10 - 12 февраля 2019

«Лиссабон – девчонка и девушка»(португальская песня)

Лиссабон был последним завершающим аккордом ко всей поездке. Оставили на него два с половиной дня (многие путешественники говорят, что этого вполне достаточно). Успели проникнуться немножко атмосферой города, увидели основные достопримечательности, но не хватило еще дня на хорошие художественные музеи (о чем сожалею) и на более глубокое знакомство с городом изнутри. Оптимально, думаю, закладывать на Лиссабон хотя бы дня 4. Хотя, надо честно признаться, в первый момент город меня не зацепил почему-то. Я старательно и сознательно шла ему на встречу. И в конце концов, кажется, получилось. Немалую роль в этом сыграли смотровые площадки – перспективы города с холмов красивы. Многое в этом городе спрятано от глаз туристов-однодневок. Мы увидели только Лиссабон в районе холма Сан-Жоржи и Алфамы, но совсем не успели узнать Лиссабон респектабельный - район Байрру, Шиаду; Лиссабон художественный (музей Галуста Гюльбенкяна и Национальный музей старинного искусства), Лиссабон морской («Океанариум», Морской музей).

Лиссабон (Lisboa)

Кривцов Н.В. «Португалия», серия «Исторический путеводитель»

Лиссабон расположен на правом берегу реки Тежу в 17 км от Атлантического океана. Это, вне сомнения, одна из самых живописных столиц Европы, что во многом объясняется рельефом: Лиссабон – самый гористый портовый город мира. По крутым извилистым улочкам старых кварталов вверх взбираются старенькие трамваи. Подъем в гору также помогают преодолевать не менее старые фуникулеры и единственный в своем роде лифт филигранной конструкции «Санта-Жуста». И, наконец, неотъемлемой чертой города являются смотровые площадки – мирадоуру, откуда открывается самые живописные виды на португальскую столицу.

Название «Лиссабон» происходит от финикийского «Алис Уббо» (дословно: «Любимая бухта») – город издревле служил портовой гаванью. С приходом греков это имя превратилось в «Олисипио» (напоминание о легендарном Улиссе, или Одиссее ). Более трех столетий городом владели римляне, укрепившие его, и Юлий Цезарь нарек его «Фелицитас-Юлия». Римлян вытеснили германские племена, а в 715 году крепость захватили арабы, при которых он получил имя «Лисбуна».

В 1147 году Лиссабон был отвоеван первым португальским королем Афонсу Энрикишем I, а спустя еще сто лет стал столицей страны. Подлинный период расцвета города пришелся на правление короля Мануэла I (1495–1521), когда португальцы совершали знаменитые морские экспедиции и создавали первую колониальную империю. В лиссабонский порт заходили ежегодно тысячи судов, груженных драгоценными товарами из Африки, Индии, Южной Америки. Лиссабон стал тогда самым богатым городом Европы. Именно к этому периоду относятся многие знаменитые архитектурные памятники португальской столицы.

Но в 1755 году утром в день Всех Святых (1 ноября) в Лиссабоне произошла чудовищная по масштабам трагедия – мощнейшее землетрясение. Вслед за подземными толчками на город обрушился цунами, начался грандиозный пожар. 20 церквей рухнуло сразу, погребя под обломками тысячи людей, собравшихся на праздничную службу. Большая часть столицы была уничтожена, погибло 40 тыс. жителей, разрушено 300 дворцов (в том числе и королевский) и 110 церквей. От былой роскоши и богатства не осталось и следа. Однако благодаря министру короля Жозе I – маркизу Помбалу – Лиссабон был быстро восстановлен. Именно его заслугой является регулярная застройка района Байша.

В начале XIX века новые разрушения принесло вторжение Наполеона, а ликвидация в 1834 году монастырей Португалии также сказалось на облике города. Тогда 65 обителей были переоборудованы для других целей или вообще закрыты. С середины XIX века Лиссабон начали расширять и украшать в соответствии с новыми представлениями о городской архитектуре. В частности, была сооружена помпезная магистраль – Авенида-да-Либердади, а также прямые улицы Авенидаж-Новаш. Тогда же началось возведение театров, библиотек, разбивка парков.

Большое внимание городскому строительству уделял в 30 – 40-е годы прошлого века режим Салазара. В районе Авенидаж-Новаш возникли общественные здания, большие площади, новый квартал Алвалади. В это время укоренился архитектурный стиль «эштаду нову» («Новое государство», по имени официальной доктрины времен Салазара). Кстати, именно во времена Салазара в городе велось наиболее массовое жилищное строительство. Однако самым впечатляющим памятником периода диктатуры стал подвесной мост через Тежу, построенный в 1966 году и после революции 1974 года получивший название «Мост 25 Апреля».

В последние годы в городе также идет заметное обновление жилого фонда, активная реставрация и санация. Однако старые городские кварталы, например Алфама, заселены беднотой, в основном пожилыми людьми. В настоящее время в Лиссабоне проживают примерно 700 тыс. человек. А число жителей Большого Лиссабона, включающего пригороды, превышает полтора миллиона человек.

Даже не думая побывать когда-нибудь в этом городе, я, оказывается, так или иначе бывала в нем, благодаря А.Грину. Кажется, он перенес описание Лиссабона в свои произведения под именем Лисса. Вспомним рассказ «Корабли в Лиссе»: «Город возник на обрывках скал и холмов, соединенных лестницами, мостами… Желтый камень, синяя тень, живописные трещины старых стен, пение вдали, зеленая вода, скалы, даль океана; ночью – магнетический пожар звезд, лодки со смеющимися голосами…» И с легкой руки А.Грина, Лиссабон в моем сознании сразу получил имя - Лисс. Как интересно пишет о Лиссабоне в статье «Город на семи холмах» В.Иванов (см. журнал «Всемирный следопыт», №3 – 2005 г.): «Город действительно вырос на холмах, лиссабонцы утверждают, что на семи: Сан-Винсенти, Санту-Андре, Каштелу, Сант-Ана, Сан-Роки, Шагаш (Раны Христовы), Сант-Катарина. Самый высокий холм – Каштелу с замком СВ. Георгия… На самом деле холмов больше – за двадцать».

10 февраля (вечер)

Маршрут дня: район Белен. Монастырь Жеронимуш, Монумент Первооткрывателям, Беленская башня.

Прибыли в город с запада в район Белен. Большое пространство, ограниченное рекой с одной стороны и железной дорогой с другой. Парковаться трудно, но можно (есть бесплатные места). Чтобы попасть к монастырю, нужно перейти ЖД по переходу над ж.дорогой, приходится делать приличный крюк.

