиво! Но горы шутить не любят, поэтому, когда мы хотели пойти на тропы погулять, Альпы будто говорили нам: «Не ходите без подготовки!» - и обдували холодным ветром. Как только мы спустились немножко, мама снова села на велосипед, а мы с папой отправились в магазин. До кемпинга в следующем горном массиве нужно было ехать 100 км. Но мы удачно добрались. Кемпинг был пустой и простенький. Когда мы обосновались в нем, я успела досмотреть «Волчий дождь» и пролила не одну слезу. Умеют-таки японцы подергать за самые тонкие струны души».


18 июня 2017

Forni di Sopra -Pardenone – Chioggia

+ велопокатушка по островам венецианской Лагуны

Первоначально, планировалась дневка и трекинг в Доломитовых Альпах Фриули Джули. Это не такие «раскрученные» Доломиты, как в районе Больцано, но не менее интересные. Подготовила треки, маршруты, рефуджи, но, увы, прокопались на маршруте, и один день «съелся». Суетиться не хотелось. Уверенно планирую пешеходный поход по Доломитам. Подготовленная информация на всякий случай здесь:

Доломиты Фриули. Интерактивная карта. http://www.parcodolomitifriulane.it/en/

http://www.parcodolomitifriulane.it/wp-content/uploads/2017/04/TraversataValCimolanaGIAF_PNDF.pdf

http://www.parcodolomitifriulane.it/wp-content/uploads/2017/04/Scheda_MontCiavac.pdf

rifugiopordenone.it - valbinon.it - rifugiogiaf.blogspot.it - rifugioflaibanpacherini.it

Подходящая трасса от кемпинга до кемпинга.

http://www.parcodolomitifriulane.it/wp-content/uploads/2017/04/TruiDaiSclops_PNDF.pdf

треки:

https://www.bikemap.net/en/routeplanner/#/z15/46.4749605,11.3043094/terrain/plan:7006b8513963e58bfaddd3a90959a4eb

Время летит быстро, Альпы и Италия необъятны, пришлось немножко свернуть программу и ограничиться кратким посещением Pardenone . Это небольшой малоизвестный северо-итальянский город в регионе Фриулия Джулия. При наличии времени стоит, конечно, совершить небольшое путешествие и по окрестностям этого города, т.к. им посвящен целый буклет.

Города, достойные внимания, около Pardenone:

Maniago («город нгожей»):позднеготический собор 1488 г., руины замка, площадь, лоджия, итальянский сад, часовня св. Иакова 13 в., музей кузнечного дела.

Valvasone – маленький средневековый городок римского происхождения. Древний замок. Фрески в церкви св. Петра и Павла.

Spilimberqo - многочисленные дворцы, многие из которых все еще сохраняют фасады с фесками. Замок, фасады которого украшены фресками. Собор санта-Мария-Маджоре является одним из самых важных готических зданий Фриули. Школа Мозаики, известная во всем мире. Музей мозаичного искусства.

Provestra San Giorgio della Richinvelda - церковь Сан-Леонардо, хорошо сохранился важный цикл фресок, выполненных в 1496 Джанфранческо Толмеццо.

Casarsa Della Delizia – родина Паоло Пазолини. одного из самых важных фигур культурной жизни ХХ в. учебный Центр Пазолини.

Dan Vito al Tagliamento - художественно-исторический музей, замок с фресками, музей крестьянского быта, кафедральный собор св. Вита с богатым собранием произведений искусства. Муниципальный театр «Пазолини». Церковь S.Maria dei Battuti фрески Pomponio Amalteo (1505-1588), Церковь благовещения, с циклом фресок второй половины 14 в.

Cordovado - средневековая деревня с хорошо сохранившимся замком, площадью, храмом Богоматери и монастырем отцов-доминиканцев. Входит в список красивейших деревень Италии.

Brugnera - Вилла Варда, типичный пример венецианской виллы с большим парком, часовня; ледяной дом, в котором часть в грунте накапливаются снег и лед.

