Отчет о велопоходе по Аландам июнь 2012
(10-й класс вальдорфской школы в Дачном – 17 человек)
Отчет написан скупым языком фактов, т.к. более художественно оформленное впечатление от этого маршрута уже было создано мною ранее, при первом прохождении маршрута несколько лет назад.
См. отчет Аланды 2008
1-й день (23 июня, суббота)
Подъезд до Турку.
2-й день (24 июня, воскресенье)
Турку-Парайнен (кемпинг)
Прибытие в Турку. К терминалу паромов. 11.00. Встреча с двумя участниками, которые подъезжали на маршрутке. До 14.00 знакомство с Турку ( Порт - около терминала) –замок -Порт –Артур (собор св.Михаила ) – кафедральный собор Турку). Все музеи закрыты. Подъехала к воротам музея народного быта: он находится в соседнем от собора квартале. На горочке. Ни разу не удавалось проехать мимо, и тем более зайти в этот музей. На этот раз по случаю субботы он тоже был закрыт.
См: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/326152 и Музей ремесла Луостаринмяки
(Координаты: 60°26?49? с. ш. 22°16?39? в. д. / 60.446944° с. ш. 22.2775° в. д.)
Обед в 15.10. Проезд Турку – Каррина. Ехать, следуя синеньким стрелочкам-велоуказателям, внимательно читать названия. Примерно 20 км. Велодорожка идет вдоль трассы, то с одной стороны от нее, то с другой. Главная забава – нырять в велотоннели и выныривать из них, вписываясь в повороты.
Обед в 15.10. Проезд Турку - Каррина
Выезд в Каарину – Парайнен. Кемпинг Solliden aurinkoranta 7 21600 Paraintn.
Вечером наслаждались тишиной, финскими пейзажами, лазали по сказам в поисках видов, кадров, земляники, уединения, приключений. Кто чего искал. Дежурные довольно организованно готовили еду, участники довольно аккуратно поставили лагерь. Хорошо, когда руководителю можно не напрягаться на организацию очевидных вещей. Я тоже отдыхала этим вечером. За что огромное спасибо группе.
Проехали 27-35 км.
Cитуации: прокол шины у Антона, падение Наташи (не вписалась в резкий поворот дорожки, которая переходит с одной стороны трассы на другую), потерялись на извивах дорожки Андрей, Алексей, Никита.
Информация: на въезде в Каарину есть «Призма», «Лидл»
3-й день (25 июня, понедельник)
Парайнен (кемпинг) – 8 км.от Паргаса
Подъем в 8.00 Завтрак. Выезд в 10.00
Парайнен, информационный центр: карты и расписание паромов.
Храм: старинные фрески, орган.
С третьего раза подъехали к смотровой площадке Карьера. Надо ехать по дорожке, идущей под мост для грузовиков, которая ведет на карьер. Смотровая площадка в Промышленном музее, что справа по ходу на карьер. На сам карьер заходить как бы нельзя.
От Парайнена поехали по 30 веломаршруту, который уходит от трассы 180. Может быть, и зря. В прошлый раз тоже так ехала. Ничего особенного на дороге нет, только рельеф мучает. И километраж набегает. Стоит от Парайнена ехать направо, огибая карьер, а не налево от магазинов.
На этом пути, примерно в районе поворота на Атто стало плохо Сергею. Группа остановилась его ждать. Пока Сергей приходил в себя, пошел дождь. Группа начала промокать. Похолодало. Около полутора часов продолжался перерыв в движении. Мы уже не надеялись успеть на паром, но имели в виду кемпинг в относительной близости к парому. В районе 14.00 двинулись потихоньку по дороге на соединение с трассой 180. Тут выяснилось, что у Сергея велосипед, во-первых, абсолютно не по росту ему, а во-вторых, сломалась педаль, причем серьезно. С этой неутешительной информацией абсолютно замерзшие мы выехали на 180 трассу. Тут увидели кафе с деревянными домишками, где мне показалось возможным переждать дождь. Нам разрешили. Зайдя греться в кафе, мы начали решать проблему велосипеда. В результате очень милая девушка София просто спасла нас. Во-первых, она не выгоняла нас из кафе, несмотря на то, что мы явно отпугивали посетителей, шумели, сушили свои накидки. Во-вторых, она помогла нам созвониться с автосервисом, что в семи километрах от данного места в Паргасе. И в конце концов выяснилось, что буквально в 10 метрах от кафе есть три домика и место для палаток. Т.е. типа кемпинг, как-то относящийся к этому кафе. В результате всего Андрей и Антон отправились на автобусе с велосипедом (это можно) в Паргас чиниться, обратно ехали верхом (на велосипадах), Автобус идет Паргас – Нагу, мы планировали, что поедем до Нагу и дальше, а Андрей и Антон догонят нас на автобусе.
