В 18 км от Уплисцихе и в 12 км от города Гори в ущелье реки Тана находится интересный небольшой монастырский комплекс Атени Сиони (41.904139, 44.096060). Интересен тем, что "построен чуть позже, чем знаменитый Джвари, в самом начале VII века, около 630 года, еще до арабского нашествия", и тем, что "внутри сохранились фрески эпохи Золотого Века, примерно 1080 года. Помимо фресок, тут еще огромное количество надписей изнутри и снаружи". Подробнее см. А.Мухранов."Грузия для всех". Атени Сиони..

Поясню, почему некоторые храмы в Грузии называют "сиони". Это напрямую связано с Сионской горой ("сиони" - буквально "солнечный" (ивр.) в Иерусалиме. По преданию, Мария умерла у себя дома, на горе Сион, где построили первый в мире храм Успения. Так что храм Сиони - это Богородичный Успенский храм.

Атени - название древнейшего города, ныне небольшого села, близ которого находится монастырский комплекс, который стоит на омываемой рекой скале, укрепленной специальной конструкцией.

По типу эта церковь аналогична Мцхетскому собору Джвари и построена вскоре после него, в первой половине VII в. Это тетраконх в плане с пристроенными угловыми нишами. Вход в храм с севера.

Фасады

Фасады облицованы тесаным серым песчаником и украшены орнаментальными и сюжетными рельефами. Присмотревшись, можно видеть разницу в цвете камня: верхний зеленоватый слой каменной кладки отличается от нижнего красноватого слоя. Облицовка верхней части храма вместе с барабаном купола — результат реставрации Х в. Надпись на южном фасаде называет имя восстановителя храма - это некий Тодос. Архитектор древности не стал менять архитектурные формы храма, а лишь заново облицевал разрушенные части на восточном и южном фасадах и, по-видимому, заменил повреждение рельефы VII в.

При осмотре фасадов остается впечатление, что реставраторы не имели точного плана размещения рельефов — большая их часть поставлена как попало, без учета специфики фасадов. Так, больше всего рельефов на восточном фасаде, тогда как здесь только метр отделяет стену от обрыва и они толком не видны.

Поздние рельефы отличаются условностью, схематичностью, а ранние рельефы, современные постройке храма, более пластичны.

Можно интерпретировать рельефы с фигурой Христа и с библейскими сценами.

Несколько фигур представляют собой ктиторов, то есть спонсоров строительства храма.

Один из лучших рельефов расположен на западном фасаде и изображает сцену охоты. Между всадником и группой из трех оленей оставлен длинный гладкий камень, чтобы показывать расстояние, которое должна преодолеть летящая стрела. Всадник в богатом одеянии на скачущей лошади только что выстрелил. Тетива лука еще натянута, но стрела уже вонзается в шею оленя. Перед раненым оленем стоят два других, испуганных.

Мастерски выполнен также рельеф в тимпане северного входа. Здесь изображены два оленя, пьющие из круглого водоема. Композиция, обычная для средневекового искусства, символизирует верующих, приобщающихся к источнику веры. Рельеф неглубокий, но хорошо передает пластику фигуры оленей, кружками показана колышущаяся поверхность воды водоема. Очень поэтичная и грациозная композиция.

На фасадах храма и внутри сохранилось много разновременных надписей. О них см. здесь. Особенно пространная надпись находится в нише южного фасада. Сообщается, что по повелению царя Баграта IV в 60-х гг. XI в. в Атени строился город, и перечисляются построенные сооружения. К сожалению, теперь место, где был древний Атени, невозможно точно определить.

Статья про интерьер написана на основе книг 1) «Росписи Атенского Сиона» (статья Т.Вирсаладзе), «Хеловнеба», Тбилиси, 1984 г. и 2) П.Закария, "Памятники восточной Грузии, М., 1983 (с. 115-120)

Фотографировать в храме нельзя, осмотр его проходит с разрешения и под присмотром монаха. А фрески уникальные. Поэтому изображения взяла из указанных книг.

