Сомбор (Sombor) – маленький (47 тыс человек всего) городок на севере Сербии, центр достаточно благополучного региона Воеводина.

По-сербски его называют Сомбор (Сомбор), по-венгерски и по-немецки Зомбор. Древнее венгерское название города Чоборсентмихай (или Цоборсентмихай). По имени семьи Чоборов (Цоборов), владевших этой территорией в XIV веке. Встречается еще и неофициальное название города Раванград (Раванград) - «плоский город».

До XVI века город был в Венгерском королевстве, потом вошел в состав Османской империи, и в этот момент местное венгерское население покинуло регион, и с тех пор город населяют преимущественно этнические сербы.

В 1665 году известный путешественник Эвлия Челеби посетил Сомбор и написал: «Весь народ (в городе) не венгры, а валахи. Христианские (сербские). Эти места особенные, они не принадлежат Венгрии, а являются частью Бачки и Валахии. Большинство жителей - торговцы, и все они носят пограничную одежду. Очень вежливые и смелые люди". По словам Челеби, в городе было 200 магазинов, 14 мечетей и около 2000 домов.

С 1687 г. Сомбор находился под властью Габсбургов, а в 1749 г. получил статус вольного города. По данным 1843 года, в Сомборе проживало 21 086 жителей, из которых 11 897 были православными христианами, 9 082 католиками, 56 евреями и 51 протестантами. Жители говорили на двух языках - на сербском и немецком. В 1848/1849 году Сомбор вошел в состав Воеводины (сербской автономной области в составе Австрийской империи), а в 1918 году - Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже известного как Королевство Югославия); с 1963 года - принадлежит республике Сербия.

Современный Сомбор - самый западный город страны - находится очень близко к Венгрии, в нем ощущается западно-европейский дух.

Сомбор в двух позициях претендует на первенство среди балканских городов: именно тут появилась первая на Балканах мощеная улица (1911 г., улица Парижская) и (по неподтвержденной информации) первый на Балканах кинотеатр (1912).

Сомбор по-прежнему славится своими культурными инициативами. В городе есть несколько музеев: в частности Музей города Сомбор и Художественная галерея Милана Коньовича, библиотеки и гуманитарные учебные заведения: старейший в регионе Педагогический колледж, Сербский читальный дом и гимназия.

Тут также находятся многочисленные организации меньшинств: Венгерский Карманный театр, Хорватское Общество Владимира Назора, Еврейский муниципалитет и несколько других более мелких организаций, включая Немецкие и Цыганские клубы. Есть даже музей немецкой диаспоры на Дунае.

Культура неотделима от архитектуры, поэтому стоит рассказать о нескольких наиболее приметных зданиях исторического центра XVIII-XIX вв. Сейчас это здания вокруг главной площади св.Троицы, которую пересекает главная пешеходная улица Краља Петра I (Glavnjak). Свое начало улица берет от городского сквера (Трг цара Уроша) тут высятся шпили церкви кармелитов и торжественное здание муниципалитета.

Троицкая площадь

Несмотря на то, что впервые город упоминается в 1340 году, совсем древних зданий тут сейчас нет. О турецких временах тоже практически ничего не напоминает (единственный след – это остатки крепостной башни XVI или XVII века, которая входит сейчас в комплекс зданий Исторического архива), а вот к XVIII веку относится первоначальное здание церкви Св.Троицы (1717-1763 гг) и Свято-Троицкая площадь - главная площадь Сомбора, мимо которой не промахнется ни один гость города. На площади и рядом с ней, на пешеходной улице Краља Петра I, сосредоточены основные достопримечательности.

Итак, в центре площади названной по имени находящейся здесь церкви св.Троицы, стоят колонна св.Троицы, церковь св.Георгия, а по периметру - здание ратуши, здание бывшей аптеки (ныне художественная галерея), здание, в котором жил поэт Лаза Костич, есть и другие объекты, но сосредоточусь на этих.

Колонна Св.Троицы

В 1774 году на ней был поставлен памятник Св.Троице в благодарность за прекращение эпидемии чумы. При коммунистах (в 1947 году) памятник сняли, изменили название на «Площадь Братства и Единства», а сейчас историческое название вернулось, но говорят, жители называют площадь по-своему «Лысой площадью», видимо, из-за ее чрезмерной просторности.

Солнечные часы и францисканцы

Рядом с церковью Святой Троицы находится здание бывшего францисканского монастыря. Монахи-францисканцы жили в первые десятилетия XVIII века рядом с вновь построенной церковью, в невысоком турецком доме с тремя комнатами. Строительство монастыря началось в 1743 году на участке северо-западной стороны замка сомборского капитана графа Йована Бранковича и длилось пять лет. На сводах и потолках помещений первого этажа с тех пор сохранились уникальные барочные гипсовые (лепные) украшения. На южном фасаде здания бывшего францисканского монастыря и дома приходского священника находятся солнечные часы с интригующей, не вполне понятной, но весьма назидательной надписью: «Один из них — последнее для тебя!».