Но дождь лил потоками, поэтому и мы решили воспользоваться идеей остаться в домиках пережидать дождь и не отрываться друг от друга далеко. Дождь перестал часа через два. Выглянуло солнце. Стало сразу весело. Как будто дождя и не было. Единственный минус – трудно было приготовить еду, пока этот самый дождь шел( в домиках есть только электрочайники). Обошлись пюре с рыбой и чаем с бутербродами.
Проехали:30 км.
4-й день (26 июня, вторник)
Кемпинг на развилке на Паргас –Корпо – пристань Голтби – паром на о.Кокар (кемпинг)
Подъем в 4.30. Выезд планировали в 6.00, но задержались, как всегда. Наводили уборку в домиках. Выехали в 7.00 Из-за этого опоздания и рельефа за 3 часа не одолели расстояние в 45 км. и на 10.00 - часовой паром не успевали категорически.
Благо, в этот день по расписанию следующий был не в 17.30, а в 15.15. Мы поехали в Корпо, часов в 12 были там. Распогодилось. Завтрак давно «провалился», решили поесть. У магазин в Корпо устроили обед: молоко+хрустики(мюсли) +апельсины+ чай с бутербродами.
По быту еще важное: туалет находится с задней стороны здания ресторана, что напротив магазина примерно.
Потом осмотрели маленький центр города.
Оказалось, что в Корпо есть улица Бейкер-стритт (где-то напротив церкви). Производит впечатление и сама церковь 13-14 вв. Лютеранская. Освящена в честь архангела Михаила. Главные объекты внутри: деревянные скульптуры 15 в. Богоматерь с младенцем, св.Еатерина, св.Олаф, св.Георгий. Очень красива резьба деревянного перехода над залом. Роспись на потолке и стенах выполнена местными художниками в древности, по мотивам легенд о св. Олафе и св. Георгии. В технике «наив», если такая тогда была. Дверь в храм открывается с помощью противовеса в виде гири.
Еще стоит обратить внимание на памятник известному финскому композитору Сибелиусу. Будучи студентом, он провел в этих местах два года. Что-то даже написал тут, музицировал с братьями и сестрами.
В 13.15 выехали с сторону пристани Готлби. Приехали за 1.5 часа и хорошо. Т.к. распорядитель парома очень напрягся, увидев такое количество нас. Спросил про бронь. Хотя мне точно известно, что бронировать велосипедистам ничего не надо. Но размер группы….наверное, не имеется в виду.
Позвонил - разрешили. И вот еще нововведение: 5 евро собирают в высокий туристский сезон с велосипеда за проезд по Аландам. Билет действителен все время пребывания (т.е. весь сезон).
Сели на паром, через 2.5. часа прибыли на остров Кокар. Он маленький, уютный. Кемпинг в 15 мин. езды от пристани. Обосновались. Прекрасный душ, кухня.
Поехали гулять по острову. Нашли (буквально в 500 м. от поворота на кемпинг) начало пешеходной тропы. Надо идти по скалам по белым меткам. Через 2 мин. окажетесь у выложенного камнями лабиринта. Везде это фото иллюстрирует идею о том, что на острове когда-то была стоянка древнего человека. Я не очень понимаю, почему это так, но по лабиринту (который мы нашли, кстати сказать, не сразу, а только на обратном пути) походили для сюжета, который снимала Оля.