Интерьер храма

Внутри все просто: четыре крестообразно расположенные апсиды и купол, воздвигнутый на месте их пересечения, свет попадает из окон апсиды и барабана купола. Пространство пропорционально и целостно. Три ряда тромп создают переход подкупольного квадрата к барабану купола и держат его. Первый ряд имеет восемь граней, второй-шестнадцать, третий — тридцать две.

Внутренние стены, облицованные хорошо тесанными квадратами, не были рассчитаны на роспись. Фрески появились лишь во второй половине XI в (на это указывают и стилистика росписи, и грузинские надписи классическим шрифтом асомтаврули). В западной апсиде сохранились портреты заказчиков – грузинских царей и феодалов.

Кое-где в верхней части храма исследователи обнаружили остатки более древних надписей и первоначального графического лаконичного декора - изображения крестов и имитацию архитектурной кладки. Угловые тромпы были когда-то украшены чередованием красных и неокрашенных полос, в конхах был нарисован шахматный узор (он имитировал кладку свода), а красным были отмечены наличники, арки окон и дверей. То есть графически была подчеркнута каждая архитектурная форма, обозначалась сама пространственная идея храма. (Что-то похожее мы видели в древних пещерных храмах Каппадокии). Нижние части стен были гладкие, на них позже наносились надписи – молитвы и поминальные записи с именем и датой кончины правителей Картли из рода Багратионов и других. Древнейшая из обнаруженных надписей – это первая половина VIII века, есть также надписи XIX и X вв. Вот схема расположения древнего декора.

Самый большой красный крест был в куполе. В сводах кресты были нанесены прямо по камню, на стенах – по штукатурке. Небольшие изображения процветшего креста отмечали нижнюю часть выступов абсид и входы в жертвенник и диаконник. Такой декор с «охранительными» изображениями креста и скупыми антропоморфными росписями в алтарной части храма были характерны для эпохи раннего средневековья во всем восточно-христианском мире. Позже они были заменены полными росписями по всему интерьеру.

В Грузии такие полные росписи стали обязательными с XI века, поэтому древние храмы заново расписывались. В том числе и Атенский Сион. Его интерьер поверх первоначального декора с крестами полностью украсили многоцветной антропоморфической росписью. Писали традиционным для Грузии «сухим» (секко) методом живописи.

До нашего времени дожили лишь два процветших креста на выступах алтарной абсиды (сейчас за алтарной преградой).

Работавшие в Атени одаренные мастера (как предполагают, это была артель, состоящая не менее чем из четырех художников под руководством старшего) блестяще разрешили задачу согласованности новой росписи с древней архитектурой. Исходя из архитектурного решения храма - тетраконха, они поместили в каждой апсиде самостоятельный иконографический цикл. Получился цельный архитектурно-живописный ансамбль, который можно читать как главы книги.

Несмотря на то, что роспись Сиона сохранилась фрагментарно и местами поновлялась, программа росписи воссоздается полностью, а сохранившиеся фрески имеют большое художественное достоинство.

Фрески

Программа росписи традиционна и посвящена Успению Богородицы: образ Богоматери находится в центре алтарной части, ее житие представлено обширным циклом сцен. Крест в куполе, изображения пророков в барабане, а евангелистов в тромпах уцелели фрагментами, но в полукружьях тромпов можно разглядеть олицетворения райских рек в виде обнаженных юношей античного типа, лежащих на волнах. Более полно сохранились изображения святых на подкупольных устоях (выступах абсид).

В четырех абсидах, как уже было сказано, размещены самостоятельные иконографические циклы. В конхе алтарной абсиды – Богоматерь по типу «Никопеи» с младенцем Христом на руках.

По бокам от Богоматери архангелы Михаил и Гавриил в роскошных императорских одеждах.

В своде бемы – медальон с погрудным образом Пантократора и фигурами четырех пророков.

На стенах абсиды ряд из двенадцати апостолов, в центре - небольшой крест.