Белем (Belеm)

Кривцов Н.В. «Португалия», серия «Исторический путеводитель»

Некогда лиссабонский пригород, а сегодня часть португальской столицы, Белен неразрывно связан с эпохой Великих географических открытий и вообще «золотым веком» страны. Здесь рождалась морская слава Португалии, здесь она и увековечивалась в камне. Причем в этой связи название района выглядит весьма символично – «Белен» по-португальски – это «Вифлеем». Очень давно там, где сегодня простирается зеленая площадь перед монастырем Жеронимуш, плескалась вода гавани Рештелу. Отсюда португальские каравеллы отправлялись в свои знаменитые далекие плавания. И неслучайно именно здесь, в Белене, во время своего правления Салазар, пытаясь возродить былую славу страны, заложил площадь Праса-ду-Империу для выставки «Португальский мир» в 1940 году и площадь Праса Афонсу ди Албукерки, посвященную вице-королю Индии Албукерки. Сегодня, когда порт исчез, а берег отодвинулся на многие метры, Белен стал живописной зоной отдыха.

Дворец Паласиу-ди-Белен (Praça Afonso de Albuquerque) был построен графом Авейраш в 1559 году – тогда он стоял почти на самом берегу Тежу. В XVIII веке его купил король Жуан V, который разбогател на золоте из Бразилии. Он значительно перестроил дворец, пристроив к нему манеж, и разбил вокруг него сады. Во время землетрясения 1755 года в нем жил со своей семьей король Жозе I, благодаря чему и пережил бедствие. Сегодня дворец - резиденция президента страны.

Национальный музей карет (Praça de Afonso de Albuquerque) находится в бывшем королевском манеже, расположенном рядом с резиденцией президента Паласиу-ди-Белен. Его собрание считается одной из лучших коллекций карет в мире.

Дело близилось к 16.00, и мы торопились до закрытия попасть в монастырь Жеронимуш. От перехода через ЖД до здания монастыря нужно пройти минут 10. В церковь, где похоронен великий путешественник и первооткрыватель Васко да Гама и не менее великий португальский поэт Камоэнс, вход свободный. Вход в монастырский дворик – 10 евро (закрыт по понедельникам, как и ,в основном, все музеи в Португалии).

Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos)

По материалам: Бергманн Юрген. Лиссабон. Путеводитель и Кривцов Н.В. «Португалия», Серия «Исторический путеводитель»

Полное его название – Моштейру-ди-Санта-Мария – монастырь Св. Марии, но больше он известен как «Жеронимуш», ибо он принадлежал ордену иеронимитов. Это самый величественный и прекрасный памятник эры Великих географических открытий в Португалии.

Монастырский комплекс располагался когда-то на самом берегу Тежу у гавани Рештелу. Тут стояла маленькая часовня Генриха Мореплавателя, в которой молился Васко да Гама в ночь перед отплытием в Индию 8 июля 1497 года и в которой его встречал король Мануэл I после славного возвращения в сентябре 1499-го. В благодарность за открытие морского пути вокруг Африки и за счет тех сокровищ, что привез из Индии Васко да Гама, Мануэл I в 1500 году и решил начать строительство монастыря. Монастырь сооружался в соответствии с размахом эпохи: он возводился по таким грандиозным проектам, что строительство его так никогда и не было завершено в полной мере. Начал строительство архитектор Диугу Бойтака в 1502 году. С 1516 года его работа была продолжена Жуаном ди Каштилью, а в середине XVI века – Диогу ди Торралва.

Замечательное убранство монастыря отражает воззрения его могущественные финансовые возможности его основателя: Лиссабон в тот период по роскоши превзошел все остальные столицы Европы. XVI век в Португалии, неразрывно связанный с открытиями новых земель и имперской идеей, породил уникальный стиль, известный как «мануэлино».

Это оригинальная архитектурная пластика названа так в XIX веке по имени короля Мануэла I. Этот стиль, процветавший в его правление и продолжавшийся после его смерти – португальская разновидность поздней готики. Однако декор готического стиля Португалии сильно отличается от других стран тем, что здесь используются непривычные мотивы: морские канаты, якоря, кораллы, армиллярная сфера (навигационный астрономический прибор, ставший эмблемой Мануэла), крест ордена Христа. Все эти морские мотивы были вдохновлены португальскими открытиями, и неслучайно стиль «мануэлино» называют «эпохой географических открытий, застывшей в камне». Наиболее крупные архитекторы, работавшие в этом стиле, – Жуан ди Каштилью, Диогу Бойтак, прославившиеся монастырем Жеронимуш, а также Франсишку и Диогу ди Арруда, строители Беленской башни. Самый же известный одиночный шедевр «мануэлино», созданный примерно в 1510 году, - это окно в монастыре в Томаре, ярче всего иллюстрирующее его экзотический натурализм и комплексное использование морских деталей. Мануэлино не имеет аналогов в мировой архитектуре, а живучесть этого стиля подтверждают прекрасные постройки конца XIX века – дворец Бусаку усадьба Кинта-да-Регалейра в Синтре и здание вокзала Россиу в Лиссабоне, которые принято называть «неомануэлинскими».

Знакомство с монастырем лучше всего начать с южного фасада - его портала работы Жуан ди Каштилью со множеством резных деталей, которые изображают сцены из жизни Св. Иеронима и королевский герб.

В центре – статуя Генриха Мореплавателя с мечом, а над ней – фигура Богоматери, и на самом верху его венчает архангел Гавриил, ангел-хранитель Португалии.

Скульптурное оформление западного портала работы Никола де Шантарена. Коленопреклоненных короля Мануэла I (слева) и его жену, королеву Марию (справа) оберегают св. Иероним и Иоанн Креститель. Три скульптурные группы в верхних нишах изображают сцены рождения Христа. В нижней части изображены четыре евангелиста и принц Фернанду, брат Генриха Мореплавателя. Это вход, который ведет в церковь, под галерею верхнего хора.

Церковь монастыря Жеронимуш

В церкви монастыря - слева и справа от входа - находятся гробницы великого поэта Луиса Камоэнса, описавшего морские подвиги португальцев в эпической поэме «Лузиады», и Васко да Гамы. Но саркофаг Камоэнса пуст: поэт умер в бедности от чумы и похоронен в неизвестном массовом захоронении. По другой версии, во время землетрясения 1755 года саркофаг раскололся, и его прах разнесло ветром на все четыре стороны… На саркофаге да Гамы – корабль, у Камоэнса – лира.

Мне очень понравилось стихотворение А.Городницкого о церкви монастыря Жеронимуш. Лучше поэта о ней не берусь рассказать:

У края католической земли, Под арками затейливого свода, Спят герцоги и вице-короли, Да Гама и Камоэнс - спят у входа.

Луч в витраже зажегся и погас. Течение реки неумолимо. Спит Мануэль, оставивший для нас Неповторимый стиль "Мануэлино".

