София. День в городе

"Растет, но не стареет", - написано на гербе Софии.

Немного истории

София примерно одного возраста с Афинами, это один из древнейших европейских городов (поселение здесь было уже в III тыс до нэ.), но античных памятников в Софии сохранилось немного, находятся они в основном где-то глубоко под землей и обнаруживаются только при строительстве. Крепостные стены римского города, площадь (Форум), городской совет (Булевтерион) и другие общественные здания находились под нынешней площадью Света Неделя (Святого Воскресенья\Воскресенская площадь) и на месте гостиницы "Шаратон" (во дворе которого как раз можно увидеть археологическую зону). По краям Форума стояли бюсты императоров, полководцев и городской знати. А эскулапионы (лечебницы) и храмы римляне возводили рядом с минеральными источниками (где-то в районе Баши-мечети). Римская Сердика имела правильную панировку, в городе были каменные мостовые, водопровод и канализация.

В силу того, что город находится на перекрестке торговых путей, и более того, - в центре Балканского полуострова, за него вечно сражались, он часто разрушался, но вновь возрождался. Так, в IV в до н.э. город уничтожил Филипп Македонский, чуть позже руку приложил Александр Великий; восстановленная Сердика на какое-то время была переименована императором Траяном в Ульпию, а в III в н.э это был уже главный город римской провинции Дакия. А в IV в н.э. Константин Великий, подумывая, куда бы перенести столицу своей империи, называл Сердику "Мой Рим". Столицу не перенес, но Вселенский церковный собор в 343 году провел.

Вскоре римская Сердика была разрушена готами, закончили этот процесс гунны. При императоре Юстининане город восстановили и обнесли крепостными стенами, в 809 году болгарский хан Крум захватил Сердику - и она стала называться Средец. Позже византийцы назвали ее Триадица. Топоним "София" впервые встречается в грамоте 1382 г. после появления храма Софии Премудрости Божией.

В средние века в эти места заглядывали печенеги, сербы, венгры, крестоносцы Фридриха Барбароссы, а рыцари крестового похода под руководством гр.Тулузского превратили город в военный лагерь. При османах София была одним из крупнейших торговых центров страны. Во время русско-турецкой войны в 1877 город чуть было не сожгли по приказу турецкого паши. Но уже в следующем году (1878) турецкое иго было сброшено и София стала столицей Болгарии.

Возникновение Софии чем-то напоминает Тбилиси: античное поселение так же было основано (I тыс до н.э) около теплого минерального источника (Сердика) и получило свое имя от него. Кстати, вроде бы, источник существует и поныне, по крайне мере, минералка течет из кранов вот тут: Public hot water fountain. Подробнее о минеральных водах Софии и Болгарии здесь.

Некоторые эпизоды античной Сердики - остатки оборонительных стен и башен, сложенных из камня и кирпича (V-VI вв, круглые и треугольные), сегодня можно видеть в районе ул. Экзарх Иосиф, Искыр и Сердика, в переходе универмага "София", а также около католического кафедрального собора у метро "Сердика".

Мы начали изучение исторического центра от метро Сердика II, что на бульваре Княгини Марии Луизы. С параллельной бульвару улицы князя Бориса I, около современного церковного здания (это католический кафедральный собор) есть вход в археологический комплекс Западных ворот античной Сердики. Мы не планировали идти в музей, поэтому посмотрели на комплекс со стороны улицы Пиротска (42.699250, 23.320361).

Археологический комплекс в районе Западных ворот Сердики

Этот археологический парк под открытым небом (вход сюда свободный) дает некоторое представление о древнем ранневизантийском городе, который находился на месте современной столицы Болгарии.

Можно увидеть, как следует из названия, Западные ворота Сердики с северной пятиугольной башней (вторая половина V века); участки древнейшей западной крепостной стены II и III-IV вв, а также дополнительный пояс укреплений с треугольной башней в северо-западном углу, построенной во второй половине V - начале VI века); участок главной улицы Decumanus maximus, которая соединяла западные и восточные ворота города. В ходе археологических раскопок также была обнаружена хорошо организованная система керамических водопроводов и каменных каналов, расположенных под каменным покрытием улиц. Есть несколько построек поздней античности, в том числе монументальное здание с изысканной полихромной напольной мозаикой, которое пока недоступно для посетителей.

