Содержание статьи:

- Спас-Клепики

- Музей С.Есенина в Спас-Клепиках

- Есенинский маршрут Спас-Клепики

Статья составлена на основе следующих источников:

1) Круглякова М.Ю.Рязань.Исторический путеводитель, - М.,2020

2) Русские города. Спас-Клепики - столица Мещеры. https://vvcity.ru/klepiki/klepiki.html

3) Прокушев Ю. Л. Отрывки из биографии поэта. Юность Есенина https://biography.wikireading.ru/278573

4)Попов А.С."По Мещерскому краю" https://www.litmir.me/br/?b=748921&p=1

5) Спас-Клепиковская школа http://feb-web.ru/feb/esenin/chronics/el1/El1-485-.htm?...

1.Спас-Клепики

История поселения. Легенды и факты.

Клепик и клепики — нож и место для разделки и чистки рыбы. Этот нехитрый процесс и дал название деревне — Клепики. По другой версии, она названа по имени, вернее прозвищу, человека, первым поселившегося здесь, — Клепик.Фото с сайта

Еще есть несколько легенд. По одной из них, в этих местах промышляли разбойники во главе с братьями Клепиковыми. Вокруг были сплошные болота, и только здесь находилась удобная переправа через реку. Около нее они и поджидали торговые обозы. Финал предания раздваивается. Одни утверждают, что братья раскаялись, построили на свои деньги церковь и поселились рядом. Другие считают, что их поймали и казнили, а церковь построили купцы в благодарность за спасение от грабителей.

Рассказывают, что во время татаро-монгольского нашествия жители прятались среди дремучих лесов, вырыв в земле склепы-углубления. В другой интерпретации — в вырытых склепах скрывались старообрядцы после принятия реформы Никона. Затем они построили себе более основательное жилье. Поэтому поселение стало называться Спас-Клепики. Старообрядцев в этих местах, действительно, было много. Село очень удобно расположено — на перекрестке Владимирской дороги и Касимовского тракта За счет бойкой торговли доходы местных купцов быстро росли. В центре Спас-Клепиков вырастали одно-двухэтажные кирпичные особняки. Они и по сей день украшают город в районе улиц Свободы и Просвещения. Кстати, городом Спас-Клепики стал в 1920 году. В начале XX века в Спас-Клепиках проводились ярмарки, еженедельные базары собирали множество народа со всей округи.

После того как в конце XVIII века построили Спасо-Преображенскую церковь, деревня стала селом Спас-Клепики. Хотя само поселение возникло гораздо раньше, в XIV—XV веках.

Узкоколейная железная дорога

В конце XIX века через село прошла узкоколейная железная дорога, соединившая Владимир и Рязань. Она действовала почти сто лет. Сейчас лишь полузаросшая железнодорожная насыпь да остатки деревянного железнодорожного моста через реку Пра рядом с автостанцией напоминают о ней.

Фрагмент из книги Поповa А.С."По Мещерскому краю"

В прежние времена попасть в Мещеру было довольно трудно. Редкие путешественники, посетившие этот край в конце прошлого столетия, в один голос утверждали: такой глухомани, такой дикости и такого бездорожья найти трудно.

Железных дорог не было, грунтовые дороги находились в ужасном состоянии. Единственный путь сюда лежал через небольшой лесной посёлок Солотча, расположенный в двадцати километрах к северу от Рязани, у самой границы мещерских лесов. Наверное, потому и укрепилось за Солотчей название «ворота в Мещеру». Через этот посёлок, пересекая болота и леса, шла грунтовая дорога из Рязани в сердце Рязанской Мещеры Спас–Клепики и дальше в Егорьевск.

В начале 90-х годов прошлого века у разбитой повозками и экипажами грунтовой дороги появился соперник — узкоколейная железная дорога. Построена она была в 1892 году для вывозки леса из Келецко–Солотчинской дачи. В эти годы страшные лесные пожары и голод окончательно разорили мещерских мужиков. Боясь волнений крестьян, правительство было вынуждено устроить в Келецко–Солотчинской даче общественные работы по заготовке леса. В короткий срок было заготовлено такое огромное количество древесины, что вывезти её на лошадях было просто невозможно. Вот тогда–то и была построена узкоколейка длиною в сорок три версты. Потом её продлили до станции Тума, оснастили пассажирскими и товарными вагончиками, и она долго была единственным средством сообщения Рязани с Мещерским краем. По узкоколейке ездили на работу в город, на базар, перевозили лес и торф.