/…/ Но долго, пробуждаясь по утрам И глядя в рассветающую темень, Я буду помнить странный этот храм Со стеблями таинственных растений,

Где каждому по истинной цене Места посмертно отвела природа: Властитель и епископ - в глубине, Поэт и мореплаватель - у входа.

Читать полностью стихотворение А.Городницкого «Гробница Камоэнса»

Позднеготический зал, спроектированный Жуаном ди Каштилью, - это безарочные своды, поддерживаемые лишь тонкими изящными резными колоннами. Удивительно, как это здание устояло во время землетрясения в 1755 году!

В левом и правом приделах находятся гробницы королей и принцев – потомков Мануэла I. В алтарной части расположены саркофаги самого Мануэла I, Жуана III и их жен, каждый из которых поддерживают каменные слоны с бивнями из слоновой кости.

Р.S. Первый раз увидела в храме электронные свечи, которые можно зажигать через он-лайн приложение… даже не знаю уж, что тут и сказать.

Памятник стиля «мануэлино» - внутренний дворик монастыря (клауштру).

Обычно, чтобы попасть в монастырь, нужно отстоять полуторачасовую очередь. Вдруг оказалось, что в 16.30 очереди уже нет. Билетные кассы немножко в стороне от входа в монастырь - в соседней арке, где археологический музей. Касса (уже, или вообще) не работает, билеты только в автомате: 10 евро и вперед. Собственно, за эти деньги можно посмотреть лишь дворик монастыря – его нижнюю и верхнюю галереи, а также из галереи пройти на хоры церкви, чтобы охватить ее взглядом сверху. Самое интересное, конечно, дворик.

Часто среди отзывов и рассказов о Лиссабоне можно встретить разочарованные реплики по поводу монастыря Жеронимуш. Мол, пустой двор и не обязательно туда идти. Да, конечно, тут меньше помещений, чем в Томаре, но это ничего не значит. Дворик хорош.

Даже если мало знаешь о его истории, просто любуешься игрой света и тени, узором каменных арок, изяществом деталей. Не знаю, стоит ли тратить время на стояние в очереди, но посещения дворик заслуживает точно.

Говорят, что монастырь потрясающе смотрится со смотровой площадки памятника Первооткрывателям, а также из парка напротив монастыря, и вечером, когда включается фонтан.

В дальней части здания монастыря есть еще и Морской музей (Praça do Imperio) - один из крупнейших европейских музеев, посвященных мореплаванию. В его собрании более 17 тыс.экспонатов, представлены традиционные португальские суда, королевские барки, модели лодок и кораблей, навигационные приборы, а также картины, иллюстрирующие морскую историю Португалии на протяжении веков. В том числе и экспонаты, свидетельствующие о малоизвестных у нас эпизодах покорения португальцами мира. Например, там также можно увидеть тот самый гидроплан «Лузитания», на котором в 1922 году впервые была пересечена Атлантика от Лиссабона до Рио-де-Жанейро. Можно увидеть один из «pedrao» - крестов, которыми мореплаватели отмечали открытые ими земли.

От монастыря рукой подать до Монумента Первооткрывателям.

Монумент первооткрывателям (Avenida de Brasilia) Бергманн Юрген. Лиссабон. Путеводитель В районе площади Праса ду Империу и Белемской башни на берегу Тежу в 1960 году в ознаменование 500-летия смерти Генриха Мореплавателя на месте бывшей гавани Рештелу (Restelo), откуда начинались путешествия португальских первооткрывателей XV века, в их честь был воздвигнут 54-метровый Монумент Открытий. Огромное, державное сооружение.

На стилизованном носу каравеллы с надутыми парусами стоит Генрих Мореплаватель (1394–1460), а за ним его капитаны, рыцари и миссионеры.

На восточной стороне за Генрихом мы видим (слева направо): коленопреклонённого Афонсу V (1432–1481), покровителя первого мореплавателя; Васко да Гама (1460–1524), открывшего морской путь в Индию; Педру Альвареша Кабрала (1467–1520), открывшего Бразилию; Фернана Магеллана, первого европейца, пересекшего в 1520–1521 гг. Тихий океан; а позади – Диогу Кана, установившего в 1482 году в устье реки Конго каменную колонну с крестом как символ господства Португалии. А также поэта Луиса Камоэнса, художника Нуну Гонсалвиша, короля Мануэла I.

К северу от монумента на мостовой посреди площади выложены огромный морской компас и мозаичная карта мира, на которой галеоны и русалки отмечают морские открытия XV– XVI веков.

Это дар Южно-Африканской Республики 1960 года. Внутри самого монумента на лифте можно подняться наверх, откуда открывается прекрасный вид на Белен и Тежу. Отсюда можно хорошо рассмотреть и мозаичную карту. Фото из интернета.

От Монумента до Беленской башни топать и топать… Чтобы сэкономить силы туристов, имеются прокатные самокаты… Но слишком кучеряво и , главное, долго было разбираться, как их взять напрокат, как закачать приложение. Пошли ногами и не дошли… Жаль, но что делать. Нужно было уже заселяться, да и устали все уже смертельно.

Тем не менее, про Беленскую башню стоит рассказать. Ведь она, как и монастырь Жеронимуш — единственные крупные памятники эпохи Великих географических открытий, уцелевшие в Лиссабоне во время землетрясения 1755г.

Белемская башня (Torre de Belеm)

Кривцов Н.В. «Португалия», Серия «Исторический путеводитель»

Пожалуй, самый совершенный образец стиля мануэлино и один из самых знаменитых символов Лиссабона. Башня, возведённая в 1515–1521 гг. Франсиску ди Арруда, была крепостью и маяком. Со стороны воды был выстроен бастион, а часть укреплений находилась на другой стороне Тежу. Для возводившего ее короля Мануэла I она, прежде всего, была одним из важных оборонительных сооружений вдоль устья Тежу и должна была обеспечивать перекрестный обстрел реки. Башня построена на островке около правого берега Тежу, однако за прошедшие со времени ее строительства, берег почти придвинулся к ней. Потеряв военные функции, башня служила таможенным постом, а в XIX веке – тюрьмой. Наблюдательные посты на каждом из углов башни увенчаны куполами, в которых явно сказывается влияние фортификационной архитектуры Марокко, где учился Франсишку ди Арруда. Однако в основном декор башни чисто мануэлинский – резные канаты, геральдические мотивы и даже знаменитые носороги – первые скульптурные изображения этих невиданных зверей в Европе. Богаче других декорирована стена, обращенная на юг: на ней мы видим щит короля Мануэла I и армиллярные сферы – еще одна типичная примета стиля "мануэлино". На террасе - статуя Божией Матери Путеводительницы, покровительницы странствующих и путешествующих, которая оберегает моряков в дальних плаваниях. С вершины башни открывается превосходный вид на устье Тежу и западную часть Лиссабона. Фото из интернета.

