7-й день (пятница,29 марта)

Рим эпохи барокко. Бернини и Борромини

Объекты дня: Санта-Мария-делла-Витториа - Четыре фонтана - Сан-Карло алле Куатро Фонтане- Сант-Андреа-аль Квиринале- Диоскуры- (Палаццо Барберини)- фонтан Тритон и Пчелы - Сант-Андреа-делле-Фратте - Сант-Иньяцио- (Пантеон)- Санта-Мария-сопра-Минерва - обелиск со слоном – улица Большой ноги - Сант-Иво-алла-Сапиенца - Пьяца Навона. Фонтан «Четырех рек» и церковь Сан Аньезе – Церковь Санта-Мария-делла-Паче и клуатр Браманте – Пасквино - Palazzo Ricci – ул.Каппиляри - Сант-Андреа-Делла–Валле

Этот день был посвящен в основном двум именам - знаменитым римским архитекторам-соперникам Бернини и Борроминни. Многие яркие не античные места Рима так или иначе связаны с этими мастерами. Постаралась совместить свой маршрут с тем, который предлагает готовый **тур-квест «Бернини и Брроминни» - он забавный, но , может быть, слишком, и, конечно, лишь создает игривый фон маршруту, но не может заменить обычный информативный тур.

Церковь Санта-Мария-делла-Виттория

(Santa Maria della Vittoria, Карло Мадерно, 1626)

(Бернини. Экстаз Св.Терезы) Пн-вс 6.30-12.00, 16.30-18.00 Самое выгодное освещение в церкви - ближе к закату

Самый большой интерес в церкви представляет алтарная группа (1645—1652 гг.), созданная Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Капелла Корнаро находится справа от главного алтаря.

Это в чем-то скандальная и удивительно талантливая скульптура – "Экстаз святой Терезы" - любимая мишень просвещенных путешественников ("Если это и есть религиозный экстаз, то я хорошо с ним знаком", – сказал якобы один заезжий француз).

Бернини создал произведение в тот период своей творческой биографии, когда занимался частными заказами, и ждал своего часа, т.к. оказался в немилости у нового понтифика Иннокентия Х. (До этого Бернини долго работал под покровительством папы Маффео Барберини). Одним из таких заказов стала капелла Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Из книги Р.Хьюз «Рим»: «Его работа в церкви Санта-Мария-делла-Виттория обозначила принципиально новый этап в развитии скульптурной мысли Бернини. Этот проект объедини в себе скульптуру, сценографию, архитектуру и повествование- никогда раньше никто не делал ничего подобного и даже не пытался. Это был поворотный момент не только в карьере Бернини, но и во всей истории искусства XVII века.

Капелла была посвящена испанской святой Терезе Авильской (1515 – 1577), основательнице ордена кармелиток (к которому и принадлежит церковь). В числе ее сочинений было описание Божественной любви, принявшей обличие ангела с копьем. Этот текст цитируется часто, но стоит привести его еще раз, не только потому, что он занимает важное место в каноне мистического богословия, но и потому, что Бернини воплотил его почти буквально: как истовый католик, он, очевидно, верил каждому слову этого рассказа и постарался передать его со всей точностью, на которую способна скульптура: «Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами… В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, он извлекает вместе в ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере».

В интерпретации Бернини Св.Тереза парит в воздухе на мраморном облаке. Нам видны только три части ее тела – лицо, босая ступня и бессильно повисшая кисть. Остальное скрыто под почти хаотическими складками драпирующейся одежды, под которыми невозможно различить очертания ее тела. Здесь все отражает волнение: измятая, скомканная мраморная ткань символизирует интенсивное переживание, вызванное приближающимся волнением. Из ее открытого рта вырывается стон; тяжелые веки полуопущены, подчеркивая, что она находится во власти видения....\ В сравнении со Св.Терезой ангел – воплощение силы; он высится вертикально рядом с ней, на его лице написана ласка. Он смотрит ей в глаза, занося копье (левой рукой ангел прикасается к скомканной одежде святой: то ли, чтобы приоткрыть ее тело, то ли чтобы вознести ее саму в воздух)....\ Пространство капеллы довольно ограниченно. Центральное место занимает скульптурная группа Тереза и ангел, которая помещена в нишу наподобие авансцены. На темном фоне фигуры выглядят еще более призрачными, чему немало способствует и освещение (изначально свет падал сверху из невидимого светового колодца, теперь – от лампочки). Настоящий свет падает на свет изображенный – сноп позолоченных металлических лучей, веером расходящийся сверху вниз позади скульптурной группы".

