Велопоход по Аландским островам (Июль 2008)
Маршрут: Подъезд: Переезд Рощино – Торфяновка – Турку (кемпинг Русайло) - - дорога 1931 на Velkua и кемпинг Livonsaari – паром до Hakkenpaa - дорога 1961 до Taivаssalo - Kustavi - паром Osnas - Ava ( Brando) – по острову через Etela –Varstala - о. Ava – острова Brando - пристань Torsholma - причал Hummeivik ( Vardo)- кемпинга Sandosund - крепость Бомарсунд – замок Кастельхольм – Годби – Мариенхамн - трасса 1- Eckero (кемпинг) - Паром Eckero – прибытие в Грислихамн (Швеция) – Упсала - Старая Упсала - Сигтуна (кемпинг) - Мёрста (электричка) – станция Карлсберг (Стокгольм) – Миллесгартен – музейный остров - кемпинг Bredang - Стокгольм (знакомство с городом)– станция «Стокгольм Содра» - станции Ярна (дневка) – электричка до ст. Solna (Стокгольм) – Скансен – паром Турку – Хельсинки (кемпинг Эспоо Oittaa) - «Эврика»(Тиккурила) - Витреск – кемпинг – Хельсинки – СПб (автобус).
Группа:
1 день
Подъезд: Переезд Рощино – Торфяновка – Турку (кемпинг Русайло)
По сложившимся обстоятельствам группа отъезжала в Суоми двумя группами. Первая партия – 10 человек с велосипедами и вещами на двух заказанных машинах. Остальные должны были выехать из Рощино в этот же день ближе к ночи и к утру прибыть в Турку, где встретиться с основной группой и начать поход.
Итак, мы встретились в 6.30 у метро «Черная речка». За полчаса загрузили два комфортабельных «Форда»: по 5 великов со снятыми передними колесами прекрасно влезают + вещи. Маркером подписали свои колеса, чтобы не перепутать при сборке.
Машины фирмы «NevaCar» - прекрасное обслуживание: вежливо, спокойно.
Телефоны фирмы: 921 433 25 00 (Дмитрий), 951 674 95 48 (водитель Сергей). Нас довезли до Турку и даже до самого кемпинга Руссайло ( 9 км от Турку) за 60 евро с человека.
Отъехали в 7.05. Около 8.00 подхватили в районе Белоострова Светлану и Дашу. Довольно быстро доехали до Выборга. В районе 10.30 были на границе (Торфяновка), где увидели огромную очередь машин. Правда, она двигалась. Около 13.00 начали проходить таможню. Оформили декларации на свои велосипеды. На всякий случай.
В 14.30 были уже на территории Финляндии. Дорога очевидная: сначала до Хельсинки, потом по Кехе 1 на трассу 1 (Е 18) до Турку, где на Е 18 есть указатели на кемпинг Руссайло. Кемпинг находится в самом конце острова Ruissalo, который является национальным парком. Там всякая живность бродит и велодорожки проложены так, что, проехавшись по ним, можно прекрасно ознакомиться с островом. Что мы и сделали, едва разместились на обширном газоне. (Прибыли в кемпинг около 19.00). Здесь действует кемпинговая карта, которая дает скидки в определенных кемпингах ( как я поняла, в тех, что фигурируют в журнале «Кемпинги Финляндии»). Мы заплатили 7 евро за обновление имеющейся у нас такой карты. (Кажется, скидкой удалось воспользоваться только в кемпинге под Хельсинки Oittaa).
Под залог в 5 евро выдают магнитную карту для пользования удобствами и кухней. Мы всем этим воспользовались. Погода, обстановка – все очень душевно. Запахло летом…и только газонокосильщик тарахтел до 9 вечера. Все было хорошо, и даже комары не беспокоили.
Информация про кемпинг: За палатку 14 евро. По Camhing Card Scandinavia – 9 евро. + за взрослого 4 евро, за детей до 16 лет – 2 евро. Мы заплатили 75 евро за всех ( 7.5. евро на нос).
Проехали по дорожкам Руссайло около 16 км.
2 день
Турку (кемпинг Русайло) – Турку (центр) - дорога 1931 на Velkua и кемпинг Livonsaari.
Подъем в 7.00 по финскому времени. Около 9.00 завтрак уже был готов. Мы паковались, но Саша и К еще не добрались до нас. Хотелось позавтракать всем вместе. Завернули кашу в спальник и продолжили сборы. Около 10.00 (как и договаривались) торжественный въезд нагруженной до отказа машины. Перераспределение вещей и подготовка к первому дню маршрута заняли несколько больше времени, чем предполагалось. Выехали в 11.00, и это не замедлило сказаться. Несколько поплутав по развязке, прежде чем попасть в центр Турку (на этом мы тоже потеряли время) – надо ехать на мост. Настроить навигатор не успели, ехали по карте. Выехали в конце концов удачно к собору св. Михаила (Puistokatu, 16 - в районе, который носит название Порт-Артур). Это собор, построенный архитектором Л.Сонком в 1905 г. Здесь присутствует смешение неоготики и северного модерна. Особенно интересен интерьер храма. На наше счастье, собор был открыт (9.6-19.0 открыт с 11 до 18, 5.5-8.9 с 10-13) и мы насладились его красотой. Туристов водят сюда не часто, и путеводители не особенно подробно отмечают это место. А напрасно.