Посещение башни: с октября по апрель — с 10:00 до 17:30 (касса до 17:00) С мая по сентябрь — с 10:00 до 18:30 (касса до 18:00). Стоимость билета 6€; по карте Lisboa card бесплатно.

Кришту-Рей

С высокого противоположного берега Тежу на Лиссабон взирает Кришту-Рей – огромная белая статуя Христа. За ее образец была взята более знаменитая статуя Христа в Рио-статуя Христа высотой 28 м. Она была построена Франсишку Франку в 1949–1959 годах по инициативе Салазара на народные пожертвования. С вершины пьедестала высотой 82 м, куда можно подняться на лифте, открывается превосходный вид на город и реку. Фото из интернета.

Мост 25 апреля

Мост 25 Апреля, связывающий берега Тежу, – еще одно гигантское творение той же эпохи. Он был построен в 1966 году, а за образец был взят мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Его длина – 2 км. Бедная по западноевропейским меркам, раздираемая внутренними противоречиями и колониальными войнами, Португалия смогла найти и гениальные инженерные идеи, и средства, чтобы соорудить у себя самый длинный мост на континенте. Он, кстати, строился с таким запасом прочности, что сегодня под ним, вторым ярусом, протянули железнодорожные пути, по которым пустили на другой берег, в Алмейду, электричку. Имя «25 Апреля» мост получил в 1974 году после свержения диктатуры в результате бескровной апрельской революции.

Минут за 20 добрались из Белена в самый центр, правда, навигатор выстроил какой-то странный маршрут, поэтому мы покатались по узким кривым улочкам. Проехали даже мимо какой-то смотровой площадки.

Жили мы в районе Моурария. Рядом с площадью Martim Moniz.

Моурария (Mouraria)

Это третий самый старый район Лиссабона, который сейчас находится в стадии поиска себя. Район разделяется на несколько частей — верхняя, в которой комфортно находиться, и нижняя, где испытываешь небольшой дискомфорт, но это лишь вначале. Это один из колоритных районов Лиссабона, в верхней части около церкви São Cristóvão рукой подать до замка Святого Георгия, там живут традиционные алфасиньи. А в нижней части, ближе к площади Martim Moniz, по улицам Rua do Benformoso, Rua da Palma — живет множество иммигрантов из разных стран: пакистанцы, индусы, бангладешцы, непальцы, выходцы из бывших португальских колоний. Вокруг витают приятные ароматы специй, вывески на совершенно разных языках, огромное количество интернациональных ресторанов. В этом районе не будет проблем с супермаркетами, они здесь на любой вкус и коренья африканские, и специи азиатские. В районе открываются новые интересные гостиницы, но если вы не толерантны, тогда этот район не для вас.

P.S. Райончик и впрямь национально разношерстный, сначала несколько тревожно, когда видишь группки восточных молодых людей, но потом как-то привыкаешь. https://discoverportugal.ru/gde-ostanovitsya/v-kakom-rajone-lissabona-luchshe-ostanovitsya

Место нашего обитания (Rua do Benformoso , Number 13), с моей точки зрения, было очень удобно расположено. Весь центр в шаговой доступности. Дом стоит практически на углу площади Martim Moniz, рядом подземная парковка, которой удачно воспользовались, хотя и получилось несколько дороговато (20 евро за ночь), неподалеку «Лидл». На этой площади кольцо ретро трамвая №28 (т.н. «Желтенький»), линия метро, удобно добираться до аэропорта или из него. Квартира оказалась в довольно старом доме, где когда-то был еще и дымоход (на кухне его следы)… Были, конечно, некоторые «примочки» по быту: двери внутренние нельзя захлопывать - можно потом не открыть; чайник и плитку вместе включать нельзя – вырубает пробки; на первом этаже живет злобная женщина, поэтому надо подниматься по лестнице тихо-тихо и дверью входной не хлопать… Ну это все такие мелочи.

11 февраля

Маршрут дня: Сдаем машину в аэропорту – на такси Uber переезд к Музею Азулежу – пешком мимо Пантеона - к церкви св.Висента (Church of São Vicente of Fora) – Смотровая площадка ворота солнца – район Алфама – Кафедральный собор Лиссабона - церковь св.Антония (Church of Saint Anthony of Lisbon) – Площадь Коммерции - Вечером ресторан с фаду.

По пути в аэропорт (едем сдавать машину, так как в Лиссабоне проще ходить пешком) видим памятник еще одному потругальцу – первооткрывателю Маггелану.

Сдали авто, взяли Uber и за 10 мин и 6 евро были уже около Музея Алузежу. Это оказалось проще и быстрее чем разбираться с транспортной системой, покупать карточки проездные и т.д. Для сравнения привожу порядок действий, если бы мы поехали на общественном транспорте.

Добраться на метро из аэропорта в Лиссабон реально за 20 минут, за проезд необходимо заплатить 1.4 евро. Чтобы проехаться в метро, необходимо приобрести проездную карточку Viva Viagem, которая стоит 0.5 евро, и пополнить ее на любую сумму. Билет на разовую поездку действителен один час, в течение которого можно бесплатно совершать пересадки, выходить и заходить в метро. Проездной на весь день стоит 6 евро. Метро из аэропорта в Лиссабон: красная линия метро Расписание: С 06:30 до 01:00

Итак, Музей Азулежу. Очень хорошая коллекция. Плитка выставлена по историческим периодам. Много интересных экспонатов. Кстати, название «азулежу» восходит или к арабскому al zuleich - «гладкий камень», или к португальскому azul- «синий».

Национальный музей керамики (Museu Nacional de Azulejo) - Музей Азулежу

Время работы: 10:00 — 18:00 вых. пн. Последний вход в 17:30. Стоимость: обычный билет — 5€; 65+ лет — 2,50€. Адрес: Rua da Madre de Deus 4, Lisboa Как доехать: автобусы 210, 718, 742, 759, 794 (остановка Igreja Madre Deus); метро или поезд -станция Santa Apolónia (20 мин. пешком); https://discoverportugal.ru/chto-posmotret/muzei-i-galerei/muzej-azulezhu#hcq=9ergd7r Создан в 1980 году в здании монастыря Божьей Матери (XVI век). Экспозиция рассказывает об истории изготовления и применения азулежу в Португалии начиная с XV века и до наших дней. Одним из самых ценных экспонатов считается панно, изображающее Лиссабон до землетрясения 1755 года. Кроме старинных экземпляров азулежу, здесь можно увидеть новые образцы, выполненные современными художниками.

Подробнее о музее читать здесь: https://marinagra.livejournal.com/142642.html https://marinagra.livejournal.com/138213.html

Первоначально также хотели перекатиться в музей Губилькяна, но решили все же лучше изучить город… и не поехали. В воскресенье опять же после 14.00 там бесплатный вход, могла быть очередь или что-то такое. Пешком пошли в сторону центра. Долговато пришлось топать новостройками, но ничего.