В помещениях первого этажа францисканского монастыря 24 апреля 1749 года Сомбор был торжественно объявлен вольным и королевским городом. Францисканцы покинули Сомбор по приказу австрийского императора Иосифа II в 1786 году, а их место заняла администрация Бачка-Бодрошского уезда.

Церковь Св. Георгия

Церковь Св. Георгия в Сомборе была построена в 1761 году на месте более старой. Здание в духе барокко с элементами неоклассики и рококо, что особенно ярко выражено в оформлении западного фасада.

Внешний вид храма довольно обычный, а вот на интерьер стоит взглянуть. В 1866 году внутри храма был проведен капитальный ремонт, в результате чего появился новый резной иконостас. Авторы резьбы — Йосип Кестнер из Нови-Сада и Карло Ильдини из Будапешта, а иконы — работа Павла Симича. На иконостасе в Сомборе Симич проявил все свое мастерство, приобретенное в Венской академии, где после увлечения разными модными стилями (неоклассицизм, эклектика бидермейера, неоромантизм) он остановил свой выбор на мягкой "назарейской" живописи.

Ратуша

Cамое запоминающееся и приметное здание Сомбора, его визитная карточка, архитектурный символ города на протяжении последних двух с половиной столетий - это красноватого цвета Ратуша, или Варошка куча, или Магистрат, как его называли в разное время жители Сомбора.

Ратуша была построена в 1749 году на месте «двора» первого руководителя города капитана Йована Бранковича. Граф Йован Янко Бранкович, племянник и законный наследник сербского деспота графа Джордже Бранковича, был назначен им править городом в 1717 году и первым делом построил себе в самом центре дворец.

С западной стороны здание было одноэтажным, выдержанном в восточном стиле, перед ним была длинная деревянная веранда, которая использовалась под магазины. Перед этим «базаром» (в районе нынешней городской площади) протекал ручей Мостонга, через который был перекинут мост на луг, где (примерно около сегодняшнего отеля) находились конюшни и вольеры для охотничьи животных, поэтому жители Сомбора называли это место «зверинцем».

Граф Йован Бранкович умер в Сомборе в 1734 году. Его вдова продала замок первой избранной городской администрации Сомбра, который в 1749 году как раз был объявлен «вольным городом», поэтому срочно нужно было помещение для магистрата. Здание было частично реконструировано, но не снесено и не перестроено полностью, как утверждают некоторые историки.

Нынешнее здание Ратуши было построено на фундаменте старого здания графа Бранковича через столетие, в 1842 году. Сомборский педагог и историк Никола Вукичевич в своих исторических трудах о старом Сомборе свидетельствует, что двенадцатилетним мальчиком он каждый день проходил мимо разрушенного здания старого магистрата и держал в руках большие кирпичи, вынесенные из бывшего здания, на котором красовалась латинская надпись «Приходит Иоанн Бранкович».

Новое здание Ратуши соответствовало требованиям эпохи и было сооружено в стиле классицизма, главный фасад перенесли с восточной стороны на западную, возвели башню с балконом. Своим богато оформленным фасадом с колоннами на ризалите и треугольным фронтоном, на фризе которого начертан год постройки, ратуша смотрит на площадь Св.Троицы. Раньше на башне дежурили пожарные; на первом этаже располагались магазины, на втором - городская администрация (аж до 1962 года) и канцелярия, а двор служил складом пожарного инвентаря и конюшнями для городских лошадей. В здании размещался городской архив, а какое-то время – городская библиотека. В Торжественном зале проходили заседания городского магистрата и выборного общества. В ноябре 1918 года произошла передача города между бывшими австро-венгерскими и сербскими королевскими властями.

Сегодня здесь расположены помещения политических партий, неправительственных организаций и средств массовой информации, а на первом этаже, как и два с половиной века назад, - различные магазины и развлекательные заведения. А еще Офис туристической информации.

Дом поэта

Наискосок от ратуши, около пекарни и напротив современного скучного здания магазина есть дом, около которого на скамейке сидит задумчивый человек. Это сербский поэт-романтик (1841-1910). Памятник ему тут находится неслучайно: в зеленоватом эклектичном здании Лаза Костич жил и работал. Поэт, драматург, литературный критик и переводчик, он был первым, кто перевел Шекспира на сербский язык. Похоронен на Сомборском кладбище. Дом Лаза Костич

Галерея Милана Коновича

Напротив здания Ратуши на площади Св.Троицы стоит скромное, розоватое здание (Трг Св. Тройства № 2). В более раннем здании, стоящим на этом месте, работала первая сомборская аптека «У Золотого льва», открытая Фердинандом Планком в 1766 году. В первой трети XIX века на ее фундаменте уже другой аптекарь Ференц Тюнер построил нынешнее здание в стиле бидермейер, широко распространенном в Австро-Венгрии. Здание купил у него в 1881 году Эмиль Гале, также фармацевт, поэтому здание сохранило свое имя в его честь. Впоследствии с обеих сторон здания были сооружены пристройки. В одной из них располагался знаменитый сомборский трактир «Код Дике». Добавленные части здания позже были удалены. Фото из интернета.