Отсюда брала свое начало одна из важнейших римских дорог - Via Diagonalis, также именуемая Via Militaris, которая продолжалась на юго-восток в город Филиппополис (нынешний Пловдив).

От улицы Пиротска можно пройти к синагоге в псевдомавританском стиле (1909 г, венский архитектор Фридрих Грюнангер). Здание очень сочное по декору, недавно отреставрировано. Это одна из самый больших на Балканах действующих синагог

Статуя св.Софии

В какой точке бульвара, выйдя из метро "Сердика", ни окажешься, сразу же видишь высокую женскую фигуру на колонне. Это статуя якобы "Святой Софии", вокруг которой в последнее время разгораются серьезные идеологические споры.

Раньше здесь стоял памятник Ленину. Его убрали и в 2001 году установили фигуру "покровительницы города Софии". Согласно официальному описанию памятника, «скульптор Георгий Чапкенов подарил городу стройную и красивую молодую женщину с крепостной короной на голове. В правой руке она держит лавровый венок, а в левой — сову, которая в языческие времена была символом мудрости». Действительно, Святая София означает Премудрость Божию (или Бог-Слово), то есть второе лицо Святой Троицы, и это явно не красавица с декольте. Посему местные краеведы бьют тревогу, так как статуя, по их наблюдениям, символизирует собой не Премудрость Божию, не Св.Софию, а культ смерти: у статуи черная (траурная) одежда; в правой руке - венок, который может быть также погребальным; в левой руке - монеты (зажаты в кулаке), которые традиционно закрывают глаза умершим; на лице статуи золотая маска – вероятно, погребальная (согласно древней фракийской традиции). Чем кончится спор, неясно, но убирать статую пока явно никто не планирует. Информация весьма подробно и интересно здесь.

Сердика. Археологический парк (пл.Независимости)

Перебравшись через пересечение двух крупных городских магистралей - бульваров (Княгини Марии Луизы и Тодора Александрова), оказываемся в следующей (и более известной) части археологической зоны. Чуть выше по сторонам огромные солидные здания Министерств и академий, ЦУМа, а тут, как бы в котловине времени, небольшая византийская Церковь Святой Петки Самарджинской и римские руины.

Церковь Святой Петки Самарджинской

В подземном переходе сразу обращаешь внимание на цветную каменную кадку стен здания с простой двускатной крышей и круглой, напоминающей крепостную башню широкой апсидой.

Это небольшая однонефная церковь Св.Петки, сооруженная на фундаментах древних построек и гробниц, которые в настоящее время обнажены в склепе храма.

Такие маленькие храмы, сохранившие себя через века османского ига, демонстрируют архитектурный аскетизм: ведь все характерные элементы христианской церковной архитектуры (башни, купола) были долгое время запрещены. В течение 500 лет, когда Балканские страны находились под османским игом, болгарское религиозное искусство почти не развивалось. Храмы, если и строились, то были маленькие невзрачные, тайные, низкие, заглубленные в землю, без куполов и башен - имели весьма простой внешний вид, но внутри зачастую были оформлены богато.

Есть разные версии возникновения храма «Святая Петка Самарджийская».

1) Церковь была построена в XI на старой римской гробнице (крипте) IV века, рядом с крепостной стеной древней Сердики, посвящена иконической мученице Параскеве, жившей в III-IV веках.

2) Была построена в период с XII по XVI века Себастократором (правитель, второй по важности после императора) Калояном.

3) Возведена цехом шорников в XIV веке, то есть в самом начале эпохи османского владычества.

Храм посвящен Петке Иконийской – покровительнице шорников (ремесленники, которые делали снаряжение для лошадей), чей квартал в средние века располагался в этой местности, они и содержали храм. Впервые о нем упоминается в XVI веке в письме, отправленном султану (сопровождаемом подарками) христианами Софии с просьбой сохранить церкви в центре города. Подарки были приняты и просьба удовлетворена - храм сохранен.

После освобождения Болгарии от османского рабства, во времена правления Димитра Петкова, средневековые церкви, уцелевшие даже в самые трудные времена, были разрушены, чтобы «выпрямить улицы города». Но этот храм уцелел.