В боковых стенах капеллы устроены две симметричные ниши, спроектированные с эффектом ложной перспективы для создания иллюзии глубины пространства. В них сидят белые мраморные изваяния восьмерых членов семьи заказчика Корнаро: сам заказчик, кардинал Федериго, со своим отцом, дожем Джованни Корнаро, и шестеро более ранних Корнаро, тоже кардиналов – благочестивый семейный конклав в несколько поколений. Одни подаются вперед в восхищении перед чудом, другие оборачиваются друг к другу, переговариваясь и споря о его значении. Их изумление отражает и усиливает наше собственное. Это был самый крупный и сложный групповой семейный портрет (именно портрет -цельный и реалистический – а не просто скопление фигур) из всех, созданных к тому времени. Как и многие другие работы Бернини, эта скульптура отсылает нас к его прошлому театральному опыту: ему нравилось оформлять театральные постановки, создавать сценические механизмы и спецэффекты – такие, как наводнения или восходы./…/Неудивительно, что даже в век фотографии и кино капелла Корнаро по-прежнему держит зрителя во власти иллюзии и не теряет своего культового значения как шедевр мультимедиа, в котором скульптура, театр, архитектура и разноцветные мраморные поверхности соединяются в одно гениальное целое – вероятно, именно о таком «тотальном произведении искусства» мечтал Вагнер» (стр. 323-326).

Барочный интерьер церкви:

Четыре фонтана (Le Quattro Fontane)

(41.902079, 12.490731)

Название перекрестка «Четыре фонтана» забавно совпадает с фамилией автора (скульптор Доминик Фонтана). На срезанных углах домов – 4 скульптуры символизируют единство двух городов Рима и Флоренции в образе двух рек (мужские фигуры) Тибра и Арно. Женские образы - аллегории женской силы (Юнона) и непогрешимости (Диана).

Говорят, что если встать на самом перекрестке (днем это затруднительно – машины все же), то можно сразу увидеть три обелиска — эсквилинский, квиринальский и тот, что у церкви Тринита-деи-Монти: результат градостроительных игрищ Сикста V. В четвертую сторону вид открывается на построенные по рисунку Микеланджело ворота Пия (Porta Pia), прославившиеся тем, что именно через них ворвались в город отряды Гарибальди в 1870 году.

Неподалеку следующая нужная нам церковь, построенная по проекту вечного соперника Бернини - Франческо Борромини.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане

(San Carlo alle Quattro Fontane, также San Carlino)

Пн-пт 9.00-13.00, 16.00-18.00, сб 9.00-13.00

"San Carlo alle Quattro Fontane означает «церковь св. Карла у четырёх фонтанов». Это образец причудливой барочной криволинейности. Строилась она в 1638—1677 гг. и была освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео, а также Пресвятой Троицы. В 1999 году основательно отреставрирована.

С этого здания Борромини начал свою карьеру и потом доделывал всю жизнь, по двадцать раз лихорадочно перечерчивая каждую деталь, от колодца во дворике (куда надо обязательно зайти) до окошечка в исповедальне. Задание архитектора напоминало салонную игру: ему предлагалось вписать всю церковь в площадь, в точности равную площади столба, поддерживающего купол Сан-Пьетро. Получился храм скромных, но вполне пристойных размеров; тем не менее, его тут же начали называть «Сан-Карлино» — «маленький Сан-Карло» - см.путеводитель "Афиша".

Интерьер храма считается первым творением эпохи расцвета римского барокко. Здание в плане образует овал, перекрытый куполом, по сторонам расположены 2 небольшие капеллы. Капелла в нижней части церкви была предусмотрена как место захоронения архитектора, однако покончивший с собой Борромини был похоронен рядом с дядей Карло Мадерно в Сан-Джованни-деи-Фиорентини.

Из книги Роберта Хьюза «Рим»: «Когда Борромини познакомил монахов с первыми чертежами церкви и монастыря, те пришли в ужас: проект был рассчитан на сумму, в пять раз превышавшую их ожидания. Компромисс достигли через вмешательство кардинала Барберини, который, вероятно, дал деньги. Маленькое здание церкви стало одним из самых дерзких и необычных образцов римского барокко. Несмотря на ограничениях в средствах, Борромини сумел сохранить и разработать три ключевых элемента проекта: план, купол и фасад.