Миновав белое массивное здание Национального пантеона, вышли к району Граса. Но не углубились в него, и больше уже сюда не вернулись. А жаль.

Прибыли к церкви Святого Винсента с двумя башнями. Находится между историческими кварталами Граса и Алфама.


Полное название Сан Висенте ди Фора (Church of São Vicente of Fora) - 38.715018, -9.127656). Название происходит от старой «внешней» (fora) церкви, стоявшей перед городскими стенами. С 1173 года св. Винсент является святым покровителем города Лиссабона. (Статуя Святого Винсента с кораблем в руках стоит на смотровой площадке «Портас-ду-Соль»). Именно тогда его мощи были перенесены из Алгарве в небольшую церковь, расположенную за чертой города. Эту церковь в 16 веке велел снести король Филипп II. Новый храм в стиле позднего ренессанса соорудил, по всей вероятности, итальянец Филипе Терци. Над входом возвышаются статуи святых Винсента, Августина и Себастьяна. В интерьере храма особенно привлекает внимание барочный балдахин алтаря, обрамленный деревянными скульптурами.

Через дворик справа можно пройти в большой монастырь августинцев (вход 5 евро). Изразцы (азулежу) в его вестибюле расписаны сценами на тему завоевания маврами Лиссабона и Сантарема, а также рассказывают о строительстве монастыря.

На втором этаже представлены 36 панелей бело-голубыми азулежу начала XVIII века, написанные на сюжеты басен Лафонтена.

Увлекшись разглядыванием азулежу, не забыть повернуть направо к смотровой террасе, откуда открывается чудесный вид на монастырские дворики, район Алфаму и на Тежу.

Дальше наш путь лежал мимо смотровых площадок (погода была не перспективная) в район Алфама. Прислушивались, приглядывались, пытались нащупать образ этого города. Это только первая попытка. На следующий день будет вторая.

Краткая история Лиссабона в комиксах около общественного туалета. Рядом с Miradouro das Portas do Sol (38.711994, -9.130191) Кстати, надо сказать, что этот вопрос в Португалии решен. Sanitario ( WC) имеются в достаточном количестве, в нужных точках и бесплатные. А вот этот и еще и просветительскую функцию выполняет.

Колорит Алафамы сразу ощутим как истинно лиссабонский. Какое-то нелинейное пространство. Этот самый живописный квартал Лиссабона состоит из крутых и узких улочек – говорят, как раз такой ширины, чтобы мог пройти навьюченный мул. Особенно привлекательны почему-то улицы-лестницы. Мавры проектировали улицы такими извилистыми и запутанными, чтобы враги не сразу могли добраться по ним до замка на холме.

Алфама (Alfama)

По материалам: Бергманн Юрген. Лиссабон. Путеводитель и Кривцов Н.В. «Португалия», Серия «Исторический путеводитель»

Самый известный и древний район города. Пережил несколько десятилетий упадка и обнищания, и ни о каких удобствах в жилых домах не было и речи. Только в последнее время здесь начала работать программа благоустройства, призванная улучшить условия жизни местного населения. Район Алфама начинается за кафедральным собором Sе и располагается на южном склоне крепостного холма ,ниже замка Св.Георгия. 078 Трудно поверить, что когда-то этот район был самым престижным в Лиссабоне. При римлянах там находился центр города. Центром Лисбуны он служил и при арабах. Название «Алфама» происходит от арабского «аль-хама», что означает «теплый источник». Во времена мавританского владычества и появились тесные улочки, взбирающиеся, петляя, по склонам холма. Признаки упадка стали проявляться еще в Средние века, когда богатые жители стали покидать холм и переселяться западнее из-за боязни землетрясения, а в нем оставались в основном рыбаки и бедняки. Большинство зданий Алфамы благодаря тому, что квартал построен на скальном грунте, пережило землетрясение 1755 года. Именно в нём сегодня находятся старейшие постройки Лиссабона. Здесь можно увидеть даже остатки мавританской городской стены со сторожевой башней (на площади Largo de So Rafael). P.S.На одной из улиц на мостовой линия, обозначающая место, где проходила когда-то крепостная городская стена.

И хотя домов мавританского периода не сохранилось, сама планировка квартала, поражающая средневековой путаницей улиц, переулков и проходов, выдержана вполне в восточном духе. Узкие, извилистые улочки часто заканчиваются тупиками – а это отличительный признак арабского градостроительства. Мавры жили здесь до 1179 г, когда король Афонсу Энрикеш переселил их в квартал Моурария к северо-западу от крепости.

Люди здесь живут в основном возле своих домов, а не под крышей. Нередко возникает ощущение, что идёшь по частным жилым владениям. Ближе к обеду почти перед каждым домом разжигают мангал, и на нём во время трапезы жарят сардины или котлеты. Вдобавок ко всему в этих тесных переулках по утрам идёт рыночная торговля.

На улицах женщины продают рыбу и овощи, то и дело попадаются лавчонки, пивные, закусочные и маленькие мастерские в подвалах. То вдруг попадаешь в проходной двор, в котором идет своя жизнь – сидят старики, играют дети. И повсюду – развешенное белье, которое, как считают португальцы, лишь, сушась на солнце и ветру, приобретает свежий запах. В окнах на облупившихся стенах видны в основном пожилые лица. Стены многих домов в трещинах: их давно уже не касалась кисть маляра. Но нет ощущения убогости. И это белье, и эта нехитрая уличная торговля, да и вся эта жизнь не вызывают гнетущего чувства, толкающего поскорее выбраться из закоулков Алфамы.

Улочки Алфамы, извилистые и крутые, порой переходящие в лестницы, не позволяют проникнуть сюда современному транспорту. Однако жизнь в этом колоритном городском квартале вовсе не так романтична, как кажется. Теснота мешает улицам проветриваться, каждую сумку с покупками нужно тащить на крутую гору, строительная техника с трудом может подъехать к домам, квартиры малы, а сантехнического оснащения явно не хватает. Проводить работы по реконструкции здесь очень трудно, и они продвигаются с большим скрипом. На Алфаме находится несколько уникальных сооружений, которые входят в число важнейших достопримечательностей Лиссабона.

Дома Алфамы в цветной плитке, граффити и азулежу…

Пусть дождит, но на стенах домов круглогодичное лето

Алфама - это еще и сосредоточие ресторанчиков и таверн, где можно услышать португальскую фаду. Про нее особый разговор впереди.

Гуляя по Алфаме, искали на вечер хорошую таверну с фаду и просто впитывали дух места… Но больше пришлось впитывать дождик, поэтому устремились в сторону дома. По дороге посетив Кафедрал и церковь св.Антония.