Дорога производила впечатление какой–то игрушечной. Маленькие паровозики натруженно тащили неказистые вагончики, битком набитые пассажирами. Вдоль всего пути были построены деревянные вокзальчики. От Солотчи до Рязани всего 20 километров, но поезд проходил это расстояние за целый час. Двигался он медленно, и, говорят, его ничего не стоило догнать на лошади. Во время весеннего разлива Оки движение по узкоколейке прекращалось.

Эта любопытная дорога очень красочно описана Паустовским в его мещерских рассказах.

Как в своё время железная дорога отобрала всех пассажиров у грунтовой дороги, так теперь труженица–узкоколейка уступает своё место отличному шоссе. Это шоссе идет от Рязани до Клепиков и дальше на Туму и Касимов и является частью огромного асфальтированного Рязанского кольца, которое связало самые отдалённые, глубинные районы Рязанской Мещеры. Теперь добраться от Рязани до Солотчи можно за полчаса.

О Тумской железной дороге

1) Тумская жд с сайта Рutevod

2) Рассказ из ЖЖ

3) Виртуальное путешествие по узкоколейке Мещерская магистраль

Ремесленный город

В Спас-Клепиках работали несколько мануфактур: полотняная фабрика, мыловаренный, кожевенный завод. В газете 1912 года о Спас-Клепиках писали так: "Рязанские лужи пересыхают летом, клепиковские — никогда. В довершение всего там и сям лежат и висят кожи убитых животных. Их довольно много, и они издают большой и очень скверный запах. Картина была бы неполна, если бы мы не упомянули о съезжающихся с разных сторон тряпичниках, привозящих отвратительного вида, бог весть откуда взятого и, конечно, недезинфицированного тряпья. Эти тряпки сваливаются сначала в сараи, а оттуда мало-помалу перевозятся к реке, несколько саженей ниже села, на так нaзывaeмьe мойки. Здесь они варятся в котлах с медным купоросом и обесцвечиваются хлорной известью, для чего в особых корзинах спускаются в реку, где промываются более или менее продолжительное время. Запах пареных тряпок и хлорной извести, разлагающейся крови и животных остатков убоя, кож свиней и гниющих луж — вот приблизительный анализ Спас-Клепиков в санитарном отношении. Если сюда добавить громадное количество пьяных и бессмысленную площадную ругань на улицах в праздничные и базарные дни, то становится душненько от подобной атмосферы».

Еще в середине XVIII века в селе и его окрестностях появился промысел по производству ваты. До революции здесь действовали 15 ватных фабрик. (Вату в городе выпускают и сейчас - медицинскую).

А еще спас-клепиковские плотники возводили первый, деревянный Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади, который строился в 1924 году по проекту архитектора Алексея Щусева .

Константин Паустовский в Спас-Клепиках

Константин Паустовский писал в рассказе «Дорожные разговоры»*:«Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий. Затерялся он где-то в Мещерской стороне, среди сосенок, песков, мелких камышистых озер. Есть в Спас-Клепиках кино, старинная ватная фабрика чуть ли не со времен Крымской войны, педагогический техникум, где учился поэт Есенин. Но, по правде говоря, городок этот ничем особенным не знаменит. Все те же любопытные мальчишки, рыжие от веснушек, те же жалостливые старухи, плотники со звенящими пилами на плечах, те же дуплистые кладбищенские ивы и все тот же гомон галок».*

Еще одно описание Спас-Клепиков находим в рассказе К.Паустовского "Заметки о живописи" «В этом городке, как нарочно, было собрано все, чем хороши такие наши городки: домики с рассохшимися мезонинами, цветные стекла на крылечках, старые вязы, гулкий деревянный мост через чистую реку, металлический крик потревоженных гусей, дамба у моста с дуплистыми седыми ивами и пыльной травой по откосам, мальчишки с удочками, суетливые галки, плотники с пилами, завёрнутыми в холстину, девушки, царственно несущие на коромыслах полные ведра с водой, жалобный свисток паровоза на узкоколейке, погромыхивание далёкого грома над заповедными лесами, снеговые вершины грозовых облаков».

2. Сергей Есенин в Спас-Клепиках

Музей С.Есенина. Спас-клепиковская учительская школа

Когда Есенин окончил Константиновское училище, дед настоял на том, чтобы внук продолжил учёбу. Его мечтой было сделать из Сергея сельского учителя. Ближайшая учительская школа была в Спас–Клепиках, куда константиновские крестьяне часто ездили на ярмарки. Вот в этот маленький городок и отправили на учёбу будущего поэта.

