Сремски-Карловци – небольшой городок в 20 км от Нови-Cада, в автономной области Воеводина, которая раньше была частью Венгерского королевства, а в 1944 году присоединена к Сербии. Венгерское прошлое отражается в архитектуре и атмосфере города - она не совсем сербская, все чисто, ухоженно (насколько это возможно). Немного о сложном названии: Карловци стали Сремскими в югославские времена, т.к. при объединении страны образовалось несколько городов-тезок, иными словами: стало много Карловц, и понадобились различительные эпитеты.

На спокойное знакомство с городком, несмотря на его малость, нужно отвести не меньше половины дня, да и целый день будет что смотреть. Для кого-то Сремски-Карловци будет интересен как центр виноделия, для кого-то - как духовный центр Сербии, город, где сохранилась старинная застройка, а в 20-х годах прошлого века обосновались русские эмигранты и армия барона Врангеля.

Достопримечательностей так много, что не знаешь, с чего начать. Перечислю их, а потом пойдем от центра к периферии.

Ядро города - около здания Патриархии; в городе несколько храмов, в том числе интересная с художественной точки зрения церковь св. Николая; тут же первая на Балканах духовная семинария, первая в Сербии гимназия, бывший дом патриарха (ныне городской музей). А здание муниципалитета примечательно помимо своего возраста тем, что тут было объявлено о независимости Сербии. Карловацкий мирный договор (1699) был подписан тоже в этом городе.

Русский след заметен в названии одной из улиц - (М.Горького), в наличии памятника сподвижнику Петра I Савве Рагузинскому и площади русско-сербской дружбы.

Многие приезжают в горд на поезде, то есть знакомство с ним начинают неизбежно с жд вокзала, но мы приехали на велосипедах, которые удобно поставить в центральном сквере, что у здания Патриархии и церкви св.Николая. Поэтому начну с этой точки (45.203472, 19.934000).

Карловацкая Патриархия и роль личности в истории

С 1713 по 1920 г. в Сремски-Карловцах находилась резиденция Карловацкой митрополии, центр сербского православия времен Габсбургской монархии. В 1735 году здесь состоялся великий церковно-народный собор, ставший началом оформления Сербии как независимого государства. Сегодня главная резиденция Сербского Патриарха находится в Белграде, а в Сремских-Карловцах Патриарх бывает летом.

Кстати, Сербская духовая семинария наследовала древние традиции: в 1728 году выпускники Киевской духовной академии Максим Суворов и Эммануил Козачинский привезли сюда первые учебники и стали первыми учителями в новой Славянской школе, а спустя 200 лет в 1917-20 гг. здесь нашли себе пристанище и поприще вовремя понявшие суть большевизма и уехавшие из страны священники. 11 русских священников стали преподавателями в Сербской семинарии (русская диаспора в этом маленьком городке насчитывала 200 человек).

Наличие Патриархии имело для города огромное значение - митрополиты словно бы стремились устроить культурный рай на маленьком обозримом пространстве. Правда, происходило это как бы волнами - через одного. Так, митрополит Мойсей Петрович способствовал открытию в 1726 году первой школы. Потом на какое-то время что-то пошло не так, школы позакрывались. Но вскоре явился митрополит Павел Ненадович и за 19 лет своего правления (1749- 1768) успел сделать невероятно много. Он возродил заброшенные школы, основал специальный церковно-народный фонд, из которого финансировались учителя и священники, основал типографию, построил соборный храм, посвященный св. Николаю, восстановил монастыри Фрушкиной Горы, расширил и украсил дворец и близлежащий сад, основал консисторию (церковный суд), открыл архивы и библиотеки. Он собирал книги и дарил их школам, выступал за открытие школы в каждом городе и деревне и за то, чтобы священники проповедовали не «только словами, но и жизнью».

Потом опять наступил двадцатилетний период упадка и увядания до прибытия в Карловци следующего харизматичного митрополита. Вот и ответ на вопрос Льва Николаевича графа нашего Толстого о роли личности в истории. Велика она, велика.

В 1790 году митрополитом Карловацким избран 33-летний Стефан Стратимирович. Это был самый молодой епископ, и старшие архиереи не скрывали по этому поводу своего неудовольствия. Недолюбливали его и в России за независимость суждений. Аж 46 лет было ему отпущено судьбой для осуществления огромных планов. И Стефан Стратимирович преуспел во многом.