С 1966 года в здании размещается галерея картин, которые Милан Коньович (1898–1993), известный сербский художник, подарил своему родному городу. Сегодня коллекция насчитывает более 1000 его работ.

Сомборский модерн

Жил художник Милан Коньович неподалеку - в высоком сером доме стиля арт-нуво на ул. Краља Петра I бр. 10 (бывшая ул.Маршала Тита). Это здание находится буквально напротив церкви св- Троицы. Жилой дом семьи Коньовичей был построен в 1913 году по проекту будапештского архитектора Шандора Герцега.

Композиция здания в виде кириллической буквы П, с углубленной центральной частью между двумя выступающими боковыми крыльями - типична для модерна. Здание прекрасно иллюстрирует основные принципы нового стиля: функциональность (неглубокий, но все же двор-курдонёр), использование приема "изнутри наружу", плавность линий, ассиметричность. Перед нами четкая геометрия форм, подчеркнутая ровным полотном стены, скругленные линии фронтонов, расположенные в шахматном порядке пилястры, геометрический декор на двери и ограждении, стилизованные круги, прямоугольники и эллипсы на центральной части фасада, волюты - на боковых выступах. На фото на примере соседних зданий, стоящих плечом к плечу, хорошо видна разница между модерном и эклектикой.

Театр Сомбора

Театр ведет свою историю с 1882 года. Архитектор Адольф Уайт создал его по образцу театров Вены и Пешта той эпохи, и удивительным образом этот театр, один из немногих, сохранился в своем аутентичном виде до наших дней.

Библиотека

Милое деревянное здание с собственным садиком в центре города, т.н. вилла «Венац» - это детская библиотека Сомбра. Здание построено в период в середине 1880-х для нужд венгерского кружка чтения по проекту местного архитектора Леопольда Дечера в эклектичной манере, для которой характерно сочетание архитектурных элементов разных стилей: полукруглые тимпаны над окнами со вставленными скульптурными украшениями, растительный декор и балюстрады. Такой сказочный домик не может не привлекать к себе детей - а там внутри их ждут книжные сокровища!

Часовня Святого Иоанна Непомуцкого

Рядом с библиотекой (Трг цара Лазара 3, координаты 45.772894, 19.112995) стоит часовня Святого Иоанна Непомуцкого

Симпатичная, овальная в плане часовня в стиле рококо, построена в 1751 году в честь святого Ивана Непомука (Непомуцкого). Он считался защитником от наводнений реки Мостонга, которая когда-то заливала Сомбор. Часовня сохранила свой первоначальный вид, отреставрирована в 90-е годы. Нужно заглянуть внутрь, ибо отделка фасада, выполненная лепной штукатуркой, гораздо скромнее интерьера с ионическими пилястрами, мраморными стенами и полом, росписями в стиле рококо.Усиливают полихромию интерьера витражи.

Учительская школа

В солидном угловом здании со скругленным углом в конце пешеходной улицы Краља Петра I (д. 30) сейчас находится "Губернский институт охраны памятников культуры Петроварадин" (Препарандија). А изначально в конце XVIII века здание было построено на пожертвования патриарха Георгия Бранковича для знаменитой сомборской учительской школы. Архитектор Владимир Николич оставил значительный след в архитектуре Сремски- Карловцов, Нови-Сада и других сербских городов.

Городской музей

В сознании сербов Сомбор ассоциируется с пряниками, каретой и тамбурицей. В старинных каретах по городу катают туристов, а под звуки тамбурицы (музыкальный инструмент наподобие балалайки) проводят все мероприятия. Обо всех этих важных артефактах местной жизни можно узнать в неплохом, судя по всему, Музее города Сомбра (есть четыре отдела: археология, этнография, история и культура).

Пряники Сомбoра

В Сомборе процветало искусство пряничной лепки, первое пряничное изделие было изготовлено в местном монастыре. В городском музее находится уникальная коллекция форм для пряничных изделий, и одна форма сохранилась аж с XII века. Для изготовления форм использовали древесину только от яблони или груши. Формам придавали различную конфигурацию, но, как правило, большее предпочтение отдавали форме сердца, порой в середину помещали зеркало. Величина подаренного девушке пряника была символом полноты чувств того, кто преподнес подарок. Изделия, представленные в музее, действительно больше напоминают украшения, чем угощение.

Кареты Сомбoра

Еще одним символом Собмора считаются кареты. И ведь какой небедный был город, раз в каждом дворе стояла своя карета! Сейчас, говорят, туристов в каретах возят, но мы ничего такого не наблюдали. А вот телеги, запряженные лошадьми, видели - в сельских районах Сербии это нормальное дело.

Самая большая картина маслом в Сербии

Здание нынешнего муниципалитета (бывшей "жупании", что напротив кармелитской церкви) замечательно тем, что в нем комнат столько, сколько дней в году. А еще тем, что с 1898 года там висит внушительных размеров картина «Битва при Сенте» Ференца Эйзенхута, говорят, что более крупной картины на Балканах нигде нет. В это не очень верится, но всякое бывает. Попасть в административное зданием можно только с экскурсией, которую нужно заказывать в городском музее, так что проверить информацию довольно сложно.