Далее проехали по набережной в сторону Информации, где оказались около 13.00. По дороге заглянули в музей-аптеку (точнее, в травяную лавку). Узнали, что интересующий нас паром из Velkua (пристань Htnttila) отправляется, как и было указано в путеводителе И.Гуревича, дважды в день: а именно, в 8.15 и в 15.00. Мальчики решили, что 36 км. за два часа легко проедем. Теоретически – может быть. Но они забыли, что дорога не знакомая – ориентироваться надо, а группа первый день на маршруте… Короче говоря, знакомство с Турку оставили на обратный путь и… понеслись. Выезд с набережной очень простой: до улицы Koulukatu – Skolgatan (на картах города – красным цветом выделена как основная магистраль) и далее по Naantalin pikatie - а там по велодорожкам, что идут вдоль трассы 185, внимательно следя за стрелочками велоуказателей (везде ищем «Naantalin… км.»). 12 км. до Naantalin. (Если хочется посмотреть город, надо вовремя свернуть по указателю на центр). Мы проехали мимо. Затем по указателю «Luonnomaa 3 км.». Проехав пос. Kultaranta, выехали к трассе 189, указания на велодорожку не нашли. По грунтовке с указанием на поле для гольфа не поехали (хотя, возможно, именно там и предлагается проехать велосипедистам, судя по велокарте), повернув на трассу. Проехав километра 4, увидели тоннель, который вновь появившаяся велодорожка обходит сверху справа. Проехав мост между островами Luonnomaa и Otava, в 14.50 по местному времени решили передохнуть и перекусить тем, что было. На этот момент мы проехали 19 км. от Турку.
На трехчасовой паром мы не попадали (ехать было еще ого-го сколько). Остановились сразу за мостом – там ларечек и место для отдыха.
Жарко было очень, хотели искупаться, но место для купания, обозначенное на карте, не существует уже (там «приват» какой-то свежепостроенный). Для купания нужно было остановиться до моста – он возвращаться нам не хотелось уже. Около 16.00 поехали дальше по дороге 1930 (5 км.) До Merimasku идет прекрасная велодорожка. За мостом движение продолжаем по основной дороге. (Как я понимаю, на финских велокартах красным отмечены участки дороги по велодорожкам, а синим – без них). Проехав еще 4 км., повернули на дорогу 1931 на Velkua и кемпинг Livonsaari. Проехали еще около 8 км. и 2 км. по дорожке до кемпинга.
Он вообще-то для караванов, но нас пустили. Уютный - «для своих». Кухня и большая столовая на рецепшене – но мы не стали наглеть, да и далеко ходить. Встали у воды, рядом домик – со столом, там и готовили на своих плитках. Кран на улице рядом. Души-туалеты чуть пройти. Поле футбольное. Прекрасная детская площадка. Улька умудрилась пообщаться на каком-то детском наречии с финской девочкой. Пришли в себя, искупались, сыграли в футбол и с темнотой легли спать. А вставать-то рано – надо успеть на паром.
Кемпинг 60 евро.
За день проехали: Руссайло-Турку (9 км.), по Турку (3-4 км.), Меримаску (24 км.), до кемпинга 10 км.= 48 км.
3 день
Кемпинг Livonsaari – паром до Hakkenpaa - дорога 1961 до Taivаssalo - Kustavi - паром Osnas - Ava ( Brando) – по острову через Etela –Varstala - о. Ava – острова Brando - пристань Torsholma - причал Hummeivik ( Vardo)- кемпинга Sandosund
Подъем в 5.00. Выезд назначен на 7.00. В 8.15 паром, до которого 6 км. Выезд прошел организованно, к парому подъехали заранее. Как мы поняли, провоз машины на подобных «белых» паромах надо бронировать заранее по телефону + 358 (0) 2-4585942.
Не перепутать паромы! С одной пристани почти одновременно уходят два: белый (платный даже для нас) и желтый (т.н. «кусок дороги» - бесплатный для всех). Желтый ходит постоянно на остров Palva. Действительно, если вы приезжаете на пристань среди бела дня – между 9.00 и 14.00, то реально съездить на остров и посмотреть кирху (как советует И.Гуревич) 1793 г.
Ну, а мы-то погрузились на белый паромчик и минут 25 плыли. Для нас это был первый паром – а сколько их еще впереди!
Паром платный даже для велосипедистов (что редко в этих местах): 1.5 евро с детей, 3 евро взрослый и 2 евро за велосипед. Мы еще не знали, что в лицо и паспорт не заглядывают, и детей у нас было мало. Потом мы учли, что наш молодцеватый вид может нам помочь сэкономить. Заплатили 65.5. евро + 15 евро за машину.
Около 9.00 прибыли на пристань Hakkenpaa. Далее 8 км. по дороге 1961 до Taivаssalo. Сначала по дороге, а ближе к населенному пункту начинается, как обычно. Велодорожка, которая прямо приводит к каменной церкви Святого Креста 1300 г. Очень интересный интерьер.
30 мин. провели у церкви. К нам подошла девушка, представилась корреспондентом местной газеты. Сказала, что не видела тут иностранцев, кроме какого-то мальчика из Канады, который искал дорогу (!!!заблудился?) (мы решили, что это она в силу своей молодости не видела. Не может быть, чтоб их здесь не было до нас). Короче говоря, мы рассказали кто мы и откуда, прорекламировали вальдорфскую школу заодно. Она сфотографировала нас, обещала прислать на эл.почту материал.