Он уделял особое внимание созданию учебных заведений. С помощью купца Д.А.Сабова основал Карловацкую среднюю школу (1791) и Карловацкую семинарию (1793)(позднее Стефанеум). В 1809 году его усилиями при Педагогическом училище в Карловцах появилась «Школа рисования», а в Нови-Саде средняя школа. Было открыто небольшое научное общество (Карловицкий кружок), занимавшееся вопросами языка и истории, в 1807 году появилась первая аптека. Митрополит устроил и достроил столичную библиотеку, навел порядок в церкви и ратовал за дисциплину среди духовенства.

Еще в юности (в 1785 году) году Стратимирович стал членом масонской ложи «Вигиланция», его именем названа масонская ложа «Митрополит Стратимирович» в Нови-Саде. Каким-то образом он был также членом Ученого общества Геттингена.

Следующий митрополит Йосиф Раячичзастал революционную эпоху, когда все усилия духовной власти нужно было направить на завоевание независимости сербов от кого бы то ни было. И ему это удалось. Сербский народ помнит его как основателя Воеводины Сербской, сербского патриархата. За 20 лет Йосифу Раячичу удалось утвердить сербов как нацию в Европе, добиться, чтобы его церковь была признана не как раскольническая, а как самостоятельная. Он ввел единую литургию в храмах, облачил духовенство в форму, положил на музыку сербские церковные песнопения; основал архив, написал Первую сербскую кулинарную книгу, основал ботанический сад, больницу, типографию и многое другое. Он построил множество школ и церквей, наградил стипендиями большое количество студентов европейских университетов того времени. Он был тайным советником венского императора, но также большим другом сербского князя и всего сербского народа. Он пытался открыть университет в Сремских-Карловцах в 1854 году, но в этом потерпел неудачу.

Все три митрополита-просветителя: Павел Ненадович (1699-1768), Стефан Стратимирович (1757-1836) и Йосиф Раячич (1785-1861) - похоронены в Карловацком соборе (церковь св.Николая).

Стафанеум

Все эти смыслы актуализирует здание Стефанеума (духовной семинарии), построенное в 1903 году по проекту уже известного нам Владимира Николича (он автор Епископального дворца в Нови-Саде, дворца в Сомбре (ныне муниципалитет), реконструкции собора св.Николая в Сремски-Карловацах.

С 2008 года тут снова Академия "Стефанеум", где обучаются молодые богословы со всего мира. А также находится "Архив SANU" и филиал Сербской академии наук и искусств.

Патриарший дворец

Если на Стефанеум смотрим со стороны - попасть внутрь затруднительно, то двери Патриаршего дворца(1892-85) открыты, сюда может зайти каждый, несмотря на то, что мраморные львы преданно охраняют портал (и указывают, конечно, на значимость этого места). Здание спроектировал все тот же Владимир Николич - то есть перед нами фактически АНСАМБЛЬ зданий духовного религиозного центра.

Дворец построен на месте, где до этого располагался «Паша конак», первая резиденция главы Сербской Церкви после переезда архиепископства в Сремски-Карловци. Идея строительства новой представительской резиденции исходила от митрополита Стефана Стратимировича и была реализована благодаря Патриарху Георгию Бранковичу.

Здание имеет форму кириллической буквы «Ш», фасадом обращено к площади, а крыльями - в сад. К среднему внутреннему крылу пристроено крыльцо, в котором находится придворная часовня, посвященная св. Дмитрию. В комплекс дворца также входят Старый дворец в саду у ручья второй половины XVIII века и хозяйственный двор на другом берег ручья, получивший свой нынешний вид в начале ХХ века.

Тут есть музей епархии, но мы дальше вестибюля не ходили, а на стенах парадной лестницы представлена карта монастырей Фрушкиной Горы, куда можно отправиться на паломническую экскурсию. Как я понимаю, где-то в этом здании ее можно и заказать.

Соборная церковь Святого Николая

Соборная церковь Святого Николая (Саборна црква Светог Николе) - кафедральный храм Сремски-Карловици построен в 1762 году как главный храм Карловацкой митрополии.

Впервые о храме упоминается в 1532-33 гг., предполагается, что он был построен в конце XV - начале XVI века до оккупации турками (1521). План новой церкви был заказан в Вене. Строительство собора Св. Николая в Сремских-Карловцах был осуществлено в 1758-62 гг. году по инициативе митрополита Павла Ненадовича на месте старой церкви турецких времен (авторы проекта Коста Чинкарин, немец Йоханнес, башня и купол - Захарий Орфелин).

