Вардзия
Вардзия - это древний город, а позже монастырь, вырубленный в стене горы Эрушети (Медвежья) на высоте 1300 м над уровнем моря.
Пещерный город завораживает самим своим видом. Этот лабиринт пещер, тоннелей, лестниц, переходов и террас напоминает графику Эшера.
Информация для планирования визита
Вардзия - место, которое обязательно стоит посетить, раз уж вас занесло в Грузию. Кажется, что это относительно Тбилиси даль-дальняя, медвежий угол страны, но и сюда ходят (не поверите!) маршрутки от столичного автовокзала Дидубе (находится около одноименной станции метро), отходят в 10 и 11 утра, время в пути около 5 часов. Стоимость проезда 22 лари (билеты продают в кассе). Сайт автовокзала:https://didubissadguri.ge/ru/. Больше информации по логистике здесь.На своей машине ехать в Вардзию, конечно, проще.
***Телави проходила тремя километрами западнее, и Уджарма
Переночевав в гостевом доме деревни Тмгови, выехали из него так, чтобы быть у билетной кассы Вардзии к самому открытию в 10.00 - люблю заходить в такие обычно многолюдные места первой и в полном одиночестве.
Информация
Важная информация для планирования визита: Стоимость билета 15 лари (2024 г). Никакие скидки не предусмотрены, бесплатно идут только дети до 6 лет. Оплата картой или наличными. Есть аудиогид на русском языке достаточно содержательный (15 лари), услуги гида примерно на час-полтора 45 лари, местные гиды рассказывают интересные подробности, говорят с сильным грузинским акцентом, но это не мешает восприятию. Поскольку я была в Вардзии несколько раз, я слушала и аудиогид, и просто гида, и книжки читала. Формат с гидом менее утомительный, динамичный, с аудиогидом получается более академично и четко (что тоже неплохо), как будто бы дольше, но не так живо.
Если вы заказали экскурсию с гидом, то он будет ждать вас наверху, в квадратном помещении бывшей колокольни. Путь наверх - это 500 метров по хорошей дорожке с приятными видами (посередине есть бесплатный туалет - около кассы внизу - платный) и родник. Для тех, кому трудно\лень подниматься пешком, есть микроавтобус-подвозка (2 лари на человека).
Режим работы: ежедневно,но в летние и зимние месяцы часы работы разные (с 1 марта по 1 мая: с 10:00 до 18:00, с 1 мая по 1 октября: с 10:00 до 19:00, с 1 октября по 15 ноября: с 10:00 до 18:00, с 15 ноября по 1 марта: с 10:00 до 17:00).
Приезжать можно круглый год, снега тут не бывает, дороги всегда доступные.
В Вардзии сейчас мужской монастырь (расположен локально, на одном из уступов города, туристический маршрут его обходит), есть действующий древний храм, при входе в него плечи и ноги лучше прикрыть (у входа лежат платки\юбки), а в остальных локациях комплекса вопросов к вашей одежде, наверное, не будет. Время посещения, если спокойно, 2.3 - 3 часа. С собой стоит иметь не менее литра воды (особенно летом).
Движение по маршруту в основном в одну сторону: кое-где можно вернуться на несколько метров, если что-то пропустили, но генеральная линия - только вперед, чтобы потоки входящих и выходящих посетителей не пересекались. Выход из комплекса по внутреннему (бывшему потайному) тоннелю на нижнюю тропу.
С видовой площадки (41.378611, 43.287361) можно охватить взглядом весь комплекс пещерного города Вардзия. На этой же площадке можно поставить палатку, чтобы любоваться пейзажем и вечером, и ночью, и утром.
Комплекс тянется 900 метров вдоль левого берега Куры и имеет более 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения уходят на 50 метров вглубь скалы. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы. Количество ярусов колеблется от от трех до тринадцати.
В 1283 году сильнейшее землетрясение разрушило внешнюю стену Вардзии, оголив внутренние помещения пещерных жилищ. От скалы отвалился пласт весом 15000 тонн. То, что мы сейчас видим, это задние комнаты жилищ, а именно кладовые.