Потом поехали назад, как бы мимо поворота на кемпинг, по дороге на оконечность острова. Там церковь (ее видно, когда подплываешь к острову). На месте старого францисканского монастыря. Старинные кресты на кладбище. Интересный акустический эффект. Если стоишь на камнях спиной к морю, лицом к храму, то громко сказанное слово резонирует с храмом. Как в зале звук. Пофотографировали в лучах вечернего солнца. Вечером – круг в воспитательных целях и спать.
Ситуации: опоздали на паром, Валера схватил клеща.
5-й день (27 июня, среда)
Остров Кокар – остров Фогло (паром) – пристань Дегерби – главный остров архипелага пристань Свино - Мариенхамн
Антон потерял в кемпинге велошлем (!??). Непонятно, кому он мог понадобиться на этой поляне. С этого началось утро.
Подъем в 6.00, паром в 8.50 Кокар – Фогло. Направление парома на Лангнас. Прибыли на Фогло в 11.00 вместо 10.35. Дождь и холодный ветер.
Остров пересекли очень быстро. Про Фогло много читала, что там волшебная природа, тишина и покой. Поскольку было очень нежарко, то просто проехали остров насквозь, приветливым он нам не показался. В 11.45 уже были в 2-х км. от пристани Дегерби. Кстати, логично ехать по острову именно с севера на юг, т.к. все время вниз едешь. Если ехать наоборот, тягун - подъем будет. У поворота на пристань – развилка. Направо – к пристани, налево 2 км. до церкви. Церковь стоит на полуострове, голос ее колокола слышен далеко по воде. Поэтому церковь считалась всегда храмом мореплавателей-рыбаков.
На пристани были в 13.00. Магазин. Перекус под ветром и дождем.
Запрыгнули в паром греться. Всего 20 мин. плыли. Выгрузились в 14.30 на пристани Свино. Ехали до Мариенхамна в основном по велодорожке, часто тягун вверх.
По дороге: музей дворянского быта (усадьба), развалины часовни, церковь Норби. Внутрь не попали. Напротив церкви на трассе магазин, кафе, туалет. Погрелись и перекусили. Сильный ветер ехать тяжело.
Прибыли в Мариенхамн кемпинг в 18.00
Ужин, обследование пешеходной тропы (погода наладилась). Смысл имеет смотреть только часть этой тропы - вход в нее со стороны терминалов паромов. В конце набережной.
6-й день (28 июня, четверг)
Мариенхамн- 14.45 отплытие в Стокгольм – электричка на Содертелье – Ярна (школа)
Утром купили билеты на паром в паромном центре Викинга. Расположен на главной улице-бульваре, где бюро информации. Работает с 8.30 до 18.00.
Выехали из кемпинга примерно в 11.30. Сразу мимо церкви св. Георгия (зашли в нее, конечно) и к музею моря и кораблю «Поммерн».
Группа отправилась на экскурсию, а мы – искать велосервис. Он находится при веломагазине на ул.Skarpansvagen. Ориентир – здание библиотеки с часами. От него налево уходит улица. По левой стороне ее несколько с отступом от красной линии веломагазин и сервис.
Поменяли спицы. Купили систему переключателей на велосипед Никиты. Тормозные колодки. Купили еды на паром в магазине по соседству.
В 14.00 встретились с группой - и сразу на терминал «Викинга». На пароме пристроились у окна поесть мюсли, йогурт, бутерброды, термоса. Не очень удобно на фоне ресторнов, но справились.
Прибыли в Стокгольм в 18.30. Сразу на велодорожку и к станции Стокгольм-Содра. Езды такой группе, как наша, по центру Стокгольма с остановками на светофорах - минут 20. Электричка в 19.30 уже почти уходила. Следующая подходящая наша была в 20.15. Пока оформляли билеты, провозили велосипеды через контроль, прошло полчаса. Погрузились без проблем. По два велика в одни двери. Но все погрузились в один длинный вагон. Увидели, что в вагоне есть и веломеста (пространство для велосипедов).
Доехали до станции «Содертелье-хамн», сразу пересадка в противоположную электричку до станции «Гнеста». Через 10 минут – станция «Ярна». Там на станции к нам подошел русскоговорящий Валентин, некий учитель или что-то такое из какой-то школы, что ли, в Гнеста. Чем-то мы так его заинтересовали, что он уфотографировал нас и ловил нас еще два дня по Стокгольму, желая взять интервью, которое мы ему так и не дали.