Во время большого пожара в Карловцах сгорела правая башня и крыша церкви. Ремонт и основные изменения фасада были проведены в 1909 году по проекту архитектора Владимира Николича, который внес в барочный фасад изменения в духе неоклассицизма и вписал тем самым храм в ансамбль зданий Патриархии.

Вероятно, интерьер храма поновляли во время ремонта и перестройки в начале ХХ века, потому что весь декор церкви декоративно-полихромен, что характерно для церквей именно этого периода.

Реставрационные работы по иконостасу проводились в 1972–75 годах, по архитектуре – в 1991–94 годах, в 2006 году.

Это памятник культуры Сербии исключительного значения

Теодор Крачун и Яков Орфелин

Расписывали храм (иконостас) в 1760-х годах художники Теодор Крачун и Яков Орфелин. Вскоре после заключения контракта Теодор Крачун умер, и работы завершил Яков Орфелин. Праздничные иконы и двери иконостаса написал Теодор Крачун, остальные иконы — работа Якова Орфелина.

Изысканная форма, цвет, выразительная живопись, декоративный фон... Иконостас храма св Николая - лучшая работа Крачуна, вершина его творчества и считается превосходным образцом барокко в искусстве Воеводины.

Некоторые историки отмечают сходство живописи Теодора Крачуна с искусством великого Эль Греко, которое характеризуется свето-темными эффектами, вибрирующими движениями и взаимодействием драпировки и фона. А первая известная работа Т.Крачуна - иконостас в церкви Святого Георгия в Сомборе, от которой сохранился только трон Христов (сейчас в музее Кулы).

Крачун родился в Сремска-Каменица в 1730 году, изучал искусство у Димитрия Бачевича, известного художника-иконописца и портретиста, потом принял монашеский постриг, учился в Академии художеств Вены. За свою жизнь он создал множество икон и запрестольных образов, которые до сих пор существуют в сербских православных и римско-католических церквях и соборах по всей провинции Воеводина. Он был признанным мастером периода барокко, считался первым великим сербским художником.

Яков Орфелин тоже работал в стиле барокко и учился в венской Академии художеств. Иконостас Свято-Николаевского собора в Сремских-Карловцах - его самая известная работа.


В створе улицы уже виднеется яркое здание гимназии и сдержанное здание муниципалитета. Но на пути к ним нам встретится еще и массивный фонтан.

Фонтан «Четыре льва» - символ города

Барочный красного мрамора фонтан «Четыре льва»("Четири лава") сооружен в 1799 году по проекту итальянца Джузеппе Априли как финальная часть первого городского водопровода. Согласно легенде, каждый, кто попьет воды из этого фонтана, вернется в Карловци и женится.

Здание Градской управы

Внешне не особо примечательное здание магистрата построено в начале XIX века и полностью сохранило свой первоначальный вид. Оно замечательно тем, что с его балкона известный нам уже митрополит-революционер Иосиф Раячич провозгласил возникновение Сербского воеводства.

Гимназия

Даже ничего не зная про историю этого здания и самой школы, завороженно смотришь на него, представляя себе, какие же эмоции испытывают дети, каждый день отправляясь сюда на учебу. И первое впечатление не обманывает - это уникальная гимназия с первых дней своего существования и до наших дней. Начну с того, что сайт школы открывается на...ДЕВЯТИ языках! Судя по всему это сербский вариант питерской Академической гимназии № 610.

История школы занимательна и ведет свое начало аж с 1728 года, когда из России приехали выпускники Киевской духовной академии, Максим Суворов и Эммануил Козачинский, и привезли первые учебники. В своём послании к русскому царю Петру Великому митрополит Моисей Петрович писал: "Не материальные блага испрашиваю, а духовные. Не денег требую, а помощи в просвещении, оружия душам нашим. Будь нам вторым Моисеем и избавь нас из Египта незнаний!" Благодаря усилиям митрополита Стефана Стратимировича и пожертвованиям знатного купца Димитрия Анастасиевича Сабова и других состоятельных жителей, в 1791 году была открыта первая сербская гимназия.

Нынешнее здание гимназии построено в 1891 году под покровительством сербского патриарха Германа Анджелича и по проекту венгерского архитектора Дьюлы Партоша.