Вардзия вырублена в известняке, а не в туфобрекчии (разновидность туфа), поэтому комнаты тут более ровные и аккуратные, в отличие от соседнего (сейчас недоступного) пещерного комплекса Ванис-Квабеби, этот как раз из туфобрекчии.
Примерно в центре массива выделяется стена с двумя арочными проемами - это портик храма, сделанный из чисто тесанных квадров базальта. Арочная конструкция контрастирует с естественными формами пещер и была возведена на месте обрушения портика храма после землетрясения 1283 года для предотвращения дальнейшего разрушения. Тогда же на месте разрушенного тоннеля возвели колокольню, остатки нижней части которой видны левее портика храма. Эти два строения делят весь монастырь на три части.
Центральная часть комплекса - между храмом и колокольней - самая небольшая, но самая интересная, тут, в частности, сохранилась пещера-трапезная и пещера-винодельня.
Правее храма, в восточной части комплекса, расположено много пещер-жилищ (до 240), приемный зал ("Садарбазо") и т.н "Комната царицы Тамар", а также сохранившийся потайной тоннель. Небольшое ущелье по соседству с выходом из тоннеля называется "Сагалато хеви" - то есть "ущелье измены" (возможно, когда-то кто-то показал этот вход врагам).
Левее колокольни, в западной части комплекса, видны остатки водопровода, а ниже его следы еще одного потайного тоннеля (с оросительным каналом).
История Вардзии
Многие грузинские топонимы настолько древние, что объяснить их рационально сложно, поэтому возникает народная сказочная этимология. Так и с топонимом "Вардзия", который объясняется легендой: мол, однажды, когда царица Тамар была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах недостроенного монастыря. В какой-то момент Тамар потерялась в лабиринтах пещер и крикнула: «Я здесь, дядя!» (по груз. «Ак вар, дзиа!»). Ее отец, царь Георгий III, повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. Забавно, конечно. Правда в том, что Вардзия действительно была основана отцом Тамар и она могла быть тут при строительстве.
История Вардзии насчитывает около восьми с половиной веков. Монастырь-крепость начал строится в XII веке во время правление Георгия III, после смерти которого (в 1184 г) дело отца подхватила царица Тамар. К моменту начала строительства на этой территории уже существовал пещерный храм Ананури.
Царица Тамар – верное решение царя Георгия III, у которого не было сыновей, поэтому на трон претендовал один из племянников, но царь оставил трон дочери и не ошибся. Правление Тамар – «Золотой век» Грузии. Царица не отдала ни одного распоряжения о смертной казни, была против телесных наказаний. Царица Тамар причислена к лику святых, ей посвятил своего "Витязя в тигровой шкуре" Шота Руставели. Как говорил нам один экскурсовод, "Тамар - не царица, но царь" (царица - жена царя, а Тамар сама правила).
Тамар особенное внимание уделила строительству вардзийского храма. В изрезанном пещерами массиве было вырублено обширное пространство, внутри которого возвели стены. Монастырь был утвержден как царский и наделен большими земельными угодьями. Первые монахи появились тут в 1205 году, для них были обустроены кельи около храма.
Для Тамар Вардзия имела особое значение: около стен Вардзии произошло решающее сражение при подавлении мятежа под руководством Георгия Русского (младший сын Андрея Боголюбского, кстати) - первого непутевого мужа грузинской царицы. Победу грузинского войска над турками-сельджуками неподалеку от города Тамар тоже связывала с божественной помощью хранящейся тут иконы Богоматери.
