Монастырь Шиомгвиме
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:ПЕРВЫЙ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Монастырь Шиомгвиме ни с чем не перепутаешь, он запоминается особым расположением (под большой горой, в ущелье, в конце тупиковой дороги), а также атмосферой уединенности и покоя. Особенно контрастно он выглядит в сравнении с только что виденными храмами Гергети, что в Казбеги, или Джвари, что в Мцхете, расположенными на вершине горы, на виду у всех.
Добраться в Шиомгвиме можно только на своей машине или такси. 10 км от Мцхеты по красивой дороге вдоль ущелья - (41.864000, 44.641840).
От небольшой парковки у ворот монастыря открывается величественный вид скального цирка, на фоне которого стоит в задумчивости небольшой древний храм.
Слева комплекс огибает лестница, справа - каменная дорожка.
Территория монастыря оформлена сдержанно, несколько сурово (монастырь мужской): вместо цветов, которыми изобилуют женские обители, тут выстроились в ряд старинные оливы.
Перед входом в храм стоит макет комплекса, можно разглядеть его композицию. Впрочем, внутрь древнего храма не попасть - вход под колокольней закрыт.
История монастыря Шиомгвиме.
Это один из первых грузинских монастырей, основанных ассирийскими отцами. Самый первый из них неподалеку - в Задазени, откуда ассирийские отцы с благословения св. Иоанна пошли, подобно апостолам, проповедовать по всей Грузии и основывать монастыри (многие из этих обителей мы посетили за время этой и последующих поездок по стране).
Святой Шио
Св.Шио был родом из региона нынешней Антальи (Турция), есть подробное житие Шио, где в традиции этого жанра излагается его праведная жизнь. Когда мы были тут на экскурсии с Владимиром Козиным ("Тбилиси глазами инженера"), он рассказывал, что Шио был весьма замкнутым человеком и не очень хотел вместе со св.Иоанном отправляться в неизвестную Иверию, но спорить не посмел. Соответственно, когда нужно было выбрать место для проповеди и духовного подвига, то выбрал ближайшее к базовому монастырю ассирийских отцов-мессионеров место, которое было максимально не пригодно для пребывания человека (заросшее почти непроходимым лесом ущелье, наполненное дикими зверями и змеями). Эпизоды жития св.Шио на его саркофаге.
Итак, Шио Печерский в 560 г. пришел из монастыря Задазени, выдолбил пещеру в скале, чтобы уединиться для молитвы. Некоторое время Шио удалось пожить в уединении, но недолго. Сначала его случайно нашел во время охоты некий Евагрий, который вскоре присоединился к подвижничеству святого, потом потянулись последователи и тоже вырыли пещеры. Получился монастырь. Собственно, "мгвиме" - по-грузински "пещера", то есть буквально перед нами "монастырь Шио Печерского" (отшельника). Пещеры в скалах видны до сих пор.
Св. Шио и его ученик Евагрий были затворниками, как бы столпниками, только наоборот: если столпники жили на стопах, то Шио и Евагрий жили в ямах-колодцах, принимая извне лишь воду и просфоры.
Колодец св.Шио
Колодец Святого Шио находился немного западнее храма Иоанна Крестителя, позже к храму был пристроен большой западный притвор и еще несколько пристроек, так что колодец Шио оказался фактически внутри храма. После появления с южной стороны храма трапезной путь к колодцу Шиоо стал еще длиннее. В трапезной обращают на себя внимание восточные арки, остатки фресок и винный погреб.
Через большое пустое пространство трапезной в левой части комплекса добираемся по каменной лестнице, далее каменный коридор - и вот он, колодец Шио. Изначально эта небольшая пещерка сообщалась с внешним миром через шахту колодца, коридор был выкопан позднее. На саркофаге св.Шио рельефы с эпизодами его жития.
А вот колодец Евагрий прямо около дороги - сейчас над ним навес из кирпича с черепичной крышей.
Церковь св. Иоанна Крестителя
Это самая ранняя древнейшая постройка. Считается, что св.Шио сам выбрал место строительства, ориентируясь на дымящийся ладан, который он держал в руке (на иконах Шио изображают с ладанoм в руке именно в этот момент).
Это небольшой каменный храм. Первый купольный и первый крестовый храм в Грузии и вообще редчайшее сооружение VI в. Уникально и то, что он дошел до нашего времени без переделок. Cохранилась какая-то особенная алтарная преграда, но внутрь храма не пускают, поэтому мы ее не видели.
По наблюдению А.Мухранова:
"Странно то, что храм такого типа был построен первым, и в каком-то смысле последним. Впоследствии крестовые храмы строили в виде тетраконхов, затем, с 630 года, в виде крестовых храмов с опорой купола на столбы, а этот так и остался редким случаем храма с опорой купола на угловые выступы стен. Это своего рода храм-эксперимент, который не породил серии себе подобных. Видимо, первоначально храм был просто крестовым, без всяких пристроек.
Храм Богородицы
Всегда открыт второй большой храм, который кажется новоделом. Но это обманчивое впечатление. Базилика в честь Богоматери построена аж в 1100 г по указанию самого Давида Строителя и выглядела иначе: была купольной, но пять раз разрушалась врагами , в конце концов ее восстановили в виде простой базилики. Десять столетий (с VIII по XVIII вв) покровителями обители были князья Амилахвари, тут их фамильная усыпальница.
В советское время в здании был музей, о чем напоминает одинокий балкончик, совершенно невозможный на культовом сооружении.
Стены базилики украшены росписями XIX века и огромными фоторепродукциями известных икон, но фотографировать запрещено, впрочем я умудрилась поснимать на телефон.
Есть еще интересная опция для самых упорных: приехать к краю скалы, которая нависает над монастырем. Заезжать надо с трассы Е60. До деревни Схалтба (Skhaltba) идет асфальт, а потом грунтовка (внедорожник или пешком). Смотровая площадка здесь (41.865278, 44.642639). Виды, судя по всему, невероятные.
Насладиться видами на монастырь сверху можно и болеe доступным способом: от монастырской парковки уходит тропа в сторону церкви Креста (Jvartamaghleba - Джавармалеба) XII в. Внутри храма есть плохо сохранившиеся фрески.
Начало тропы здесь: (41.860880, 44.640090). Идти 800 метров с набором высоты. Тропа комфортная.
Полезные ссылки
2) Путеводитель "Полиглот". М., "Аякс-Пресс" 2018.
3) Москвин А.Г. Грузия. Исторический путеводитель. М."Вече", 2019