План церкви почти моментально снискал большую славу, и архитекторы, посещавшие Рим, неотступно просили представить им копию (но тщетно, Борромини не давал). Изначально церковь была задумана с центральным куполом на четырех пересекающихся контрофорсах. Поскольку участок для строительства оказался длинным и узким, схему пришлось изменить, превратив круглый купол в овальный. Это в свою очередь создало впечатление, что стены ходят то внутрь, то наружу, как будто «дышат» - как живое существо, имеющее легкие. Купол кессонирован. Его внутренняя поверхность покрыта глубоко вырезанным узором из сцепленных шестигранников и крестов, словно отступающих по мере того, как наш взгляд поднимается к центру свода, где изображен эмблематический треугольник – символ Троицы, в честь которой назван орден: Отца, Сына и Святого Духа. Это оптическая иллюзия: геометрические фигуры постепенно уменьшаются, но глубина купола не меняется. Тем не менее пространственный эффект очень мощный. Борромини любил подобные фокусы с искусственной перспективой....\

..|Фасад церкви. Известно, что Борромини не раз говорил о своей мечте создать фасад из единого терракотового пласта сложной формы, и передняя часть Сан-Карло содержит в себе намек на эту невоплощенную идею. Он волнообразно изгибается то внутрь, то наружу. На самом деле не весь фасад построен Борромини: ко времени его смерти в 1677 г была завершена только нижняя половина, а верхнюю доделывали затем последователи Бернини, чьи идеи в какой-то степени пассивно проявились в овальном медальоне над антаблементом, который поддерживают ангелы. Что бы сделал сам Борромини с верхней частью фасада, будь он жив, остается только гадать». ( стр. 336-337)

О церкви также см. http://eternal-city.ru/sant-andrea-al-kvirinale/

На той же Квиринальской улице (via del Quirinale) по соседству с Карло-алле-Куаттро-Фонтане (Борромини) стоит розовомраморная с остроумным овальным портиком Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale, которую построил в 1658 году Бернини.

Chiesa di Sant'Andrea al Quirinale

(Сант-Андреа-аль-Квиринале)

Cр-пн 8.00-12.00, 16.00-19.00

Бернини был очень доволен постройкой и, говорили, что потом много лет втайне ездил ею любоваться. Естественно, радовался архитектор не просто так: он был абсолютно уверен, что выиграл творческий спор с Борромини. Сложно сказать, кто из мастеров победил: «уравновешенно-элегантная Сант-Андреа явно проигрывает неожиданно дерзкой, причудливо изломанной Сан-Карло», - считает путеводитель «Афиша». А мы можем составить собственное мнение о двух церквях- конкурентках.

Подробнейший рассказ об истории церкви и Квириналаьского холма (интересно и доступно) см. http://eternal-city.ru/sant-andrea-al-kvirinale/

Купол причудливой формы

Via del Quirinale естественным образом приводит на самый северный холм Рима – Квиринал. Где нас встречают давние знакомцы - укротители коней братья Диоскуры. Obelisco del Quirinale

Диоскуры

«Это позднеантичные римские копии греческих оригиналов, но в средние века многие верили шутливым надписям на постаментах (Opus Fidiae и Opus Praxitelis), которые приписали изображения юношей с конями величайшим скульпторам классической Греции — Фидию и Праксителю. В конце XVI века статуи отреставрировали и сделали частью нового фонтана работы Доменико Фонтаны, а между ними возвели обелиск, найденный возле Мавзолея Августа. Читать подробнее: https://info.wikireading.ru/40241

Маршрут приводит нас к интересному зданию, фамильной резиденции главных римских меценатов XVII века

Палаццо Барберини

(Palazzo Barberini)

Барберини (Папа Урбан VIII) был большим поклонником и покровителем Бернини — говорят, что он даже держал перед скульптором зеркало, когда тот делал автопортрет. Разумеется, в строительстве дворца Барберини папский любимец тоже поучаствовал — он проектировал лоджию, парадную лестницу, главный зал, дворцовый театр и шкафы для библиотеки. Правда, вторая лестница — спиральная — досталась его извечному сопернику Борромини. И по той и по другой можно пройтись, зайдя в Музей старинного искусства, который был устроен во дворце после того, как в 1949 году здание продали государству.

В послужном списке папы Урбана VIII (1623-1644) — завершение собора Святого Петра, сооружение площади перед ним и балдахина над алтарем, не говоря уже о более мелких церквях вроде Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (о которой только что шла речь) или Сант-Иво-алла-Сапиенца (о которой речь пойдет чуть позже).

Рядом с дворцом одноименная площадь (piazza Barberini) с двумя фонтанами работы все того же Бернини: «Тритоном» (в центре) и «Пчелами» (в дальнем левом углу), Пчелы напоминают о фамилии щедрых меценатов, т.к. были изображены на гербе папы Урбана VIII Барберини ("Афиша")

Фонтан «Тритон» (1637)

Описание фонтана: « Три извергающих воду дельфина на поднятых хвостах держат причудливой формы раскрытую раковину, из которой поднимается сильное тело морского существа. Закинув голову и крепко прижав к губам огромную раковину, тритон с силой дует в нее и выбрасывает струю воды. Интересно, что на мокрых спинах дельфинов скульптор (тонкий политик и царедворец!) помещает бронзовых пчел, являющихся геральдической эмблемой рода Барберини, а приметы папской власти — тиару и райские ключи — незаметно укрывает под сенью огромной чаши».