Кафедральный собор, или Sе (Largo da Se)

По материалам: Бергманн Юрген. Лиссабон. Путеводитель и Кривцов Н.В. «Португалия», Серия «Исторический путеводитель»

В 1150 году, три года спустя после того, как Афонсу Энрикиш отвоевал город у мавров, он построил на фундаменте снесённой мечети у нижней границы Алфамы церковь, (а уже в XIV ее сменил собор) для первого епископа Лиссабона как памятник своей победы. Собственно, обозначение собора словом «Se» идет от латинского «Sedes Episcopalis», то есть «резиденция епископа». Поврежденный сильными толчками в XIV веке и землетрясением 1755 года, а затем реставрированный и обновленный в последующие столетия, собор сегодня представляет собой смешение архитектурных стилей. Фасад и высокий главный неф сохранили романские элементы, в обходе хора присутствует строгая готика, а сам хор оформлен в стиле барокко. Главное сокровище собора - мощи св. Винцента, перенесенные в Лиссабон в 1173 году. Согласно легенде, два священных ворона постоянно сторожили корабль, который вез мощи, и эти вороны стали символом освобождения Лиссабона от мусульманского владычества и даже изображены на гербе города. Потомки этих воронов жили во внутреннем дворике собора, но последний из них умер в 1978 году. В первой боковой часовне с левой стороны находятся знаменитые барочные рождественские ясли с раскрашенными терракотовыми фигурками (1766 г.) работы Жоакима Машаду ди Каштру. На хорах стоят саркофаги Афонсу IV и его жены Беатрикс, которые ди Каштру оформил по-новому после землетрясения 1755 года. В одной из часовен можно увидеть готические саркофаги с лежащими фигурами. В часовне св. Франциска (слева, сразу у входа через западный портал) стоит купель, в которой, по преданию, в 1195 году, крестили святого Антония (Падуанского).

Полихромное керамическое панно XVII века «Святой Антоний читает проповедь рыбам» изображает один из главных эпизодов жизни святого (в то время как Святой Франциск проповедовал птицам).

Собор открыт с 9 до 17 часов, летом до 19.00. Вход свободный. Входной билет ( 3 евро) потребуется только если вы захотите посетить готический дворик во внутреннем дворе.

Совершенно рядом с собором на площади Largo de Santo Antonio a Se находится любимая жителями церковь св. Антония. В данный момент фасад церкви на ремонте и в лесах. Сфотографировать не удалось. Фото из интернета:

Церковь св. Антония (Igreja de Santo António)

Считается, стоит на месте, где родился св. Антоний (1195– 1231). Этот тот самый Антоний Падуанский, так почитаемый в Италии. Родился и вырос он в Лиссабоне, поэтому его иногда называют Антоний Лиссабонский. Член ордена францисканцев с 1220 года, прославился своей помощью беднякам и способностью обращать в свою веру еретиков. Считается также, что обращенные к нему молитвы могут помочь найти потерянные вещи. От первоначальной церкви, разрушенной в 1755 году, остался только склеп. Строительство новой церкви началось два года спустя. Причем оно осуществлялось частично на деньги, собранные местными детьми, которые бегали с криками: «Подайте монетку для святого Антония!» По традиции новобрачные в день свадьбы приезжают в церковь с цветами для св. Антония – считается, что это принесет счастье в супружеской жизни.

В крипте, куда можно пройти, написано на разных языках: «Здесь родился св.Антоний», предполагается, что церковь поставлена на месте дома, где в 1195 когда-то родился святой. Совсем рядом с нашим домом обнаружилась улочка R. Capelão. Мы ее назвали «улица фаду». Во-первых, в ее начале стоит памятник фаду, а во-вторых, на стенах домов множество портретов прославленных исполнителей и мемориальных табличек о них. Этот район — фабрика певцов Фаду, отсюда начинали свою карьеру все знаменитые фадисты — Мариза, Амалия Родригеш, Мария Севера, Фернанду Моурисиу.

Про фаду очень интересно пишет Алла Боголепова в статье «Рок – фатум – фаду». О том, что фаду – традиционный музыкальный жанр Португалии, который многие десятилетия был «продуктом для внутреннего потребления». На международной сцене оно воспринималось не как полноправная часть национальной культуры, а как экзотика. Мелодически близкое европейским и восточно-европейским песенным традициям, фаду обладает собственной логикой и философией, выраженными в понятии saudade, а потому считалось сложным для восприятия за пределами португалоязычного мира. В 2011 году оно было внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Появившись в культурном пространстве России, фаду в короткий срок заняло собственную нишу и приобрело поклонников. Автор статьи совершает краткий экскурс в историю жанра и делает попытку ответить на вопрос: чем именно фаду привлекает русскую публику, стоит ли за этим интересом нечто большее, чем простое увлечение редким и экзотическим явлением?» Читать статью здесь

Слушать фаду Amalia Rodrigues- Lisboa Antigu

Вечером отправились на поиски настоящей фаду. Хотелось услышать хорошее исполнение, чтобы не попасть на «разводилово» для туристов. Кроме того, нужно было внимательно смотреть условия посещения ресторана, чтобы не разориться. Умные путеводители рекомендуют отправиться по Руа ди Сан Педру (Rua de S. Pedro) главной улице Алфамы, с магазинами и оживлёнными рыбными рынками (работают Вт-Сб рано утром), к Площади с фонтаном Ларгу ду Шафариш ди Дентру (Largo do Chafariz de Dentro). Ибо на площади и рядом сосредоточено несколько кабачков фаду из числа самых знаменитых в Лиссабоне.

В начале февраля тут, конечно, жизнь не кипит, но все же нам посчастливилось найти то, что искали - ресторан «Esquina de Alfama» (38.711252, -9.128510). Очень небольшой ресторанчик, поэтому стоит резервировать места заранее на сайте: http://restauranteesquinadealfamafado.yolasite.com/

Мы провели здесь удивительный вечер, слушая фаду. Исполнители покорили до глубины души. Пели профессионально, душевно, экспрессивно. Это то, чего так хотелось найти в Лиссабоне! Нам подарили это сильное впечатление. Прекрасная душевная обстановка, уютная атмосфера. Реальные цены. 30 евро блюдо на троих+ вино - и весь вечер наслаждайся! Слов нет. Купили диски исполнителей… Воодушевились невероятно. Упаднические настроения от знакомства с Лиссабоном (город поначалу словно бы не произвел впечатления) вдруг исчезли, как будто Лисс смилостивился и решил наконец-то рассказать о себе и стать своим. А то что-то мы все с Порту его сравниваем, кому ж понравится.