Sacile – архитектура эпохи Возрождения.

Polcenigo - Церковь SS. Троицы, построенный между14-16 вв., величественный деревянный алтарь 17 в., Доменико Толмеццо, ценные деревянные хоры, различных алтарей и многочисленными фресками. На площади около 65 гектаров Сельский Парк "Европарк" и церковь с серией фресок.

Caneva ed il Cansiqlio - на берегу реки Ливенца находится важный археологический памятник Палу-ди-Ливенце из списока всемирного Наследия Юнеско, где в эпоху неолита (V-IV Тысячелетия) стояла деревня на сваях.

Фильм про Pardenone http://www.comune.pordenone.it/it/citta/scopri/film-pordenone-una-citta

Сайт коммуны: http://www.comune.pordenone.it/it/citta

Музеи, искусство: www.comune.pordenone.it/museoarte

Мост Адама и Евы через Noncello.

Pordenone стоит на речке Noncello. Это милый зеленый и, конечно же, старый город. В нем сохранился интересный исторический центр с улицей Виктора Эммануэля и старинными палаццо.

«Дом Капитанов» XVв.

Палаццо Коммунале - здание муниципалитета. Кирпичная постройка 1291- 1395 гг.

На центральной башне лоджия и астрономические часы, которые показывают фазы луны. На вершине ее уже знакомые нам два мавра, отбивающие на колоколе каждый час. Такие фигуры есть, наверное, в каждом уважающем себя городе Венето. По сторонам часовой башни симпатичные готические башенки.

Представляет интерес церковь Chiesa della Santissima Trinitá.

Церковь Святой Троицы Порденоне у реки Noncello. Построена в 16 веке недалеко от речного порта, предположительно на фундаменте небольшой часовни красным (по цвету одежды) «Братством Святой Троицы». Это сообщество состояло в основном из юристов, нотариусов, врачей и т. Д. Они помогали нуждающимся и тем, кто попал в плен к туркам. Создателем храма был один из членов общества Ипполито Мароне - священник, нотариус и архитектор, который создал церковь братства.

Церковь восьмиугольная в плане и круглая внутри. Украшена фресками художниками - учениками и последователями известного мастера Pordenone. В 1555 апсиду храма расписала Giovanni Maria Zaffoni , известная как Calderari (иллюстрация серии эпизодов Ветхого Завета: создание вселенной, продажа Иосифа братьями, Моисеем перед фараоном и т. д.

Фрески в боковых часовнях (Вознесение и Преображение) выполнены Pomponio Amalteo (1505-1588).

От эпохи барокко сохранились надстройки алтаря и алтарь Св.Троицы Gaspare Nervesa (выполнен в 1611 г). по соображениям безопасности, учитывая частые наводнения реки, хранятся в Гражданском музее. У входа есть отметки о наводнениях, которые случаются тут частенько.

Колокольня собора высотой 80 метров была всегда видна за много километров.

Duomo San Marco di Pordenone. Конечно же, внутрь попасть не удалось. Двери на замке.

Мы приехали в выходной день, полным ходом шел какой-то праздник, похожий на день города, с ярмарками товаров ручной работы, с шествием духовых оркестров. Фрески в капеллах Дуомо посмотерть не удалось, но настроение было все равно хорошее и праздничное!

И все-таки Дуомо. Строился долго с XIII и далее. Украшен фресками известных художников той эпохи: Пардедоне и мастерами его школы: упоминавшаяся уже выше Giovanni Maria Zaffoni , известная как Calderari и другие мастера.

Подробное описание Дуомо см.:

http://www.pmap.it/parrocchiemap/consultazione/parrocchie/scheda.jsp?icsc=7600092

В особенно известна Cappella Montereale Mantica.