Следующий раз снести его собрались строители-коммунисты сразу после 9 сентября 1944 года, но случилось странное: один из тех, кто поднялся на крышу, чтобы толкнуть крест, упал сам и умер на месте. Это остановило строителей, храм не снесли и даже назначили памятником культуры, но многие годы в него никто не мог войти, а затем превратили в музей. В 1992 году Болгарская Православная Церковь настояла на возвращении ей храма, а затем, за месяц до церковного раскола, открыла свои двери для верующих, но вход был платным. (Что касается раскола в Болгарской Православной церкви на рубеже ХХ-ХХI веков: я даже и не знала про такое. Поучительная история подробно здесь.

Внутрь храма мы не попали - двери были закрыты. Но, как говорят, весь интерьер был расписан фресками, правда, сегодня от них осталась лишь небольшая часть в довольно плохом состоянии. Имеется два слоя росписи: первый самый ранний - конца XIV в., второй, преобладающий, датирован XV-XVI веком. Изображен ряд библейских сцен: «Рождество», «Крестные страдания», «Распятие», «Положение во гроб» и «Воскресение Христа», евангельские сцены с проповедью и чудесами Христовыми. Есть предположения, что фрески XVI века- это работа художника-монаха святого Пимена Зографского, который со своими учениками восстановил сотни церквей по всей болгарской земле, в том числе и с Софийской Малой Святой Горы.


Кроме храма св. Параскевы (Петки) Самарджийской, неподалеку на улице Царя Калояна есть еще два древних, "потаенных" храма - это Св. Петка-Стара (42.696278, 23.322611) и Св.Николай. В обе церкви можно зайти внутрь, тут много старинных икон, кое-где росписи стен, резной иконостас.

Церковь св.Петка-Стара

«Предание гласит, что это была первая церковь в Софии и, следовательно, самая старая. Сейчас обнаружить ее можно в здании Софийской митрополии.

Возможно, тут ранее был раннехристианский храм, который принадлежал дворцовому комплексу императора Константина Великого, построенного им во время его пребывания в Софии (сегодня все это под фундаментами зданий гостиницы «Рила» и бывшего «Кореком»). В этот комплекс входила, кстати, и ротонда «Св.Георгий» (о ней см ниже), нижняя часть которой находится на том же уровне, что и неф Св.Петки-Стара. К этому же комплексу относят и находящуюся рядом церковь Св. Николы Мирликийского. У южного входа в церковь имеется надпись: «Древний храм «Св.Петька», 1241», вероятно, это дата перестройки.

При османах христиане оставались жить в своих домах и продолжали посещать некоторые приходские церкви, за весь период ига работало от шести до восьми храмов. Впрочем, судя описанию немецкого путешественника Стефана Герлаха, посетившего Софию в 1578 году, в то время здесь действовало аж двенадцать церквей. Существует легенда, что на Св.Петке-Старе была школа, где детей тайно обучали чтению и письму, богослужебному церковно-славянскому языку, хотя официальным литургическим языком был греческий.

Любопытные артефакты, на которые стоит обратить внимание:

1) Слева у входа в нише под иконой святителя Ферапонтия (Терапонтия) епископа Сардийского ("Святая Терапонтия") в каменную кладку встроено огромное бревно - это реликвия «Древо святого Тарапонтия». Считается, что святой мученик Терапонтий во время османского рабства был казнен на дереве (на него пролилась мученическая кровь, дерево стало чудодейственным\выросло на месте пролития крови), было срублено, часть его привезена в храм. По легенде, привязанные к дереву бесноватые сразу исцелялись.

2) В притворе храма находится фонтан, построенный как своеобразная часовня: над квадратной каменной чашей под углом висят мозаичные иконы (Святая Петка, Пресвятая Богородица, Животворящий Источник).

3) В храме есть древний источник с целебной водой (которая, по преданию, помогала при болезни глаз и слепоте), он находится прямо возле святого престола. Долгие годы эту воду раздавали народу священники храма, собственноручно зачерпывая ее кувшином и разливая в бутылки прихожан. Но после строительства метро ​Институт гигиены запечатал источник (аясмо), так как его вода стала перемешиваться с грунтовыми водами.

4) После реставрационных работ были обнаружены детали частично сохранившихся настенных росписей (XV-XVII вв.): на южной - изображение Св.Петки, на северной в середине - Св. Георгия, справа - Св.Меркурия, слева - Св.Феодор Стратилат, а в медальонах Св. Пантелеимон и Св.Харалампий. Есть также чудотворные иконы Проскинитарная икона Св.Петки и икона Св.Мины.