Видео участников вечера: Sónia Santos Mena Sobral

11 февраля

Маршрут дня: Замок св. Георгия - смотровая площадка Miradouro do Castelo de São Jorge - Miradouro de Santa Luzia - Miradouro das Portas do So - Площадь Коммерции (Praca do Comercio) район Байрру-Алту -Археологический музей в церкви Карму (Igreja do Carmo) – лифт Санта-Жуста - смотровая площадка Miradouro da Nossa Senhora do Monte –фуникулер Глория – площадь и вокзал Россио –трамвай 28

Небо с утра синее, солнечные блики по стенам домов на нашей улице, день обещает много красивых кадров и отличное настроение. Отправляемся на самую высокую точку города, в замок св. Георгия. Поднимаясь по улочкам все той же Алфамы, видим ее по-новому – при свете солнечных лучей, которые отражаются в кафеле домов. Кто-то сказал о Лиссабоне , что это фарфоровый город… Ну и правда есть что-то такое. В России изразцовые печи, в Голландии – комнаты, а в Португалии – целые дома.

На подходе к крепости. Красочно, живо, непредсказуемо.

Заходя на территорию замка, сразу попадаем на большую смотровую площадку - Miradouro do Castelo de São Jorge.

Замок Святого Георгия , или Сан-Жоржи

Бергманн Юрген.Лиссабон.Путеводитель

На этом холме мавры, начиная с VIII века, стали возводить на вестготских фундаментах большую оборонительную крепость. А в 1147 году, после изгнания из Лиссабона берберов и арабов, король Афонсу Энрикеш перестроил её и занял под свою резиденцию. Португальские монархи обитали здесь до конца XV века, затем они переехали во дворец на площади Коммерции. А старый дворец был разрушен землетрясением 1755 года.

Сайт замка с информацией: https://castelodesaojorge.pt/en/ Открыто: 9.00 – 18.00

От строений внутри крепости теперь не осталось ничего, а оборонительные стены – это в основном позднейшая реконструкция. Однако очарованию места это никоим образом не вредит, потому что по стенам очень занимательно гулять.

С башенок стены взору открывается замечательный панорамный вид на город и на реку Тежу.

Сверху видно, как экспрессивно устроен город: дома словно какие –то колонии кораллов.

К тому же вокруг крепости разбит парк, в котором цветут экзотические растения и, важно вышагивают (или очень легкомысленно запрыгивают на деревья) павлины.

Можно прогуляться и по тесным мощёным улочкам квартала Каштелу и по площади Ларгу ди Санта Круш ду Каштелу (Largo de Santa Cruz do Castelo).

В башне Улисса (Torre de Ulisses) с использованием перископа на круглый экран проецируется 20-минутная последовательность кадров с современными видами города (качество изображения лучше всего в первой половине дня) с комментариями на английском или португальском (в разные сеансы). Пришлось постоять минут 20 в очереди, но поскольку тур был на португальском, поняли мало, но особо глубокой информации явно не предлагалось. Время тратить на этот аттракцион не стоит.

Была информация, что «в информационном офисе крепости работает мультимедийная выставка, которая представляет Лиссабон XVI века (аудиогид на нескольких языках, с наушниками)» - было бы интереснее, но эту опцию нигде не обнаружили.

Покинув территорию замка, переместились на небольшую смотровую площадку (она же детская) Miradouro do Recolhimento (38.71281 -9.13166). С нее интересный вид на вчерашнюю церковь св. Винсента.

Поскольку накануне был дождь, то истинное лицо города было от нас скрыто за пеленой атмосферных осадков. Лиссабон без развешенного везде белья – совсем как бы не настоящий. И вот сегодня на солнышко все вывешивают сушиться разноцветное бельишко… Совсем другая картинка.

Ну, вот еще одна смотровая площадка - Miradouro de Santa Luzia (38.711618, -9.130315). Место очень приятное и запоминающееся. Крытая галерея в азулежу.

Вид на крыши Алфамы.

Рядом церковь Igreja de Santa Luzia. [[[RemarkBegin]]] Здание церкви было построено в ХII веке, в эпоху правления первого короля Португалии Афонсу Генрикеша, рыцарями суверенного военного Мальтийского ордена и освящена в честь святой Луции Сиракузской, которая является покровительницей слепых, а также тех, кто страдает от глазных болезней. Нынешнее здание датируется XVIII веком и было построено на месте храма, который был разрушен во время Лиссабонского землетрясения и последующего за него цунами. Фасад церкви достаточно простой, но привлекает внимание отделка стен. Южная стена церкви украшена великолепными панно, выполненными плиткой «азулезуш».

На одном панно отображена площадь Праса-ду-Комерсиу до землетрясения 1755 года.

Чудесные бытовые сценки, выполненные в голландском духе.

А второе панно отображает сцены завоевания в 1147 году португальскими войсками замка, в котором находился мавританский эмир. Плитка сделана на известной в Португалии фабрике керамики Виува Ламего.

Совсем рядом еще одна смотровая площадка Мирадору-дас-Портас-ду-Соль (Miradouro das Portas do So - 38.711943, -9.130002)

Один из вариантов перевода «Портас-ду-Соль» - «солнечные ворота». Тут стоит статуя Святого Винсента – покровителя Лиссабона с 1173 году, когда его мощи поместили в церковь Сан-Висенте-де-Фора (теперь они в соборе). Святой Винсент изображен с кораблем и с двумя воронами в руках. Легенду про воронов и мощи святого я уже упоминала выше. Надо заметить, что городская скульптура в Португалии это совсем не то, что привыкли понимать под этим мы. Это не достойные любования, всматривания и анализа произведения искусства, а чаще всего просто памятные обозначения кого-то. Я даже фотографировать эти памятники как-то воздерживалась – не просились. Спускаемся с холма Алфама мимо развалин римского амфитеатра (следов римской эпохи в Португалии предостаточно).

Идем на Площадь Комерсиу (Praca do Comercio) с памятником королю Жозе I (1750-1777). Этот район носит название Байша (Baixa) или Нижний город. Площадь открыта к реке Тежу, вдоль реки идет улица Av. Ribeira das Naus.

Эта площадка называется Cais das Colunas («Причал столбов») из-за двух высоких колонн, стоящих в воде. Народ ходит вдоль воды по камням и собирает мидии, а путешественники на память оставляют на песчаном берегу каменные турики.

Байша - плоский район между двумя холмами Алфамой и Байрру. Направляемся на холм Байрру пешком. Путеводитель рекомендует посетить несколько церквей в том районе: Igreja de Nossa Senhora do Loreto, Igreja de Nossa Senhora da Encarnação, Igreja de São Roque. Мимо всех прошли, в две заглянула – снаружи ренессанс или неоклассицизм, внутри барокко. Описывать не буду. Два района, в которых мы оказались, но увидели лишь одним глазком - это Байру-Алту (т.е. Байру высокая) и Шиаду.