В вальдорфскую школу Сольвик можно ехать двумя путями: направо от станции Ярна на мост и через центр городка, мимо церкви (кстати, там велодорожка уходит резко вниз, чтобы потом выйти на трассу) или налево от станции Ярна по трассе все прямо до поворота на Йеттерярну. С поворота уже почти виден антропосовский центр. Мимо него – 3 км. до поворота на школу.
До школы доехали часов в 23.20. Разбудили, кажется, ее обитателей. Нам разрешили жить в помещении, которое под актовом залом.
7-й день (29 июня, пятница)
Ярна
Спали до 12.00 Завтрак. Поехали в Антропосовский центр. Там сувениры и покупки в их магазине, потом развлечения на снарядах, тарзанке и проч.
Товары оплатить по нашим картам не удалось, нужна какая-то спец. полоса. Поехали менять деньги в Ярне и продукты покупать. Там AGI недорогой магазин.
По дороге назад у меня порвалась цепь. Я шла назад пешком. И не так уж долго получилось.
В школе отдыхали, гуляли, собирали ягоды, чинили велосипеды.
8-й день (30 июня, суббота)
Ярна – Содертьелье – Стокгольм (кемпинг Бреданг)
Выехали в 10.00 из школы. Вновь поставленная цепь вела себя плохо. Пришлось сделать остановку на ее исправление. Продолжили путь в 10.40. До Содертелье по второстепенной дороге доехали довольно быстро(15 км. Рельеф не очень большой). Там все прямо по главной улице Nykopingsvagen почти до конца города - поворот на музей физических экспериментов Tom Tits. Расположен на улице Astrabaken.
Там народ завис на 2 часа. Вроде интересно. Все понравилось. Нам сделали скидку на группу 10 процентов, но все равно получилось дороговато: 14 евро на человека.
Мы с Андреем опять поехали искать велосервис. Нашли. На ул. Grongatan, это возле вокзала Sodertelie sentrum. Выезд из Содертелье в сторону Стокгольма довольно прост.
Держать курс на Стокгольм, но не на трассу Е 4 -Е 20. А на второстепенную дорогу 584. Если бы была внятная карта, то к Стокгольму подъехали бы без проблем. Но велоаталас Стокгольма я не взяла, и этого куска маршрута у меня не оказалось. А по велоуказателям что-то мы заблудились. На подъезде начались трудности при развязках. Указатели велосипедные дают очень конкретную (местные районы) информацию, и трудно понять, куда ехать в принципе. Заплутали ужас как почти в двух километрах от кемпинга Бреданг, куда ехали. Прибыли туда усталые: спас телефон Андрея с функцией определения нахождения. Мой же навигатор периодически «умирал» и показывал нечто невнятное.
Кемпинг недорогой оказался - 100 евро на всех. Мы оплатили 2 ночи. Душ хороший, кухня, правда, не очень. Слабые электроплитки с духовкой и две микроволновки. Ночью нас напугал дождь. Но не пошел по-настоящему.
9-й день (1 июля, воскресенье)
Стокгольм
Выехали в 10.00 из кемпинга по зеленому маршруту. Доехали до ратуши-красавицы.
Теперь нет живой очереди, чтобы попасть на башню, а при покупке билета дают время посещения. Обычно это через час после покупки.
Мы закупили на всех карту гостя Сокгольма. Думаю, что напрасно так сделали, но информация была слишком разноречива. Удобство только в том, что не надо считать всех детей и предъявлять их. Каждый сам заходит с картой и все. По карте гостя на двое суток – все выбранное нами бесплатно. Были бы порасторопнее, могли бы много музеев осмотреть.
40 сек.стоит вход на башню. На самый верх не пускают теперь и сделали решетку, сквозь которую плохо снимать панорамы. Ну это виды известны:
Спустились в 13.15. Известной дорогой, мимо музейного острова, минуя бульвар Карла, поехали к Миллесу (парк скульптур на острове Лидинго). Были там в 14.00.