Подробнее о храме можно почитать [здесь]https://svetimesta.com/svetimesta.com/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8-%D1%86%D1%8A%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8/%20%D0%A1%D0%B2.%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%20-%20%D0%B3%D1%80.%20%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)издесь

Церковь Св.Николая Мирликийского-Чудотвореца

Древняя церковь Святого Николая Мирликиского Находится по соседству с Петкой-Стара, на улице Царя Калояна, 8, напротив Софийской митрополии. Обычно пишут, что это один из старейших храмов Софии, который был построен по указанию императора Константина Великого — пропагандиста христианства как официальной религии в Римской империи - и входил в дворцовый комплекс, так называемый «Константиновский квартал» (начало IV века), предназначенный для пребывания императора в древней Сердике.

В средние века (XIII век), Севастократор (верховный правитель, представитель императора) Калоян построил на фундаменте дворцового комплекса свою резиденцию и новую церковь (вероятно, домовую) на фундаменте раннехристианской церкви. Этот Калоян был инициатором строительства Св.Петки Самарджийской и Св.Петки-Стара, он же, вероятно, реставрировал Боянскую церковь(находится на окраине Софии, сейчас наследие ЮНЕСКО).

Есть сведения, что храм был отреставрирован в эпоху Возрождения. В 1939 году Тут служили эмигранты-священнослужители из России. Среди них очень почитаемый архиепископ Серафим Соболев, саркофаг которого находится в склепе русского храма Св.Николая на бульваре Царя-Освободителя.

И все это так, но относится к зданию, которого мы уже не можем увидеть. Потому что 30 марта 1944 года во время бомбардировки Софии древняя трехнефная базилика Св.Николая Мирликийского-Чудотворца была полностью разрушена.

Нынешняя небольшая церковь построена в 1950-х годах по настоянию Патриарха Кирилла. В память о некогда древней церкви сохранились части средневекового здания, которые можно увидеть в нижней части стены с северной стороны в интерьере церкви.

Очень почитается икона святителя Николая Мирликийского, чудом оставшаяся невредимой после разрушительных бомбардировок 1944 года.


От церкви Святой Петки Самарджинской вдоль здания ЦУМа тянется археологическая зона, в конце которой виднеется купол и минарет мечети. Это единственная действующая мечеть с Софии. В нее можно зайти, соблюдая правила посещения.

Баня-мечеть

Баня-баши-мечеть - одна из самых старых мечетей в Европе, была закончена в 1567 году и сохранила свой первоначальный вид. Название в 1576 году получила от бывших турецких бань, "баня-баши" - буквально «перед баней», то есть она была фактически построена над естественным тепловым курортом, да и сейчас рядом с мечетью есть горячий минеральный источник.

А здание Минеральной бани с разноцветные изразцами на стенах теперь Музей истории Софии

Построил мечеть известнейших османский архитектор Хаджи Мимар Синани, тот самый, кто спроектировал невероятную мечеть Сулеймание в Стамбуле (со множеством куполов). Кроме того, он построил 81 мечеть (две из них в Софии), 33 дворца, 35 бань, 26 библиотек, 7 водопроводов, множество мостов, гробниц, караван-сараев. Болгары любят говорить, что Синани родился в Болгарии, но в источниках преобладает версия его армянского происхождения (о чем в Турции не любят упоминать, но в любом случае, он не был масульманином), вероятно, в юности был отобран у родителей и отдан в янычары, сделал хорошую карьеру, воспитывался в Стамбуле, где и проявился его талант архитектора. Отец был каменщиком и плотником, то есть Синани в раннем возрасте мог получить хорошие навыки в этих ремёслах.

Церковь Света Неделя

Света Неделя (Воскресенская) находится как бы в центре античной Сердики, на месте римского театра и череды раннехристианских храмов. Стоит на площади, которая раньше называлась Коручеме (опять же бани и минеральные источники). Церковь, которую мы видим сейчас, была построена в середине XIX века на старых фундаментах храмов (или бань?), разрушенных нашествиями готов и гуннов.

Впрочем, нынешнее здание снова не совсем оригинал: 16 апреля 1925 года в храме был осуществлен чудовищный теракт, храм был наполовину разрушен и восстанавливался с 1927 по 1933 годы. Сейчас это кафедральный собор Софии.

Рядом небольшая церковь Св.Марины.