В 1552 году Вардзия была разорена шахом Тахмаспом, а в 1578 захвачена турками. Враги жестко убивали монахов прямо перед алтарем. Тахмасп похитил золотую дверь храма, огромный колокол и другие ценности. Вардзия опустела, в пещерах начали хозяйничать пастухи и разбойники. Все деревянные части жилищ (двери, окна, полки, мебель) использовались в качестве дров. Росписи храма закоптились и были повреждены пулями и саблями. Длительное время Вардзия была совершенно заброшенным местом. После прихода русской армии в 1828 году монашество возобновилось, но через 100 лет было запрещено большевиками. В советское время тут организовали турбазу (сохранился памятник ее основателю, но не она сама), а потом уже в Вардзии сделали музей (в 1938).
В позднесоветское время вся округа была закрытой погранзоной, сюда пускали только по пропускам. Серьезная реставрация проводилась в 2004 году.
По старым фото видно, что до реконструкции лестницы и ярусы пещер не имели перил, скала-город была практически природным объектом.
Кроме того, подъезжали к Вардзии не вдоль Куры, как сейчас, а сверху с противоположного берега каньона, дорога шла мимо пещерного монастыря Ванис-Квабеби.
Сейчас на территории действует небольшой монастырь (в 2020 году было 4 монаха), а Вардзия - один из самых важных (но не очень близких) туристических объектов страны. Сохранилось 15 пещерных храмов, но действующий и доступный только главный Успенский храм.
Маршрут по пещерному городу начинается с западной его оконечности: от цистерны и конюшни.
Водопровод
Снабжение водой - очень важная опция для жизнеобеспечения города. На 7-метровой высоте были прорезаны тоннели, в них были уложены керамические трубы, по тоннелям можно было передвигаться для обслуживания водопровода. По водопроводу вода в монастырь поступала из Зеда-Вардзийсикх источников, что в 3,5 км от Вардзии (сейчас там монастырь Зеда-Вардзия). Мощность водопровода была 160000 л. в сутки. Он подходил с запада и достигал колокольни - у входа в нее до сих пор виден кусок древней керамической трубы.
.
Пещера-конюшня
Конюшня рассчитана на 8-10 лошадей, она относится к самому раннему периоду существования города (XII в). Наличие конюшни свидетельствует о том, что изначально где-то тут был вход в верхние ярусы.
Колокольня
Колокольня была пристроена после землетрясения. Уточню, что мода на колокольни появилась в конце XIII века. От здания сохранился только первый ярус.
Самое интересное начинается после колокольни: поэтому именно тут вас будет поджидать гид, если вы при покупке билета заказали экскурсию.
Успенский храм
Храм был создан по указанию царицы Тамар в 1184-1186 гг.
Точную датировку позволяет установить интересная фреска в интерьере храма (напротив входа), где изображены ктиторы (основатели храма), которые всегда изображались на северной стене. Это два портрета: царя Георгия III и его дочери царицы Тамар. Это один из трех её портретов, еще один - в монастыре Кинцвиси и третий в монастыре Бетания.
Над портретом царя Георгия текст:"Царь-царей всего востока Георгий, сын Димитрия царя-царей". Царица Тамар смотрит в сторону алтаря и держит в руках модель храма. Около изображения долгое время была надпись:"Царь-царей всего востока, дочь Георгия Тамар, которая да долгоденствует". Эта фраза сообщает, что изображение сделано при жизни Тамар, а головной убор царицы - о том, что она в этот момент была еще не замужем. По старинному грузинскому обычаю замужняя женщина головным покрывалом подвязывала подбородок, а незамужняя спуская покрывало вниз. Более поздние изображения Тамар, имеющиеся в храмах Грузии (Кинцвиси, Бетания, Бертрубани), представляют замужнюю Тамар. Т.о, время постройки Успенского вардзийского храма определяется с точностью до года: 1184 - 1186 (после смерти Георгия III и до замужества Тамар).
Эти фрески - главная ценность храма (для понимания - они созданы в год похода кн.Игоря, который описан в "Слове о полку Игореве")!
В конхе храма изображена Богоматерь с младенцем, по бокам от нее арх.Гавриил и Михаил.