В гимназии обучалась интеллектуальная элита Сербии, в том числе знаменитый поэт Бранко Радичевич, памятник которому установлен во дворе гимназии, прямо возле входа в неё. Мемориальная школьная библиотека насчитывает более 18 тысяч наименований. Занятия ведутся по особому плану и программе для одарённых учеников в группах до 24 человек. В гимназии изучаются не только современные языки (английский, русский, немецкий, итальянский, испанский, французский, китайский, японский, норвежский), но и классические языки – древнегреческий и латинский. Правительство Республики Сербии провозгласило Карловацкую гимназию «Гимназией особой важности».

Илионский дворец (Городской музей)

Илионский дворец (музей) (45.203425, 19.931901) принадлежал баронскому роду Раячичей. Оригинальный дом, располагавшийся на нынешнем месте, был построен в первой половине XIX века и был куплен в 1842 году Иосифом Раячичем, когда тот был избран митрополитом и переехал в Карловци, вместе со своим племянником Александром Раячичем. Митрополит (в будущем Патриарх) Иосиф Раячич часто останавливался в доме своего племянника. Его светское имя было Илия, которое, возможно, дало название дворцу – ИЛИОН. Баронский титул Патриарх получил от императора Франца-Иосифа в награду за свою деятельность, и передал этот титул всему роду.

Свой нынешний вид дворец получил в 1920 году (здание модернизировали и обустроили сад). Музей здесь обосновался в 1947 году.

Музей имеет четыре коллекции: археологическую, историческую, этнологическую и художественную. Экспозиция состоит из нескольких частей:

1) Выставка о поэте Бранко Радичевиче;

Бранко Радичевич, поэт эпохи романтизма, самый известный ученик Карловацкой средней школы.

2) Крестьянская кухня конца XIX — начала ХХ века;

3) Картины Милича од Мачвы, акварели Светомира Лазича;

Наследие художника Милича из Мачвы. Это иллюстрации к произведениям Бранко Радичевича и пейзажи Стремски-Карловаца в прошлом.

Наследие архитектора Светомира Лазича - поменьше, тут преобладают городские пейзажи С-Карловци и окрестностей, а также некоторых европейских городов.

4) Парадная столовая хозяев дома семьи Раячичей.

Полностью сохранившаяся столовая баронской семьи Раячичей. Мебель была изготовлена на заказ, вероятно, в Вене, в начале 1930-х гг. Последние несколько десятилетий она находился в так называемом «Салоне Тито» - в офицерском павильоне Петроварадинской крепости (была экспроприирована советской властью, надо понимать). К счастью, все предметы столовой сохранились и сегодня ее можно видеть на ее первоначальном месте.


Улица, на которой находится дворец баронов Раячичей, сама по себе как музей. Здания старинные, полностью сохраняется атмосфера XIX века. Чтобы увидеть другие интересные места города, нужно вернуться по улице Патриарха Раячича в сторону гимназии и далее по улице Митрополита Стратимировича (зная теперь этих людей, по-другому начинаешь читать "топонимику" города), вдоль которой расположено все нас интересующее.

По пути стоит заглянуть в винодельню, ее сложно не заметить: на улице вас поджидает винная бочка на колесиках - в подворотню убегают рельсы, следуя которым можно прийти в винный погреб.

Вот дома зажиточных горожан, сейчас несколько поблекшие от времени, но все так же гордо держащие свои кованные решетки с витиеватыми узорами, далее церковная ограда, за которой старинная церковь в тени огромного дерева.

Св. Апостола Петра и Павла

Первоначальная церковь 1599 года, на ее фундаменте стоит нынешняя 1719 года постройки. Старый платан называют ровесником храма, не знаю только, какого - раннего или позднего. Культурный слой, старинная деревянная дверь, иконостас.

Русская эмиграция ХХ века. Барон Врангель

Оказавшись на углу улиц Митрополита Стратимировича и Максима Горького, мы невольно вспоминаем о судьбе русской эмиграции столетней давности и, безусловно, проводим исторические параллели с эмиграцией нынешней. Тогда тоже уехали из страны представители интеллигенции, профессионалы, люди в возрасте 25-40 лет, полные сил и готовые работать на благо страны... Многие из них сделали очень много для тех стран, в которых оказались, в частности, для Сербии. Кто бы мог подумать, что история повторяется так буквально и почти год в год.