После знакомства с Парденоне немного проехали в машине до Iesolo, откуда удобно начинать велопокатушку по Венецианской Лагуне. Как известно. Венеция – не для велосипедистов, а вот по островам лагуны проложен веломаршрут. Километраж не большой, но по пути несколько паромных переправ. Конечный пункт город Кьоджа.

Практическая информация по Венеции, в том числе про езду на велосипеде.

https://www.veneziaunica.it/ru/content/

Лагуна: http://www.veneto.eu/m2-venezia-laguna

Любопытно, что впервые слово «лагуна» было употреблено, чтобы описать конкретное природное явление – Венецианскую лагуну. И только спустя время остальной мир как бы позаимствовал это выражение для своих заливов, ограниченных коралловыми рифами и песчаными косами. Венецианская лагуна сформировалась около 7 тысяч лет назад, после Ледникового периода. Причиной послужило наступление моря на сушу, в результате чего большая часть Адриатической прибрежной равнины была затоплена. Внешний вид лагуны сегодня – это дело рук человеческих. В 15-16 веках венецианцы сделали все, чтобы не допустить превращение данного места в одно сплошное болото. Проекты по осушению большинства островов сделали их пригодными для комфортного проживания. Некоторые острова являются полностью искусственными. С течением жизни островки расширялись и соединялись мостами. Так постепенно и возникла современная Венеция, в которой водоём играет важную роль, так как с ним связан весь общественный и частный транспорт, который здесь, как известно, является водным. https://spiritrelax.ru/laguna-di-venezia/

Начало пути прошло легко, но уже первый паром создал некоторые трудности, связанные с преодолением языкового барьера. Продавая билет, девушка что-то такое сказала мне про велосипед, и я напряглась… Какое-то условие проезда с велосипедом на пароме… Выяснилось, что она просто хотела меня предупредить: если на кораблике будет очень много народу, то капитан может меня с велосипедом не взять. Народу было много – проходящий паромчик шел из Бурано в Венецию, но меня взяли на одну остановку. Стоимость проезда, кажется, 10 евро. Первая паромная переправа из Punta Sabbioni на Lido - пристань S .Nicolo.

Вдалеке видна Венеция…

Следующий паром идет с острова Lido на остров Pellestrina. Тут ходит випоретто № 11 и автобус такого же номера, совмещенный с паромом и частично на нем перемещающийся. Билет выдается на две переправы:Lido - Pellestrina и Pellestrina –Gioggia , действует билет примерно полтора часа.


Узкий остров, протянувшийся всего 10 километров, Pellestrina. Маленькие цветные домики с видом на лагуну, сады и дикие пляжи.

Остров рыбаков сохраняет свою историю и традиции. См.: http://www.veneto.eu/dove-andare-dettaglio?path=/DoveAndare/VeneziaLaguna/Pellestrina&lang=it

На самой оконечности острова есть небольшой парк с бункером времен войны Ca 'Roman. Туда можно проехать на велосипеде или пройти пешком по узкой каменной перемычке. Я не стала этого делать, т.к. солнце садилось, паромы ходили все реже, я торопилась в Кьоджу.

Этот город произвел на меня огромное впечатление. «Маленькая Венеция». Как часто приходится встречаться с таким определением в разных городах Европы, но по-настоящему это имя подходит именно Кьодже. Собственно, на примере этого горда утром я и показывала Саше и Уле, что такое примерно Венеция, которая была рядом, но в которую на этот раз мы не собирались. В Венецию нельзя заехать на минуточку, на денек…Бессмысленно.

Пока добиралась до кемпинга, наткнулась на праздничное костюмированное шествие. Сегодня тут праздник!

Кемпинг Campeggio Al Porto (45.225186, 12.297589) http://www.campingalporto.com/

обосновался на самом берегу моря, которые было, конечно, теплым и доставило Уле массу удовольствия, пока я каталась по лагуне и тренировала ноги и итальянский язык. Вечером пошли гулять по городу и слушать музыкальные выступления фестиваля «Голубая рыбка».


