Монастырский комплекс Гелати - одно из самых известных мест в Грузии. Объект ЮНЕСКО. Символ грузинского "Золотого века". Советский альбом о монастыре есть, наверное, на каждом книжном развале Тбилиси. Так что, едва оказавшись на Сухом мосту и скользнув взглядом по столам с книгами, вы узнаете о Гелати, и потом уже он не выходит из головы.

Монастырь основан Давидом Строителем (1089-1125) в 1106 году близ города Кутаиса, на тот момент столицей государства. Монастырь проектировался как усыпальница царей Грузии - потомков Давида - поэтому получил огромные земельные угодья и сокровища (трофеи победоносных войн).

При монастыре была создана Академия, где работали лучшие грузинские богословы, ученые, юристы. Эту академию современники называли «Новая Эллада» или «Вторые Афины».

Царь Давид не дождался окончания строительства, но завещал достроить храм своему наследнику Деметре I, что тот и сделал: храм был освящен в 1130 г. Монгольское нашествие в меньшей степени коснулось Западной Грузии, поэтому жизнь и строительство в Гелати не останавливалась. Труднее пришлось в XV веке, когда произошли весьма серьезные события: падение Византии, походы Тамерлана и турок-сельджуков, распад страны на отдельные царства. В XVI веке положение улучшается - патронами Гелати становятся имеретинские цари и западно-грузинские каталикозы, которые избрали Гелати своей резиденцией.

В ХХ веке, после революции (в 1923 году) Гелати превратился в историко-этнографический музей и был им, как я понимаю, до конца 1990-х годов.

Сейчас тут действующий монастырский комплекс, вход на территорию свободный, на изучение всех построек нужно не менее часа, а то и больше. Тут три три храма: первый на пути - Георгиевский, далее самый старый и большой Рождества Богородицы, и в конце на этой линии необычный храм (на втором этаже) св. Николая. Есть еще колокольня, ворота с могилой Давида Строителя под ними, восстановленное недавно здание Академии, и родник (к северо-западу от Рождественского храма).

В 200-метрах от ансамбля можно обнаружить руины Сохастери (место, где жили отшельники). Первоначально тут находилась больница, построенная еще при Давиде Строителе, который, якобы, сам контролировал уход за пациентами.

Возникает вопрос про название монастыря, ответ на который можно найти в в статье А.Мухранова,

где подробно кратко и по существу рассказано о всех постройках комплекса. Повторяться не стану. Процитирую лишь немного:"В Грузии монастыри обычно называют по месту их нахождения, или по имени основателя. Гелати — случай особый. Точного значения слова "гелати" не знает никто. По наиболее убедительной версии это слово происходит от греческого γενέθλια (генфлия — Рождение), так как главный храм собора посвящен Рождеству Богородицы. От этого слова образовалось раннее название монастыря — Гаэнати. Впоследствии Гаэнати вышло из употребления, но оно осталось в названии епархии — она до сих пор Гаэнатская".

Стать написана на основе книги Дермеленко Е.,Гигилашвили Э. Гелати. Архитектура. Мозаики.Фрески.,Тбилиси, "Хеловнеба", 1992

Интерьер храма Рождества Богородицы
МОЗАИКИ

Мозаика в храме только одна - она находится только в конхе алтарной абсиды, все остальное на стенах - это фресковая живопись.

Центральный образ конхи (византийский канон) - Богоматерь с младенцем (тип «Никопеи»). Младенец правой рукой благословляет, а левой держит свиток. По сторонам Богоматери в пышных царских одеждах архангелы Гавриил (справа) и Михаил (слева). В руках у них сферы и лабарумы. Фигуры помещены на гладком золотом фоне и сопровождаются греческими титлами, традиционными для грузинских росписей. Нижняя часть мозаики (до середины бедер фигур) осыпалась и в XVI в была заменена фреской.

Это византийское искусство, при том что есть нюансы чисто грузинской традиции. Возможно, автором был художник–грузин, который учился в Византии. Важно, что мастер позволяет себе не слепо следовать канону, а решать художественные задачи по-своему, в духе своего времени.