Немного информации:
VELKUA
У общины Velkua прекрасное транспортное сообщение с материком, сюда можно попасть хоть водным путем, хоть на автомобиле, от города Naantali, например, поездка занимает всего полчаса. Для получения туристами информации в поселке Kummeli существует многопрофильный информационный центр. Для любителей экзотики на острове Palva есть маленькая деревянная церковь Святого Генрика "Vesitiekirkko", где освящаются летние свадьбы. В Velkua исключительно чистые рыбные воды, и Вы можете ловить рыбу в течение всего года
TAIVASSALO
Когда впервые в 1638 году между Турку и Стокгольмом было организовано почтовое сообщение, использовали уже сложившийся в Средние века маршрут. На перевалочном берегу Helsinginranta в Taivasalo, куда по морскому почтовому тракту прибывала раньше вся почта, сохранились до наших дней фрагменты того причала. Почтовый маршрут стал сегодня велосипедным туристическим маршрутом. Восстановлено расположенное у дороги живописное поместье Jarppila,
В настоящее время и каждый год самым популярным в Taivassalo событием начала июля становятся дни лова сельди и ярмарка салаки. Из достопримечательностей этого любимого туристского курорта следует отметить каменную церковь Святого Креста, построенную в 1300-ых годах и представляющую собой, кроме всего прочего, еще и большую редкость с точки зрения оригинальности архитектуры. В музее Taivassalo собрана коллекция из 7000 ценных экспонатов. Прекрасный ориентир из красного гранита, установленный перед кафе Merituuli, является природным символом Taivasalo
Свое название Kustavi получило от имени шведского короля Густава III, который основал церковную общину на финском побережье архипелага. Характерным для Kustavi является множество магазинчиков от производителей, торгующих изделиями кустарного промысла, летних ресторанов, гостевых коттеджей и дачных поселков. История появления в Kustavi деревянной крестообразной церкви датируется 1783 годом. Красивые модели кораблей свидетельствуют о благодарности местных морских волков прошлых лет к их родной и любимой общине. Маяк Isokari - самое популярное место паломничества. В связи с выходом книги местного писателя Volter Kilvi "Kirkolle" был разработан в 1999 году по случаю его юбилея для интересующихся культурой края тематический экскурсионный маршрут. Прекрасное транспортное сообщение связывает Kustavi и Аландские острова. Корабли от причала Vuosnainen регулярно ходят на Аланды, а с причала Laupunen по остров Inio. Мост Kaitainen соединяет Кустави и Taivassalo. Это один из самых длинных мостов Финляндии был построен в 1982 году через пролив Kaitainen. Его длина - 460 метров, высота над уровнем моря - 13.5 метров. С моста Kaitainen в направлении Tuulvesi открываются самые восхитительные морские пейзажи Taivasalo. А старинный каменный мост через пролив Muntinsalmi, построенный в 19 веке из валунов, является составной частью государственного музея дорог.
От Taivissalo до Kustavi 16 км. по дороге 192. В Kustavi прибыли около 12.00, зашли в магазин АВС, напротив за деревьями красная церковь, в которую не успели, т.к. торопились уже на паром. До него от церкви 2 км. Этот паром желтого цвета. Ходит часто (какждые 20 мин.), но тоже есть определенное расписание. Машин понаехало много, думали уж, что наша машина не поместится, но нет – все влезли.
По острову, на который мы переправились, надо было проехать 8.5. км до пристани Osnas. Расписание паромов у нас было, но очень внимательно надо смотреть по дням недели. В нашем случае (четверг) ближайший паром Osnas - Ava ( Brando). уходил в 14.00. и прибывал в 14.35. на о. Ava ( Brando). До пристани Osnas можно ехать по автодороге 192, а можно по веломаршруту 32 ( на 2 км. длиннее), но красивее, ясное дело. Даже паромщик прокомментировал два варианта пути. Мы вроде бы успевали нормально, поэтому поехали по маршруту. Никаких указаний на дороге нет, но по карте видно, что надо свернуть с дороги 192 влево по указателю Etela –Varstala. Машины появляются на дороге небольшими группами (значит, паром пришел очередной) - и больше практически их нет.
На пристани курортное оживление, автобусы, народ. Информационный центр. Вот машины заехали на паром (две палубы для них). Нас не пускают. Дождались, видимо, последних автомобилей, потом запустили нас. Нам бесплатно. За машину 15 евро . 35 мин. в пути. Туалет, детская комната, кафе.
На о. Ava прибыли в 14.35. Самое пекло. Отъехали от пристани, остановились в лесу на обед. До 17.00 обедали, отдыхали, пережидали жару. Вода была у нас с собой в бутылках, чай в термосах. Паром на Аланды отходил в 21.00, времени было довольно, чтобы спокойно ехать 22 км. по островам Brando (островов тут 1200). Пожалуй, это самое красивое место, которое мы видели на Аландах. Вода, солнце, острова, камни, мосты, красновато-коричневый асфальт, безлюдье…Ветер, скорость… Здорово.
И. Гуревич советует, не доезжая до пристани, остановиться на отдых в ожидании парома, повернув налево (направо идет дорога к пристани – налево к купанию и к церквушке. Не воспользовались. Правда, церковь, все равно была бы закрыта, а интересны прежде всего интерьеры. Искупаться, правда, могли бы…).
Итак, на пристань Torsholma прибыли в 19.00. 2 часа до парома прошли незаметно. Прогулялись по каменным лбам, мальчишки искупались где-то за камнями. Поснимали сюжетное кино «Прибытие группы на финиш», перекусили йогуртами с мюслями.
Машины все прибывали. Их выстраивали в определенные очереди. И тут выяснилось, что места надо было забронировать заранее. По телефону. Мы хотели это выяснить в Турку, да позабыли в спешке. И вот нас приглашают заезжать на законные места в нос корабля, а мы говорим, мол, без машины не можем. А незабронированные машины заезжают в последнюю очередь. Нам говорят – ну, ждите свою машину. Дождались – Сашу запустили. И нас с ним. Но наше место в носу. А как туда пробраться с великами сквозь ряды машин? Что-то вдоль машин поставили, что-то на руках, подняв над головой велики, пронесли. Распорядитель на пароме показал нам телефон, по которому впредь надо заказывать места. А именно: +358 (0) 18 525 100 (этот телефон указан на обложке книжки с расписаниями паромом по Аландам). У нас книжка эта была, но не знали, как и что. А путеводитель И.Гуревича написан для велосипедистов, а им бронирование не нужно, поэтому информации на эту тему там тоже не было. Опять же велосипедисты бесплатно, а машина 62 евро.
Все устроилось хорошо. 2 часа в пути. Чудесный тихий и теплый вечер. Ни облачка. Огромное небо и много воды. И краюха (огромная, желтая) половинной Луны.