Из книги Р.Хьюз «Рим»: «Из всех фонтанов Бернини исключительной любовью самих римлян пользуется фонтан Тритона. Это самый изысканный и самый афористичный фонтан в Риме. Посреди бассейна сложной геометрической формы четыре дельфина, перевернутые вниз головой, несут на хвостах гигантскую раковину с раскрытыми , как книга ребристыми створками, в которой сидит Тритон, трубящий в морскую раковину: предполагаемую музыку изображает бьющая оттуда струя воды, сверкающая в лучах римского солнца. Это прекрасный замысел, который вряд ли могут принизить машины, припаркованные вокруг…» (стр. 331)

Фонтан Тритон - один из известнейших фонтанов Рим.Папа Урбан VIII-й Барберини поручает Джованни Лоренцо Бернини спроектировать декоративный фонтан для площади, расположенной рядом с его дворцом. Творческий потенциал Бернини позволил ему уйти от сложившихся тогда классических норм и стереотипов и, вместо стандартных чаш, он представил необычный проект фонтана со скульптурой морского божества Тритона. В первой половине следующего года римлянам предстал впечатляющий и новый для их глаз фонтан, где сын морского бога Посейдона Тритон выдувал из раковины настолько мощную и высоко бьющую ввысь струю воды, что впоследствии фонтан из-за его шума прозвали "ревущий Тритон". Можно предположить, что вдохновило Бернини на создание этого образа - "Метаморфозы" древнеримского поэта Овидия, чьё произведение, без сомнения, знал и читал каждый просвещённый житель тогдашнего Рима.

"Моря недолог был гнев; сложив о трех зубьях оружье,

Воды владыка морской усмиряет и вставшего поверх

Волн голубого зовет Тритона, чьи отроду плечи

В алых ракушках, и дуть велит в трубицу морскую:

Этим он знак подает отозвать и потоки и волны.

Выбрал из раковин тот пустую трубу завитую,

Что расширяется вверх от низа крученого; если

В море такую трубу на просторе наполнить дыханьем,

Голос достигнет брегов, где солнце встает и ложится.

И лишь коснулось трубы божество с брадой увлажненной,

Лишь громогласно она заиграла отбой по приказу,

Все услыхали ее потоки, - земные, морские, -

Грозный приказ услыхав, потоки ей все покорились."

Бернини представил Тритона сидящего на огромной раскрытой раковине, которую несут над волнами моря свирепого вида дельфины.Прислонив мощными руками к своему рту раковину-горн,Тритон зычно трубит в неё, успокаивая разбушевавшуюся стихию. По сути, скульптура символична для Рима, ибо здесь часто случались наводнения, превращавшие улицы города в бушующие реки. Может быть, этот мифологический герой и должен был предотвращать Рим от такой напасти?! между двумя дельфинами в передней части фонтана можно увидеть папские атрибуты и герб с пчёлами, которые указывают на имя благотворителя - папы Урбана VIII-го Барберини. https://spratto.livejournal.com/18596.html

Фонтан Пчел

См. подробнейшим образом: https://spratto.livejournal.com/18857.html

"Источником воды стали три маленькие пчёлки, будто присевшие утолить свою жажду, однако, сами щедро раздающие воду всем жаждущим. Эти насекомые стали не просто декоративным украшением фонтана, а прямым напоминанием о спонсоре и заказчике фонтана - папе Урбане VIII-го Барберини, чью геральдику украшают три трудолюбивые пчелы. На самом же деле, пчёлы на гербе Барберини возникли от подлинного имени этого семейства - Тафани, что означает овод. С повышением статуса семьи слово "овод", видимо, звучало нереспектабельно, и как фамилия за этим родом закрепилось название родной деревушки - Барберино, расположенной рядом с Флоренцией. А изначальное изображение бесполезных и назойливых насекомых было заменено на трудолюбивых и приносящих пользу пчёл"

Сант-Андреа-делле-Фратте

(Basilica di Sant'Andrea delle Fratte)

Режим работы: 6.30-13.00\ 16-19

Перед кирпичным фасадом церкви Сант'Андреа-делле-Фратте, стоящей на углу одноимённой улицы и виа-делла-Мерчеде, стоят две карликовые пальмы и ещё два деревца в горшках. В буквальном переводе на русский название церкви Сант'Андреа-делле-Фратте звучит как «Святого Андрея в зарослях». Долгое время эта местность оставалась зелёной окраиной Рима, где шумели деревья и кустарники. В XVII-м веке Франческо Борромини украсил здание церкви изящной колокольней. Её удобнее осматривать с улицы Капо-ле-Казе, идущей вдоль левой стены храма.