Мозаика набиралась фрагментами, которые затем переносились на подготовленный участок, каждая фигура выкладывалась отдельно, фон набирался квадратами. Использовались кубики смальты очень мелкого размера и разнообразнейших оттенков (кубками розового песчаника местного происхождения выкладывались лица и руки, черным агатом – контуры). Кладка плотная и тщательная, что характерно для памятников XII века (см. мозаику с изображением «Никопеи» в св.Софии Константинополя). Византийская традиция видна и в стремлении избежать перспективных искажений в изображениях, размещенных в различных уровнях. Учитывая, что фигуры в своде высокой алтарной абсиды неизбежно будут в перспективе искажены, художник решил нарушить их пропорции, поэтому нижняя часть фигур вытянута. И действительно: снизу эти фигуры кажутся совершенно пропорциональными. Что еще интересно: архангелы изображены на склонах свода, поэтому кажутся сильнее повернутыми и склоненными к Богоматери. То есть архитектура работает на усиление композиции сюжета.

Цветовой решение мозаики подчинено ее содержанию: "небесная"среда - обозначает золотой фон, и закутанная в темно-синие одежды Богоматерь выглядит на нем более материальной, чем фигуры архангелов в светлых одеждах со многими золотыми дополнениями (рисунок крыльев, детали одежды).

Учитывается и эффект от естественного освещения апсиды. Опытные мозаичисты так обрабатывали поверхность грунта для смальты, чтобы освещение не рассеивалось по поверхности, а сосредотачивалось (независимо от времени дня) в определенных точках мозаики. Обычно выделяли освещением центральную фигуру композиции (это можно увидеть в мозаиках итальянских храмов в Дафни, Торчелло, а также в Киевской Софии). Гелатский мастер выделяет освещением не столько фигуру Богоматери (вокруг нее лишь слабый ореол), сколько голову архангела Гавриила.

Христианская традиция различала архангелов Михаила и Гавриила по их функциям: Михаил – предводитель небесного воинства», «карающий ангел», Гавриил - «вестник божественной воли», «благой вестник». Однако в иконографии это различие подчеркивалось не всегда. Оно было не нужно, когда архангелам отводилась лишь роль «почетной стражи» Христа или Богоматери в алтаре, тогда они изображались в одинаковых позах и одеяниях, отличавшихся только цветом: Михаил в одежде холодного тона (синей, голубой, зеленой), а Гавриил - теплого (красной, лиловой, розовой). Гелатский художник следует этой традиции, но не ограничивается этим. Он индивидуализирует образы архангелов, моделирует их лица цветом, учитывает разницу в реальном освещении фигур. Лицо Михаила более темное, сумрачное, голова чуть больше, уголки губ опущены, его лицо строго и печально (намек на роль «карающего ангела»). Лицо Гавриила более светлое, его облик как бы легче, уголки губ приподняты, лицо ясно и спокойно, что соотносится с его ролью «благого вестника».

Образ Богоматери трактован в духе иконографического канона "тип Никопея", но художник его слега видоизменяет. Как правило, «Никопея» изображается стоящей фронтально, одна рука поддерживает младенца снизу, а вторая касается его груди или плеча. Желая придать движениям большую естественность, художник меняет положение ее рук: Богоматерь подхватывает младенца обеими руками снизу, правая рука опущена ниже левой. Соответственно перестраивается и вся постановка ее фигуры – появляется легкий контрапост с упором на правую ногу, это подчеркнуто рисунком складок одежды (косые линии края мафория). Так изображение Богоматери становится необычно динамичным и легким.

ФРЕСКИ ( XII - XVIII вв)

Все остальное на стенах - это фрески, которые были созданные в 1125 - 1130 гг, но много раз после этого обновлялись, переписывались, дополнялись. В одном случае нужно было заменить обветшавшие фрагменты, в другом - добавить изображения царственных заказчиков. Большая часть таких циклов помещена в приделах-усыпальницах, но некоторые и в центральной части храма. В интерьере можно увидеть фрагменты росписей всех времен, Гелати – это фактически музей грузинской средневековой живописи.

Ранние фрески XII -XIII вв

Остатки первоначального слоя живописи сохранились в нартексе – это длинное помещение, которое примыкает к храму с запада.

Среднюю часть свода нартекса занимает сцена «Несение креста ангелами». Вся роспись этого помещения была посвящена семи Вселенским соборам. Фреска "Халкидонский собор".