Часовня „Света Марина”

Часовня на месте церкви Святой Марины. Здание построено во дворе Софийской митрополии недавно, с архитектурной точки зрения оно вряд ли интересно, но имеет любопытную историю, кроме того, к Св.Марине я подойду всегда.

Оказывается, на этом месте стоял храм Св.Марины, который, выполнял роль столичного храма после того, как важные соборы города - Святой Софии и Святого Георгия - были превращены в мечети. Об этом в 1578 г. сообщал путешественник Стефан Герлах: «…София — крупный торговый город. Его главная церковь – Св. Марина».

Позже храм был разрушен землетрясением и довольно много десятилетий лежал в руинах. И лишь 2004-2009 гг. была построена скромная часовня, посвященная святой Марине, которую освятил Патриарх Максим, мирское имя которого — Марин.

Бульвар Витоша

С площади Света Неделя начинается бульвар Витоша, часть которого пешеходная. Это самая крупная торговая улица Софии. В начале нее - Богословская академия и Национальный исторический музей с богатейший коллекцией фракийского золота и серебра.

[[033 034]]]

Ротонда

Во дворе отеля "Шаратон" обнаруживается великолепная древность Ротонда св.Георгия.

Это наиболее значительный памятник древней Сердики. Этому зданию более 1700 лет. Оно было построено в эпоху правления римских императоров Галерия и Константина Великого на месте языческого храма. Считается, что именно здесь в 343 году проводились заседания знаменитого церковного Вселенского Собора. В разные времена предположительно это был мавзолей, баня, баптистерий, церковь, мечеть, снова церковь.

Сейчас мы можем посетить наземную часть - купольное помещение с квадратным основанием, но на два-три метра ниже уровня земли сохранились более древние фрагменты этого таинственного сооружения.

Центральная часть ротонды расписана плохо сохранившимися, но тем не менее великолепными фресками: самые ранние, византийские - с цветочными мотивами, датируются IV веком. Самые знаменитые (наверху) - это образы шестнадцати пророков. Более поздние росписи (XIV - XV вв.) - в нижней части стен. Росписи созданы в манере Тырновской школы, которая отличалась от жестких канонов византийской иконописи. В течение 300 лет фрески были укрыты от взора, так как османы превратили церковь в мечеть и нанесли поверх фресок свои рисунки. Самое известное фресковое изображение Ротонды - голова ангела. Фотографировать внутри запрещено, иллюстрацию нашла с трудом.

С запада к заданию примыкает вымощенный плитами двор или часть улицы римского времени с фрагментами сидений амфитеатра. Это тоже остатки Сердики.

Археологический музей

Рядом с огромным зданием отеля "Шаратон" с Ротондой во дворе находится Археологический музей Софии, куда обязательно нужно зайти при наличии времени.

Музей находится в здании бывшей Буюк-мечети ("Би"-большая) конца XV века, которая была построена на месте какого-то античного здания. По внешнему виду трудно сказать, что это бывшая мечеть - куполов снизу не видно, минарет отсутствует.

Во время войны 1877-78 тут был госпиталь, после войны библиотека, музей, типография, а с 1892 Археологический музей, где хранятся произведения фракийского искусства, которое родилось из переплетения греко-римской, скифской и местной традиций.

Фракийцы населяли большую часть балканского полуострова в I тысячлетии до н.э, и жили на территории нынешней Болгарии и часто упоминаются Гомером. Два персонажа греческой мифологии Дионис и Орфей - фракийцы. Поэтому Болгарию даже называют "землей легендарного Орфея". Согласно разным античным легендам, в Радопах жил бог войны Арес (Марс).

В археологическом музее представлены т.н. "фракийские всадники" - изображения на каменных прямоугольных плитах от 20-25 см до 1 м высотой. Композиция строго каноническая: всадник обращен вправо, его конь или медленно ступает, или идет галопом в сопровождении двух собак; всадник поражает дикого зверя, чаще вепря. В основе изображения - культ бога Хероса, которому фракийцы поклонялись и сооружали святилища. Умерших часто изображали на надгробных плитах в образе этого бога. Это очень распространенное изображение. Изготовлялись такие таблички повсеместно и не только опытными мастерами, но и ремесленниками, поэтому художественная ценность их неодинакова.