Интерьер церкви Сант'Андреа-делле-Фратте украшают скульптурные ангелы с орудиями Страстей Христовых. Джан Лоренцо Бернини изваял их для Моста Святого Ангела, но статуи оказались столь прекрасны, что их решили поберечь и преподнесли в дар самому скульптору. А его наследники передали их церкви.

Пройдя через церковь Сант'Андреа, можно попасть в очень уютный дворик с мандариновыми деревьями. Его украшают фрески XVII-го века и фонтан с золотыми рыбками. Источник:[Sant Andrea delle Fratte Rome commons.wikimedia.org](Sant Andrea delle Fratte Rome commons.wikimedia.org])

Сант-Иньяцио

(Chiesa di Sant' Ignazio di Loyola)

Пн-пт: с 9:00 до 13:00.

Внутри церкви потолок, расписанный Андреа Поццо. Они выполнены столь искусно, что кажется, будто над храмом купол, хотя потолок плоский. Обнаруживается это не сразу, а с определенной точки зрения. Такие «обманки» были весьма популярны в эпоху барокко и имеют определенное название – тромплей (создание оптической иллюзии трехмерного пространства). Читать подробнее

Из книги Р.Хьюза «Рим»: «Роспись потолка в церкви Сант-Иньяцио создана в 1688 – 1694 г. и посвящена основателю ордена иезуитов Игнатию Лойоле: «Прославление святого Игнатия Лойолы и миссионерского служения ордена иезуитов». Она изображает Игнатия, вступающего в Рай. Это необъятная фреска на своде нефа, изобилующая рисованными архитектурными деталями, которые трудно отличить от настоящих. Это роспись (вместе с находящейся неподалеку росписью Гаулли в церкви Иль-Джезу) лучше всего характеризует помпезное величие живописных иллюзий барокко....\

Если встать на правильную точку обзора (она отмечена на полу металлическим диском), посмотреть вверх, туда, где на потолке сходятся линии перспективы, то почти невозможно понять, где заканчиваются стены нефа и начинается потолок.

Граница между иллюзией и реальностью рушится, и требуется немалое усилие воли и воображения, чтобы заново ее восстановить. С идеологической точки зрения, прием можно объяснить так: было важно не проводить видимой границы между тем, что происходит на небе, и тем, что происходит на земле: незаметный переход из одного мира в другой означал непрерывность, обещание жизни вечной и в то же время – страх неудачи. Кажется, что стены тянутся так далеко вверх, что растворяются в небе; промежуток между ними заполняет вихрь кружащихся тел, изображающих что-то вроде экстатического духовного опьянения. Эти две фрески (Поцци и Гаулли) живописными средствами достигают того же эффекта, которого Бернини добился при помощи скульптуры в капелле Корнаро (экстаз Св.Терезы)» (стр 346).

В церкви есть огромная деревянная модель храма, которая сразу привлекает к себе внимание вошедшего. Это миниатюра в дереве Храма Христа.

МИНИАТЮРА В ДЕРЕВЕ ХРАМА ХРИСТА (LEGNO DEL TEMPIO DEL CRISTO RE)

«Ut unum sint» является доминирующей и вдохновляющей идеей, на которой основывалось проектирование и строительство «Храма Христа Царя» неаполитанским художником Винченцо Пандольфи. Эта миниатюра из драгоценного дерева была подарена Папе по случаю его пастырского визита в епархию Нола (Кампания) в 1992 году. Идея художника - собрать всех в одну большую церковь мировые религии, это выражение идеи об отмене всех войн для достижения всеобщего мира.

Видеоэкскурсия Церковь Святого Игнатия

Потом мы посетили Пантеон, но о нем см. в дне 3-м.

Рядом с Пантеоном приютилась чудесная площадь со слоником, обелиском и церковью

Санта-Мария-сопра-Минерва

(Santa Maria Sopra Minerva)

Открыта пн-пт. 6.55 – 19.00, сб 10.00 – 12.30\15.30 – 19.00, вс 8.10 – 12.30\15.30 – 19.00, Мессы: пн-пт 7.15\18.00 сб 18.00, вс 11.00\18.00

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва - единственная готическая церковь Рима (удивительные готические потолки).

Находится она поблизости Пантеона на месте античного храма Минервы. За малопримечательным фасадом скрывается просторный и пышный интерьер доминиканского храма.

Для него Фра Анджелико написал высокий алтарь, и другой алтарь, "Благовещение". Также он расписал помещения прилегающего монастыря фресками со сценами из жизни Христа. Все эти его работы утеряны.