18 июня 2017

Chioggia – Posticciola

На побережье выстроились рыболовецкие конструкции с сетями.

Первая половина дня была посвящена прогулке по Кьодже. Как ее только ни называют: и «сестра Венеции», и «бабушка Венеции», и даже «прабабушка»… Город выглядит молодо, в нем просто и хорошо.

Канал Вена, львы-коты на мосту Риальто ди Кьоджа.

Хороший рассказ о городе тут: https://vicamilleri.com/italia-chioggia/ и тут

http://dare-speranza.livejournal.com/229168.html

Кьоджа находится в 25 км к северу от Венеции, и также стоит на нескольких островах, которые соединены мостом с материком у курорта Соттомарина. Покровители - св. Феликс и Фортунат (праздник 11 июня). Кьоджа существовала во времена Римской империи, но пала жертвой варваров. Со времён Средневековья это один из крупнейших рыболовецких портов Италии, владение которым у Венеции оспаривала Генуя. Гольдони поместил в ней действие пьесы «Кьоджинские перепалки»(Википедия).

Вот как характеризует Кьоджу П. П. Муратов: «Кьоджа, вторая столица Венецианской лагуны, первенствует среди этих поселений рыбаков и мореходов. Почти всё сообщение былой Венеции с югом Италии и с заморскими владениями Республики шло некогда через Кьоджу. В XVIII веке город кишел всеми теми, кто избегал иметь дело с венецианской полицией, но стремился быть поближе к Венеции. Сюда стекались контрабандисты, банкроты, шулера, ростовщики, шарлатаны и поставщики запрещённых удовольствий. Казанова не раз оказывался гостем лагунного городка и посетителем его странных притонов». (Википедия)

Из памятников старины в Кьодже сохранились романский собор Девы Марии (перестроенный в середине XVII в.) и церкви Сан-Мартино и Сан-Доминико, обе XIV в.

После Кьоджи долгий 400-кметровый переезд в Пустичоллу, к месту перебазирования всех членов экипажа. Прощаемся с Венето до следующего раза.


21 июня 2017

Posticciola - Spoleto - Ancona

Последний день переезда к началу первого итальянского велопохода «От моря до моря». По пути – город Сполето. Заехали посмотреть на него одним глазом, т.к. пару часов для этого города, конечно, мало. Очень подробно рассказ о Сполето и его храмах можно посмотреть у многоуважаемого sibeaster.

Начало тут: https://sibeaster.livejournal.com/240271.html (и далее 10 постов продолжения)

Припарковались около пересохшей реки недалеко от нижней станции эскалаторов, что бесплатно и с прохладцей поднимают посетителя прямо к замку и собору – как раз они виднеются вдалеке.

Вот так выглядит это чудо туристической техники. Очень удобно.

Схема изучения достопримечательностей Сполето:

Cattedrale di Santa Maria Assunta. Постройка с долгой историей, подробно см. https://sibeaster.livejournal.com/241540.html

Мозаика выполнена в 1207 году, имена авторов написаны под изображением крупными буквами.

Внутри храм был переделан в 18 веке в неоклассическом стиле.

но сохранились с более раннего времени капеллы Эроли - 1497 год, реликвий - 1540, капелла Святейшей (в оригинале Santissime) Иконы - 1623) и портик (1491).

Наружные кафедры у портика собора.

Каменная резьба портала XIII в.

Львы, охраняющие вход.

Римский саркофаг – теперь фонтан.

В соборе есть украшенные фресками капеллы династии епископов Эроли (построены в 1497 г.), которые управляли Сполето 100 лет. В капелле святого Леонарда любуемся фресками Пинтуриккьо.

Капелла Вознесения Богородицы . Автор фресок Якопо Сикуло.

На своде капеллы изображены - Адам. Ной, Моисей и Мельхиседек.

Есть еще две больших сюжетных фрески: кающийся Иероним (со львом) и призвание апостола Петра.