Еще один распространенный мотив фракийского искусства - изображения нимф в виде трех девушек, иногда обнаженных. Своих фракийских богинь-прокровительниц источников фракийцы "узнали" в греческих трех грациях, изображения которых перешли и в римское искусство.


Главная транспортная ось исторического центра - Бульвар Царя-Освободителя, берущий свое начало на площади Князя Александра I и плавно переходящий в Цареградское шоссе. Это самая длинная улица Софии с официальными учреждениями, посольствами, гостиницами, крупными магазинами и т.д.

Оставив по правую руку Градска градина (Городской Сад), а по левую Царску градина (Царский сад) и здания Национальной художественной галереи и Национального музея естественной истории, оказываемся около т.н. "Русской церкви".

Церковь св Николая (Свети Николай)

Церковь Св.Николая (Свети Николай), или "Русская церковь", построена в 1912-1914 архитектором М.Т.Преображенским, который очень много работал именно в неорусском стиле, строил православные храмы в Таллине, Флоренции, Ницце, Бухаресте, Буэнос-Айресе, Санкт-Петербурге. Церковь посвящена русским воинам, павшим в Русско-турецкой войне. Собственно, по окончании этой войны (1877—1878) в Софии образовалась значительная русская община, которой нужен был свой храм.

Он выполнен в популярном для эпохи начала ХХ века неорусском стиле. С характерными узнаваемыми деталями русского храмового зодчества. Эта такая фантазия на тему - с крыльцом-папертью под двускатной крышей, золотыми куполами и зеленоватым шатром, декоративными кокошниками.

Майоликовая поливная зеленая черепица покрывает шатер, украшает барабан купола. А маленькие купола, словно бы вырастают из венца кокошников.

Над входом помещён майоликовый образ святителя Николая Чудотворца, который сделали петербургские мастера, церковные колокола — подарок императора Николая II.

Базилика Святой Софии

Базилика Святой Софии в XIV веке дала имя городу: Сердика (Средец) стала Софией. И вот еще: храм посвящен не мученице Софии, а Святой Софии (Ай-Софии) Премудрости Божией.

Первый раннехристианский храм был построен, вероятно, в начале IV века (сразу после указов императора Константина Великого об узаконении новой религии в 311-313 годах) за городскими стенами около раннехристианского некрополя (III - VI вв.) и недалеко от арены Сердика (амфитеатра), где принимали смерть христианские мученики (часть остатков арены, построенной во II веке, находится в непосредственной близости, под нынешними «Отелем Арена» и «Институтом Гете»).

Вероятно, это был мартирий (могильная часовня мучеников) или погребальная церковь, и строительство этой, а возможно, и последующей церкви на этом месте вряд ли могло произойти без одобрения и поддержки императора Константина Великого, часто проживавшего в городе. Вспомним, что В 343 году тут проходил знаменитый Сердийский Вселенский собор, где были приняты многие правила и ритуалы православия.

Древние храмы позже были разрушены готами и гуннами, но мозаичный пол самого старого храма середины IV века сохранился до наших дней, и его можно увидеть в музее, что расположен в нижних уровнях базилики.

В середине VI века император Юстиниан Великий приказал перестроить обветшавший и полуразрушенный древний храм в большую базилику, также посвященную Софии. Предполагается, что необычные для византийской архитектуры элементы композиции храма св.Софии - результат того, что строители были выходцами с Кавказа, из Грузии.

После османского нашествия базилика была превращена в мечеть — появились минареты, а уникальные фрески были уничтожены (сохранились лишь следы этих фресок XII века, предшествующих фрескам знаменитой Боянской церкви, что на окраине Софии). Скорее всего, базилика-мечеть пострадала во время землетрясения середины XV века, и только через столетие была восстановлена. Но когда здание дважды (в 1818 и 1858 годах) снова серьезно пострадало от сильных землетрясений, и даже минарет упал, то среди верующих поползли слухи, что они прогневили бога, поэтому мечеть здесь решили закрыть. Уцелевшая часть здания была приспособлена, как и афинский Парфенон, под склад боеприпасов (по другой версии - склад газовых фонарей), а еще позже - под пожарную каланчу. Когда началось строительство собора Св.Ал.Невского, Софию хотели разобрать на кирпичи для нового храма, но все-таки не сделали этого. Современный скромный вид - результат реставрации и реконструкции 1930-32 гг., древние интерьеры не сохранились, внешние стены во многом 90-летней летней давности. Богослужения возобновились в 1998 году.