Час там. Потом назад через телебашню на Юргорден. В 16.00 были у Юнибакена. Очереди нет – сразу попали. Музей Линдгрен освоили за полчаса. В 17.15 отправила всех в «Вазу», т.к. дети довольно быстро изучают музеи. Им хватило 40 минут и в «Вазе». Просто рекордсмены.
Перекусили чем было с собой. Есть, конечно, захотелось, но тут нас настиг Валентин. Отправили группу активистов на поиски продуктовыго магазина. Не нашли. Замерзли. Поехали восвояси. В воскресенье магазины не особо поздно работают. Но нашли ACI до 22.00 работающий. Это было уже далеко от центра, в районе метро Линденхольм.
Поехали в кемпинг. Но ужин не хотел готовиться категорически. То воду дежурные посолили прежде времени, то еще что-то не заладилось. Короче, поели тем, что удалось приготовить.
10-й день (2 июля, понедельник)
Стокгольм – Мариенхамн (паром)
Собрались, выехали в центр Стокгольма. Посетили смотровые площадки на Содере. К 12.00 поспели к разводке караула у Королевского дворца. Перегнали велики к обменнику «Форекс», где базировались в прошлый раз (у метро «Гамластан»). На час пошли гулять по острову.
В 14.00 группа отправилась исследовать метро. Без меня (я сторожила велики) не особо вникли в его устройство и мало что увидели. Несколько жаль.
В 15.15 выехали по дорожке в сторону Рыцарского острова. Зашли на минуту в усыпальницу королей, и быстро на паром. Куда и заехали благополучно в 16.45.
Разорились на шведский стол (12 евро детский). Зато о еде можно было не вспоминать до обеда следующего дня.
В 23.50 выгрузились (едва не прохлопав остановку) в Мариенхамне. И знакомой дорогой в кемпинг. Вполне могли бы заехать не с главного входа и переночевать по-тихому. Но группа слишком большая и шумная. Поторговались с охранником и встали на ночлег за 100 евро.
11-й день (3 июля, вторник)
Мариенхамн – замок Кстехольм – замок Бомарсурд (кемпинг)
Выехали часов в 9.00. Знакомство с Мариенхамном. Велосипеды оставили на велопакровке у т.н.зоопарка и входа в парк с пляжем. Там свободногуляющие павлины и смешные петухи и прочие птицы в домиках. В городе - стеклодувная мастерская (идти по главной улице и налево улочка с красным типичным финским домом деревянным).
Далее по указателям на трассу 2 (вдоль нее велодорожка). До Jormala, где старинная церковь у дороги. Далее остановка в Gotbi – где единственный на острове супермаркет (мы решили, что пора как-то и поесть). Далее ехали до замка Кастехольм, остановились, чтобы осмотреть его и соседний фольклорный музей.
Еще 10 км. ненапряженной езды и мы прибыли к крепости Бомансурд, где и встали в кемпинге. После ужина отправились на гору (т.н. Дьявольская гора), что возвышается над местностью. Там тоже планировалась боевая башня, но не была построена.
Крепость имеет интересную историю, связанную с Крымской войной. Историю эту я и зачитала детям на смотровой площадке по книге: Антонова Ю.В. «Замки и крепости Швеции и Финляндии» М, , Вече, 2010. В лесу и по обочинам дороги масса земляники.
12-й день (4 июля, среда)
Бомарсурд (кемпинг) – остров Вёрдо (пристань Нумвелик) – остров Кумлинге (деревенский кемпинг)
Утром выехали из кемпинга, сразу за мостом небольшое белое здание – музей Бомансурда. Там показывают фильм (на русском!) об истории крепости. Интересно. На маленьком соседнем острове Тоффто есть тропа, по которой при желании можно прогуляться (отмечена столбиками, ведет по интересным объектам истории острова), далее нам встретился музей связи острова (почтовый тракт тут пролегал), но дороговато показалось стоит это удовольствие. На самом деле – 2 евро, но у нас уже не было ни цента лишнего. Проехали мимо.