В начале двадцатого века Сербия стала пристанищем для тысяч русских эмигрантов, которые были вынуждены покинуть родину из-за коммунистической революции. Среди тех, кто нашел в Сербии новую родину, были генерал Петр Николаевич Врангель, митрополит Антоний (Храповицкий), иные представители русской эмиграции.

Волна русской эмиграции была огромной. Генерал, барон Петр Николаевич Врангель, чья армия стояла в Крыму, вывел на своих кораблях 190000 (сто девяносто тысяч) человек, 60 тысяч военных и 130 тысяч гражданских лиц. Врангель хотел сохранить армию, а конституции европейских стран этого не могли позволить: на территории Франции, Польши не допускалось размещение иностранных военных. Весной 1921 года Врангель обратился к правительствам Болгарии и Югославии с просьбой расселить в их странах личный состав Русской Армии. Сербский Король Александр дал согласие, и в июле 1921 года в Сербию перебазировалась и основная часть штаба Главнокомандующего Русской армии генерала П.Н. Врангеля. Первым местом постоянного пребывания русских эмигрантов стал как раз городок Сремски-Карловци. Статья о русской эмиграции в Сербии

Дом Врангеля

Дом, где жил в то время барон Врангель (или "черный барон", как прозвали его недруги), - это угловой дом, №21 по ул. Митрополита Стратимировича. На здании висит памятная доска, в парадную можно зайти, подняться по лестнице. Перила ее точь-в-точь такие же, как в старинном здании гимназии на Васильевском, где находилась моя общеобразовательная школа №27. "Бывают странные сближения"...

Памятник барону Врангелю

Через 750 метров все по этой же улице на развилке, у небольшого сквера стоит памятник Врангелю и его армии. Оказывается, его поставили в 2007 году по инициативе и за счет средств петербуржца В.П.Лебедева, автор - петербургский же скульптор Василий Аземша,ученик М.К.Аникушина, один из соавторов "Монумента героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы.(Источник информации). Девиз рода Врангелей: «Frangas, non flectes» (с лат. «Сломишь, но не согнёшь»).

Памятник Савве Рагузинскому

В июне 2009 рядом с памятником барону Врангелю был открыт памятник выдающемуся сербу и русскому графу Савве Рагузинскому, соратнику Петра I. Рогузинский добывал скульптуры для Летнего сада, приглашал в столицу итальянских мастеров, привез в Санкт-Петербург Венеру Таврическую и Ибрагима - в будущем Арапа Петра Великого, прадеда Пушкина. Савва был сербом, какое-то время жил в Сремски-Карловцах. Автор памятника - скульптор Георгий Лазич-Чапша.

Два памятника дали помпезное название этой небольшой площади со сквером - теперь это Площадь сербско-русской дружбы, о чем можно догадаться по триколорам бетонных тумб у основания памятника Врангелю.

От сквера по отходящим вправо улицам можно добраться до Капеллы Мира (45.197244, 19.941002) и смотровой площадки с памятником поэту (45.199943, 19.935097).

Капелла Мира

В 1699 году после 16-летней войны при посредничестве Нидерландов и Англии страны «Священной лиги» (Священная Римская империя, Венецианская республика, Российская империя, Австрия и Речь Посполитая) и Османская империя подписали Карловацкий мирный договор, по которому все страны остались при тех завоеваниях, которые сделали на момент подписания документа (Россия приобрела Азов, венецианцы на двадцать лет получили себе Пелопонесс, а Габсбурги - Венгрию и те области, из которых впоследствии образовался край Воеводина. Так Карловцы вышли из-под турецкой власти). Для этого события был построен деревянный зал с четырьмя входами для враждующих сторон. В 1710 на высоте пятидесяти метров на холме взамен старого здания (немного на другом месте) была построена Часовня Мира. В начале XIX века из-за ветхости часовню снесли и построили новую, уже в 1808 году объявленную государственным памятником. Ремонтные работы были завершены в 1814-1817 гг.

Смотровая площадка

Место с видом на Сремски-Карловци, их крыши, Дунай и равнину Бачка. Неожиданно оказалось, что это не просто место на холме, а оформленная большая полукруглая площадка, словно сцена, на которой находится позолоченный крест и сидит, глядя вдаль, человек. Это памятник сербскому поэту Душко Трифуновичу, который провел последние несколько лет своей жизни в Сремски-Карловцах, его могила на местном кладбище.

Площадка открыта для посещения с 1 апреля по 31 октября.