Прибыли на Аланды на причал Hummeivik ( Vardo) в 23.00. Уже темно. 6 км. по дороге до кемпинга Sandosund. Поскольку прибыли поздно, машину, нашу не пустили, чтобы не мешать отдыху окружающих. А нам таскать из машины вещи было внапряг. Мы попросились встать на входе в кемп. рядом с машиной. Показали для наглядности капризничающую Ульку. Нам разрешили. Ну и неплохо, все равно все рядом оказалось – туалеты, кухня. Сразу поставились и легли.
Ночевка обошлась нам в 60 евро (10 евро за палатку + 4 е.за взрослого, 2 е. за детей).
Пробег за день: кемпинг - Velkua (6 км.) + Taivаssalo ( 8 км) + Kustavi (16 км.) + до парома (2 км.) + пристань Osnas (11 км.)+ Ava - пристань Torsholma (22 км.)+ кемпинг Sandosund (7 км.). Итого: 62 км.
4 день
Кемпинг Sandosund –желтый паром – крепость Бомарсунд – замок Кастельхольм – Годби - Мариенхамн
Встали в 9.00. Завтрак в 9.30. Сборы, приведение себя в порядок, Пляж и купание (мелковато) поскольку по-прежнему жарко. Горячая вода в душе платная, но почему-то, проглотив 50 центов, душ горячую воду не выдавал. Освежались холодной. Выезд в сторону Мариенхамна в 13.00. Остановились на повороте у церкви ( 6 км. от кемпинга) Церковь каменная 1400 г.
Еще 8 км. до маленького паромчика (желтого). Местный народ около него рыбу ловил просто без остановки. Еще немного ( 2.5 км.) – и за мостом показались развалины крепости Бомарсунд. Пожалуй, с моста на нее наиболее хороший вид. Перед этим указатель на Prasto (Прастё) – бывшее русское поселение у крепости. Про крепость подробное написано в путеводители И.Гуревича. Нельзя сказать, чтоб она произвела на нас сильное впечатление.
Народу больше понравились ягодные кусты, растущие на ее территории. Километров через 10 (по Гуревичу через 14) повернули по указателю на музей деревянного зодчества и замок Кастельхольм (они там рядом). Указатель Kastelholvs schloss и что-то на шведском про музей деревянного зодчества. На указателе нарисованы красные домики и мельница. С дороги поворачиваем налево. К замку проехать лучше от этого музея. С дороги и промахнуться можно. Прибыли в 16.00, последние служительницы в национальных костюмах проследовали на выход. Мы бродили в полном одиночестве без всякого интерактива. Ремесла нам не демонстрировали. А жаль. Зато нашлись удивительно милые деревянные лошадки, у которых мы изошлись фотографироваться.
Перед входом в замок долго думали, надо ли нам туда. Но когда наши учительские «Айтики» сработали: учителям – бесплатно! (уникальное место), да еще и групповая скидка – мы все пошли. И не пожалели. На пути нам встретился молодой человек, служитель, который изучает русский язык (и очень его любит, как он сказал) и хотел попрактиковаться – мы уж его расспросили, конечно, о том о сем. Замок хорошо отреставрирован и приспособлен для посещения. Все ходы-переходы доступны. Интересно устроена экспозиция – нескучно. А в главном зале всего-то несколько головных уборов в духе средневековья и зеркало – а сколько эмоций!
Проход в замок: группа от 10 человек 20% скидка. Взрослый 4 евро, студенческий 3.5 евро, дети 2.8. евро Учителя бесплатно. Всего получилось 29.20 евро.
В 18.00 вышли из замка, развели супчики кипятком из термосов. Перекусили и двинули дальше. Следующую остановку сделали через 5 км. у смотровой вышки, что в кафе на скале. Все назвались студентами, и нас оптом пропустили за 10 евро. Вышка деревянная и покачивается от порывов ветра. Виды весьма впечатляющие.
Саша тем временем закупался продуктами, и нам понадобилось связаться с ним. Вот туту-то и случилось приключение. Нужно было поменять сим-карты с севшего на действующий телефон. А пол в кафе на скале – этакий настил из досок. Со щелями, конечно. Так вот, симка-то в щель и провалилась. Светлана Александровна (математическая мысль работает!) предложила доставать симку с помощью жевательной резинки. Мы уползались по полу с палочкой и жевательной резинкой на ней, но симку достали. Русские, обедавшие в кафе, проявляли солидарность.
После таких бурных переживаний сфотографировались на фоне далеких лесов и вод, и отправились далее к Мариенхамну. В Godby закупились продуктами (магазин до 20.00)
Вечерело. По этой причине не ознакомились с церковью близ Мариенхамна в Jomala. Думала днем вернемся к ней – а далековато получилось. Церковь каменная 1250- 1450 гг. В следующий раз непременно надо зайти.
В Мариенхам умудрились приехать к центральной торговой улице, хотя там куча велодорожек, которые ведут прямо к парку, за которым кемпинг. Указателей на него, кстати, практически нет. По крайней мере, с той стороны, с которой мы ехали. Ну, разобрались. Кемпинг большой, городской, шумный ужасно. Тем более был субботний вечер. Спать нам не давали по очереди пьяные итальянцы, финны, шведы. Ужин был приготовлен Мишей и Сережей, мы даже гитару достали, чтобы скрасить шумную обстановку окружения. После 24.00 подошли полицейский, сказали, что музыку нельзя. А орать как-то они никому не запрещали… Ну и порядки.
Кемпинг стоил 102 евро
Проехали за день примерно 50 км.
5 день
Мариенхамн – трасса 1- Eckero (кемпинг)
Сначала, выехав из кемпинга, мы отправились на корабль Pommern. (9 взрослых по 4 евро, 6 детей по 2.5. евро – итого 51 евро). Хвалебные отзывы о нем в отчетах, которые я читала, не преувеличены. Особенно интересно было посмотреть на быт моряков – представлены каюты офицерского состава, как что устроено.