Вселенские соборы созывались в первые века христианства для разрешения трудных вопросов культа и проходили под председательством императоров. Сцены с вселенским собором всегда торжественны и прославляют императора, подчеркивают его роль в делах церкви. Эти изображения сопровождались надписями, именами участников. Грузинские авторы были в курсе всех политических раскладов, тем более, что во время правления Давида Строителя на Кавказе шла борьба религиозных течений диофиситов и мнофиситов, решались сложные вопросы между грузинской и армянской церквями. Оба собора проходили при участии царя Давида. Но роспись интересна не только с исторической точки зрения, но и как художественное произведение. Фреска "Эфесский собор".

Изображения вселенских соборов имеют определенную традицию: обычно это большая композиция из двух частей. В верхней изображены император и святители - представители главных христианских церквей, которые торжественно восседают на трех тронах, а в нижней представлены группы епископов – ортодоксов и еретиков: первые жестикулируют, вторые сидят понурившись. Фигуры, помещенные в своде, передают композиции динамику, все прочие – статику. Между группами – строки надписей.

Художник соблюдает определенный ритм изображений, перемежая фигуры людей с участками гладкого фона. Колорит фрески строится на сочетании чистых и светлых тонов, фон белый, но он разнообразится строчками надписей и звездочками. Светлая гамма могла быть подсказана традицией миниатюры и идеально подходит для скудно освещенного помещения храма.

Можно долго смотреть на уравновешенные, спокойные величественные фигуры, на удлиненные овалы прекрасных лиц, с большими миндалевидными глазами и тонкими или с легкой горбинкой носами.

Такой утонченный тип лица - общий для Византии и Грузии. Национальные черты, конечно, присутствуют, так как можно обнаружить родство этих фресок с произведениями грузинской средневековой живописи. Это прежде всего миниатюры грузинских манускриптов XI в, произведения грузинской перегородчатой эмали и памятники монументальной живописи. Фрески Гелати находятся как бы между росписями Атенского Сиона (вторая половина XI в) и Кинцвисского храма (нач XIIIв).

Живопись XIII века частично сохранились в восточной части южного придела (усыпальница царя Давида VI (Нарина): в алтаре Деисус (апостолы и святители), в люнете западной стены Троица, в южном склоне - пророки, на южной и северной стенах – святые воины.

Три портрета царя Давида

Особый интерес представляют три портрета заказчика - царя Давида Нарина. Два из них - традиционные торжественные композиции. На первом портрете (западная стена) царь и царица предстоят Христу, который благословляет их обеими руками. От изображения царицы сохранился лишь небольшой фрагмент, портрет царя читается хорошо – по ним надпись "Царь Давид сын Р(усудан)". На втором портрете (на своде) царь изображен перед Богоматерью. Композиция плохо сохранилась. Над ней слова: «Царь царей».

В юго-западной плохо освещенной части придела – третий, наименее торжественный портрет Давида в монашеском облачении, темной рясе и куколе. Он изображен в молитвенной позе и обращен к алтарю. Надпись «Царь Давид сын Русудин» не оставляет сомнения в том, что на портретах изображено одно и то же лицо.

Аналогичный случай совмещения в одном памятнике нескольких портретов одного человека хорошо известны в византийском искусстве эпохи Палеологов (но это несколько неожиданно для XIII в ). Если два первых портрета – это парадное ретроспективное изображение, тот третий написан с натуры. Это видно по характеру изображения. Несмотря на идентичность черт лица на всех портретах (большие глаза под широким разлетом бровей, прямой нос, пухлые губы, усы и короткая борода), последнее изображение живо и конкретно: глаза «смотрят», борода написано «мягко»…

Изображения выполнены виртуозно: фигуры изображены в сложных, даже вычурных ракурсах, рисунок несколько ломаный, импульсивный, одеяния ниспадают острыми или вздувающимися концами, плюс сложная колористика (много золотистой охры и темно-синих фонов), тонко проработаны головы святых с их тонкими чертами, пышными прическами, и тенями, проложенными по щекам.

Фрески XIV - XV в.

Третий слой гелатской живописи сохранился в среднем помещении южного придела (конец XIV в). Это фрагменты изображения Страшного суда и святых жен - типичный пример палеологовского стиля

Фрески XIV в сохранились в других частях храма. Например портрет Баграта V – последнее из сохранившихся в Гелати изображений царей объединенной Грузии. Все последующие портреты – это изображения царей Западной Грузи, Имеретии.