Здание церковно–учительской школы сохранилось до наших дней. У входа — небольшая мраморная табличка с надписью: «Здесь с 1909 по 1912 гг. учился известный советский поэт Сергей Александрович Есенин».

Второклассную церковно-приходскую учительскую школу построил в селе в 1891 году на собственные средства купец 2-й гильдии А.П.Попов (богатый и красивый дом купца сохранился до сего дня, находится на улице Просвещения). Здание расположено было на краю села на берегу речушки Совки. После 1917 года здесь была школа, во время войны госпиталь, после войны интернат, потом ПТУ. Рядом стоит небольшое здание церковно-приходской школы грамоты (сгорело в 90-е гг. ХХ века, восстановлено в 2012, сейчас тут музейный центр). Музей в здании бывшей учительской школы был открыт в 1984 году. Это филиал музея Е.Есенина в селе Константиново.

Экспозиция дает представление не только о трехлетнем периоде учебы С.Есенина, зарождения его поэтического таланта, но и о системе преподавания, жизни учителей в дореволюционной России.

Познакомиться с музеем лучше всего, заказав экскурсию. Рассказ экскурсовода очень насыщенный, совершенно нескучный, фотографии и документы, развешанные на стенах, начинают оживать, а предметы готовы поведать свою историю.

В музее продают бумажный путеводитель, который весьма подробно освещает экспозицию, но все же живой рассказ заинтересованного и знающего человека всегда лучше.

О порядках школы, ее учителях, Сергее Есенине и его друге Грише Панфилове очень хорошо изложено в книге Прокушева Ю. Л. Отрывки из биографии поэта. Юность Есенина https://biography.wikireading.ru/278573

Про Панфилова хочу сказать особо. Именно Панфилов, как мне показалось, сыграл чрезвычайную роль в становлении мировоззрения Есенина. Гриша Пафилов - умный и интеллигентный юноша, с которым Есенин дружил все годы обучения в Спас-Клепиках. Дружба с Григорием скрасила интернатские будни Есенина вдали от родного дома, . Когда Сергей поступил в школу, Гриша учился во втором классе, что не помешало их сближе­нию. За хорошие успехи в занятиях Сергей частенько получал от учителей увольнительные записки и прихо­дил домой к своему другу.

Григорий Панфилов, сын местного приказчика, был свободен от интернатского режима и жил в родитель­ском доме. Будучи, как и отец, страстным книголюбом, он заметно отличался от других учеников своими ду­ховными запросами, поведением, манерой обращения с товарищами. Сочинение Гриши Панфилова, которое выставлено в школьном классе на втором этаже, поражает глубиной мысли, зрелостью, стилем.

В доме Гриши собирался кружок его сверстников, чтобы сообща проводить время, говорить о школьных делах, о книгах и общественной жизни. Спорили о Горьком, Толстом, об их нашумевших произведениях. Тут же читал свои стихи и Есенин. Гриша Панфилов с глу­бокой серьезностью готовил себя к миссии учителя - просвети­теля и воспитателя. Исполнить эту миссию ему не пришлось: после окончания школы он долго болел и в феврале 1914 года умер от туберкулеза. Но на своих сверстников и друзей, в том числе на Есе­нина, он оказал огромное влияние. Смерть Гриши потрясла Есенина.

Дом Гриши Панфилова сохранился в Спас-Клепиках, он находится по адресу ул. Пролетарская (бывшая Мещанская), дом 34 (и входит в есенинский маршрут).

Почитать о Грише Панфилове можно тут: Научные изыскания: Григорий Панфилов — "… светоч моей жизни" (из новейших архивных разысканий о друге юности Есенина) https://library.rsu.edu.ru/author/admin/page/143/

Экспозиция музея

План экспозиции:

Первый этаж: Вестибюль. Квартира учителей Хитровых. Кухня.

Второй этаж: Рекреация. Большой класс. Мемориальный класс. Квартира учителей Гусевых. Общежитие.

1. Вестибюль

Вводная часть - рассказ об истории создания и развития спас-клепиковской школы. На стендах список учеников школы с оценками выпускных экзаменов, свидетельство об окончании этой школы, выданное Есенину. Фотография 1909 года, которая сделана в Константиново. Есенин со своими друзьями. Забавно, что Есенин по росту кажется выше других мальчишек,а дело в том, что он просто залез на ведро. По воспоминаниям знавших его в то время людей, Сергей отличался задорным характером.