Под нынешней базиликой Святой Софии сейчас интересный музей, где показаны фундаменты прежних трех храмов, можно увидеть древние напольные мозаики, саркофаги III - V вв с росписями (что само по себе необычно). Сохранилась даже именная гробница некого Гонория.

В музее Св.Софии много стендов с информацией, прекрасная инфографика, удобно оформленный маршрут.

Рассказ о храме можно найти также в Блоге о Болгарии Вари Давыдовой

Собор св.Александра Невского

Собор Александра Невского, наверное, самый знаменитый храм Софии. Построен на самой высокой для своего времени точки города (552 м) в неовиазнтийском стиле, который отражает идею создания храма - это памятник Освобождению славян от османского ига, памятник русским солдатам, погибших в русско-турецкой войне 1878 г.

Нынче это один из самых больших православных храмов Балкан - может вместить до 10 000 человек.

Белградский св.Савва явно задуман и был построен в соперничестве с этим собором и, что любопытно, судьба храмов-великанов всегда очень непроста.

Вопрос о строительстве собора-памятника Освобождению и освободителям начал обсуждаться сразу в 1879 году - по горячим следам событий. Хотели строить храм в Тырново, потом решили все же в Софии. Деньги собирали с народа. Проект сделал русский архитектор И.С.Богомолов. Между прочим, именно он автор церкви св.Николая в моем родном поселке Рощино(!) Ленинградской области, пьедестала опекушинского памятника Пушкину в Москве, решетки памятника Глинки в Смоленске. Окончательный проект был доверен все же другому архитектору - А.Н.Померанцеву (автор здания ГУМа в Москве). Строился храм с 1896 по 1912, но не был открыт из-за Балканской войны, из-за ухудшения отношений с Россией в 1915 собор переименован в церковь Св.Кирилла и Мефодия (по решению прогермански настроенного царя Фердинанда Кобурга). Но в 1920 посвящение храма Св.Ал.Невскому восстановили, храм был торжественно открыт в 1924 году.

По сторонам от западного входа находятся две мраморные доски с текстом на русском и болгарском языках о том, что "сей храм создан на пожертвования и по решению первого патриотического народного собрания в Тырнове в знак признательности русскому народу", и далее излагается краткая история строительства храма в цифрах (первый камень - 1882, строительство 1904 - 1912, освящение - 1924).

Интерьер храма великолепен: итальянский мрамор, бразильский оникс, африканский алебастр. Над оформлением интерьера работали великие русские художники В.Васнецов, М.Мясоедов многие другие - всего 400 произведений.

Две иконы иконостаса написаны В.М.Васнецовым (Христос и Богродица).

Богато оформлены царский и архиерейский троны, алтарная преграда. Мраморные орнаменты сделаны в Италии по проектам русского архитектора А.А.Яковлева.

В крипте - интересный музей болгарских икон (несколько залов) - филиал Национальной художественной галереи. Вход слева от ступеней собора - нужно спуститься вниз.

В собраниях болгарских музеев много т.н. "Сражающихся" икон: Св.Георгий, Св.Михаил, Св.Димитрий Победоносцы, на коне или без, поражают змия. Архангелы с копьями в руках. Иконы напоминали о необходимости борьбы с османами за свою веру и независимость.

Памятник Царю-Освободителю русскому императору Александру II

Конный памятник возвышается на Площади Народного собрания в окружении Государственного университета и Академии наук.

Перед сооружением памятника был объявлен международный конкурс среди скульпторов, который выиграл флорентиец Арнольдо Цоккки (замечу, что конный памятник князю Михаилу в Белграде создавал тоже флорентиец). На пьедестале бронзовые горельефы на тему освободительной войны против турок 1877 - 1878. Можно узнать русских полководцев М.Скобелева, И. Гурко, главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. С трех сторон под горельефами видны бронзовые барельефы, рассказывающие о важнейших эпизодах войны: сражении под Стара-Загорой, подписании Сан-Стефановского мирного договора, открытии Учредительного собрания в Тырново.

Спереди на пьедестале богиня Ника с расправленными крылами, которую на своих плечах несут русские воины, за ними идут болгарские ополченцы, а на заднем плане виден болгарский народ в национальной одежде. Надпись:"Братьям-освободителям признательная Болгария". Разглядеть все подробнее не получилось: площадь была на ремонте за забором.