До парома на Кумлинге было еще долго, поэтому посмотрев церковь Вёрдо (на перекрестке дорог), повернули в сторону кемпинга с пляжем (мы когда-то там останавливались). Хозяин оказался столь же неприветлив, что и три года назад. За то, чтобы искупаться на их пляже, он попросил 40 евро. Мы отъехали в сторону и купаться ходили без велосипедов. А кто купаться не хотел, поехали на оконечность острова по очень красивой в конце острова дамбе.
Когда настало время двигаться к парому, подъехали к пристани Hummelvik – уплыли на остров Кумлинге, где находится интересная церковь с росписями (францисканская традиция). Кемпинг в 11 км. – нашли легко. Хозяин очень приветливый. Кемпинг такой деревенский, с солнечными батареями в душе и простыми удобствами. Недалеко от кемпинга пристань, куда пристают паромы южной ветки судоходства Аландов – отсюда на о. Соттунга рукой подать.
13-й день (5 июля, четверг)
Остров Кумлинге (деревенский кемпинг) – остров Брёндо
Утром пытались посетить церковь, но выяснилось, что накануне в ней был концерт (знали бы – заехали бы вечером), и поэтому наутро она закрыта. Очень жаль. Зато открыта была старинная аптека, где с нами очень живо пообщалась на английском (очень хорошем!) служительница аптеки. Она работает тут всю жизнь и преданна своему делу. Проезжали мимо огромной для такого острова школы со стадионом (наша меньше…). Отплыли на остров Брёндо. Там довольно быстро доехали до кемпинга, который давно облюбовали (тот, что при ресторане и очень дешевый). В 2-х километрах от кемпинга большой футбольное поле, куда мальчишки поехали играть в футбол, часть населения группы отправилась на сбор ягод (земляники тут всегда много). Скоротали вечер за такими мирными занятиями. После общего сбора за ужином решили, что готовы преодолеть завтрашний длинный ходовой день, компенсируя отдых неходовых почти последних 2-х дней.
14-й день (6 июля, пятница)
Выехали рано, чтобы успеть на нужный паром. В 10.00 были уже на материке (пристань Оснас). Второй завтрак и в путь. Небольшая остановка в Кустави - зашли в церковь, и - поехали. Нам надо было до вечера доехать до Турку. Планировалось не более 90 км. Почему-то набежало несколько больше. Ехать было трудно по трассе, которая 20 км. не имеет в виду велосипедистов, т.к. веломаршрут уходит в сторону. Узкая дорога с приличным трафиком + рельеф и большая детская группа – это нервно. Слава богу, вскоре появилась широкая полоса для велосипедов, но в этот момент пришлось остановиться почти на час, т.к. у Паши лопнула шина. После ремонта продолжили движение. Когда настало время обеда, стали прицеливаться к какому-то крупному (судя по шрифту на карте) городу. Выбрали Миетойнен (казалось бы, там должен быть магазин), но магазина там не оказалось, пришлось ехать голодными дальше. Поесть удалось только в районе Нуунайнен (там на трассе заправка и магазины). Далее ехали спокойно до Турку. Надо было ехать в ближайший кемпинг Наантали, но привычка – вторая натура, и я повела зачем-то в Русайло. Уже на подъезде к острову поняла: что-то тут не то. Толпы молодежи… Выяснилось: тут рок-фестиваль. Я глазам не поверила – ведь Русайло заповедный остров, звери тут живут и палатки ставить нельзя, типа, чтобы зайцев не беспокоить…. На момент прибытия к кемпингу мы накрутили уже 114 км. Пришлось развернуться и ехать в Наантали. Туда прибыли в ночи. Рецепшен закрыт, встали сами. Код проникновения в душ, туалет и кухню сообщили добрые постояльцы. Все устроилось. Ночью подъехал Саша. За день проехали 134 км.
15-й день (7 июля, суббота)
Саша с Ульяной отправился к 10.00 на остров Мумитроллей, а мы завтракали и собирали лагерь. Провели общий круг, на котором поделились впечатлениями от похода. В 13.00 где-то выдвинулись тремя машинами. Границу прошли легко. В полночь примерно достигли Рощино. Развозку детей по домам закончили на следующий день.
За весь поход проехали примерно 550км.