Привлекла внимание цитата, поясняющая педагогические задачи образования в начале ХХ века. Сейчас, кажется, все иначе.

"Церковно-приходская школа ставит себе задачи не только обучение детей, но в особенности воспитание их посреди скудной крестьянской среды и грубой обстановки, сообщение им добрых и нравственных начал и стремлений, добрых привычек, приучение к порядку и опрятности, возбуждения в них умственного и нравственного интереса в соответствии с тою жизнедеятельностью, которая им предстоит. Школа должна позаботиться о том, чтобы это развитие продолжалось и вне школы. Для сего школа должна развить в учащихся любовь к книге и потребность в чтении"(Из отчета Обер-Прокурора Святейшего Снода, СПб, 1899)

В вестибюле представлены предметы начала ХХ века, которые могли находится в школе: напольные часы, барометр, Реомюр (термометр со шкалой 80 градусов), живописные работы Александра Хитрова, сына учителя Е.М.Хитрова. Интересно почитать расписание уроков, страницы ученических тетрадей.

2. Квартира учителей Хитровых

Традиционным для учебных заведений дореволюционной России было проживание учителей при школе. В Cпас-Kлепиковской школе жили семьи двух педагогов. На первом этаже восстановлена квартира старшего учителя Евгений Михаловча Хитрова (1872- 1932) и его семьи.

В других помещениях первого этажа представлена история села Спас-Клепики.

Рассказывается о Тумской железной дороге, фотографии дают представление об образе жизни местных крестьян, дворян, купцов, ремесленников и интеллигенции - тех, кто окружал Есенина в юности. Особенно замечателен огромный угловой диван, с книжной полкой по верхнему краю. Такой мог стоять только в богатом купeческом доме.

Рекреация второго этажа

Тут висит икона Михаила Архангела (первоначально было "Преображение Господне"). около которой перед началом учебного дня собрались учителя и ученики. Тут же можно увидеть музыкальные инструменты, на которых играли учащиеся и педагоги: В.И.Гусев играл на гармони, Е.М.Хитров - на скрипке и фисгармонии, С.Есенин умел играть на балалайке. В школе был хор, который пел на церковных службах.

В этой рекреации находилась и библиотека, которой, впрочем, не хватало для любознательных учеников, поэтому они начинали ходить в сельскую народную библиотеку-читальню (сейчас это ул.Интернациональная, 26) и библиотеку при Народном доме на Базарной площади - здание сохранилось по адресу ул.Просвещения, 18.

Классы

Обучение в учительской школе велось три года, каждый класс занимался в своем помещении. В Большом классе стоят парты (именно за такими учились в начале ХХ века: хорошие добротные столы - металлический каркас и деревянная поверхность. В программу обучения входили Закон Божий, церковная общая и русская история, церковное пение, русский язык (и словесность), церковно-славянский язык, чистописание, отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение,рисование, дидактика и гигиена. В последний год учащиеся проходили педагогическую практику в школе грамоты, которая находилась в соседнем здании.

Учебный год начинался 1 сентября и длился до конца мая. Каникулы с 15 июня по 31 августа (в этом смысле почти ничего не поменялось до сих пор). В середине учебного года каникулы были на Рождество и Пасху.

В Мемориальный классе, на партах представлены сочинения, которые писали учащиеся. Темы сочинений: "Передача теплоты посредством лучей", "Отличие сказки от былины"...Вот не уверена, написал бы кто-то из нынешних учеников, не имея под рукой интернета, развернутое сочинение на эти темы, исходя из собственного пониманию темы.

Уроки словесности вел старший преподаватель Е.М.Хитров; именно он привил Есенину любовь к литературе и заметил его дарование, хоть и не сразу. Потому что стихи в школе писали многие.

Кроме знаний в разных областях, школа давала начальные навыки разных ремесел, чтобы в будущем учителю можно было бы подработать или как-то подстраховаться финансово (весьма мудро). Учили, в частности, переплетному и типографскому делу.

Квартира учителей Гусевых

В чем-то эта школа напоминала пушкинский Лицей, по тем ценностям, которые прививали своим ученикам преподаватели, по гуманитарной атмосфере, по человеческой близости учителей и учеников, которые жили в одном доме. Наставники становились примером для своих учеников во всем, и в обыденной жизни тоже.Такой душой школы была семья учителей Гусевых. Быт учительской квартиры прост и дает понимание того, как жила русская провинциальная интеллигенция.