Гротески на окнах.

Эта капелла сооружена в 1623 -1626 годах для хранения местной реликвии - т.н. Святейшей иконы. Икона, по преданию, была передана городу императором Фридрихом Барбароссой,

584 584 (2)

Самая известная часть собора Сполето - это апсида, фрески в которой написаны Филиппо Липпи. в 1466 - 1469 годах, Липпи похоронен здесь же в соборе. Цикл фресок посвящен жизни Богородицы - Благовещению, Рождеству Христову, Успению и Коронованию.

Соседняя капеллу св. Таин слева от апсиды (конец XVI века, лепные украшения выполнены в 1672-1682 годах Джованни Фонтана из Фолиньо, а живописные работы - Пьетро Лабруцци и Либорио Кочетти в конце XVIII столетия). Главная тема - евхаристия, потолок в маленьких фресках с различными событиями, по стенам картины на ту же тему, но побольше, а между ними помещены ангелы с орудиями Страстей.

Еще несколько деталей интерьера храма.

сайт Сполето собор http://www.keytoumbria.com/Spoleto/Duomo_Eroli_Chapels.html

После собора поднимаемся на эскалаторе еще выше к замку. Отсюда можно посмотреть сверху на собор, на город, тут есть музей (судя по рассказу и фотографиям sibeaster, очень достойный), но у нас не было времени на него.

Со смотровой площадки около замка отличный ракурс на мост Il Ponte delle Torri.

Еще одна церковь, которая была, к счастью, открыта – Сан Никола. См. https://sibeaster.livejournal.com/241203.html

Сокровища интерьера находятся в музее, а снаружи в люнете церкви фреска 1404 г., Богородица, блаженный Августин и святой Николай Мирликийский

Далее прогулка по городу – что успели… Например, римский амфитеатр – вполне убедительно выглядит.

Церковь Санти-Джованни-э-Паоло - одна из старейших неперестроенных церквей Сполето (освящена в 1174 году). Есть несколько ценных фресок разных эпох внутри. Открыта в субботу и воскресенье.

Palazzo Comunale e Pinacoteca

Поскольку Сполето возник в плане совершенно импровизационно, то должной подготовки не было. Просто гуляли «на ощупь». Поэтому некоторые места так и не могу интерпретировать.Например, вот это. Что за здание – не могу понять. Снаружи довольно интересные изображения.

Прогулка по средневековым улицам, то ступеньками, то пандусами вьющимися по рельефу Сполето, доставила много радости.

В общем, сюда нужно вернуться.

По пути к Анконе хотела еще заглянуть в гроты http://www.frasassi.com/

Но в один день такие масштабные посещения не вмещаются. Мы уже не успевали и в гроты, и к пашиному поезду поспеть.

Зато рядом обнаружили Santuario Madonna di Frasassi Tempio del Valadier ( http://www.turismo.marche.it/Guida/Chiese/T/4/ST/3 )

В пещере Frasassi находится Святилище Мадонны Фрасасси, Марии Инфра Сакса. Это простое каменное здания, интерьер которого частично высечен в скале. Рядом находится Tempietto del Valadier - восьмиугольное строение, возведенное в 1828 году папой Львом XII, уроженцем Генги, и спроектированным известным архитектором Джузеппе Валадье.

Удивительное место. Народу почти никого. Часовни в скалах вызывают у меня всегда какое-то сильное переживание. Может быть, потому что в самом начале именно в таких местах и возникали святилища? И тут они кажутся настолько естественными, что сомнения уходят, а вера становится по-детски доверчивой.

Опыт этого путешествия в том, что можно совмещать полезное с приятным. Если уж не потянуть авиабилеты на 5 человек, а всех в поход и в отпуск интересный нужно как-то отправить, то чудеса логистики, соединенные с красотами горных пейзажей Италии и Австрии, помноженные на удивительные фрески, памятники, города и природу Италии, могут в этом помочь. Ура!