23 июля 2017

Градо – Аквилея - трансфер на родину.

Утро было посвящено приготовлению машины к дальней поездке и приспосабливанию трех велосипедов к заднему разбитому стеклу авто. Это непросто. Посчастливилось, что в багажнике оказался дополнительный крепеж для велосипедов, который можно было прикрепить на фаркоп, а не на заднее стекло. Но на такое крепление вешается два велосипеда. Нам нужно было третий сложить каким-то чудом пополам и еще раз пополам, чтобы и он как-то приклеился к своим собратьям. Где наша ни пропадала, как говорится.

Градо. Город, достойный внимания. Помимо своего туристического духа, он имеет, безусловно, дух моря и дух древности.

Базилика Basilica of Sant'Eufemia.

Огромная напольная мозаика конца шестого века охватывает общую площадь около 700 кв. м. и не зря считается последним шедевром великой традиции мозаики Аквилеи.

На левой стороне центрального нефа находится высокая кафедра мавританской архитектуры, со скульптурными украшениями XIII века.

Пресвитерий украшен сверху фресками, в базилике находится статуя Мадонны дельи Анджели.

Восьмиугольный баптистерий с кладбищем, где находятся древнеримские саркофаги, найденные в Градо. Баптистерий восходит ко второй половине пятого века, хотя за несколько столетий он несколько раз менялся; в последний раз в 1928 году ему попытались вернуть его первоначальный вид, сняв пол барочного происхождения и понизив уровень на 2,20 м. Таким образом, мозаичный пол 6-го века был вновь открыт вместе с маленьким алтарем, теперь помещенным в апсиде, открытой в конце входа, и крестильным шрифтом с шестиугольным планом и покрытым зеленым циполлиновым мрамором. Оригинальные окна были вновь открыты, и старый уровень улицы перед баптистерием был восстановлен.

Перед отъездом отправляемся в Аквилею, музей-заповедник. Это обязательный пункт программы. Жалею, что опять не смогли попасть в археологический музей. И не успела пройтись по Аквилее с картой археологических памятников в руках. Это обязательно надо сделать, одной Патриаршей Базилики недостаточно, т.к. на раскопках можно увидеть еще массу интересного. Видно, в третий раз мне нужно оказаться в Аквилее.

О комплексе Аквилеи подробно см. http://antik-mosaik.livejournal.com/134508.html

Термин «мозаика» в переводе с греческого обозначает «творение терпения, достойное Муз». Вот уж действительно. Комплекс мозаик Аквилеи дает представление о развитии техники мозаики на протяжении более 700 лет. В мозаиках можно увидеть отражение художественных течений времени

В Аквилее очень рано было принято христианство, т.к. церковные здания Аквилеи построены сразу после 313 г, когда христианство стало официальной религией. Базилика известна своим мозаичным полом эпохи Теодора. Это самая крупная из ранних христианских мозаик в западном мире (760 кв.метров).

Два зала Теодориха (313 – 320 гг постройки) оформлены мозаикой, напоминающей огромный ковер. При внимательном рассмотрении видно. Что есть фигуры , выполненные мастером, а есть – его учениками (изображения более простые, однотонные, с менее естественными линиями).

Мозаика напоминает шахматную доску. Состоит из девяти панно, разграниченных полосами с растительным рисунком. Лишь в восточной части зала, предназначавшейся для священнослужителей, изображены единая сцена по всей ширине.

«Добрый Пастырь». Держит на плечах заблудшую овцу, а в руке пастырскую флейту.

Изображения людей очень индивидуализированы, убедительны, одежда говорит о состоятельности изображаемых, возможно, это меценаты мозаики. Многие исследователи узнают в изображенных императора Константина и его семью, которые часто бывали в Аквилее.

Морская сцена в восточной части зала. Море с многообразием рыб, моллюсков, раковин, уток, юноши сосредоточены на успешной рыбалке. В панно включены три виньетки с изображением пророка Ионы. Иона в белой тунике молится в лодке, но не может успокоить бурю, его выбрасывают за борт, где Иону проглатывает большой кит, представленный на мозаике как некое хвостатое чудовище. Через три дня Иона извергнут на остров. Этот сюжет символизирует проповедничество апостолов (ловцов душ, где верующие – это рыбы)и Таинство Крещения на примере смерти и возрождения Ионы. В центре медальон с изображением Теодора

Одно из самых известных изображений - «Петух и черепаха». Символ борьбы добра и зла. Черепаха по-итальянски «тартаруга», т.е. живущая в Тартаре.

В соседнем помещении - т.н. крипта раскопок. Тут обнаружены были остатки римских домов эпохи Августа. Тут можно видеть большое количество изображений животных и птиц, а также геометрические узоры. Это не религиозные, а бытовые изображения жилища. Это древнеримские мозаики.

Колокольня построена частично на месте северного зала, поэтому под ее основанием можно видеть раскрытые теперь мозаики с изображениями животного мира. Считается, что это изображение выполнено подмастерьями по шаблонам, поэтому они более примитивны. Не знаю, по мне так вполне убедительно смотрится, особенно с верхнего яруса башни.

На колокольню стоит подняться еще и потому, что с нее открываются интересные виды на окрестности.

Режим работы не простой – стоит его учитывать, рассчитывая время посещения (но в целом не менее 1.5. часов)

Кроме мозаик в Базилике есть еще и крипта, полностью расписанная фресками. Фрески восходят к середине двенадцатого века. Сюжеты: жизнь Богородицы и история спасения через смерть Христа, а также так называемая «легенда о Марке», широко распространенная история раннего средневековья.

Стоит зайти также и в баптистерий (мимо билетной кассы), чтобы увидеть еще ряд мозаичных полов.

Пожалуй, на этом можно закончить повествование о нашем длинном и разнообразном велопутешествии. Впечатлений и эмоций набралось столько, что рассказывать о них и описывать увиденное пришлось дольше, чем непосредственно проходить маршрут. Поход оправдал ожидания: компания и погода радовали, посмотреть удалось многое, удовлетворение от маршрута огромное. Понравилось и то, что в Италии прекрасно можно ночевать в лесных условиях. Италия – страна, идеально подходящая для одновременного изучения природных и культурных достопримечательностей. Тут не так, как часто бывает в европейских велопоходах, - культуры много, а у озера посидеть не случилось. Подышать лесом, посмотреть на воду, восхититься величием гор и прикоснуться к ним, постоять под звездным небом – все удалось.


Viva Italia!

При восхождении на гору я никогда не делал два шага сразу. Если хочешь отодвинуть границы, нужно делать это медленно, равномерно, не прерываясь, твёрдо, спокойно ("спокойной ногой"), шаг за шагом. Кто в спешке перепрыгивает ступеньки, раньше или позже споткнётся. (Месснер)

Фотографии похода см. также https://vk.com/album19390502_246066122

https://vk.com/album19390502_246079124