В нижней части абсиды изображены 12 первосвященников со свитками в руках. На своде храма - евангелические сюжеты: "Благовещенье", "Рождество", поврежденные "Сретенье" и "Крещение", на северном своде - "Преображение" и "Воскрешение Лазаря". На южной стороне - поврежденная сцена "Входа в Иерусалим". На западной стене храма три сцены: "Вознесение", "Сошествие Святого Духа" и "Успение Богородицы".
Фрески есть и снаружи в притворе храма (внешней галерее) со звонницей.
В 1201 и 1205 гг. молитва Вардзийской иконе Богоматери дважды помогала царице Тамар и ее войску победить врага, поэтому икону стали почитать как чудотворную.
Источник
Западный придел храма имеет продолжение в виде тоннеля, который ведет к бассейну, почему -то он называется "Слезы Тамары" и считается святым. Вода поступает в него медленно. Сейчас рядом с бассейном стоит емкость (типа, с этой целебной водой).
Убежище и тоннель
Строители города предусматривали возможность захвата пещер врагом, поэтому были сделаны убежища для высокопоставленных лиц. Чтобы попасть в такое убежище, после посещения источника нужно вернуться к западному выходу храма и пойти вглубь пещеры, в обход его стен.
С северной стороны храма есть пространство, откуда вверх уходит узкий ступенчатый проход - тайный ход в убежище.
Тоннель имел промежуточную дверь (каменную плиту, которая вставлялись в пазы), выше нее находилось помещение для охраны с щелью для отслеживания и уничтожения неприятеля. Это помещение сохранилось. Вдоль тоннеля видны гнезда для установки светильников. В конце тоннеля то самое убежище. Оно имеет небольшое открытое пространство, где стояла катапульта. Сейчас отсюда отличный вид.
Пещеры восточной части комплекса
В этой части можно увидеть трапезную, аптеку (на верхнем ярусе - недоступна), винные погреба, жилые помещения. На фото видны древние лестницы, по которым сейчас не ходят.
Пещеры не имели внутренних переходов и соединялись только наружным проходом, укрытым первоначально внешней стеной - то есть это была своеобразная крытая улица. Для подъема с одного этажа на другой были сделаны люки в полу, к которым приставлялись деревянные лестницы. Такая система затрудняла проникновение врага. И если бы не обрушение стены из-за землетрясения, Вардзию не смог бы взять ни один шах или султан.
Когда разрушилась передняя часть комплекса, то в первую очередь утратились портики ("дерепани"), маленькие храмы и большие пещеры (залы). Из 242 сохранившихся пещер восточной части 9 - портики (передняя часть), 6 - церкви, 79 - жилища, 148 кладовые.
Обычная жилая пещера состояла из кладовой в самой глубине, жилой комнаты с углублением для разведения огня, лоджии или балкона перед входом. Освещались только передние помещения.
Трапезная вмещала 30-40 чел, она очень похожа на те, что мы видели в Каппадокии.
Есть еще зал собраний и т.н."Комната царицы Тамар" - двухъярусная пещера. Название условное, потому что царица Тамар посещала только Вардзию с целью молитвы и не жила тут.
Пещеры - марани
В комплексе очень много пещер-винохранилищ ("марани") с отверстиями для винных кувшинов ("квеври"). Это уже XV век. Виноделие было важной отраслью деятельности монахов, в уставе монастыря был обозначен годичный винный рацион каждого монаха в соответствии с его положением и должностью.
До обвала стены вино хранили в небольшой посуде, кувшины-квеври не могли использоваться - их было не пронести по узким тоннелям, Так что "марани", остатки которых мы видим сейчас, появились позже, когда вместо тоннелей образовались открытые тропы и лестницы.
Выход из комплекса осуществляется по древнему потайному тоннелю, который приводит в "Ущелье неверных".
Полезные ссылки
1. Вардзия. Сайт "Грузия для всех"
2. Пещерный город Вардзия - Крепость Хертвиси - Крепость Рабат ЖЖ
4. Джамбурия Г.Д. и др. Вардзия, Тбилиси, 1957
5. Москвин А.Г. Исторический путеводитель, М."Вече", 2019