Следующий по времени живописный слой – в средней части северного придела, это окно около двери, ведущей в восточное помещение. Это традиционная парадная композиция: изображены облаченные в пышные мантии царь и царица, которых благословляет Христос и ангелы, которые приносят знаки власти. Художественный уровень этой фрески не очень высок, но есть есть своеобразные детали: например, ангел, парящий в небе, держит в руках большой диск, поперек которого лежит меч, игравший важную роль при коронации грузинских царей. Но особенно интересен изображенный на диске пейзаж. В центре его купольный храм, рядом с ним небольшие церкви и здания, все это окружено стеной с многочисленными вратами. Это изображение «Нового Иерусалима». Приходится вспомнить, что имеретинский царь Баград освободил храм Голгофы в Иерусалиме, откупив его у мусульман и вернув его грузинским монахам, которым он принадлежал ранее. Это может относиться или к Баграту II ( конец XV в), или к его внуку Баграту III (первая половина 1VI в) – кто-то из них и представлен на портрете. Изображая храм Голгофы, художник воспроизвел очертания самого Гелатского храма.

Фрески XVI - XVIII в.

В 1510 году Гелати был сожжен и разграблен турками, которые совершили набег на западную Грузию, разрушили Кутаиси. Монахи спрятали ценные иконы, но гробницы грузинских царей были разграблены. Фрески пострадали от пожара, после чего интерьеры были расписаны заново в XVI в.

К этому периоду относятся росписи в алтарной абсиде:"Причащение апостолов" и "Святители".

В беме алтаря богородичный цикл (сцена "Введение во храм"), в верхних частях рукавов храма - праздники. Несколько позднее были исполнены сцены «Акафиста Богоматери» и "Константин и Елена".

Очень известная фреска этого же времени - "Групповой портрет ктиторов (жертвователей) храму". В их числе и Давид Строитель. В правой его руке свиток, в левой - модель храма Гелати. Надпись: «Великий, выдающийся среди царей. Строитель во веки, да пребудет память о нем. Аминь». Изображение это выполнено в XVI в, очевидно, на месте первоначального портрета царя Давида. По своим размерам значительно превосходит остальные портреты этого ряда.

Далее изображены: католикос Евдемон Чхеидзе, царь Баграт III, царица Елена, сын их Георгий II со второй супругой царицей Русудан и сыном царевичем Багратом. В отличие от ранних ктиторских портретов, где властители изображались в три четверти, тут все стоят строго фронтально.

Изображая в начале ряда царя Давида, имеретинские цари XVI в хотели выразить свое уважение к основателю монастыря, великому деятелю Грузии, и подчеркнуть свою преемственность его начинаниям.

Во второй половине XVI века выполнена росписи среднего помещения северного придела главного храма "Деисус" и "Омовение ног".

В первой половине XVII века было расписано восточное помещение северного придела - портреты ктиторов и изображения праздников, которые напоминают увеличенные миниатюры. Сюжеты из восточной части северного придела: "Рождество", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вознесение", "Вход в Иерусалим", "Сошествие св.Духа", "Благовещение".

В середине XVII в был заново (сценами страстного цикла) расписан западный рукав. На юго-западном устое храма помещен портрет епископа Захария Квариани. К этому же времени относятся изображения святителей в алтаре и ряд фресок северного придела.

В середине XVII в при царе Александре в нартекс был встроен каменный киворий. Под ним изображены портреты царя Александра и царицы Нестан-Дареджан в красочных одеждах иранского типа.

Купол расписан в XVII в (мастер Тевдоре).

В XVIII в расписано западное помещение южного придела. Роспись лубочная по характеру.


Росписи есть и в Георгиевском храме.

В алтарной абсиде - Богоматерь с младенцем («вариант «Никопеи»), с апостолами и пророком. В центральной части храма, кроме сцен праздников и жития св.Георгия (патрона храма), находится множество портретов ктиторов (донаторов), персонажи те же, что ив Рождественском соборе: католикос Евдемон Чхеидзе (заказчик росписи), царь Баграт III, царица Елена, царь Георгий II, его первая супруга царица Тамар, сын Александр.