С корабля хороший вид на терминалы «Силии» и «Викинга», которые то и дело по очереди прибывают в город и красиво торжественно разворачиваются перед причалом. В 14.00 спустились с палубы корабля, проехали по бульвару до церкви св.Георгия (открыта летом с 10 до 15). Построена она, оказывается, тоже Ларсом Сонком в 1927 г. Проехали далее по бульвару до парка, запарковали велики на велопарковку и до 16.00 разошлись, запасшись картами города, на прогулку. Забронировали по телефону, который дали нам в информационном центре, место для машины на утренний паром из Эскеро следующим утром.
В 16.00 собрались у великов. Перебрались в кемпинг для обеда. Народ успел еще и искупнуться да в душ зайти. В 19.00 выехали из кемпинга в сторону Eckero (народу много, поэтому никто не отслеживает особо, когда кто покидает территорию, тем более что наши палатки были сняты еще утром).
Ехали по веломаршруту (зеленым отмечен на карте Аландов). Сначала по трассе 1, дорога идет по озеру, где живут колонии лебедей. Затем поворот на Dalsberg ( там указатель веломаршрута есть) далее на Gottby, потом 2.5. км. снова по трассе 1 и вновь налево в направлении Torpa, и далее на Kattby, где остановились у церкви ( снаружи осмотрели), и через Morby по мостам до Oberby, откуда еще 3 км. налево до кемпинга. Кемпинг человечный очень. На озерце. Ловили рыбу (насколько это возможно без червей и крючков). Кухня там еще была великолепная – теплая и практически только для нас. Душевно поужинав (ужин посвящен был прощанию с Аландами), отправились спать, т.к. подъем опять же намечался очень ранний. Паром в Швецию уходил в 8.30.
Кемпинг стоил 43.50.
За день проехали около 50 км.
6 день
Паром Eckero – прибытие в Грислихамн (Швеция) – Упсала
Этот день как-то выпал из отчета, можно сказать, что утром мы почти без приключений загрузились на паром, где на палубе в лучах утреннего солнца прилегли досыпать.
Проснувшись, позволили себе даже купить еду в скромном ресторане парома. Швеция встречала нас хорошей погодой. Почти сразу, отъехав от пристани, остановились у церкви. Служительница предложила поиграть на пианино, если кто умеет. Ася поиграла.
Мы передохнули в такой романтической обстановке и поехали дальше. Нам предстоял большой переезд до Упсалы. Ехали по трассе с маленьким трафиком. Остановились для обеда и купания в указанном на карте месте (на озере). Примерно в 21.00 были в Упсале. Проехали 100 км.
7 день
Упсала(город) – Старая Упсала - Сигтуна (кемпинг)
В 8 часов подъем. Я, Миша и Сергей поехали в город на разведку. Сначала на вокзал. Узнали про электрички. Пригородные электрички, в которые пускают с велосипедами (причем бесплатно) начинаются от Мёрсты. Из Упсалы таким образом уехать нельзя.
Взяли книжку с расписаниями. Нашли информацию (на набережной). Поменяли рядом деньги, дождались открытия информационного центра, взяли кучу карт и буклетов
(много полезного). Нашли универмаг на торговой улице (меня интересовали, как обычно, карты). Выработали маршрут (наиболее простой) до кемпинга и обратно. К 11.00 вернулись в кемпинг, где народ уже позавтракал и собирался. В 11.30 выехали в направлении Гамла-Упсала ( это недалеко от кемпинга). Доехать просто по указателям и велодорожкам. Вдоль трассы 290 – слева железная дорога, справа трасса Е 4. Осмотрели старинную церковь, которая с 1164 г. До конца 13 века была резиденцией архиепископа и главным собором Уппланда. Считается, что церковь была построена на месте языческого капища древних викингов. Сохранилось несколько погребальных курганов 6 в. шведских королей, которые видны издалека. Кроме того рядом находится очень милый такой, домашний музей шведского быта Дисугартен.
В церкви мы обнаружили буклет с веломаршрутом от Старой Упсалы до собора в самой Упсале. Попытались проехать – частично удалось – потом свернули не туда и выехали на трассу, по которой добрались до поворота на кемпинг и по проложенному заранее маршруту – вдоль набережной – прямо к информации, около которой и решили припарковать велики. Шлемы спрятали в машину, припаркованную неподалеку. Держалку от зеркала снимать не стала - ее увели (?).
В информации тем временем появились карты достопримечательностей Упсалы на русском языке, которыми мы и разжились. Все вместе сходили в собор, после чего расстались до 18.00 – народ группками отправился изучать город. К сожалению, многое было закрыто (на дворе стоял понедельник – излюбленный выходной день для многих музеев). Не попали в дом художника Брора Хьорта (Сергей с Мишей очень хотели – но двери были закрыты). Романская церковь рядом с собором тоже была закрыта. Мы дошли до замка, внешний вид которого солиден ( и вид на город открывается), но, в общем-то, спокойно. В ботанический сад лучше ехать на велике – большие расстояния. Не пошли.
Побродили по центру – красивые такие виды на собор.
Нужно обойти собор со всех сторон, чтобы не пропустить рунические камни, расставленные около его стен. Я приобрела буклетик, где показано, где около Упсалы можно еще обнаружить рунические камни. Целый маршрут, похоже, есть.
В 18.00 встретились у информации, переехали к машине. На газоне парка Slotts backen ( это начала замкового парка) на улице Nerde Slottsgatan (там парковка для машин есть) перекусили и поехали в сторону Сигтуны, близ которой на вновь купленной полукилометровке ( местные карты хороши – куча неожиданных подробностей!) нашелся кемпинг рядом с Сигтуной. Самое подходящее для нас место. Туда и наметились.