Сохранилась лишь «Мадонна с младенцем», которую старые источники семнадцатого века (Альбертини, Тити) приписывают кисти Фра Анджелико. Но участие Анджелико в работе над этой картиной не подтверждено никакими документами. Выполнена она в полном соответствии со средневековыми канонами, но некоторые приемы, как, например, мантия мадонны, свешивающаяся с парапета, делают ее удивительно современной. На нимбе Мадонны надпись: "Мария Дева", на державе в руке Младенца: "Азия - Европа - Африка". Возможно, это работа помощника художника - Беноццо Гоцолли из Флоренции. Он в последнее десятилетие жизни Фра Анджелико часто был его ассистентом. Читать подробнее тут и тут

Привлекает внимание статуя Христа слева от алтаря. Автор ее – Микеланджело.

«Эта статуя изображает Христа, придерживающего руками большой крест, совершенно обнаженным, подобным античному атлету, но поза его не выразительна. Может быть, ни в одном другом произведении Микеланджело не выражена так ясно идея эпохи Возрождения о возможности синтеза христианства с античностью, как здесь. Эта мысль занимала тогда многие умы».Читать подробнее

Именно в этой церкви (или около неё) собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро. Читать подробнее

В северном трансепте находится могила Фра Анджелико. Ее мраморное надгробье обнесено бронзовой оградой.

На фасаде церкви отмечены табличками уровни наводнений разных веков — правда, большую часть этих табличек передвигали в ходе разных реставраций, так что верить им очень-то не стоит. https://spratto.livejournal.com/6180.html

Перед церковью Санта-Мария-сопра-Минерва на небольшой площади стоит слон с обелиском на спине. Это знаменитая работа Бернини.

Про обелиск и истории с ним связанные, слушать здесь: Аудиогид:"Рим эпохи барокко. Рим разный"

Про слона Бернини интересно написано здесь Кстати, у слона, изваянного по эскизам Бернини, неправильные задние ноги, со скакательными суставами, как у лошади.

Из книги Р.Хьюза "Рим": "Отпечаток , который Берини оставил на облике Рима, не поддается краткому обобщению в силу своих масштабов и своего характер… Изобретательное чувство юмора мастера в полной мере воплотилось во всеми любимой статуе на пьяцца Минерва – фигуре слона, несущей на спине обелиск. В Италии XVII в. слон был диковиной, редким зверем, которого мало кто видел. Само название этого животного было синонимом чего-то причудливого, необычного и в какой-то степени даже угрожающего: достаточно вспомнить, что этих величественных зверей использовал Ганнибал, разгромивший с их помощью римскую армию под Каннами".

Улица Большой ноги

В.Сонькин:"От Пьяцца делла Минерва, что рядом с Пантеоном отходит одна из тех римских улиц, название которой звучит, как поэма, — Виа дель Пье ди Мармо, что значит улица Мраморной ноги. Если пройти по ней на восток, в сторону Корсо, то на углу третьей улицы справа, (Виа Сан Стефано дель Какко), действительно обнаружится одинокая мраморная ступня. Судя по типу сандалии, это мужская нога. Может быть, она принадлежала супругу египетской богини Исиды Серапису и появилась в Риме в ту пору, когда после завоевания Египта культ тамошних богов приобрел популярность в столице" Читать далее

Сант-Иво-алла-Сапиенца

(Sant’Ivo alla Sapienza)

Вход с проспекта Ринашименто. Зима: вс 9.00-12.00; лето: сб 10.00-13.00, вс 9.00-12.00 Есть иная информация: Это церковь, открытая только для религиозных служб с 14.00 до 15.00 по средам и воскресным утром

С площади Сант-Эустакио хорошо виден причудливый шпиль одного из самых изобретательных творений Борромини, церкви Сант-Иво-алла-Сапиенца (Sant’Ivo alla Sapienza) (41.898239, 12.474798).

Храм этот — изощренный комплимент папе Урбану VIII: в плане здание представляет собой пчелу, геральдический знак семейства Барберини, а закрученный по спирали шпиль символизирует пчелиное жало.

Гербов с пчелами вы в церкви, впрочем, не найдете — работы завершались уже при Александре VII, так что весь ее ясный, белый интерьер залеплен горками Киджи. Правда, интерьер Сант-Иво увидеть не так-то просто: церковь открыта лишь два раза в неделю, и только по утрам. В остальное время остается наблюдать лишь скульптурный ребус на двери: одна панель изображает книгу законов и весы (jus), другая — змею, смотрящую на свое отражение в зеркале (prudentia).

