Музей истории и этнографии

Адрес: ул. Иоселиани, 7; открыт с 11.00 до 18.00 вт-вс (зимой с 11.00 до 16.00) Цена: студенты 5 лари, взрослые 20 л, экскурсия 50 лари - 1 час, 70 лари 2 часа.

Этнографический музей Местии - это место, которое совершенно необходимо посетить, оказавшись в Верхней Сванетии. Лучше с экскурсией. Музей прекрасно сделан - современное пространство, хороший свет, оригинальное оформление залов. В холле вестибюля диваны для ожидания, хороший музейный магазин при кассе (книги по истории Грузии и краеведению, в том числе на русском языке, сувениры дорогие, но интересные). На цокольном этаже бесплатные шкафчики для хранения вещей (в нашем случае мокрых дождевиков), туалеты.

Музей был организован в 1936 году, с тех пор экспозиция постоянно расширялась. Коллекция очень хорошая. Здесь выставлены собранные в разное время ценные предметы из золота и серебра: иконы, украшения, чеканка, охотничьи принадлежности, воинские доспехи, монеты и много других шедевров прикладного искусства. В отдельном зале представлена богатая коллекции древнегрузинских рукописей IX-XI веков.

Рассказ об экспозиции на сайте А.Мухранова

Размещаю ниже не столько рассказ о музее, сколько интересные экспонаты, которые когда -то в нем хранились, может быть есть они там и сейчас.

Необычные экспонаты

Посохи медиаторов и наконечники поющих стрел

"В музее хранятся посохи медиаторов – шедевр средневековой юриспруденции и памятник грузинской дипломатии. Медиаторы мирили враждующие кланы, и, если конфликт удавалось погасить, на посохе делали насечку – минус кровная месть (а кровная месть в Сванети сохранялась до начала 1990-х годов). Таким образом, насечки – это спасенные жизни и завершившиеся межклановые войны. Еще из запомнившегося – «грехоискупительные» камни 5-3 веков до нашей эры: грешник сам назначал себе такое наказание и носил их до конца жизни" (А.Кузнецов "Внизу Сванетия").

Кстати, именно медиаторы, разревшив спор, ставили на стене храма засечку, так что исчерченные стены сванских храмов - это не повреждения. Про медиаторов подробнее здесь.

А еще необычные "звучащие" наконечники стрел, благодаря отверстиям на наконечнике, стрела в полете издавала пронзительный звук.

Интересно разглядывать старые фотографии, сделанные итальянцем Витторио Селла в конце XIX века, и узнавать знакомые места, некоторые почти не изменились за более чем сто лет.

Древние книги и иконы

Интересные факты из блога Н.Левшица:

Тут хранятся уникальные рукописные книги, среди которых самая старая в Грузии Библия IX века (400 лет ее бережно хранили в сванском селе Адиши). Иконы с серебряными окладами, причем в Сванети сформировалась своя школа живописи – ее можно определить по трем волоскам (символ Святой Троицы) на лбу святых и их огромным глазам.

Адишское евангелие

Фрагмент из книги А.Кузнецова "Внизу Сванетия", посвященный этой древнейшей книге:

В ущелье Адиши, в верховьях которого на высоте 2134 метра над уровнем моря стоит селение с таким же названием, многие веха лежала в пыли и в паутине одна из первых написанных в Грузии книг. Знаменитое Адищское евангелие представляет собой один из самых ранних памятников книжного искусства и искусства миниатюры Грузии. Создано оно в 897 году в Шатбердском монастыре и открывает историю художественного оформления книги в Грузии.

Рукопись оформлена миниатюрами, заставками и концовками, заглавными буквами, необычен и сам почерк, которым написан текст. Книги в то время были редки и ценились очень дорого, поэтому оклады их оформлялись чеканкой, чернью, золотом и драгоценными камнями. Все это есть и в Адишском евангелие.

На одном из листов этой книги — цветное изображение евангелистов Луки и Иоанна. Они даются на ярко-голубом фоне, во весь рост, с закрытыми книгами в руках. Миниатюра яркая, сочная, красочная. Помимо евангелистов рукопись замечательна ...художественно оформленными колоннами с арками и капителями. На большой арке нарисован радужный орнамент, составленный из окрашенных в разные цвета ромбов. Над одними арками изображены голуби, над другими — ветки с гранатовыми плодами и цветы. Все это в очень ярких красках, не утративших до сих пор своей ясности. Фото из Интернета:

Музыкальные инструменты

Из книги А.Кузнецова "Внизу Сванеия" узнаем о них следующее:

У сванов два музыкальных инструмента: щипковый инструмент чанг, напоминающий лиру или кифару, с которой древние греки изображали предводителя муз Аполлона, и чунир, или чанур, смычковый инструмент вроде предка скрипки или скорее виолончели. Когда они звучат вместе, на чунире исполняют мелодию, а на чанге аккомпанируют. Чунир круглый, обтянут кожей. Три его струны, изготовленные из конского волоса, натянуты на деревянный гриф и укреплены на колках. Смычок тоже волосяной. Поют под этот инструмент всегда с закрытым ртом, еле слышно. Музыка интимная, она не годится для большой аудитории.

По сванской легенде, чанг — это рука певца и музыканта Ростома, народного сванского героя, несколько напоминающего греческого Орфея. После смерти Ростома на его окостенелой руке сами натянулись струны. Чанг - инструмент печали. Когда-то на нем играли у постели умирающего, раненого воина или охотника, разбившегося в горах. Звук его успокаивает, как колыбельная песня.Звучание чунира тоже весьма грустное, у него щемящий, скорбный голос.