Выезд из города начали по улице Nerde Slottsgatan – далее по Sjukhusvagen, которая переходит в трассу местного значения. Через 7 км. доехали до городка Sunnersta, где был магазин. На газоне возле него мы подкрепились более основательно – традиционно мюсли с йоргуртом и бутерброды с колбасой. Оставшиеся до кемпинга 22 км. проехали довольно легко. В 21.00 были уже в кемпинге. Ехали мы по 255 трассе до пересечения ее с трассой 263, где повернули направо в сторону Сигтуны. Через два километра кемпинг. Прямо у дороги. Местечко называется Ravsta.
Кемпинг небольшой. Для караванов, но нас пустили. Кухонька маленькая. Зато тихо и спокойно все.
Кемпинг стоил 50 евро (взяли еврами) или 550 крон.
Проехали за день 50 км.
8 день
Сигтуна – Мёрста (электричка) – станция Карлсберг (Стокгольм) – Миллесгартен – музейный остров - кемпинг Bredang
Подъем в 6.00. Группа активистов сгоняла в Сигтуну ( 2 км.) посмотреть на древнейшую церковь Швеции. В 7.10 уже были в кемпинге. Управились за 40 минут. В 8.00 выехали в сторону Мёрсты, где железнодорожная станция (5 км.) Мы целились на электричку 9.19 ( раньше 9.00 с велосипедами нельзя – рабочее время). Но успели на предыдущую 9.04. Заплатили 650 крон за 9 взрослых и 5 детей до станции Карлберг.
Велосипеды надо ставить по два в одну дверь, по бокам от входа, чтобы пассажиры могли выходить и входить. В 9.40 прибыли в Стокгольм на станцию Карлберг (это не доезжая Центрального вокзала, на который с велосипедами нельзя). У нас был при себе велоатлас Стокгольма со всеми велодорожками. Конечно, предпочтительнее ездить по ним, чем по линии автобуса. Но иногда приходилось нарушать эту логику. Потом приспособились.
Итак, выехали на площадь св. Эрика, откуда через арку в доме можно по лестнице спуститься на ул. Вулканус гатан, 12, где жила Линдгрен, когда писала книгу о Карлсоне. Там и домик маленький на крыше есть. Потом немного не туда поехали ( навигатор подвел) и перемахнули на Кунсхольмен, хотя нам туда вовсе было не надо. Вернувшись на Вазастан, вырулили на Оденгатан (Odengatan) ( по нему идет велодорожка) до Оденплан (Odenplan) – налево до первой улицы ( Surbrunnsgatan) и направо по ней до
Е 20 ( это бульвар с велодорожкой, которая периодически совпадает с конной дорожкой – и знак соответствующий: человек на лошади). Направо до Lidingovagen ( это все Е 20), тут начинается красный веломаршрут, поэтому далее можно поглядывать на значок с красным велосипедом. Промзоной проезжаем до моста на Lidingo. А там в горку и сразу направо к Мillesgarden. Сад скульптур, созданный Карлом Миллесом – скульптором ХХ в., чьи работы можно встретить в разных городах Европы и Америки. Рядом со своей мастерской (сейчас музей) он создал сад, где представлены в уменьшенном виде все его работы. Скульптура в сочетании с колышущейся на ветру зеленью деревьев и трепещущими струями фонтанов – выглядит не музейно. Ракурсы умножаются благодаря террасам, на которых расположена усадьба художника. Мои любимые «Музицирующие ангелы», « Ангел с часами», « Рука Бога», «Человек и Пегас» и много других…Каждый раз радуюсь, встречаясь с ними. (Летом музей открыт с 11 до 17, ежедневно). Добрались туда около 12.00.
В 13.30 перекусили на парковке около музея ( мы люди простые – прямо рядом с великами можем поесть) и поехали на Юргорден. Тоже тактически выверенным маршрутом. А именно: назад через мост – по велодорожке ( не поворачивая уже по Е 20), прямо по Sodra Hamvegen - Osthammarsvegen - (велодорожка сама ведет, главное держать направление – на телебашню) – далее повернуть направо на Lindarangsvagen а потом с нее на грунтовую (идущую полем) Greve von Essens Vag (она пересекает зеленый остров Drottningberget. Осмотреть подробно, как я планировала, интересные места на этом острове не успели. Ехали быстро на Юргорден. Велодорожка выводит прямо к мосту (альтернативный Голубому мосту, что в центре). Проехав насквозь о. Djurgarden мы выехали на береговую дорожку и по ней мимо Скансена и других людных мест приехали на оконечность острова к музею Ваза. Для велогруппы в 14 человек это наиболее приемлемый способ перемещения по большому городу – малолюдными выверенными дорожками. В Стокгольма много таких зеленых спокойных районов, езда по которым не напрягает. Хорошо чередовать посещение многолюдных мест с такими вот тихими.
Итак, в 15.00, запарковав велики напротив музея Ваза ( у скалы вдоль дорожки), разделились по интересам: кто в Ваза, кто в Северный музей, кто просто гулять пошел. Договорились встретиться в 17.00. После чего переехали на соседний остров Skeppsholmen к музею современного искусства и архитектуры, которые работают до 20.00, где и провели остаток вечера.
Замерзли там ужасно. Оголодали не меньше. Пора было искать ночевку. А выяснилось, что намеченный нами для остановки городской кемпинг на стадионе с этого года не существует. Кемпинг Langholmens Husbilscamping (практически городской) – только для караванов. Нас направили южнее в направлении Malarhojden (вдоль озера Меларен). Кемпинг Bredang ( 10 км.от Стокгольма). На машине это по Е 20 и направо в районе станции метро Bredang, а на велосипедах – можно ехать по зеленому веломаршруту. Через весь Содермальм (по Hornsgatan далее на Liljeholmen по Sodertaljevagen - Hagerstensvagen и до Bredang). Прибыли в 22.30. Место было в углу кемпинга – народу много. Кухня и все остальное имеется. Поели у палаток и спать.