Из книги Р.Хьюза «Рим»: «Однако, к счастью, он успел закончить работу над куполом церкви, которая считается его главным шедевром – это Сант-Иво-алла-Сапиенца – часовня Римского университета. Это довольно маленькое здание, чьи стены кажутся в непрерывном движении. В основе этого чуда пространства лежит шестиугольный план с заостренными очертаниями и скругленными выступами, увенчанные отвесным шаром, из которого свет струится в расположенный под ним неф. По словам историка архитектуры Р. Виттковера, «геометрическая лаконичность, неисчерпаемое воображение, техническое мастерство и религиозный символизм редко уживаются в таком согласии». Геометрия, воображение и мастерство самоочевидны; а вот религиозный символизм не так прозрачен. Возможно, геометрическая фигура, лежащая в основе плана, отсылает к Звезде Соломона – царя, чья легендарная мудрость созвучна идее этого здания как храма Sapienza, т.е. знания. Самая поразительная особенность этой церкви – это ее фонарь (башенка над куполом с окнами), спроектированный Борромини в форме спирали из трех полных оборотов против часовой стрелки – высшая точка здания, полная замечательного драматизма, воздушная и похожая на язык пламени. Существует несколько толкований его символического значения, хотя ни одно из них не выглядит достаточно убедительным. Однако в Риме нет другого такого воплощения совершенного архитектурного порыва»(стр 338).

Пьяца Навона

Подробнее читать тут и тут

На площади по нашей теме – еще и церковь Сан-Аньезе

Базилика Святой Агнессы

Sant’Agnese in Agone

Цитирую по книге Гинкур О.:"Слово «Агоне» в названии церкви Святой Агнессы происходит из греческого слова агон, которое означало толпу зрителей на состязаниях и сами состязания. (У Стадиона Домициана было второе название — Circus Agonalis.) Слово «агония» — того же происхождения (по-гречески это борьба за победу в состязании). Возможно, именно этот корень исказился в слово «Навона».

А в неискаженном виде он сохранился не только в названии церкви, но и в имени Виа Агонале с северной стороны площади.

Агнесса, одна из самых почитаемых в Риме мучениц, с которой пытались разделаться как раз на стадионе Домициана. Эта целомудренная девица отказала во взаимности сыну проконсула, за что ее бросили голой на арену цирка на потеху зрителям и гладиаторам. Потеха не удалась – у будущей святой вдруг выросли волосы до пят, и в конце концов пришлось без лишних затей отрубить ей голову.

Агнессе посвящен храм в самом центре площади – Борроминиева Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone). Снаружи она кажется несколько массивной, зато сияющий, стремящийся ввысь интерьер с мраморными барельефами вместо фресок совершенно великолепен".

Фонтан Четырех рек

Композиционный и энергетический центр площади - великолепный фонтан «Четырех рек». Он состоит из подлинного египетского обелиска, который был привезен в Рим еще в античные времена, и стоящего в основании обелиска грота. Грот окружен с четырех сторон аллегорическими мужскими фигурами в самых невероятных позах: они олицетворяют великие реки земного шара: Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата (не менее великая Амазонка тогда была еще не открыта). Около Нила, олицетворяющего Африку, расположена словно трепещущая на ветру прекрасная каменная пальма. Сама фигура Нила изображена с накинутой на голову повязкой, что символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли.

Дунай (Европа) будто любуется обелиском, рядом с ним — пьющий воду лев.

Ганг (Азия) держит в руке большую ветвь — символ изобилия его вод, несколько ниже — фигура лошади.

Рио-де-ла-Плата (Америка) изображена в виде мавра, рядом с которым видно некоторое количество монет, чтобы показать богатые залежи металлов в тех краях.

Здесь использован типичный для барокко прием контраста. Бернини смело сопоставляет аскетичные, простые очертания египетского обелиска в верхней части фонтана с нижней частью, которая буквально перегружена декоративными деталями. А необработанные глыбы камней создают впечатление, будто их хаотично накидали один на другой. (Фонтан создавался по заказу церкви со строгой программой: обелиск должен был воплощать торжество папского престола. Но этот подтекст сейчас совершенно затемнен).

Очень интересная и подробная история появления фонтана и интриг вокруг него (просто детектив) изложена в книге Р.Хьза «Рим». Я озвучиваю ее в аудиопутеводителе.

Небольшой фрагменты из этой книги:«Бернини в этом проекте выполнял скорее функцию руководителя, чем работу резчика, хотя принято считать, что он сам изваял лошадь, пальму, льва, часть горы и , возможно, странное гибридное существо, которое находится рядом с фигурой реки Ла-Платы работы Франческо Баратты. Это существо, не похожее ни на одно когда-либо существовавшее животное, должно было изображать броненосца – зверя настолько экзотического, что ни Бернини, ни кто-то еще в Риме не видел его даже на гравюре./.../

С этим фонтаном связано много шуток: например, говорят, что фигура Дуная работы Антонио Раджи поднимает руку, чтобы заслониться от неприятного зрелища фасада Сант-Аньезе, созданного конкурентом Борромини. Джакопо Фанчелли изобразил Нил с головой, обмотанной тканью, поскольку исток реки был неизвестен, но по легенде (не соответствующей действительности) эта повязка также была призвана уберечь Нил от созерцания произведения Борромини.