Рядом на стенах бемы различимы остатки двух сцен Евхаристии. Нижний регистр росписи занят фронтальными изображениями десяти святителей. В среднем окне изображение двух столпников, а на выступах апсиды – двух диаконов.

Западная апсида занята грандиозной композицией Страшного суда. В конхе апсиды - Деисус и сидящие на тронах апостолы с ангельской стражей, в беме – фрагмент свитка неба.

Под Деисусом изображена гетимасия ("уготованный престол") с архангелами и Адамом и Евой по сторонам. От изображения ада, занимавшего северную стену рукава, уцелели лишь отдельные фрагменты.

По южной стене абсиды развернуты в два ряда процессии праведников, направленные к гетимасии: это сонмы пророков, апостолов, святых жен и мужей, святителей и схимников.

От изображения рая на южной стене бемы сохранились отдельные группы и фигуры: архангелов, Леона Авраамова, огненного херувима, троих праведников в раю.

Страшный суд. Западный рукав. Пророки.

В нижнем регистре представлены фигуры пророков, напротив которых, по северной стене рукава, развернут групповой портрет ктиторов (жертвователей) – это шесть фигур, стоящих в позе моления, повернутые лицом к алтарю. В беме две фигуры: старец-монах (возможно, выдающийся церковный деятель и ученый Георгий Мтацминдели), юноша в богатой светской одежде восточного типа (возможно, сын Баграта IV, Георгий II).

Ряд продолжается в апсиде портретами мужчины средних лет в царском облачении византийского типа (возможно, это «отец царя Георгия», то есть царь Грузии Баграт IV (1027-1072)), мужчины в диадеме и мантии, который держит за руку мальчика. Замыкает ряд женщина в облачении царицы или патрицианки. Подписи к изображениям указывают на то, что это жертвователи. Есть и другие версии датировки росписи и, соответственно, персонажей царствующих особ. Ясно одно: изображения были сделаны по заказу грузинских царей, работу выполнял талантливый художник.

Замки сводов южного и северного рукавов отмечены медальонами с полуфигурами ангелов, ниже развернуто четыре регистра сцен: богородичного цикла в южной абсиде и евангельского – в северной.

Сцены располагаются в исторической последовательности событий: начинаясь в своде южной абсиды сценой «Отвержение даров», богродичный цикл продолжается сценами «Упреки Иоакима Анне», «Благовещение Анне», «Благовещение Иоакиму», «Встреча у Золотых ворот»,«Рождество Марии», «Первые семь шагов», «Введение во храм», «Благовещение», «Целование Марии и Елизаветы», «Испытание водой», «Сон Иосифа» и завершается в нижнем регистре сценой «Рождества».

Рассказ продолжается в своде северного рукава евангельскими сценами «Сретенье», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Распятие», «Сошествие во ад», «Жены у гроба» и завершается в нижнем регистре сценами «Вознесение», «Сошествие св.Духа». Конечная сцена «Успение Богоматери» вновь изображена в южной абсиде и рифмуется с расположенным напротив «Рождеством».

Такое построение росписи отличается от господствовавшей в росписях средневекового купольного храма системы «двунадесятых праздников», согласно которой евангельские сцены располагались в соответствии с годовым литургическим календарем в различных рукавах храма, обходя его от верхних регистров к нижним (росписи в храмах Тимотесубани, Ахтале). В Атенском храме отдельные циклы расположены особо в рукавах, располагаются в исторической последовательности, и евангельский цикл читается как продолжение богородичного, тем самым выдвигая его на первый план.

Такое решение не соотносится ни с византийской, ни с восточнохристианской традицией, и, возможно, обусловлено особой редакцией апокрифа о Богоматери. Апокриф был переведен на грузинский язык на рубеже X-XI вв. Ефимием Мтацминдели, так что ученый Георгий Мтацминдели вполне мог инициировать трактовку росписи, следуя тексту своего предшественника (родственника? однофамильца?).