Кемпинг стоил 600 крон.
Накрутили за день около 50 км.
9 день
Стокгольм (знакомство с городом)– станция «Стокгольм Содра» - станции Ярна
Подъем в 7.00. В 9.00 выехали из кемпинга. Ехали по зеленому веломаршруту - очень красивыми местами идет. Такие панорамы открываются! Мост на Содермальм оказался разводным. Но разводится и сводится он молниеносно, в рабочем порядке. Мы были в потрясении, увидев поднятое крыло моста вместо дороги, но даже пробка не успела собраться, как мост встал на свое место.
Ехали до Содера как накануне вечером, потом пересекли юго-западную оконечность остова и перебрались на о. Landholmen, оставив и его позади, остановились на мосту, что ведет на о. Kungsholmen- красота! Далее по набережной Kungsholmen к Ратуше, где и оказались в 11.15. Машина была запаркована там же. До 12.00 простояли в очередь на башню ратуши. Получили массу удовольствия от импровизированной экскурсии Миши внутри башни. Виды замечательные, ибо день солнечный, ясный. Весь Стокгольм на ладони – я показала какими путями мы перемещались, и выяснилось, что видели мы немало уже.
Спустились вниз и около 13.00 поехали на Гамластан, а Саша с Улькой и Пашей на Юргорден. Запарковали велики на Munkbroleden и отправились пешком Гамластану.
Как ни странно, народу было много только на очевидно торговых улицах, а чуть в сторону – и никого. Зашли с Сторчурку, прошлись по Вастергатан, подошли к королевскому дворцу, затем во дворик Финской церкви, оттуда маленькими улочками на Престагатан и Сторторген, потом на Свартмангатан обнаружили чудесное ретрокафе с недорогим кофе и булочками. Позволили себе посидеть там теплой компанией. Было здорово! Зашли в немецкую церковь, спустились по узкому переулочку на Ярнторгет, откуда было рукой подать до велосипедов. Подойдя к ним, спугнули воровку, которая отвязывала нашу сумку с аптечкой. А у меня вновь открутили держалку для зеркала (ну чушь какая-то!). Взяв велики, мы проехали немного по Skeppsbron, потом спешились и, ведя велики «под узцы», прошлись по пешеходной Остерландгатен, заглядывая в улочки, спускающиеся к набережной. В одну такую мы занырнули и наткнулись на чудесный таинственный подвальчик - лавка старьевщика. Полный восторг: все сувениры Швеции в группе - оттуда. На часах было уже 16.10, Саша заждался нас в музее Линдгрен, куда мы вылетели с дикой скоростью. Зато очереди не было совсем. Зашли около 17.00 в музей и провели там час. Взрослые мои дети и студенты облазали в детском городке, кажется, все домики и были счастливы. Серега с Мишей безуспешно попытались попасть в национальный музей, но он почему-то в этот день работал до 17.00. Встретились вновь в 18.00 у памятника Карлу 12. Саша повез заснувшую на велосипеде в детском кресле Ульяну к машине, что стояла у ратуши, а также там должны были нарисоваться еще 4 альтернативно гуляющих участника группы. А мы вдесятером отправились изучать Содер. Ну, хотя бы в первом приближении. Выехав на центральную улицу острова Хорнсгатан, мы припарковали велики на горке, которая имеется с правой стороны улицы напротив церкви Марии Магдалины, и отправились на смотровые площадки Содера, на знаменитую Вастугатан, в причудливый старинный квартал. Даже небольшого времени, что мы провели там, было достаточно, чтобы влюбиться в этот остров, с которого Стокгольм открывается таким неожиданным и прекрасным. Нам захотелось прийти сюда перед паромом ( близко ведь), чтобы попрощаться с городом именно здесь.
В 19.20 мы вернулись к велосипедам, т.к. нужно было торопиться на станцию «Стокгольм Содра», чтобы сесть на электричку, отправляющуюся в сторону Содертелье и далее городок Ярна, где находится антропосовский центр и вальдорфская школа – именно там мы собирались (по договоренности) провести две ночи и день. На электричку успели удачно ( даже на более раннюю) и в 22.00 были уже на станции Ярна, откуда 7 км. до школы.
Проехали легко, не напрягаясь. В школе нас ждала Татьяна Владимировна Жукова и приготовленный ею суп и компот. Мы разместились в помещении 6 класса. Ночью было душно. Поэтому спали с распахнутой дверью. Мое место как раз было с видом на звездную ночь и на занимающийся рассвет. И было хо-ро-шо.
Проехали около 40 км.
10 день
Ярна (дневка)
Этот денек мы провели на природе. С утра после завтрака в 11.00 знакомство со школой, которое закончилось эвритмическими упражнениями с палками, потом мы сходили искупнуться на озеро, перекусили и поехали в антропосовский центр, где нам был интересен игрушечный и веледовский магазин. А также там можно было проверить свою почту.
Оттуда мы доехали ( кто на великах, кто на машине) до Ярны – в магазин за продуктами, и часам к 18.00 вернулись назад. Мальчишки наконец-то нашли червей и отправились ловить рыбу ( на булавку, вместо крючка), часть населения под
руководством Андрея Сушко готовили праздничный ужин в виде борща и блинчиков с начинкой ( на настоящей школьной кухне это было даже интересно). Остальные занимались хозяйственными делами. Легли затемно.
От 3-до 14 км.
11 день
Ярна – электричка до ст. Solna (Стокгольм) – Скансен – паром в Турку
Подъем ранний, т.к. электричка была нами намечена на 8.57. Ехать до станции Solna, на одну остановку дальше Карлберга (Вазастан). Там рядом находится музей бабочек, куда мы хотели сходить. Но с утра денек не заладился.