Оружие сванов

В отдельном зале собрано оружие. Вот что мы узнаем о нем из книги А.Кузнецова "Внизу Сванетия":

Грузия — одна из классических стран, где производили высококачественную сталь для кинжальных и сабельных клинков. Иногда эту сталь называют булатом. Но это неправильно. Настоящий булат изготавливался только в Индии и в Персии. Его не могли получить даже в таком всемирно известном городе оружейников, как Дамаск, где пользовались сталью индийской выплавки. Дамасская сталь отличалась узором; получаемым при перековке. Клинки с таким слоистым узором стали называть Дамаском или дамасской сталью. Секрет изготовления грузинского Дамаска народные металлурги тщательно берегли и передавали из поколения в поколения. В России долгое время пытались изготовить клинки, подобные грузинским, но ничего из этого не получалось. Даже, когда в 1826 году через знаменитого мастера Карамана Элизарашвили царскому правительству стал известен рецепт стали и технология ее изготовления, выковать клинки, равные по качеству грузинским, не удавалось: оказывается, для этого необходимы были грузинская руда и умелые, привычные руки.

В Грузии изготавливали сварочный Дамаск. Делалось это так: брали кусок чистого железа и кусок стали, затем их сваривали и обковывали, посыпая мелким песком. Многократная перековка давала Дамаск. Очень важно, безусловно, качество железа и стали, кроме того, многое зависело от искусства самой ковки. Ведь делалось все на глазок, без приборов устанавливалась температура, степень деформации, расположение сваренных слоев, продолжительность ковки.

Из этой многослойной заготовки отковывалось оружие. Затем на его поверхность наносились зубилом клейма, насечки и надписи. (Традиция эта дает возможность установить различные школы оружейных мастеров, принадлежность оружия отдельным лицам, помогает разобраться в истории.) После этого клинок обтачивали на обычном мелкозернистом точиле и закаливали в воде. Вслед за закалкой чистили наждачным порошком и полировали липовой палкой. Для выявления «булатного» узора оружие помещали на 15—20 минут в раствор квасцов. Этим и заканчивалось простейшее изготовление дамасских клинков. Но у каждого мастера были и свои хитрости. При ковке, например, иногда посыпали заготовку чугунным порошком. Закалку проводили так: возле кузницы стоял наготове всадник. Раскаленное в горне лезвие кузнец передавал ему в руки и всадник с места пускался вскачь, летел во весь опор строго до определенного места, подняв клинок над собой. Сталь закаливалась быстрым движением воздуха.

При испытании изготовленной таким образом сабли одним ударом ее отсекали голову взрослому быку. Показывая мне такую саблю, владелец ее сгибал клинок в колесо. Страшно было смотреть, сердце екало: вот-вот клинок сломается. И ничего. Упругая сталь выпрямлялась и, чуть дрогнув, принимала первоначальную форму.

Кинжалы были прямые и обычно обоюдоострые, как и кинжал, подаренный мне Виссарионом Хергиани. Конец XVIII — начало XIX веков —время расцвета грузинского дамаска, тогда кинжалы изготавливались в Тифлисе в больших количествах. Они, шли во многие страны, больше всего в Персию. Рукоятки и ножны кинжалов, виденных мной в Сванетии, имели самую разнообразную отделку, наиболее распространенная из них—чеканка, филигран и чернение по серебру. Иногда рукоятки отделывались костью. Встречаются в Сванетии кинжалы, у которых клинки старше по возрасту на 50—100 лет, чем ножны, клинки— они долговечнее.

По обычаю оружие переходит к старшему сыну, чужим его не отдают. Грузинские воины были вооружены кремневыми ружьями уже в XVI веке. Возможно, это ружье даже не грузинского происхождения, а местного, сванского. Ведь хранится же в краеведческом музее Местии приспособление для изготовления таких ружейных стволов! Не исключено, что какой-то сван, обучившись оружейному мастерству в Тбилиси, стал делать такие ружья в Сванетии.

"Знамя льва"

В книге А.Кузнецова "Внизу Сванетия" рассказывается также о "знамени льва", которое когда-то хранилось в музее, может быть, есть оно там и сейчас, я не знаю точно. Но рассказ о нем интересен. Можно задать вопрос экскурсоводу.

Старики говорили мне, что оно отнято у татар, хотя не совсем понятно, как это могло произойти. Ведь за всю историю Верхней Сванетии на ее территории не было внешнего врага — ни арабов, ни персов, ни турок, ни татар....\ Понятно, «лев» не мог сохраниться в течение многих веков, время от времени его приходилось обновлять. В последний раз «он» был сшит заново и точно по старому образцу в 20-х годах нашего (ХХ) столетия.

Знамя сшито из желтого материала мешком и таким образом, что в руках скачущего победителя оно надувается на ветру и приобретает форму прыгнувшего льва. «Лев»—одна из самых драгоценных реликвий сванов. Ткань обновляли, но наконечник древка знамени и рамка пасти «льва» были подлинными, настоящими. Наконечник, величиной чуть больше ладони, искусно изготовлен из серебра, на нем изображены чеканкой фигуры воинов или святых и имеются надписи на древнегрузинском языке.

Это знамя вручалось победителю скачек во время праздника Джрага ("Праздник льва"), в честь св. Георгия. Проводился он в июле в самом центре Местии. Все желающие одевались в национальные костюмы, садились на коней и соревновались в искусстве верховой езды, в ловкости и быстроте. Сделав четыре круга, финишировали у Джграга, у церкви святого Георгия, в честь которого и организовывалось торжество. Победителю скачек вручали знамя «льва», с которым он гарцевал по селению под всеобщее ликование.

Не встречала нигде упоминания про эту традицию в современной Местии.