Главную сложность представляли сборка и установка обелиска… Бернини спроектировал фундамент в форме скалы, которой , вероятно, был вырезан из цельного куска травертина и изображал «арку» естественного происхождения. Сквозь просветы в ней и под ней просматривается вся площадь…. С какой дерзостью он водрузил обелиск над пустотой в центре фонтана! Он фактически говорит: пусть народ и папа видят, на что я способен! Пусть знают, что неудача с колокольнями (СВ.Петра – они просели)произошла не по моей вине! А затем мы замечаем..., что пик над пустотой, опирающийся на четыре ноги арки: что это, как не предвосхищение достижения Густава Эйфеля… с его прославленной башней? Фонтан четырех рек – самый сложный , амбициозный и восхитительный из всех фонтанов, которыми Бернини украсил Рим»(стр. 330).

Пасквино

Рядом с пьяцца Навона есть небольшая площадь, где находится знаменитый Пасквино. Это Пасквино (Pasquino), сыгравший в римской истории такую важную роль, что площадь, где он стоит, даже назвали в его честь (Piazza del Pasquino). Кого изображает эта фигура, откопанная в конце XV века при ремонте мостовой, археологи до сих пор не решили – наиболее правдоподобная версия утверждает, что это Менелай, спасающий тело Патрокла. Но суть не в художественных достоинствах: Пасквино стал первой из "говорящих статуй", к которым прицеплялись злободневные памфлеты в стихах. Начало традиции положил некий портной Пасквино, который обшивал папский двор и имел возможность вблизи наблюдать нравы Ватикана. Читать подробнее

Прошли по набережной Тибра, потом мимо дворца Palazzo Ricci с граффити.

Palazzo Ricci

Здание занимает две стороны площади, его особенной характеристикой является декоративная роспись, которая проходит на трех уровнях по всему зданию. Работа настолько величественная, что требовала от мастеров, которые участвовали (например, Полидоро да Караваджо), великолепных навыков для самых красивых сцен с первого этажа, изображающих историю «Муцио Счеволы». На втором этаже есть истории о Ромуле и происхождении Рима, а на третьем этаже - доспехи и трофеи (полихромные картины, но довольно разрушенные).

И далее по средневековой улочке Via dei Cappellari к церкви. Св.Андрея.

Сант - Андреа - Делла – Валле

(Sant'Andrea della Valle)

С информационного щита в храме: "Художественное оформление купола церкви Сант-Андреа-делла-Валле, выполненное по заказу очень богатого и могущественного племянника кардинала Алессандро Перетти Монтальто, одного из лучших коллекционеров Рима начала семнадцатого века, было выполнено Ланфранко в период с 1625 по 1628 год и представляет собой первый пример барочного иллюзионизма, ставшего моделью для украшения сводов, куполов, потолков церквей и дворцов в XVII и XVIIl веках. Два концентрических круга изображают Успение Богородицы во славе Рая, множество святых, среди которых мы узнаем святого Гаэтана Тиенского - основателя Театинского ордена, святого Петра, Агарь и Измаила, святого Иоанна, Моисея и Аарон, Давида, Есфирь, Адама и Еву, Исаака и Иакова, и слава ангелов-музыкантов; фигура Христа, к которой возносится Богородица, присутствует во внутренней части фонаря.

Украшение было поручено целиком и полностью Доменикино, т.к. кардинал Монтальто забыл, что он пообещал эту должность Ланфранко несколькими годами ранее. Кардинал разделил работу между двумя художниками: Доменикино назначил карнизы с четырьмя евангелистами; купол Ланфранко. Источники того времени определили существование глубокого соперничества между ними, рассказывая забавные, хотя, возможно, маловероятные, анекдоты: якобы Доменикино разрезал леса, на которых работал Ланфранко, а тот, в свою очередь, обвинял коллегу в плагиате.

Ясно одно: в концепции искусства проявился глубокий антагонизм, проявившийся здесь во всей его обширности. На самом деле два эмильских художника представляют полюса языка этой эпохи. Ланфранко представитель новой живописной тенденции, основанной на цвете и свете, которая, воссоздавая ломбардско-венецианскую традицию Корреджо и Тициана, приходит к развитию искусства видения, где формы растворяются в свете и вихревой силе и движении вверх. Доменикино, хранитель элитной культуры, связан с классицистическими теориями Джованна Баттиста Агуччи, которые направляют его исследования к ренессансному идеалу красоты, классической, абсолютной и ясной формы. Ланфранко в большей степени отражает религиозный климат начала семнадцатого века; исследует с помощью впечатляющих выразительных средств неожиданные эффекты, которые удивляют и эмоционально вовлекают зрителя в чудесные видения".