Выехали поздновато – не пределе. 7 км. до Ярны за 25 мин да в горку местами… Ехавшие в конце явно рисковали опоздать. Кроме того, пришлось возвращаться за кредитной картой, которую я забыла взять у Саши. Ну все же на платформу влетели в 8.56. тут выясняется, что билеты надо покупать не на станции, а на торговой улице Ярны - 5 мин.до нее, но тем не менее… А электрички почему-то нет. На табло время 9.43. Стали выяснять, что к чему. Массовое заблуждение – все были уверены, что сегодня суббота, а оказалось – пятница. Ну все бы ничего, только Мишке-то на самолет надо – покидает он нас, улетает в Германию. Миша съездил купил нам билетики на поезд, попрощался со всеми, погрузился в машину, и Саша повез его в аэропорт Арланда ( это за Стокгольм еще 40 км.) Мы мирно доехали до нужной станции, даже удачно вырулили к музею бабочек, как вдруг выяснилось, что кредитной карты нет. А кроны у нас только на ней и были (общественные). Кое-как насобирали на билет в музей. Я не могла понять, куда карта подевалась. И вот смс от Мишки, который уже с борта самолета, наверное, сообщает, что карта-то у него… Вот.
Ну ладно. Бабочки и впрямь летают, на руку садятся – тропики натуральные. Милый музейчик. Выйдя из него, поехали в сторону Вазастана, к церкви Энгельберг. Чистый модерн. Красиво.
От нее по бульвару Карлвеген прямо до Юргордена – к Голубому мосту. Большинство группы отправилось в Скансен. Встреча со всеми была назначена в 19.00 у Карла 12.
Скансен меня разочаровал. То ли идея себя изживает потихоньку – нет естетсвенности в переодетых смотрителях, ничего не происходит около большей частью закрытых домиков. Мы, видевшие Финляндию и Швецию в натуральную величину - а эти страны до сих пор живут так: маленькими хуторами, стены и которых неизменно красятся в красноватый цвет, с фермами и пасущимся скотом, возделанными полями - не могли не почувствовать фальши музейной деревни.
Покинув Скансен через час, разошлись кто куда, а я решила проверить время на паромных билетах. Уж день такой – надо все проверять. И конечно, паром оказался несколько раньше, чем мне казалось. Хорошо, что группа у нас организованная – в 19.00 все были у Карла 12. А я и те, кто со мной, уже на Содере. В 19.20 мы собрались у машины, неподалеку от терминала. Паром отходил через час. Нам надо было выгрузить все из машины, загрузить туда 5 великов и 5 человек, все остальное привязать на свои велосипеды и загрузиться в паром.
Все эти действия проделывались на глазах у заинтересованной местной публики, которая занимала места в окнах. На паром велосипедистов запустили последними, причем на верхнюю палубу по наклонному пандусу мы лихо въезжали на виду у паромной публики.
Каюты оказались рядом в самом конце второй палубы. Мы были как бы сами по себе – другой публики рядом не проживало. Немного светских развлечений – и в койку.
Проехали около 30 км.
12 день
Турку – Хельсинки (кемпинг Эспоо Oittaa)
В 7.45 по финскому времени прибыли в Турку. Логичнее было прибыть, конечно. В Хельсинки. Так и планировалось ( и это, правда, лучше!), но экономили деньги – за полтора месяца уже не было дешевых билетов в питерском паромном центре. Выехав с терминала, сразу нашли парковочку на песчаной площадке (наискосок от замка), сгоняли за водой на терминал ( в туалет), и сварили на плитках завтрак. В 8.45 выехали в направлении центра города. Посетили собор Турку и поехали на трассу 110 в сторону Хельсинки. По ней до столицы 169 км. Мы бы проехали даже за один день. Но идея-то была ехать не по трассе, а по маршруту ( 50 например). И в силу этого, в 16.00 мы доехали только до г.Сало ( сделав где-то 60-70 км). Погода начала портиться. Кемпинг близ Сало оказался караванный, мы пообедали в лесу и приняли решение о челночном подъезде до Эспоо этим днем. Машина на завтра должна была нас покинуть. Первые три человека уехали, а остальные, выбравшись на дорожку 186, двинули по ней. До прихода машины мы успели проехать еще 25 км. Около 20.00 Саша забрал еще 7 человек с великами за населенным пунктом Киско, в районе Юлу. Трое смельчаков продолжили путь под проливным дождем. Их Саша подобрал уже в районе 00.40 около Лохья. Долго не могли встретиться друг с другом в темноте. Около 2.00 ночи все собрались в кемпинге Эспоо Oittaa.
Проехали 70 км.-90, Даша, Маша и Сережа - 150 км.
13 день
Кемпинг – «Эврика»(Тиккурила) - Хельсинки – кемпинг
На этом поход на закончился, т.к. планировалось еще день провести в Хельсинки. Машина сопровождения уехала, мы заканчивали поход самостоятельно. Было решено сделать радиал
от кемпинга до центра «Эврика». Это примерно 20 км., минуя центр города. Было дождливо, ехалось не очень легко, но мы добрались до «Эврики», поели там в кафе, изучили экспозицию. После чего загрузились в электричку и доехали до вокзала Хельсинки, не успев даже заплатить за проезд. Повезло. Велики поставили у вокзала( под охраной) и пару часов народ шлялся по центру города. Потом своим ходом поехали в кемпинг, что не близко – 28 км.
50 км.
14 день- 15 день
Кемпинг – Витреск – кемпинг
Кемпинг – Хельсинки (автобус) - СПб
Переночевав в кемпинге еще одну ночь, поехали в музей «Витреск», что совсем близко от кемпинга. Дождь не помешал хорошему впечатлению от этого интересного музея, представляющего из себя мастерскую самых известных архитекторов финского модерна. Это был последний день похода. На следующее утро мы поехали в центр Хельсинки, сели на автобус, который доставил нас в СПб.
80 км.
Автор: Шелыганова Татьяна