Байрру-Алту(Bairro Alto) и Шиаду(Chiado)

Кривцов Н.В. «Португалия», Серия «Исторический путеводитель»

Байрру-Алту (в дословном переводе «Верхний квартал») сложился в конце XVI века на вершине холма, это один из самых живописных районов в городе. Вначале его населяли богатые горожане, которые покидали приходившую в упадок Алфаму, но к XIX веку он и сам пришел в запустение. Сегодня он во многом сохранил традиционный образ жизни – с маленькими мастерскими и семейными ресторанчиками. По своему духу Байрру-Алту отличается от лежащего рядом элегантного квартала Шиаду, куда состоятельные лиссабонцы любят отправляться за покупками. Но в то же время, в отличие от Алфамы, Байрру-Алту создавался в результате планомерного расширения города за пределы оборонительных стен и поэтому имеет почти прямоугольную сеть улиц.

Квартал Шиаду, расположенный западнее у склона Байши, носит имя бывшего францисканского монаха и поэта Антониу Рибейру (ок. 1520–1591) по прозвищу Chiado (лукавый, хитрый). Этот квартал литераторов, художников, скульпторов и книготорговцев, славный своими традициями, пережил эпоху интеллектуального расцвета перед Второй мировой войной

Тут есть интересное здание, полностью покрытое азулежу, но это сразу не понятно. Кажется, что фасад просо расписан в технике тромплей (изображение объемного предмета на плоскости). Это Casa do Ferreira das Tabuletas (38.711983, -9.141945). Здание явно намекает на то, что хозяином его был масон - на портале «всевидящее око» - любимый символ масонов. Фигуры на стене - аллегории (снизу вверх): Земля и Вода, Промышленность и Торговля, Наука и Сельское хозяйство. Сейчас в здании краеведческий музей. Информации о здании крайне мало.

Взяли курс на Археологический музей в монастыре Карму Museu Arqueológico do Carmo (38.712223, -9.140372). Идут люди сюда, во многом, не ради экспонатов музея, а ради необычности его пространства, который расположен в руинах готической церкви Igreja do Carmo . Здание хорошо видно на этом фото. Оно построено на холме. Около него виден лифт «Санта Жуста». Одна часть храма обращена к площади, расположенной в Байрру (т.е. наверху), другая часть храма как бы присоединяется к основанию холма и стены его начинаются на более низком уровне.

Храм пострадал во время землетрясения, рухнул свод, но стены и нервюры чудом уцелели.

Собственно, 4 евро (входной билет в музей) стоит фотографирование фотогеничных руин. Такая вот уловка. Музей очень маленький и этих денег не стоит. Есть несколько интересных экспонатов римской эпохи и средневековья. Но мало кто пошел бы любоваться римским саркофагом, если бы не необычность пространства бывшей церкви.

Особенно понравился горельеф с музами.

От площади перед церковью - с-археологией, если обходить здание справа, попадаем к смотровой площадке перед верхней площадкой подъёмника «Санта Жуста» («Elevador de Santa Justa» или «Elevador de Carmo»).

Нам, жителям равнины, по фотографиям трудно представить, каким образом с обычной улицы на лифте ни с того ни с сего вдруг попадаешь на какой-то верхний уровень города. На самом деле, всегда нужно помнить, что город на холмах. Улица, на которой стоит лифт, - у подножия холма, верхняя площадка - в районе, который приютился на холме.

Это весьма необычный и впечатляющий пример инженерного искусства XIX века: две его кабины в шахте, украшенной неоготическими решётками, курсируют по вертикали между кварталами Байша и Шиаду – Байрру Алту, преодолевая перепад высоты в 32 метра. Лифт сконструирован в 1898–1902 гг. инженером Раулем Менье де Понсаром, учеником Гюстава Эйфеля.

С верхней площадки лифта, конечно же, отличный вид на противоположный холм.

В нижнем районе Шиаду стоит пройтись по пешеходной улице Rua Augusta с мозаичной мостовой и соседним старыми Rua do Ouru и Rua da Prata (улицы золотых и серебряных дел мастеров).

Не спускаясь в Шиаду, продолжили путь в сторону церкви св.Рока. А от нее рукой подать до Miradouro da Nossa Senhora do Monte (38.71915 -9.13284), с которой опять-таки открывается прекрасный вид на восточную часть города с крепостью Сан-Жоржи над Алфамой через Байшу.

Тут как раз конечная (верхняя) станция древнего фуникулера-трамвайчика (его вагончики, судя по прикрепленной внутри табличке, построены в 1904 г.) «Глория» («Elevador da Gloria»).

Садиться в него можно только для того, чтобы получить экзотические впечатления, т.к. он преодолевает совершенно смешное расстояние, поднимаясь от Praça dos Restauradores. Пешком пройтись вдоль его рельсов, кажется, интереснее. Путь Глории раскрашен яркими граффити.

Спустившись к Praça dos Restauradores, подходим к вокзалу Россио (Rossio), который позиционируется везде, как «самый красивый вокзал города». Имеется в виду, что у него красивый портал, внутри - совершенно обычный функциональный интерьер. Должны были мы увидеть «импровизацию на тему «мануэлино» - переплетение арабесок, барельефов с пиратскими мотивами, изображениями попугаев и пальм, т.е. «нео-мануэлино» - немного построже и посовременнее. Вход в здание вокзала напоминает отпечатки огромных лошадиных подков с резной надписью». Мы этого не увидели т.к. фасад на ремонте. А без лесов выглядит так (фото из интернета) в разных ракурсах:

Пересекаем площадь Россио (Praça Rossio), которая покрыта плиткой, имитирующей морские волны. Красиво смотрится.

По каким-то лесенкам и улочкам приходим домой. Но на этом наш активный день не заканчивается. Нам еще нужно прокатиться на знаменитом «Желтеньком». Благо, кольцо у него рядом с нашим домом на площади Martim Moniz.

Уже стемнело, туристов совсем мало, трамвай полупустой. Тем лучше, т.к. все пугают воришкам-карманниками, а сейчас их тут точно нет. Трамвай, действительно, вкатывается по таким улочкам, где машина не заедет. Какое-то виртуозное вождение демонстрирует вагоновожатый. Мы веселимся, когда трамвайное окно на повороте почти соприкасается со стеной дома. Отлично покатались.

Ночью вышли на площадь, где стройной колонной стоят такси. Но мы вызываем снова Uber и через 15 минут уже в аэропорту (надо сказать, что в Лиссабоне он очень близко от центра города). Вот и закончилось наше португальское путешествие… Было здорово. И белые ряды облаков на фоне ярко-синего неба под крылом нашего самолета напоминали бело-синие азулежу – пожалуй, самую характерную деталь в многообразно облике Португалии, какой мы ее узнали.