Храм "Свети Седмочисленици" (Семи мучеников)

Христианский храм "Свети Седмочисленици" находится в бывшей мечети. Так тоже бывает. Семь мучеников - это евреи, пострадавшие за веру от сирийского царя Антиоха Эпифана в 166 году. Почитаются и католической, и православной церквями.

В античности здесь было святилище Асклепия (римские бани), потом в христианские времена возник Рильский монастырь, потом построили мечеть Коджа-дервиш-Мехмед- паша (или Черная Джамиля), потом мечеть приспособили под православный храм.

Мечеть построил знаменитый турецкий зодчий Синани, который построил мечеть Сулеймание в Стамбуле и Бани-баша мечеть в Софии.

При турках в Софии было 15 мечетей - некоторые из них были самыми крупными на Балканах. При них были конаки, медресе, турецкие бани. После свержения ига многие мечети были перестроены или снесены. Лишь три сохранились: в первоначальном виде и используется как мечеть Баня-баши; перестроена и используется как музей Буюк-мечеть; перестроена в церковь Махмед-Паши (Черная мечеть).

Черной ее прозвали из-за темного минарета, она была самой красивой на Балканах, при ней было исламское высшее духовное училище медресе.

В 1901- 1903 архитекторы А.Н. Померанцев, И.Миланов и П.Момчилов перестроили ее в христианский храм Семи мучеников.

Интерьер весьма внушительный, но росписи поздние и не очень интересные. Наружные стены - из рядов кирпичей: так строили в древности, чередуя кирпича (плинфа) и толстые слои штукатурки, отсюда такая характерная полосатая поверхность.

Подробнее о храме в Блоге Вари Давыдовой

Национальный театр

Архитектура дает нам много информации по истории страны. Так, видя, как на рубеже XIX-XX вв. много зданий в Софии было сооружено по проектам австрийских архитекторов, мы можем понять, что имело место политическое сближение Болгарии и Австро-Венгрии. Так,например, в 1906 году Здание неподалёку от бывшего княжеского дворца (сегодня это здание Национальной художественной галереи) по проекту австрийского архитекторского бюро «Бюро Фельнер & Гельмер» было построено здание Национального театра

Бродя по улицам Софии, замечаешь, конечно, не только руины и храмы, памятники великим людям, но и разные подробности городской среды. Так, например, в городе часто встречаются львы. Так и хочется спросить: а лев (царь зверей) и лев (местный рубль) - это однокоренные слова? В каком-то смысле да, потому что на ранних чеканных монетах был изображен лев - геральдическое животное Болгарского царства. Самые известные болгарские львы сидят у Cудебной палаты. Про львов Софии в Блоге Вари Давыдовой


В период османского владычеcтва болгарские города имели восточный колорит: были возведены мечети, турецкие бани, безистены (базары). Жилые здания приобрели чердак (открытая веранда)и миндер (деревянное возвышение-лежанка на веранде). Но эти подробности уже не попали в зону нашего внимания - за один день успеваешь уловить лишь основное.

Куда обязательно стоит съездить при наличии времени, так это в упоминаемую уже мной Боянскую церковь, X-XIII вв., объект наследия ЮНЕСКО, находится 8 км к югу от центра Софии.

Это типичный пример крестообразной двухэтажной церкви, под ней расположены захоронения. Стены украшены керамическими изразцами, они очень разные и, вероятно, относятся к разным периодам строительства церкви.

Фрески в интерьере - самые замечательные относятся к XIII веку (второй слой) - один из наиболее сохранившихся и полных образцов средневекового искусства на Балканах. Они иллюстрируют жизнь св.Николая, знакомят с покровителями церкви – священником и его супругой, реалистично представляют портреты царя Константина и его супруги царицы Ирины.


Отдаляясь от центра города, который находится словно бы в котловине, окруженной горами, можно запланировать трекинг (летом) или горные лыжи (зимой) в нацпарк на гору Витоша. Тут есть и канатная дорога.

На машине за полчаса можно добраться к подножию огромных скал Златни Мосты (Золотые мосты).

Полезные ресурсы

1) Низовский А.Ю. Исторический путеводитель. Болгария, М., 2001 г.

2) Достопримечательности Софии.

3) Аудиогид.София.

4) Блог о Болгарии Вари Давыдовой

5) Сайт о храмах Европы Святы места с картой