Читая обычную роспись купольного храма, мы перемещаем взгляд из рукава в рукав, двигаемся вслед за сюжетом. В атенском же храме зритель надолго задерживается в одном пространстве, читая сцены от начала до конца, сверху вниз, как по книге. Фронтальное чтение создает атмосферу спокойствия и погруженности в события определенного цикла росписи.

Угловые ниши не расписаны и подобны паузам между циклами. В одном регистре сцены отделены друг от друга красными линиями, а регистры друг от друга - черно-белыми лентами геометрического или растительного орнамента. Архитектурные элементы храма - тяги, арки, окна, двери – выделены пышным растительным орнаментом («дубовый лист» и «сплетенный лиственный побег»).

Сами сцены построены лаконично и гармонично: центральная фигура, легкая архитектурная кулиса, иногда надпись. Колорит построен на сочетании немногих и неярких тонов: пепельно-голубой, светлый салатово-зеленый, оттенки красного, светлая охра плюс белые или светло-серые фоны.

Лица темно-охристые, но моделированы мазками бликов, молодые лица – еще и румянцем. Формы тела и лица плоскостны и не подчеркиваются светотенью.

Пропорции фигур несколько деформированы: слишком крупны ступни ног и кисти рук. Такое преувеличение характерно для грузинского искусства, это нужно, чтобы показать внутреннюю экспрессию, выразительность жеста, а также усилить ощущение устойчивости фигуры. Лица с правильными чертами, очень одухотворенные.

[[[115 120 081]]]]

Самое известное изображение Атени Сиони – величественная фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения. Фигура его развернута на отвлеченном белом фоне, нет линии позема, но шаг мощен и тверд, усиливают впечатление далеко отставленная нога, влетающий конец гиматия и широко раскрытые крылья. Очень экспрессивно движение руки архангела с крупной кистью.

Очень выразительны изображено движение рук протягивающих дары волхвов и обнимающиеся Марии и Елизаветы. Исследователи отмечают уникальное соотношение соблюдения канона: при отвлеченности изображаемых лиц мы видим их человечность и жизненность, это характерно для лучших образцов средневекового искусства, который мы имеем счастье наблюдать в Атенском Сионе. Похожая манера изображения в фресках Вардзии и монастыре Кинцивиси.

Выводы

Иконографическая программа атенской живописи в центре внимания держит алтарь и купол с центральным изображением явленного в небе креста и восходит, таким образом, к доиконоборческому времени, имеет аналогии в грузинских храмах IX - XIII вв. О связях с позднеантичным искусством говорят изображения олицетворений античных рек (что-то подобное есть в алтарных и купольных росписях IX - XIII вв. в пещерных церквях Давид-Гареджи, Хахули, Манглиси, Ишхани).

Сдержанность колорита, подчеркнутая линейность композиции, экспрессия форм показывает эволюцию грузинской храмовой живописи и позволяет провести параллели с храмами XII - XIII вв (Гелати, Бетания, Темотесубани).

Есть некоторая разница в манере исполнения фресок алтарной части и рукавах. В алтаре чувствуется традиция монументальной живописи, а в остальном - традиция книжной миниатюры. Поскольку над росписям работала артель художников, можно видеть разницу в манере изображения. В алтаре с особой тщательностью и ответственностью работало два мастера, верхняя часть росписи до уровня окон и групповой портрет выполнен одной рукой.

Второй мастер работал в более сдержанной манере (святительский ряд), третий мастер исполнил роспись апсиды (рисунок выразительный, краски чистые), похожая манера свойственная художнику, расписавшему северную апсиду, но тут рисунок менее выразительный. О манере мастера, расписавшего западную апсиду судить сложнее, потому что она была основательно, впрочем, умело поновлена в конце XIII в. Именно этим объясняется иная тональность росписи западной апсиды, в частности, цветные нимбы пророков и ктиторов. Во всех остальных абсидах нимбы исполнены светлой охрой. Следы поздних поновлений можно видеть и в других частях храма.

Атенская роспись — одно из блестящих произведений грузинской школы живописи.