Общежитие

Значительная часть учеников - это дети зажиточных крестьян из соседних деревень. Им предоставлялось общежитие при школе. Обстановка понятна всем, кто бывал в пионерском лагере: ряд кроватей, в данном случае покрытые симпатичными лоскутными одеялами.

В изголовье - сундуки с личными вещами. Школа выдавала подушку и сенник - матрац, а постельное белье и одеяла привозили из дома. Завтракали и ужинали ученики тем, что привозили из дома, обедом кормили в школе. Оплата за проживание и питание в год - 30 руб.

Порядок и режим жизни был однообразно строгий, и поначалу Есенин трудно его воспринимал, даже сбежал однажды домой в село Констнатиново, но его вернули назад в школу. Но постепенно привык, тем более, что подружился с Гришей Панфиловым, часто ходил к нему в гости и даже ночевал. В свободное о уроков время было чем заняться: ловили рыбу, катались на коньках и лыжах, читали, ходили на ярмарки.

Весьма подробно о жизни школы написано в книге Прокушеав Ю.Л. Отрывки из биографии поэта. Юность Есенина https://biography.wikireading.ru/278573

3. Есенинский маршрут Спас-Клепики

Материал взят из книги "Спас-Клепиковская второклассная учительская школа\авт.сост. Н.Н.Бабицына, Рязань, 2019.

1. Церковь св. Николая (ул.Урицкого, 45(б.Поповка)

Построена на средства помещика Лярского и освящена в 1858 году, расписана в 1872 году на средства прихожан. Учащиеся учительской школы, в том числе Есенин, регулярно участвовали в богослужениях, пели в церковном хоре, помогали священникам во время служб.

2. Церковь Спасо-Преображения, ул Урицкого, 43 (б.Поповка)

Построена на средства прихожан, освящена в 1866 году. Храм также посещали ученики школы с 1909 по 1912 гг. Сгорела в 2017. В данный момент восстанавливается.

3. Дом священника храма Спасо-Преображения, ул Урицкого, 18 (б.Поповка)

Здесь жил заведующий (1896-1910 гг.) школой священник В.А.Динариев.

4. Дом священника храма Спасо-Преображения, ул Урицкого, 13 (б.Поповка)

Здесь жил заведующий (1911-1917 гг.) школой священник А.В.Асписов. Именно он заведовал школой, когда в ней учился Есенин. Алексей Асписов отпевал умершего от чахотки Григория Панфилова, ближайшего друга Есенина.

5. Почтово-телеграфная контора, ул Советская, 1 (б.Базарная площадь).

Бывший дом купца К.И.Масленникова, в котором в начале ХХ века была открыта почтово-телеграфная станция. Есенин тут часто бывал, сюда же приходили его письма к Грише Панфилову.

6. Народный дом, ул.Просвещения, 18 (б.Базарная площадь)

Здание построено в начале ХХ века. В это время Народные дома получили большое распространение с целью просвещения широких слоев населения. Позже надстроен 3-й этаж. Тут находилась библиотека, куда часто ходил Есенин.

7. Дом рязанского купца 2-й гильдии Андрея Петровича Попова. Ул.Просвещения, 20(б.Базарная площадь).

Самое примечательное задние в городе. Длинное ярко-зеленого цвета с белым кружевом резьбы. Здание принадлежало попечителю и главному спонсору постройки учительской школы в Спас-Клепиках. В доме 20 и 21 находились трактир, гостиница, кондитерская, винный погреб купца Попова и первый в городе кинотеатр.

8. Ул.Свободы, 16

Сейчас тут магазин, на месте которого стоял дом одноклассника Есенина Дмитрия Пырикова. Пыриков умер в 1912 году, и ,возможно, под впечатлением этой смерти Есенин написал стихотворение "На память другу" (1912 г.)

9. Здание начального земского училища (сейчас ул.Интернацональная, 26)

Значительно перестроено.Здесь размещалась земская библиотека-читальня Рязанского уездного комитета попечительства народной трезвости. Эту библиотеку Есенин часто посещал.

10. Здание жд вокзала и пакгауза (не сохранилось).(ул.Интернациональная)

11. Дом Григория Черняева, пл.Ленина, 42 (б.Ярмарочная площадь)

Восстановлен после пожара 1926 года. В этом доме жил одноклассник Есенина.

12. Дом Григория Панфилова, ул. Пролетарская 34, (б.Мещанская)

Перестроен в середине 60-х гг. ХХ века. Здесь жил самый близкий друг Есенина Гриша Панфилов. В этом доме Есенин часто бывал, ночевал, читал стихи, участвовал в заседании кружка.